Пятница
26.04.2024
13:56
Категории раздела
Русский язык [34]
Литература [10]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Начальная школа » Русский язык

    Разработка урока 3 класс. ТЕМА: Первое склонение имён существительных.
    РУССКИЙ ЯЗЫК
    Дата:

    ТЕМА: Первое склонение имён существительных.
    Цель: создать условия для закрепления знаний о первом склонении имен существительных.
    Задачи:
    1. Создать условия для формирования умения определять падеж имен существительных 1-го склонения .
    2. Создать условия для совершенствования умения изменять существительные по числам, падежам, различать род, развивать познавательную и коммуникативную компетенции
    3. Создать условия для воспитания юного гражданина РК.
    Оборудование: учебник, схемы, таблицы, запись на доске; таблица склонений.

    ХОД УРОКА:
    1.Организационный момент.

    1) Готовность детей к уроку.
    2) Психологический и эмоциональный настрой учащихся.
    2. Минутка чистописания.
    На доске написаны слова:
    Прекрасный, студент, зима.
    -Прочитайте написанные на доске слова. Назовите буквы, которые мы будем сегодня писать на минутке чистописания.
    Первая буква находится в корне неодушевленного имени существительного, она обозначает парный звонкий мягкий согласный. Какая это буква? (Зз)
    -Согласную з мы напишем с двумя гласными. Первую гласную вы найдете в приставке имени прилагательного. Какая это буква? (Ее)
    Вторую гласную вы найдете в одушевленном имени существительном, она безударная. Какая это буква? (Уу)
    -Напишите этот ряд букв до конца строки в следующей последовательности:
    Зеу зеу зеу
    3. Словарно-орфографическая работа.
    -Слово из словаря, с которым мы сегодня будем работать на уроке, вы составите самостоятельно.
    Для этого соедините слоги данных слов:
    Прекрасный, студент, зима.
    В следующем порядке:
    1 слог – 1 слог имени прилагательного;
    2 слог – 1 слог неодушевленного имени существительного;
    3 слог – 2 слог одушевленного имени существительного.
    - Какое это слово? (президент)
    - В слове президент две непроверяемые безударные гласные: е – в первом слоге и и – во втором.
    - Подчеркните их и запомните написание.
    - Какое лексическое значение у этого слова?

    Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.
    президент м. 1) Избираемый на определенный срок глава государства. 2) Избираемый руководитель некоторых обществ, учреждений. 3) Высшее должностное лицо компании, корпорации.
    -Как зовут президента нашей страны? (Н.А.Назарбаев)
    Нурсултан Назарбаев родился 6 июля 1940 в селе Чемолган Каскеленского района Алма-Атинской области в семье Абиша и Альжан, которые работали в сфере сельского хозяйства.
    Трудовой путь начал в 1960 рабочим стройуправления треста «Казметаллургстрой» в г. Темиртау Карагандинской области. Затем работал чугунщиком разливочных машин, горновым доменной печи на Карагандинском металлургическом заводе. Был активистом на партийной, комсомольской работе в г. Темиртау Карагандинской области.
    1 декабря 1991 состоялись первые всенародные выборы Президента республики, в ходе которых Н. А. Назарбаев получил поддержку 98,7 % избирателей.
    1 декабря 2012 г. страна впервые будет праздновать День Первого Президента Республики Казахстан. Появление этого дня в календаре не случайно – он свидетельствует о больших успехах в истории народа и государства. Несомненно, эти успехи неразрывно связаны с именем Нурсултана Абишевича Назарбаева, Первого Президента независимого Казахстана.
    - Запишите в тетради:
    Первое декабря – День Первого Президента Республики Казахстан.
    - Наш урок проходит накануне государственного праздника : Дня Первого Президента
    Республики Казахстан. Наша независимая мирная страна – заслуга нашего президента. Все то, что будет происходить на нашем уроке будет так или иначе связано с нашей Родиной.
    4. Повторение.
    - Итак, урок русского языка.
    -Прочитайте записанное предложение.
    - Назовите имена существительные в данном предложении.
    - Почему вы считаете, что это имена существительные?
    - Назовите грамматические признаки имен существительных.
    5.Ф. минутка.
    - Если вы услышите имена существительные женского рода – хлопок в ладоши, если мужского или среднего – тишина:
    Ноябрь, река, юрта, декабрь, город, карта, гражданин, степь, народ, столица, орнамент, домбра, отечество.
    6.Определение темы урока.
    - Расшифруйте слово и вы узнаете, чем мы сегодня будем заниматься:
    нклесоеин
    523614987( склонение)
    - Какого склонения бывают имена существительные?
    1) Самостоятельная работа по определению склонения имен существительных:
    1скл 2скл 3скл 1скл 2скл 3скл
    Президент Юрта
    Республика Герб
    Народ Жизнь
    Степь Отечество
    воля площадь

    1скл 2скл 3скл 1скл 2скл 3скл
    Гражданин Караганда
    Страна Гимн
    Флаг Храбрость
    Смелость Земля
    домбра народ

    1скл 2скл 3скл 1скл 2скл 3скл
    Астана Земля
    Жизнь Город
    Ноябрь Площадь
    Страна Воля
    орнамент столица

    1скл 2скл 3скл 1скл 2скл 3скл
    Родина Народ
    Дом Казахстан
    Карта Независимость
    Степь Домбра
    гимн Жизнь

    2) Работа в группах:
    - Определите и назовите имена существительные первого склонения:
    • Жизнь, земля, город, отечество, смелость, река, карта, независимость.
    • Флаг, страна, Казахстан, гимн, символ, декабрь, герб, родина.
    • Площадь, Астана, президент, столица, город, республика, степь, орнамент.
    3) Сообщение темы урока
    - Тема нашего урока: Первое склонение имен существительных.
    7. Работа по теме урока.
    - Какие существительные относятся к первому склонению?
    - Что значит выражение: «просклонять существительное»? (изменить по вопросам, по падежам)
    - Сколько падежей в русском языке, перечислите их.(6, И.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.)
    Интересные сведения.
    * Школьники Эстонии должны запомнить- 14 падежей.
    • Ученики в Финляндии – 15 падежей.
    • Дети в Венгрии – 22 падежа.
    • В некоторых языках народов Дагестана – свыше 50 падежей.
    • У китайцев существительные совсем не склоняются и падежей в грамматике нет.
    • В древнерусском языке было 7 падежей. Седьмой назывался звательный.
    • В русском языке 6 падежей.
    - Каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А ваша задача – знать свои шесть падежей, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.
    Работа в группах:
    Каждая группа получает названия падежей:
    1 – И.п., Р.п.
    2- Д.п., В.п.
    3- Т.п., П.п.
    - Найдите соответствующие им вопрсы.
    На доске появляется следующая запись:
    И.п. кто? что?
    Р.п. кого? чего?
    Д.п. кому? чему?
    В.п. кого? что?
    Т.п. кем? чем?
    П.п. о ком? о чем?
    -Просклоняйте имена существительные 1 склонения :
    1 – страна,
    2 - земля,
    3 – Астана( в тетрадях)
    Проверка, на доске появляется запись:
    -а -я -а
    -ы -и -ы
    -е -е -е
    страна -у земля -ю Астана -у
    -ой -ей -ой
    -е -е -е
    -Назовите окончания имен существительных первого склонения.

    -а, -я
    -ы, -и

    1 склонение -у, -ю
    -ой, -ей

    8. Ф. минутка.
    - Я буду называть имена существительные первого склонения с окончаниями –а, -я. Если назову с окончанием –а - поднимите руки вверх, если с окончанием – я – руки на пояс
    Земля, река, гора, воля, рука, семья, родина, география, Караганда, конституция, свобода, экскурсия, стройка, фамилия.
    9. Закрепление.
    Работа в группах
    -Прочитайте предложения, у имен существительных 1 склонения определите падеж.
    1.
    Земля, где ты родился, называется Родиной. Казахстан – это наша Родина. Природа республики очень разнообразна.

    2.
    У каждой независимой страны есть государственные символы. К ним относятся флаг, герб, гимн. С государственными символами нас познакомили в школе.

    3.
    Столица нашей Родины – Астана. Столица похожа на огромную строительную площадку. Астана – творение президента.

    Именно Нурсултан Назарбаев является главным проектировщиком казахстанского чуда – города Астаны. Астана – это олицетворение свершившихся надежд и мечтаний казахстанского народа, это символ надежды и уверенности в будущем всех наших граждан. Столица хорошеет день ото дня, она удивляет темпами роста, современной оригинальной архитектурой, она – имидж нашей Родины. Город открытых горизонтов, находящийся посреди степи, создаёт иллюзию безгра-ничного пространства, она находится в центре Родины, все дороги ведут к ней. Башня Байтерек, с высоты которой можно увидеть весь город, является символом города и его визитной карточкой. Судьба предначертала Нурсултану Назарбаеву стать отцом-основателем не только независимого государства, но и строителем новой столицы – Астаны. Казахстанцы гордятся своей Родиной и её столицей. Думается, нашим гражданским долгом является бережное отношение к столице, стране и её лидеру, вошедшему в отечественную и мировую историю как Президент- основатель и созидатель.
    10. Рефлексия.
    - Чем занимались на уроке, над какой темой работали?
    - Что нового узнали?
    - Оцените свои знания:
    Желтый – все получалось, было легко.
    Зеленый – я испытывал трудности, но старался.
    11.Домашнее задание.
    - Стр 94, упр. 208.
    - Разделить текст на предложения, озаглавить
    списать, определить падеж имен существительных первого склонения.

    Резерв.
    Пословицы о родине. Определить падеж имен существительных первого склонения.
    С родной земли – умри, но не сходи.
    Нет земли краше, чем страна наша.
    Ищи добра на стороне, а дом люби по старине.
    Категория: Русский язык | Добавил: Swetkol (04.11.2014) | Автор: Колышкина Светлана E
    Просмотров: 1900 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 3
    3 lusn  
    0
    Очень интересный урок. Несёт очень много полезной информации. Спасибо за творческий подход!

    2 irina1964  
    0
    Интересный урок. Учитель использует в своей работе разнообразные методы и приемы. Все задания тесно связаны между собой и направлены на достижение цели урока.

    1 rimma_robertovna  
    0
    Урок очень интересный, много познавательной информации, очень нравится патриотическая направленность урока! Спасибо!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]