Четверг
18.04.2024
22:52
Категории раздела
Русский язык [34]
Литература [10]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Начальная школа » Литература

    Урок литературного чтения. С.А.Есенин «Черемуха».
    г. Петропавловск
    КГУ «Средняя школа № 42»
    Алымова Ирина Владимировна
    учитель начальных классов

    Урок литературного чтения. 3 класс.
    Тема: С.А.Есенин «Черемуха».
    Цель: знакомство учащихся с жизнью и творчеством С. Есенина и со стихотворением «Черемуха».
    Задачи:
    учить детей представлять в своем воображении картины природы, описанные автором в стихотворении;
    учить чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения;
    совершенствовать умения выразительно читать лирические стихотворения;
    определять настроение и свои чувства, возникающие при прослушивании и чтении стихотворения;
    развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления;
    развивать и обогащать речь учащихся;
    развивать эстетическое восприятие и творческое воображение;
    прививать любовь и бережное отношение к природе.

    Ход урока
    I. Организационный момент
    II. Введение в тему урока.
    Загадка о черемухе.
    -Ребята, предлагаю вам отгадать загадку, которая поможет определить тему нашего урока.
    Будто снежный шар бела,
    По весне она цвела.
    Нежный запах источала,
    А когда пора настала,
    Разом сделалась она
    Вся от ягоды черна. (Черёмуха)
    - Докажите, что это черемуха.
    (Выслушиваю ответы детей, их доказательства)
    - Верно.
    - Посмотрите, какая цветущая черемуха? (Белая, красивая, пушистая)
    - Про черемуху слагали песни, писали стихотворения.
    - И сегодня мы познакомимся со стихотворением «Черёмуха», которое написал Сергей Есенин.

    III. Изучение нового материала.
    1. Биография поэта.
    Ученики рассказывают о С.А. Есенине.
    Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области. Родителям мальчика пришлось уехать в город на заработки, и с двух лет маленький Сережа жил в доме деда. Сергей очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы. Своё восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах. Его стихи как-то особенно светлы, чисты и мелодичны. Его называли певцом русской природы. Многие из его стихов стали песнями. Стихи Есенин начал сочинять в 9 лет. Первое опубликованное стихотворение было стихотворение «Берёза». В 21 год вышла первая книга стихов, называлась «Радуница». Он становится популярным поэтом того времени.
    Сергей Александрович Есенин прожил короткую жизнь, всего 30 лет. А село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино.

    - Какие стихи С.Есенина вы знаете?

    2. Знакомство со стихотворением.
    - Я прочитаю стихотворение “Черемуха”, а вы постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.

    - Что представили? Какую картину нарисовали в своем воображении?
    - Какое настроение автора вы почувствовали? (Ликующее, восторженное, веселое, праздничное, радостное)
    - Обоснуйте свой выбор. (Настроение радостное, приподнятое, праздничное, т.к. начинается весна, природа просыпается и все это радует поэта.)
    - Какие чувства возникли в вашем сердце? (Изумление, радость, восторг, восхищение)
    - Почему?

    3. Вторичное знакомство со стихотворением. (Жужжащее чтение).
    - Отметьте слова и выражения, значение которых вам не совсем ясно.

    4. Словарная работа.
    - Давайте попытаемся вместе объяснить значение слов и выражений.
    Роса медвяная (капли росы с запахом меда, ароматные, сладкие)
    Зелень пряная (зелень с острым пряным запахом, душистая)
    Проталинка (место, где растаял снег и виднеется земля)
    Волна гремучая (шумная, издающая громкие звуки)
    Обдаёт (окатывает водой, обливает сразу со всех сторон)
    Вкрадчиво (осторожно, доверительно)
    Под кручею ( круча – крутой спуск, обрыв).

    5. Анализ стихотворения.
    - Какие слова использует автор для описания образа черёмухи? Зачитайте.
    (Черёмуха душистая, ветки золотистые)
    - Почему они золотистые? (Блестят в лучах солнца)
    - Обратите внимание, что автор дает характеристику, используя одно единственное прилагательное, а как тонко подмечены качества. В итоге получается цельная картинка пейзажа.
    - Как называются такие слова? (Эпитеты)
    - Эпитет – образное определение предмета. Они помогают описать внешний вид предмета, передать его цвет, состояние, а также выразить чувства, настроение.
    - Найдите в тексте стихотворения цветовые эпитеты. (Серебряный ручей, зелень золотистая)
    - Что они означают? (Серебряный – со стальным блеском, чистый, прозрачный, искрящийся на солнце. Золотистая - с золотым блеском,- видимо, тоже от солнца.
    - Найдите эпитеты, передающие запахи. (Черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная)
    - А теперь, давайте найдем эпитеты, которые помогут описать свойства предметов.
    (Маленький ручей, волной гремучею)
    -Что такое метафора? (Перенос значений на основе сходства, сравнения называется метафорой.)
    -Найдите в тексте метафоры. (Сияет в серебре, зелень горит)
    - Объясните их. (Зелень покрыта росой, и её капельки светятся и переливаются, точно серебро. Кроме того, на солнце она искрится как пламя.)
    - Что такое сравнение? (Сравнение – сопоставление одного явления или предмета с другим.)
    - Найдите в тексте сравнения. (И ветки золотистые, что кудри завила)
    - Почему автор использует такое сравнение? (Он оживил дерево. Она, словно девушка).

    - Какая часть стихотворения начинается такими же словами, как в начале?
    - Почему автор делает повтор первой строчки? (Хочет обратить внимание на черемуху)
    - Сам автор как бы заново всматривается в нее. Давайте и мы присмотримся внимательнее.
    - Черемуха осталась такой же или изменилась? Вспомним, какой цвет был в первой картине. А теперь? (Черемуха теперь другая. Ее ветки уже не кудрявые, она стоит «развесившись». Зелень теперь золотистая, а сначала была серебряная).
    - Каким нарисован ручей? Каковы его размеры? Это один и тот же ручей? (В начале – струится маленький, между корней, а в конце – гремучая волна, обдает ветки, под кручею)
    - Чем объясняются эти изменения? ( Время прошло – черемуха распустилась, расцвела, и ручей набрался силы)
    - В чем загадка этого текста? (Изображены две картины, причем разделенные во времени, картина природы изображена в движении)

    6. Работа над выразительностью.
    - Какие слова выбирает поэт, чтобы вы услышали, как поет ручей? Какой звук преобладает в этих словах?
    (А Рядом, у пРоталинки, в тРаве, между коРней,
    Бежит, стРруится маленький сеРебРяный Ручей…) (Р)
    - Прочитайте эти строки, подчеркивая эти звуки.
    - Когда хотят, чтобы читатели ощутили блеск, сияние, они часто подбирают слова, в которых повторяются слова, в которых повторяется звуки З-С.
    -А теперь прочитаем строки о черемухе со слов «Черемуха, душистая, развесившись, строит» и тоже подчеркнем звуки З-С.
    - Как мы будем читать строчки о черёмухе? (Неторопливо, с любованием, чтобы показать, как она прекрасна и величава)
    -Какие слова, по-вашему, можно читать чуть быстрее?
    (А рядом, у проталинки,
    В траве, между корней,
    Бежит, струится маленький
    Серебряный ручей.)
    -Перед этими словами можно сделать паузу чуть побольше.

    - Вспомните и назовите правила чтения пейзажной лирики.
    • читайте медленно, помните: ни один художник не рисует картину со скоростью машины;
    • после каждой строчки надо обязательно делать короткую остановку - паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания;
    • постарайтесь прочесть так, чтобы передать настроение автора и
    одновременно свои чувства.

    7. Выразительное чтение стихотворения учащимися.
    IV. Домашнее задание.
    Выучить стихотворение наизусть.

    V. Рефлексия.
    Сегодня на уроке я узнал…..
    Мне показалась интересным….
    Меня удивило….
    Я хочу похвалить себя, за…….

    - Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?
    - Для чего нужна такая работа над стихотворением?

    VI. Выставление оценок.
    Категория: Литература | Добавил: irina1964 (02.01.2015) | Автор: Алымова Ирина Владимировна E
    Просмотров: 2698 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 3
    3 Ксюха  
    0
    Спасибо за урок. Очень хороший анализ стихотворения.

    1 lusn  
    0
    Урок очень хороший. Стихи Есенина учат любить природу, развивают творческое воображение.

    2 Ксюха  
    0
    Урок очень интересный. Особенно мне понравился анализ стихотворения.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]