Воскресенье
22.10.2017
22:23
Категории раздела
Русский язык [30]
Литература [10]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 369
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Начальная школа » Литература

    Урок литературного чтения в 4 классе С. Бабенко "Тюе - Тас"
    Литературное чтение
    Тема: С.Бабенко «Тюе – Тас»
    Цель: знакомство с новым произведением, развитие правильного и осознанного чтения, воспитание любви к родному краю.
    Задачи: Познакомить с биографией автора и его произведением; развивать навыки чтения, мышления, воображения, памяти; воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи.
    Оборудование: произведение, картины природы степи, портрет автора
    Ход урока: 1. Орг момент Позитивный настрой
    -С каким настроением вы готовы работать сегодня на уроке?
    -Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
    -Кто хочет сегодня узнать что-то новое?
    2. Проверка домашнего задания
    Чтение и пересказ отрывка из повести «Меня зовут Кожа»
    3. Работа по теме урока
    Ребята, сегодня я выбрала сложный урок и без вас я просто не смогу его провести так, как хотелось бы. А назвала я его красивым предложением из стихотворения М. Ждангазиева
    «Я ЗЕМЛЮ РОДНУЮ ХОЧУ ОБНЯТЬ.»
    Я землю родную хочу обнять,
    Прижаться к ней горячей щекой,
    Удары гулкого сердца унять...
    И погладить ее травинки рукой.
    Я землю родную хочу целовать-
    Священную землю моей страны,
    Как сына целует седая мать.
    Когда возвращается он с войны.
    Я землю родную хочу целовать.
    Как солнце целует ее по утру,
    Как знамя целует солдат на ветру,
    Давая клятву не отступать.
    При слове Казахстан, мы представляем себе бескрайние степи - от горизонта до горизонта и раздольные широкие степи, где пасутся стада овец, гуляют табуны лошадей, где легкий ветер колышет седые ковыли, а в небесной выси рождаются звонкие песни жаворонка.
    Степи - обширные безлесные пространства, на которых растут травянистые растения. Это области слишком сухие для деревьев, но достаточно влажные для трав. Травы, растущие в степи, способны переносить засуху и быстро восстанавливаются даже после степных пожаров, т.к. остается в земле корень. Весна в степи начинается рано, в феврале - марте снег уже стаивает и в это время в почве скапливается много влаги.
    Знакомство с автором
    Степан Бабенко - казахстанский писатель, родившийся и выросший в казахской степи и на всю свою жизнь запомнивший степные запахи, звуки, краски. Он навеки прикипел к родным местам, к своей малой родине, не устает любоваться степным пейзажем, связанным в его воспоминаниях с босоногим детством.
    Прочитайте, как называется его лирический рассказ о родном крае, полный любви к нему, восхищения его красотой.
    Рассказ называется «Тюе - Тас», в переводе с казахского языка означает «камень - верблюд. Недалеко от аула находится гора, по форме напоминающая верблюда. Она и дала название деревне.
    Перед чтением рассказа я призываю вас тоже не только послушать, а вместе с автором прочувствовать эти счастливые воспоминания. Я буду читать вам, а вы будете мне помогать и постарайтесь ответить на такие вопросы:
    1.Какое воспоминание детства осталось на всю жизнь в памяти автора?

    2.Обратите внимание на картины пейзажа.
    Самый главный объект воспоминания - степь. Давайте составим описание степи при помощи опор.
    1 группа - КРАСКИ.
    2 группа - ЗВУКИ.
    3 группа - ЗАПАХИ.
    Работа с текстом
    КРАСКИ.
    «Степь отливала лазурью.» Лазурь - ярко синий цвет у васильков и незабудок. Их столько много, что не видно травы. Они придали степи ярко -синий оттенок.

    Красный цвет (Маков столько много в степи, что кажется над степью полыхают языки пламени).

    Ярко - изумрудный (зеленый.) Весной в степи трава сочная, зеленая, ни единой желтой травиночки.

    ЗВУКИ СТЕПИ.
    Воздух наполнен птичьими голосами.
    (Веселее всех песни жаворонка,
    а вторит ему перепел - четко, требовательно, ровно. Поют ручьи.

    ЗАПАХИ:
    Пахнет скошенным сеном - это свежесть, горьковатый терпкий запах трав, нежные ароматы цветов. Его хочется пить, зажмурив глаза. Это теплый запах родной зелени.
    -Почему автор каждый год ездит в свою деревню?
    (Вспомнить босоногое детство, побродить по окрестным полям, берегу реки Кутурган, принести цветы на могилу близких ему людей.)
    -Почему «обнаженная голова», когда автор проезжает через Тюе - Тас?
    (Дань уважения к своему родному краю.)
    -Какой показалась ему речка Кутурган в сравнении со «сказочным Дунаем»?
    (Такой прелестной, что даже защемило на душе.)
    -Почему защемило на душе?
    (Вспомнил родные места, родную речку.)
    -С каким чувством автор встретился со своей Родиной?
    (Сильно - сильно забилось сердце.)
    -А кто из вас испытывал такие же чувства и когда?
    Чем является Тюе - Тас для автора?
    Тюе — Тас - это и детство, и юность, и степь, и балки, овраг", небо, песни жаворонка и т. д.
    Напоминаю все чувства и ощущения автора при возвращении в родные места:
    -сильно - сильно забилось сердце;
    -защемило на душе;
    -тянуло в родные места;
    -чувство радости «Здравствуй, Родина!»
    У каждого человека до конца дней сохраняется благодарная любовь к тому месту, откуда берет начало его жизнь, к отчему краю.
    ВЫВОД.
    Везде хорошо, но дома лучше. В этих словах раскрывается любовь к родному краю.
    4. Итог урока
    Эссе "Моя родина"
    Прием "Авторский стул"
    Рефлексия «Лесенка успеха»
    Домашнее задание: постараться рассказать о своем родном крае как автор, передав любовь к родным местам, описав свои чувства.
    Категория: Литература | Добавил: ALENAMAXIMOVA (21.12.2015) | Автор: Максимова Алена Геннадьевна E
    Просмотров: 2879 | Рейтинг: 2.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]