Урок русского языка 3 класс Тема: Слово и его лексическое значение. Учение – мой труд. Цель: -совершенствование умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств; -формирование представления о способах определения лексического значения слова; развитие умения работать с толковым словарём; -воспитывать интерес к предмету, коммуникативные качества личности.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, школьные толковые словари, учебник, цветные мелки, листы с заданием для групп. Ход урока. 1.Организационный момент. Позитивный настрой. (Концентрация в Свете) -Здравствуйте. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Я рада приветствовать вас. 2.Минутка чистописания. Записать: - последний звук в слове багаж (ш) - согласный глухой звук в слове комар (к) - безударную гласную в слове осина (о) - мягкий согласный звук в слове лес (л) - безударную гласную в слове комната (а)
-Какое слово получилось? - Объясните лексическое значение слова школа. - Сравните с тем, как даёт объяснение словарь. (работа со словарём, ответы учащихся) Кластер - Записать в тетрадях все слова-ассоциации, связанные со словом «школа» - Обсудить записанное в группах и дополнить записи другой пастой. - Составление общего кластера на доске с комментированием орфограмм и лексического значения отдельных слов. -Звуковой анализ слова «Школа». 3.Словарная работа. Тема: «Школа» Поставьте в словах ударение, подчеркните орфограммы. -Составьте с одним из словарных слов предложение и разберите его по членам предложения. 4.Объяснение нового материала. Всему название дано: И зверю и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных – нету! И все, что может видеть глаз – Над нами и под нами,- И все, что в памяти у нас, Означено словами. (А.Шибаев) Все предметы, которые нас окружают, имеют свое название. Словами мы пользуемся для выражения своих мыслей и чувств. Без слов мы не смогли бы общаться друг с другом. Чтобы научиться свободно говорить и писать по-русски, надо усвоить много русских слов. Вывод: Чтобы узнать новое слово, надо узнать, что оно обозначает, то есть надо узнать лексическое значение слова. -Давайте сформулируем тему урока « Слово и его лексичекое значение» -Какова главная цель урока? -Какова задача урока? Сегодня перед вами стоит важная задача: вам предстоит узнать, что такое слово и его лексическое значение. а) Работа по учебнику (стр.14) -Прочитайте текст. О чём в нём говорится? б) Работа в группах (стр.14) в) Работа в парах (упр. 47 стр. 16).
-По какому словарю можно определить лексическое значе¬ние слова?
5.Позитивное высказывание. Цитата. А эпиграфом к сегодняшнему уроку стали следующие слова: «Слово — исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить...» В. И. Даль
-Как вы понимаете эти слова? -Ребята, а что же такое вообще слово и его лексическое значение? -Что же делать, чтобы достичь уровня высокообразованного человека? Наша задача – расширять свой словарный запас. – Это очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово, пополнять свой словарный запас – это значит узнавать новые слова. В современном мире, красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Богатый словарный запас русского языка свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека. Общество воспринимает человека с богатым словарным запасом как умную и творческую личность. Люди с богатым словарным запасом быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной лестнице, к ним вообще чаще и внимательнее прислушиваются. Чем больше словарный запас человека, тем выше вероятность того, что он преуспеет в жизни. 6.Закрепление изученного материала. стр.17 упр.49,50 7.Итог урока. -Что такое лексическое значение слова? -Где мы можем найти лексическое значение слова? 8.Домашнее задание стр.14 -15 прочитать, стр.15 упр.44 9.Рефлексия Вывод. Научиться быть добрым - трудно. Путь к доброте -нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, чередование добра и зла. Поэтому человек должен чаще размышлять о своих поступках. Так заботьтесь о своем саде-душе и не позволяйте ему зарастать сорняками - плохими словами, делами, наполняйте его солнечным светом - добрыми делами и добрыми словами. (Звучит музыка).