«Работа над словарными словами на уроках русского языка в начальной школе».
«Работа над словарными словами на уроках русского языка в начальной школе».
Огромно образовательное и воспитательное значение русского языка как учебного предмета. Научить школьников правильно пользоваться русским языком, обеспечить подготовку грамотных людей – важнейшая задача школы. В русском языке есть слова, правописание которых не определяется ни правилами, ни произношением. Усвоить правописание этих слов («трудных» словарных) учащиеся могут только путём заучивания и систематической тренировке в их написании Традиционных рекомендаций явно недостаточно для того, чтобы каждый ребенок прочно усвоил написание словарных слов, т.к. ребенка нужно заинтересовать изучением таких слов, сделать интересным время работы с такими словами. Поэтому учителю необходимо иметь в своей методической копилке подбор упражнений, которые бы соответствовали этим требованиям. Приведём пример некоторых упражнений, которые используем при работе со словарными словами: 1. Расположить словарные слова по алфавиту. 2. Группировка слов по орфографическим признакам. Я говорю слова: диван, пенал, газета, малина, сирень, тетрадь и т.д. Нужно распределить слова по столбикам: 1 столбик – с безударной а, 2 – с безударной о, 3 – с безударной е, 4 – с безударной и. 3. С целью закрепления знаний правила о правописании корней в родственных словах даю задание: подобрать однокоренные слова с разными морфемами. Мороз, морозец, заморозки, морозный. 4. Подбор и запись синонимов, антонимов. Цель: обогащение словаря учащихся; распознавание антонимов, синонимов. Метель – вьюга, буря, метелица, пурга. Юг – север, запад – восток и т.д. 5. Подбор слов по темам. Например, «Школа» (учитель, класс, ученик, ученица, пенал и т.д.) 6. Замена описательных оборотов словами-синонимами. Цель: узнавание предмета по заданным признакам. Ящичек для ручек, карандашей (пенал). Использование игровых моментов и игр повышает интерес у детей к словарным словам. 7. Игра «Угадай слова». Цель: развитие мыслительных операций, проверка знания словарных слов. Дается начало слова ка- . Дети пишут словарные слова, начинающиеся с этого слога: капуста, картофель и т.д. 8. Игра «Цепочка слов». Называю первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Береза, автобус, салют и т.д. 9. Игра «Собрать слова из слогов». ро аг ном (агроном) то ав биль мо (автомобиль) 10. Игра «Замена». Заменить цифры буквами алфавита: 31, 12, 19, 12, 21, 18, 19, 10, 33 (экскурсия) 11. Урок начинаю словами: Слова спокойно жили в книжке Но книжку вдруг прогрызли мышки. От слов начало откусили Из книжки в норку утащили. …робей …рона …тух Дети восстанавливают слова. 12. Игра «Подсказка» (использую, если тема вызывает затруднения; развивает мыслительные операции) _о_о_ _ _ (воробей) _о_о_ _ (ворона) _е_ _ _ (петух) Обязательно объявляю тему, например, «Птицы». Рифмовка помогает установить смысловую связь между словом и выделенной буквенной записью, указывает на орфограмму, а главное способствует произвольному запоминанию написания словарных слов. Ученики в дальнейшем оперируют рифмовкой как алгоритмом для запоминания орфограмм. Вот основные составляющие этого способа: I. Выделение слова в слове. 1) Есть слова подобные птице, Каркают на словарной странице. тина Кар тон Кар! ман 2) Посмотрите, дети, Рак летит в ракете. Рак ета рак 3) – Кап, кап, кап – Шепчет капуста. – Без дождя мне очень скучно! Кап уста кап II. Выделение слога в слове. 1. Нота ре запела В адресе умело. адрес 2. Со слогом мо – я злой мороз, А без него – я много роз. мороз Для повышения интереса к предмету русского языка использую игровые моменты, шарады, кроссворды, метаграммы, ребусы, анаграммы. Результаты работ учащихся постоянно фиксируется в диаграммах и анализируется. Выделяются типичные ошибки для дальнейшей отработки. Полученные данные свидетельствуют об актуальности применения упражнений и заданий на развитие орфографической зоркости. Итогом данной работы является повышение качества знаний по русскому языку.
В заключении хотелось бы отметить, что на основе личного опыта использование разнообразных методов, приёмов, форм и средств обучения в работе над трудными словами активизируется деятельность, повышается интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывается внимание к слову, обогащается словарный запас. Систематически проводя указанные выше виды работ, формируем у учеников орфографическую зоркость, грамотность, мышление, память. Данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты; ошибок при написании слов стало значительно меньше, да и речь стала более грамотна, имеется достаточный словарный запас.
Литература
1. Даминова М.П. Упражнения по предупреждению орфографических ошибок.// Начальная школа-1995, №5, с. 69. 2. Евсюкова Г.А. Как работать со словарными словами. // Начальная школа, -2006, №6, с.23. 3. Эргашева Л.А. Игры и игровые моменты в работе над словами с непроверяемыми написаниями. // Начальная школа- 2002, №2, с. 50. 4. Ященкова С.Н. Как я работаю над словарными словами. // Начальная школа, -2001, №9, с. 109.
Спасибо, очень интересные упражнения ,которые направлены на развитие орфографической зоркости, на пополнение словарного запаса,на развитие саморегуляции.