Вторник
09.03.2021
08:48
Категории раздела
Русский язык [34]
Литература [10]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 419
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Начальная школа » Русский язык

    «Работа над словарными словами на уроках русского языка в начальной школе».
    «Работа над словарными словами на уроках русского языка в начальной школе».

    Огромно образовательное и воспитательное значение русского языка как учебного предмета. Научить школьников правильно пользоваться русским языком, обеспечить подготовку грамотных людей – важнейшая задача школы.
    В русском языке есть слова, правописание которых не определяется ни правилами, ни произношением. Усвоить правописание этих слов («трудных» словарных) учащиеся могут только путём заучивания и систематической тренировке в их написании
    Традиционных рекомендаций явно недостаточно для того, чтобы каждый ребенок прочно усвоил написание словарных слов, т.к. ребенка нужно заинтересовать изучением таких слов, сделать интересным время работы с такими словами. Поэтому учителю необходимо иметь в своей методической копилке подбор упражнений, которые бы соответствовали этим требованиям.
    Приведём пример некоторых упражнений, которые используем при работе со словарными словами:
    1. Расположить словарные слова по алфавиту.
    2. Группировка слов по орфографическим признакам.
    Я говорю слова: диван, пенал, газета, малина, сирень, тетрадь и т.д.
    Нужно распределить слова по столбикам: 1 столбик – с безударной а, 2 – с безударной о, 3 – с безударной е, 4 – с безударной и.
    3. С целью закрепления знаний правила о правописании корней в родственных словах даю задание: подобрать однокоренные слова с разными морфемами.
    Мороз, морозец, заморозки, морозный.
    4. Подбор и запись синонимов, антонимов.
    Цель: обогащение словаря учащихся; распознавание антонимов, синонимов.
    Метель – вьюга, буря, метелица, пурга.
    Юг – север, запад – восток и т.д.
    5. Подбор слов по темам.
    Например, «Школа» (учитель, класс, ученик, ученица, пенал и т.д.)
    6. Замена описательных оборотов словами-синонимами.
    Цель: узнавание предмета по заданным признакам.
    Ящичек для ручек, карандашей (пенал).
    Использование игровых моментов и игр повышает интерес у детей к словарным словам.
    7. Игра «Угадай слова».
    Цель: развитие мыслительных операций, проверка знания словарных слов.
    Дается начало слова ка- .
    Дети пишут словарные слова, начинающиеся с этого слога: капуста, картофель и т.д.
    8. Игра «Цепочка слов».
    Называю первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего.
    Береза, автобус, салют и т.д.
    9. Игра «Собрать слова из слогов».
    ро аг ном (агроном)
    то ав биль мо (автомобиль)
    10. Игра «Замена».
    Заменить цифры буквами алфавита:
    31, 12, 19, 12, 21, 18, 19, 10, 33 (экскурсия)
    11. Урок начинаю словами:
    Слова спокойно жили в книжке
    Но книжку вдруг прогрызли мышки.
    От слов начало откусили
    Из книжки в норку утащили.
    …робей
    …рона
    …тух
    Дети восстанавливают слова.
    12. Игра «Подсказка» (использую, если тема вызывает затруднения; развивает мыслительные операции)
    _о_о_ _ _ (воробей)
    _о_о_ _ (ворона)
    _е_ _ _ (петух)
    Обязательно объявляю тему, например, «Птицы».
    Рифмовка помогает установить смысловую связь между словом и выделенной буквенной записью, указывает на орфограмму, а главное способствует произвольному запоминанию написания словарных слов. Ученики в дальнейшем оперируют рифмовкой как алгоритмом для запоминания орфограмм.
    Вот основные составляющие этого способа:
    I. Выделение слова в слове.
    1) Есть слова подобные птице,
    Каркают на словарной странице.
    тина
    Кар тон Кар!
    ман
    2) Посмотрите, дети,
    Рак летит в ракете.
    Рак ета рак
    3) – Кап, кап, кап –
    Шепчет капуста.
    – Без дождя мне очень скучно!
    Кап уста кап
    II. Выделение слога в слове.
    1. Нота ре запела
    В адресе умело.
    адрес
    2. Со слогом мо – я злой мороз,
    А без него – я много роз.
    мороз
    Для повышения интереса к предмету русского языка использую игровые моменты, шарады, кроссворды, метаграммы, ребусы, анаграммы.
    Результаты работ учащихся постоянно фиксируется в диаграммах и анализируется. Выделяются типичные ошибки для дальнейшей отработки.
    Полученные данные свидетельствуют об актуальности применения упражнений и заданий на развитие орфографической зоркости. Итогом данной работы является повышение качества знаний по русскому языку.

    В заключении хотелось бы отметить, что на основе личного опыта использование разнообразных методов, приёмов, форм и средств обучения в работе над трудными словами активизируется деятельность, повышается интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывается внимание к слову, обогащается словарный запас.
    Систематически проводя указанные выше виды работ, формируем у учеников орфографическую зоркость, грамотность, мышление, память. Данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты; ошибок при написании слов стало значительно меньше, да и речь стала более грамотна, имеется достаточный словарный запас.

    Литература

    1. Даминова М.П. Упражнения по предупреждению орфографических ошибок.// Начальная школа-1995, №5, с. 69.
    2. Евсюкова Г.А. Как работать со словарными словами. // Начальная школа, -2006, №6, с.23.
    3. Эргашева Л.А. Игры и игровые моменты в работе над словами с непроверяемыми написаниями. // Начальная школа- 2002, №2, с. 50.
    4. Ященкова С.Н. Как я работаю над словарными словами. // Начальная школа, -2001, №9, с. 109.
    Категория: Русский язык | Добавил: yfnfkmz (08.02.2014) | Автор: Трифонова Наталья Валерьевна E
    Просмотров: 1548 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 5
    0
    5 Swetkol   [Материал]
    Спасибо, коллега за статью. Предложенное разнообразие поможет сделать работу над словарными словами интересной.

    0
    4 School5a   [Материал]
    Спасибо, очень интересные упражнения ,которые направлены на развитие орфографической зоркости, на пополнение словарного запаса,на развитие саморегуляции.

    0
    3 irina1964   [Материал]
    Словарная работа проводится на каждом уроке русского языка, предложенные задания помогут разнообразить эту работу. Спасибо за материал.

    0
    2 Окся   [Материал]
    Очень важно уже в начальной школе обращать особое внимание на написание словарных слов.

    0
    1 Ирина   [Материал]
    Спасибо за помощь. Очень полезная статья.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]