Пятница
26.04.2024
13:25
Категории раздела
Русский язык [34]
Литература [10]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Начальная школа » Русский язык

    Программа факультатива "Чистописание"
    Пояснительная записка

    Каллиграфия – это искусство писать четким, красивым почерком. Известный ученый психолог А. Р.Лурия отмечал, что «процесс письма с полным основанием относится психологией к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности».
    Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым днем все больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них далеко не каллиграфический почерк. Что случилось с почерком, почему так много ошибок, почему обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе – эти вопросы все больше и больше волнуют учителей и родителей. Количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма, действительно, увеличивается с каждым годом и по самым общим подсчетам составляет 25-30%, причем, это дети, имеющие не проходящие трудности обучения, т. е. многие трудности не заканчиваются в начальной школе, а лишь модифицируются и сохраняются зачастую, вплоть до окончания школы.
    По отношению к школе задача формирования каллиграфического навыка выступает как одна из проблем в образовании. Данная проблема остается актуальной, как для учителей, так и для методистов, ученых. Ее изучением занимались и занимаются многие ученые, рассматривая процесс формирования навыка с разных позиций: развитие мускульной и тактильной памяти; тактированное письмо; обучение первоначальному письму и формированию каллиграфического навыка через определенную систему принципов (Агаркова Н. Г., Безруких М. М., Боголюбов Н. Н., Гурьянов Е. В., Желтовская Л. Я., Соколова Е. Н., Федосова Н. А.)
    В работе представлены дидактические материалы по формированию каллиграфических навыков у детей младшего школьного возраста «Занимательное чистописание» разработано по классам (1-4) и соответствующим темам: «Детские игрушки», «Тепло родного очага», «Село мое родное».
    Программа составлена на основании:
    Инструктивно-методического письма «Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах РК в 2019-2020 учебном году», Нур-Султан 2019 г

    Актуальность
    В условиях современного обучения не потеряло актуальности утверждение известного методиста С.П.Редозубова о том, что, борясь за хороший почерк и хорошую тетрадь, мы, по существу, боремся за грамотность учащихся. В наше время, когда всюду используются компьютеры, люди перестали не только общаться, но и грамотно и красиво писать. Поэтому проблема письма актуальна сегодня, когда в силу многих причин воспитать высоконравственную личность особенно непросто. Письмо называют “ базовым “ навыком. Навыком, на котором практически строится всё дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учёбе. Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым днем все больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них далеко не каллиграфический почерк. Обучение письму и систематическая работа по формированию почерка учащихся - одна из главных задач школы. Согласно требованиям программы занятия по чистописанию проводятся по 6-8 минут ежедневно на уроках русского языка. Но этого не достаточно. Основные ошибки (классификация ошибок по М.Р. Львову), которые допускают дети при письме:
    1.Алфавитно-графические ошибки:
    - недописывание или прибавление элементов букв,
    - искажение букв.
    (Причина – неустойчивое внимание, плохое запоминание начертания букв).
    2. Каллиграфические ошибки:
    Неумение придерживаться строки
    Несоблюдение наклона и размеров букв
    Устойчиво неправильные соединения букв (вопреки образцам)
    «дрожащее письмо»
    (Эти ошибки индивидуальны и исправляются на дополнительных занятиях).
    Если при обучении школьников чистописанию не формально (как это делают многие учителя), а творчески подходить к проведению минуток чистописания; даже использовать время физкультминуток для развития навыков письма; если систематически исправлять и предупреждать каллиграфические ошибки школьников и т.п., то можно добиться развития каллиграфически правильных навыков у большинства учащихся.
    Новизна и практическая значимость
    Чистописанием дети начинают заниматься с первого класса и продолжают формировать каллиграфические и графические навыки в последующих классах.
    Новизна и практическая значимость состоит в том, что обучение осуществляется при помощи системы наиболее эффективных приемов и упражнений по формированию каллиграфических навыков, то есть внимание с содержания обучения переносится на его средства, на то, каким образом знания преподносятся детям и как ими усваиваются. Данная система упражнений может применяться в деятельности учителя начальной школы.

    Цели и задачи
    Отрабатывать графические навыки и правильную постановку руки.
    Научить менять направление линий при помощи тонких движений пальцев, а не поворачиванием листа.
    Развивать механизмы, необходимые для овладения письмом.
    Основные методические приемы обучения навыкам письма:
    • Показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов и предложений во время показа
    • Списывание с готового образца
    • Копировальный способ
    • Воображаемое письмо или письмо в воздухе
    • Анализ формы букв
    • Письмо под счет или в такт счету
    Формы организации занятий.
    • Игры
    • Пальчиковые игры с предметами и без
    • Ниткопись
    • Бисерография
    • Зарядка
    • Конкурсы
    Занятия проводятся в индивидуальных и групповых формах.
    Ожидаемые результаты:
    К концу обучения у детей предполагается формирование следующих умений:
    - правильно держать ручку при письме
    - ориентироваться в тетради: разграничивать широкую и узкую (рабочую) строки
    - фиксировать границу и величину элементов
    - запоминать конфигурацию букв
    - знать и уметь выполнять разные виды штриховки
    - при раскрашивании уметь фиксировать границы рисунков
    - уметь по фрагментам продолжить узор.
    Методическое обеспечение программы.
    Занятия построены в игровой форме с использованием дидактического раздаточного материала и учебных таблиц.
    Основная работа проводится в учебных пособиях на линованной и клеточной основе. При отработке навыков письма используются инструменты: (ножницы), бумага (аппликация, мозаика), проволока (фигурки), фломастеры, цветные карандаши и ручки.
    Место факультатива в учебном плане
    Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35-40 минут. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Русский язык», не требует от учащихся дополнительных знаний. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей.
    Рекомендации по применению дидактического материала по чистописанию в 4 классе

    Представленные материалы рекомендуется использовать на факультативных занятиях во внеурочное время.
    1. Работа с картинками-силуэтами

    • Перед выполнением задания предлагается отгадать загадку, чтобы дети могли определить, какое задание их ожидает.
    • Затем первоклассники получают листы с картинками, рассматривают их и прописывают в них определенные буквы.
    2. Пальчиковая гимнастика
    Упражнения на мелкую моторику рук способствуют развитию речи, мышления, интеллекта. Сначала руки “учат” мозг, затем мозг учит руки. Хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.
    • Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
    А потом они в тетради будут элемент писать.
    Дети вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, а затем их разжимают. Так повторяется несколько раз
    • Две веселые лягушки ни минуты не сидят –
    Ловко прыгают подружки, только брызги вверх летят.
    Дети сжимают кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко распрямляют пальцы и кладут ладони на парту. Затем, резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту
    • Наши пальчики сплетем и соединим ладошки.
    А потом, как только можем, крепко-накрепко сожмем.
    Дети сплетают пальцы, соединяют ладони и сжимают как можно сильнее. Потом опускают руки и слегка ими трясут. Так 2-3 раза.
    • Пальчик вышел погулять, ключ забыл с собою взять.
    Что он делает теперь? Просто он стучится в дверь.
    Ребята растопыривают пальцы, а затем начинают одновременно сгибать каждые пальцы на обеих руках одновременно, касаясь подушечками соответствующей ладони.
    • Что такое? Что мы слышим?
    Это дождь стучит по крыше.
    А теперь пошел сильней
    И по крыше бьет быстрей.
    Постукивание подушечкой большого пальца правой руки, затем левой.
    • Бедный маленький цыпленок кушать захотел спросонок.
    Он по парте клювом бьет, будто бы пшено клюет.
    Постукивание по парте подушечкой мизинца сначала одной рукой, затем другой.

    Содержание факультативного курса «Чистописание»
    в 4 классе

    Чистописания с грамматическим заданием ( 5 ч.)
    ТЕМА: СЛОВО (1 ч)

    1. На доске запись:

    Л О С О В

    и рисунок со стрелочками

    С Л

    В

    О О
    задание
    • запишите буквы, которые вы видите
    • расположите буквы по росту и запишите их
    • какие слова могут получиться из данных
    букв?
    В зависимости от цели урока далее можно обсудить, что общего в этих словах, какое слово «лишнее».

    2. «Запишите букву»
    Учитель произносит звук или букву, а ребята
    записывают заглавную и строчную буквы

    задание
    • Назовите парный согласный звуку [ф] и запишите букву, которую он обозначает
    • Запишите букву, которая стоит в алфавите перед буквой П
    • Запишите букву, которая обозначает звуки [л], [л]
    • Какой звук чаще звучит в скороговорке?

    Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные сшила.

    • Запишите букву, которую он обозначает
    • Запишите букву, которая обозначает безударный гласный звук в слове КОТЫ
    3. На доске

    - Посмотрите на запись. Подумайте, какие слова с общей частью мы можем составить
    - Предлагаю вам записать начальные буквы заглавные и строчные. Те, кто догадается, какие слова здесь зашифрованы, запишите на следующей строчке эти слова
    - Какие еще буквы вы бы предложили дополнить к этому заданию?
    - Попробуйте найти или придумать подобные задания к следующему уроку

    - Запишите буквы. Найдите общую часть для этих групп слов и запишите ее. На следующей строчке запишите получившиеся слова
    - Какие слова можно дописать?
    - я утверждаю, что все слова, у которых здесь общая часть –ень, относятся к мужскому роду, а слова, у которых общая часть – оль, к женскому роду

    4. – Запишите слово
    ТОЧКА
    Задание
    • Придумайте начало, чтобы получилось другое слово. Запишите получившиеся слов.
    5. Учитель читает вместе с детьми стихотворение во время изучения темы и проводит беседу о значении слова в языке
    СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА

    Всему название дано-
    И зверю, и предмету,
    Вещей вокруг полным-
    полно,
    А безымянных - нету!

    И все, что может видеть
    глаз, -
    Над нами и под нами, -
    И все, что в памяти у нас,
    Означены словами.
    (А.Барто)
    - В каких случаях употребляются данные слова и выражения?
    СЛОВО, СЛОВА, К СЛОВУ, В ДВУХ СЛОВАХ, ЧЕСТНОЕ СЛОВО
    ТЕМА: ЗВУКИ И БУКВЫ (1 ч)
    1. – С каких звуков начинаются слова БУКВЫ? ЗВУКИ?
    - Как называется первая буква в слове ЗВУКИ? БУКВЫ?
    На доске и в тетради появляется запись:
    [б] [з]
    Бб Зз буквы звуки
    - Какие соединения можно использовать?
    - Запишите на одной строчке соединения с буквой З, на другой – с буквой
    2. ХИТРЫЕ ВОПРОСЫ (1 ч)
    • что нужно сделать, чтобы из слова ДОМ получилось слово ДЫМ?
    • как превратить слово СТУЛ в слово СТОЛ?
    • на доске записаны слоги

    …ОМ, …ОМ, …ОМ
    • Буквы убежали из слова. Верните их. Напишите эти буквы и слова, которые получились

    3. В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ (1 ч)
    • Запишите ответы
    - какие слова из ста согласных?
    (стог, стол, стоп…)
    • за каким сонорным звуком спрятано большое помещение?
    (зал)
    • в каком слове достаточно заменить один звук, чтобы четвероногое животное с длинными ушами, превратилось в хищную птицу?
    (осел - орел)

    • сколько букв О и сколько звуков [о] в предложении?
    Звонят во все колокола.

    4. ВОПРОСЫ-ШУТКИ

    • Что находится в начале книги? (Кк)
    • Что находится в середине капусты? (Уу)
    • Что у зайца позади, а у цапли впереди? (Цц)
    • Что мы слышим в конце урока? (Аа А а аа)
    • Чем кончается лето и начинается осень? (Оо лето осень)

    ТЕМА: ЗАГЛАВНАЯ БУКВА (1 ч)
    задание
    - отгадайте, какую букву будем писать
    Мяч дом кот
    - эта буква обозначает непарный звонкий твердый
    согласный звук
    - запишите эту букву и слово, в котором находится
    загаданный звук
    - найдите закономерность и продолжите строку

    Мб мп мв мф мг …

    Коррекционная работа по исправлению почерка (7 ч)

    1. Упражнения для отработки наклона (4 ч)

    • Росчерки

    • Работа с модульной сеткой. Работа над наклоном и расстоянием между буквами в словах

    • Работа над одинаковой высотой надстрочных элементов букв.

    • Работа над одинаковой длиной надстрочных элементов

    2. Работа над правильным письмом букв (3 ч)

    • С четко различимыми элементами

    • Буквы с петлями

    • Буквы, у которых не все элементы четко обозначены

    Задания для коррекционной работы

    • Использование карточек для коррекционной коллективной и индивидуальной работы
    • Написать в воздухе каждое слово
    • Обвести образец через кальку
    • Провести анализ формы буквы, т.е. разложить ее на составляющие.
    • Показ учителем, правильного написания буквы и ее соединения с другими буквами
    • Списывание с образца учителя с доски или с карточки
    • При выполнении заданий учащимся напоминалось о соблюдении гигиенических правил при письме.

    При систематической работе с учащимися учитель может не только сформировать каллиграфический навык, но и на ранних этапах предупредить и исправить недостатки в их письме, опираясь на разработанные современные эффективные методики обучения письму.

    Занимательное чистописание (10 ч)

    ТЕМА: «Письмо строчной и заглавной букв в, В »

    Загадка

    Он и весел, и незлобен,
    Этот милый чудачок.
    С ним хозяин – мальчик Робин,
    И приятель Пятачок.
    Для него прогулка- праздник,
    И на мёд- особый нюх.
    Этот плюшевый проказник
    Медвежонок……………..
    (Вини-Пух)

    ТЕМА: «Письмо строчной и заглавной букв з, З »

    Загадка

    Через поле напрямик,
    Скачет новый воротник.
    (Заяц)

    ТЕМА: «Письмо строчной и заглавной букв б, Б »

    Загадка

    В ярком платье модница –
    Погулять охотница.
    От цветка к цветку порхает,
    Утомится – отдыхает.
    (Бабочка)

    ТЕМА: «Письмо строчной и заглавной букв д, Д »
    Загадка

    С моряками был он дружен,
    Чем поныне знаменит.
    Из морских зверей кому же
    В мире памятник открыт?
    (Дельфин)

    ТЕМА: «Письмо строчной и заглавной букв я, Я »

    Загадка

    Сладкое, румяное,
    С дерева упало,
    Мне в рот попало.
    (Яблоко)

    ТЕМА: «Письмо строчной и заглавной букв г, Г »

    Загадка

    Висит шарик с бугорком,
    А внутри он с сахарком.
    (Груша)

    ТЕМА: «Письмо строчной и заглавной букв ш, Ш »

    Загадка

    Мохнатая, пушистая,
    На голове сижу,
    Тепло берегу.
    (Шапка)

    ТЕМА: «Письмо строчной и заглавной букв ж, Ж »

    Загадка

    Чёрен, да не ворон,
    Рогат, да не бык,
    Шесть ног без копыт.
    Летит- воет,
    Сядет- землю роет.
    (Жук)
    ТЕМА: «Письмо строчной и заглавной букв ю, Ю »

    Загадка

    Ребятам весело со мной,
    На ножке я кручусь одной.
    (Юла)

    ТЕМА: «Письмо строчной и заглавной букв ц, Ц »

    Загадка

    На окне стоит горшок,
    В нём голубенький ….
    (Цветок)

    Образцы для чистописания (на каждое занятие)

    1. аА аАа Аа аАа
    ал ар аз да аш
    За горами хорошо песни петь, а жить лучше дома.

    2. Б б Б б ба бо би
    Берегите мать от злого слова, знайте, дети ранят
    всех больней.

    3. Вв Ввв во ва ви ву
    Вся гордость мира от отцов и матерей.

    4. Гг п р Ггг р п
    Где родился, там и пригодился.

    5. Дд Ддд Дд де ди
    Дом вести не бородой трясти.

    6. ее Её Ёе ев ел
    Есть мужские дороги круты и тернисты.

    7. ж Жж ж жа же
    Жизнь – удивительная вещь.

    8. Зз зз Зз ззз за зе зи
    Заботливое отношение к родителям – признак высокой культуры человека.

    9. Ии Йй йи иа ия
    Имя дают родители, славу добываешь сам.

    10. Кк ки Ккк ку Кккк
    Когда нет семьи, так и дома нет.

    11. Лл Ла лЛ лу лЛ ли
    Любовь и ласка – в семье сказка.

    12. м Мм ма мМ му Ммм
    Материнское сердце – как летнее солнышко.

    13. Нн на Нн ну Нн ни
    На что и клад, коли в семье лад.

    14. оО оо Оо оро Ог Ов
    Отец рыбак – и дети в воду смотрят.

    15. Пп па Пп пу Пп пе
    Полна хата детей, так и счастье в ней.

    16. Рр ра Рр ри Рр ру
    Родительское сердце в детках.
    17. Сс си Ссс са Сссс су
    Семья в куче – не страшна и туча.

    18. Тт ти Ттт ту ТВ
    Тепло родного очага.

    19. Уу ус ул Уу уг
    уют удача успех
    20. ф Фф фа Фф фи
    Что за прилипа ко всякому липнет.
    (фамилия)
    21. Хх хи Хх ху Хх ха
    Хозяйкою дом стоит.
    22. Ц ца Цц це Цц цу
    Отец наказывает, отец и хвалит.
    23. Чч ча чу Чк чн ЧК
    Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.
    24. Шш ши Шш шу Ш
    Хорошая дочка Аннушка, коли хвалят мать
    да бабушка.
    25. щщ Щщ ще Щу
    ща щу щн
    Ще Щл Щн
    26. Ээ эЭ эл Эв Эр
    Это не родня, а так с боку припёка.
    27. Яя яя яЯ яя Яя
    Я с бабушкой и дедушкой дружу давным – давно.
    28. аа ши ааа
    Аа Ар Ас
    Алла Алексей Алёна
    Папа, мама, я – счастливая семья.

    29. б Б бб Б ббб Б
    ба бр бе бу би
    Брат мой, а ум у него свой.
    30. Вв в Ввв в Вввв
    Вера верность
    Вся семья вместе, и душа на месте.
    31. Гг г Ггг г
    Го ге Гу гн Гр
    Где папа не может, там мама поможет.
    32. Дд Д дд Д ддд Д
    до де Ду Др Дв
    дети дом доброта
    Дом вести не головой трясти: всё надо припасти.
    33. е Е ее Е еее
    ев ел ек ес ер ем
    На свете все найдешь, кроме отца и матери.
    34. ж Ж жж Ж
    жа же жи жу
    Живы родители – почитай,
    померли – поминай.

    Календарно-тематическое планирование
    факультативного курса по русскому языку
    «Чистописание»
    в 4 классе

    № Сабақ тақырыбы
    Тема занятия Сағат
    Часы Мерзімі
    Сроки Енгізулер
    Коррект.
    Чистописание с грамматическим заданием (5 ч)
    1. Какое слово спряталось? 1 4.09
    2. Звуки и буквы 1 11
    3. Вопросы-ловушки 1 18
    4. Шуточные вопросы 1 25
    5. Заглавная буква 1 2.10
    Коррекционная работа по исправлению почерка (7 ч)
    Упражнения по отработке наклона
    6. Росчерки 1 9
    7. Работа с модульной сеткой 1 16
    8. Работа над одинаковой высотой надстрочных элементов 1 23
    9. Работа над одинаковой длиной надстрочных элементов 1 6.11
    Работа над правильным письмом букв
    10. Буквы с четко различимыми элементами 1 13
    11. Буквы с петлями 1 20
    12. Буквы, у которых не все элементы четко обозначены 1 27
    Занимательное чистописание (10 ч)
    13. Письмо строчной и заглавной букв а,А 1 4.12
    14. Письмо строчной и заглавной букв б,Б 1 11
    15. Письмо строчной и заглавной букв в,В 1 18
    16. Письмо строчной и заглавной букв е,Е 1 25
    17. Письмо строчной и заглавной букв ж,Ж 1 15.01
    18. Письмо строчной и заглавной букв з,З 1 22
    19. Письмо строчной и заглавной букв к,К 1 29
    20. Письмо строчной и заглавной букв м,М 1 3.02
    21. Письмо строчной и заглавной букв н,Н 1 12
    22. Письмо строчной и заглавной букв р,Р 1 19
    Различные виды деятельности по отработке каллиграфии (6 ч)
    23. Воздушные слова 1 26
    24. Воздушные слова 1 4.03
    25. Разложение букв на составляющие 1 11
    26. Разложение букв на составляющие 1 18
    27. Отработка соединений букв 1 8.04
    28. Списывание с образцов 1 15
    Работа с электронными тренажёрами (4 ч)
    29. Рисуем элементы букв 1 22
    30. Декоративное письмо 1 29
    31. Я - художник 1 6.05
    32. Буквы на стекле 1 13
    Контрольные задания (2 ч)
    33. Пишу по образцу с заданием 1 20
    34. Пишу под диктовку с заданием 1 20
    Категория: Русский язык | Добавил: lusn (02.12.2019) | Автор: Люшневская Надежда Григорьевна E
    Просмотров: 343 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 lusn  
    0
    Комментарии к работам коллег оставлены. Отправьте, пожалуйста, свидетельство о публикации на мой электронный адрес:nadulu@mail.ru

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]