Урок литературного чтения в 4 классе С. Бабенко "Тюе - Тас"
Литературное чтение Тема: С.Бабенко «Тюе – Тас» Цель: знакомство с новым произведением, развитие правильного и осознанного чтения, воспитание любви к родному краю. Задачи: Познакомить с биографией автора и его произведением; развивать навыки чтения, мышления, воображения, памяти; воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи. Оборудование: произведение, картины природы степи, портрет автора Ход урока: 1. Орг момент Позитивный настрой -С каким настроением вы готовы работать сегодня на уроке? -Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? -Кто хочет сегодня узнать что-то новое? 2. Проверка домашнего задания Чтение и пересказ отрывка из повести «Меня зовут Кожа» 3. Работа по теме урока Ребята, сегодня я выбрала сложный урок и без вас я просто не смогу его провести так, как хотелось бы. А назвала я его красивым предложением из стихотворения М. Ждангазиева «Я ЗЕМЛЮ РОДНУЮ ХОЧУ ОБНЯТЬ.» Я землю родную хочу обнять, Прижаться к ней горячей щекой, Удары гулкого сердца унять... И погладить ее травинки рукой. Я землю родную хочу целовать- Священную землю моей страны, Как сына целует седая мать. Когда возвращается он с войны. Я землю родную хочу целовать. Как солнце целует ее по утру, Как знамя целует солдат на ветру, Давая клятву не отступать. При слове Казахстан, мы представляем себе бескрайние степи - от горизонта до горизонта и раздольные широкие степи, где пасутся стада овец, гуляют табуны лошадей, где легкий ветер колышет седые ковыли, а в небесной выси рождаются звонкие песни жаворонка. Степи - обширные безлесные пространства, на которых растут травянистые растения. Это области слишком сухие для деревьев, но достаточно влажные для трав. Травы, растущие в степи, способны переносить засуху и быстро восстанавливаются даже после степных пожаров, т.к. остается в земле корень. Весна в степи начинается рано, в феврале - марте снег уже стаивает и в это время в почве скапливается много влаги. Знакомство с автором Степан Бабенко - казахстанский писатель, родившийся и выросший в казахской степи и на всю свою жизнь запомнивший степные запахи, звуки, краски. Он навеки прикипел к родным местам, к своей малой родине, не устает любоваться степным пейзажем, связанным в его воспоминаниях с босоногим детством. Прочитайте, как называется его лирический рассказ о родном крае, полный любви к нему, восхищения его красотой. Рассказ называется «Тюе - Тас», в переводе с казахского языка означает «камень - верблюд. Недалеко от аула находится гора, по форме напоминающая верблюда. Она и дала название деревне. Перед чтением рассказа я призываю вас тоже не только послушать, а вместе с автором прочувствовать эти счастливые воспоминания. Я буду читать вам, а вы будете мне помогать и постарайтесь ответить на такие вопросы: 1.Какое воспоминание детства осталось на всю жизнь в памяти автора?
2.Обратите внимание на картины пейзажа. Самый главный объект воспоминания - степь. Давайте составим описание степи при помощи опор. 1 группа - КРАСКИ. 2 группа - ЗВУКИ. 3 группа - ЗАПАХИ. Работа с текстом КРАСКИ. «Степь отливала лазурью.» Лазурь - ярко синий цвет у васильков и незабудок. Их столько много, что не видно травы. Они придали степи ярко -синий оттенок.
Красный цвет (Маков столько много в степи, что кажется над степью полыхают языки пламени).
Ярко - изумрудный (зеленый.) Весной в степи трава сочная, зеленая, ни единой желтой травиночки.
ЗВУКИ СТЕПИ. Воздух наполнен птичьими голосами. (Веселее всех песни жаворонка, а вторит ему перепел - четко, требовательно, ровно. Поют ручьи.
ЗАПАХИ: Пахнет скошенным сеном - это свежесть, горьковатый терпкий запах трав, нежные ароматы цветов. Его хочется пить, зажмурив глаза. Это теплый запах родной зелени. -Почему автор каждый год ездит в свою деревню? (Вспомнить босоногое детство, побродить по окрестным полям, берегу реки Кутурган, принести цветы на могилу близких ему людей.) -Почему «обнаженная голова», когда автор проезжает через Тюе - Тас? (Дань уважения к своему родному краю.) -Какой показалась ему речка Кутурган в сравнении со «сказочным Дунаем»? (Такой прелестной, что даже защемило на душе.) -Почему защемило на душе? (Вспомнил родные места, родную речку.) -С каким чувством автор встретился со своей Родиной? (Сильно - сильно забилось сердце.) -А кто из вас испытывал такие же чувства и когда? Чем является Тюе - Тас для автора? Тюе — Тас - это и детство, и юность, и степь, и балки, овраг", небо, песни жаворонка и т. д. Напоминаю все чувства и ощущения автора при возвращении в родные места: -сильно - сильно забилось сердце; -защемило на душе; -тянуло в родные места; -чувство радости «Здравствуй, Родина!» У каждого человека до конца дней сохраняется благодарная любовь к тому месту, откуда берет начало его жизнь, к отчему краю. ВЫВОД. Везде хорошо, но дома лучше. В этих словах раскрывается любовь к родному краю. 4. Итог урока Эссе "Моя родина" Прием "Авторский стул" Рефлексия «Лесенка успеха» Домашнее задание: постараться рассказать о своем родном крае как автор, передав любовь к родным местам, описав свои чувства.