Пятница
26.04.2024
03:34
Категории раздела
Русский язык [34]
Литература [10]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Начальная школа » Русский язык

    Урок«Cклонение имён существительных»
    Урок русского языка в 4 классе.
    Тема: Склонение имён существительных.
    Цели: 1.Познакомить учащихся с распределением имен существительных по склонениям; учить определению склонения, к которому относится то или иное существительное;
    2.Развивать внимание, память, логическое мышление, словарный запас, кругозор;
    3.Воспитывать интерес к предмету, понимание ценности доброго отношения.
    Учащиеся должны: получить представление о трёх типах склонения имён существительных;
    учиться распознаванию склонений существительных;
    уметь формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, делать выводы на основе наблюдений; формировать навыки грамотного письма; развивать речь учащихся;
    воспитывать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и взаимовыручку.

    Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация. Карточки с заданиями для групп
    Ход урока
    1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
    Приветствие гостям: Всем, всем добрый день!
    Приветствие “Здравствуйте!”
    Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
    желаю (соприкасаются большими пальцами);
    успеха (указательными);
    большого (средними);
    во всём (безымянными);
    и везде (мизинцами);
    Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
    (Слайд №1.)
    - Урок я хочу начать с таких слов:
    Прикоснись ко мне добротой,
    И болезни смоет волной,
    И печаль обойдёт стороной,
    Озарится душа красотой…
    - Как вы понимаете слова: “Час в доброте пробудешь – все горести забудешь”?
    - Пусть эта пословица станет девизом нашего урока. Давайте дарить друг другу добро. И тогда мир станет для всех лучше.
    Открываем тетради, записываем число, классная работа.
    2.Минутка чистописания.
    (Слайд № 2.)
    - Для минутки чистописания я выбрала букву, которую на Руси называли “добро”. Какая это буква?
    (На доске прописаны образцы букв и соединений.)
    - Пропишем правильно эту букву.
    - Из каких элементов состоит строчная буква д?
    - Пропишем.
    - Пропишем соединения этих букв по образцу.
    До да Ди ду Дл дм Дв дз
    Дети прописывают образцы.
    3.Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока.
    - Как часто горят в сказках: “… и стали они жить-поживать и добра наживать”. Какой смысл имеет в данном случае слово “добро”?
    - Сегодня на уроке мы откроем новый секрет имён существительных. (На доске открывается записанная часть темы урока.)
    - Какой это секрет, вы узнаете позже. Можно ли сказать, что мы “наживём добра” в виде новых знаний?
    (Слайд № 3.)
    - В домашнем задании вы просклоняли слова лиса и кот. Что вы можете сказать о падежных окончаниях: одинаковы ли они в одних и тех же падежах?
    - Поменяйтесь тетради и проверьте друг у друга написание окончаний по образцу на слайде. Если найдёте ошибку у друга, поставьте на полях напротив карандашом галочку.
    - Как вы думаете, почему падежные окончания слова лиса отличаются от падежных окончаний слова кот?
    Дети выполняют взаимопроверку по эталону.
    Работа в группах: дописать падежные окончания существительных: добро, мир,ласка
    (самооценивание)

    Лист оценивания
    Ф.И. ученика Задание №1 №2 №3 Оценка учителя


    - Это зависит от рода имени существительного.(предположение)
    Повторение падежей с помощью сигнальных карточек. Слова: парта, к другу, о мире, за книгой, перед школой, через дорогу, по тропинке, возле дома.(самооценивание)
    4.Постановка учебной задачи (проблемы).Вызов
    - Хорошо. Давайте проверим ваше предположение. Запишем предложение в тетради
    (Слайд № 4.)
    - Покажите окончания выделенных слов и запишите рядом признаки этих слов как частей речи.
    Ученики записали слова в тетрадке.
    Ученики записали слова в тетради.
    - Подтверждается ли ваше предположение?
    - Смогли ли мы определить, от чего зависит падежное окончание имени существительного?
    - Кто догадался о чём будем говорить, изучая этот раздел?
    - Мы откроем новый секрет имён существительных.
    (Слайд № 5.)
    - А каков главный вопрос, на который мы должны ответить?
    (Слайд № 6.)
    - Итак, задачи урока: познакомиться с тремя типами склонения имён существительных, узнать как определить тип склонения имени существительного.
    Дети в рабочих листах определяют грамматические признаки имён существительных.
    - Будем говорить о падежных окончаниях имён существительных.
    - От чего зависит падежное окончание имени существительного? (от склонения существительных)
    Физминутка
    – Я читаю имена сущ., если
    сущ. м. р. – руки вверх;
    сущ. ж. р. – руки в сторону;
    сущ. с. р. – присели
    5. Осмысление.
    Знакомство с тремя типами склонения имён существительных.
    - Подберите как можно больше однокоренных имён существительных к слову “доброта”.
    (Слайд № 7.)
    - Прочитайте слова, которые я для вас подобрала. Смысл, каких слов вы бы хотели уточнить?
    (На экране слова: добро, доброта, доброжелательница, доброжелатель, доброжелательность, добродушие, Добрыня, добрый, добросовестность, добряк, одобрение, добродушность.)
    - Какое слово лишнее? Почему?
    - Наблюдая за окончаниями имён существительных при изменении их по падежам, учёные заметили, что есть три разных набора окончаний. Вот они и выделили три типа склонения по падежам имён существительных. Это и есть новый секрет имён существительных – все существительные делятся на три группы по типу склонения. (На доске открывается тема – “Три типа склонения имён существительных”)
    (На экране слова распределяются по типам склонения.)
    - Попробуем определить, по какому признаку происходит распределение слов.
    (Если дети затрудняются, можно задать наводящий вопрос: “Обращайте внимание на род и на окончание в начальной форме.”)
    - Чтобы проверить свои предположения, прочитаем сообщение в учебнике.
    (Чтение правила на стр. 46)
    - Что вы узнали из сообщения?
    - По каким же признакам слова узнают его склонение?
    6.Физминутка. (Слайд № 9-12.)
    Алгоритм определения склонения имени существительного.
    (Слайд № 13.)
    - Вернёмся к домашнему заданию. Теперь вы можете сказать, почему в одних и тех же падежах окончания имён существительных различны?
    - Как мы будем определять склонение имени существительного?
    (Слайд № 14.)
    - Давайте составим алгоритм. На что будем смотреть сначала?
    (На экране появляются части алгоритма)
    - Что теперь будем делать?
    - Что останется определить?
    - Да. Эти существительные разных типов склонения.
    - Определим род имени существительного.
    - Выделим окончание.
    - По роду и окончанию определим склонение.
    7.Первичное закрепление.
    - Давайте попробуем действовать по алгоритму.
    - Это всё замечательно, но мы с вами пропустили один пункт. Какой – вы догадаетесь сами. Обратимся к пословице – девизу нашего урока: “Час в доброте пробудешь – все горести забудешь”. Найдите имена существительные, выпишите их столбик и определите склонение.
    - Почему не можем сразу определить склонение?
    - Что надо с ними сделать?
    - Итак, какой пункт мы пропустили?
    (На экране появляется новый пункт алгоритма.)
    - Как вы думаете, этот пункт каким номером надо поставить?
    (На экране появляется последовательность пунктов алгоритма.)
    - Запишем слова в начальной форме и определим склонение.
    Дети по очереди выходят к доске и выписывают по одному слову.
    - Они стоят в формах косвенных падежей.
    - Поставить в И.п. или в начальную форму.
    - Поставь слово в начальную форму.
    - Этот пункт – первый.
    Дети выполняют задание.
    8.Закрепление материала. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
    (Слайд № 15.)
    - А теперь поработаем в парах: на экране высказывание мудреца: “День доброго человека освещается добрым поступком, а злодей всегда живёт в темноте”. Как понимаете эти слова?
    - Работая в парах, выпишите из него все существительные и определите тип склонения. Договоритесь между собой, как будете работать.
    - Выполним проверку по эталону.
    (На экране появляется эталон выполнения задания)
    Дети работают в парах.
    Работа в группах:
    1группа: Исключи на строке лишнее слово, объясни свой выбор (устно)
    Житель, огонь, радость, вихрь
    Земля, карта, столб, улица
    Дочь, радость, любовь, путь
    Солнце, плечо, счастье, дым
    Дядя, корыто, братишка, папа
    2 группа:распределить слова в 3 столбика по склонениям: дуб, печь, стол, школа, берёза
    3 группа: подбор ассоциаций к слову добро, определить склонение слов.
    9.Итог урока. Рефлексия.(смайлики)
    (Слайд № 16.)
    - Подведём итог урока. На какой вопрос мы сегодня искали ответ?
    - Смогли мы на него ответить?
    - Достигли ли мы задач урока: Познакомились с типами склонения имён существительных?
    - Узнали как определить тип склонения имени существительного?
    - Как будете определять склонение имени существительного?
    - Можно ли сказать, что мы “добра нажили”?
    - Были ли у вас затруднения?
    - Когда сможем использовать знания, полученные на уроке?
    - Как думаете, чем мы займёмся на следующем уроке?
    (Слайд № 17.)
    - Мне понравилось наша работа сегодня. Я желаю вам добра, и вы пожелайте друг другу. …. (Оценивание работы детей по листам оценивания)
    - От чего зависит падежное окончание имени существительного?
    - Падежное окончание имён существительных зависит от типа склонения.
    10.Домашнее задание:
    Диагностика (дифференцированно)
    Домашнее задание:
    Низкий уровень:
    Определить род имен существительных.
    а) сахар, кот, мост –
    б) тетя,луна,лошадь –
    Найди лишнее слово:
    диван, стул, дверь, шкаф, стол.
    Определи склонение имен существительных.
    а) лень, рожь, мышь –
    б) озеро, стол, животное –
    Средний уровень :
    Отметь + все имена сущ. м. р.
    а) ладонь
    б) огонь
    в) окунь
    г) ткань
    д) пень
    Отметь + все имена сущ. с. р.
    а) поле
    б) сравнение
    в) скорость
    г) чувство
    д) санаторий
    Отметь + все сущ. 3 склонения.
    а) молодежь
    б) конь
    в) день
    г) огонь
    д) горечь
    4. Отметь + все сущ. 1 сконения.
    а) дядя
    б) страна
    в) семья
    г) зеркало
    д) Степа
    Высокий уровень.
    Отметь + все сущ. м. р.
    а) соболь
    б) метель
    в) уголь
    г) рояль
    д) соль
    Отметь + все сущ. с. р.
    а) гербарий
    б) облако
    в) уравнение
    г) письмо
    д) полет

    Отметь + все сущ. 3 склонения.
    а) зверь
    б) метель
    в) уголь
    г) олень
    д) радость
    Отметь + все сущ. не 1-го склонения.
    а) свекла
    б) дедушка
    в) рог
    г) земля
    д) Коля
    Урок русского языка в 4 классе.
    Тема: Склонение имён существительных.
    Цели: 1.Познакомить учащихся с распределением имен существительных по склонениям; учить определению склонения, к которому относится то или иное существительное;
    2.Развивать внимание, память, логическое мышление, словарный запас, кругозор;
    3.Воспитывать интерес к предмету, понимание ценности доброго отношения.
    Учащиеся должны: получить представление о трёх типах склонения имён существительных;
    учиться распознаванию склонений существительных;
    уметь формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, делать выводы на основе наблюдений; формировать навыки грамотного письма; развивать речь учащихся;
    воспитывать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и взаимовыручку.

    Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация. Карточки с заданиями для групп

    Ход урока.
    1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
    Модуль «Новые подходы в обучении»: деление на группы, создание коллаборативной среды
    Модуль «ИКТ»: презентация к уроку
    2. Минутка чистописания
    3..Проверка домашнего задания. Актуализация знаний
    Модуль «Оценивание обучения и оценивание для обучения»: взаимооценивание, самооценивание, формативное оценивание учителем.
    Модуль «Новые подходы в обучении»: Работа в группах, саморегуляция
    Модуль «Лидерство в обучении»: направляющая роль лидеров группы, учитель – менеджер
    4.Постановка учебной проблемы. Вызов.
    Модуль «Критическое мышление»: вопросы высокого и низкого порядка.
    5. Осмысление
    Модуль «Новые подходы в обучении»: конструктивисткая теория обучения-знания не даются в готовом виде, а приобретаются учащимися в ходе поиска ответов на вопросы, работа в парах, группах.
    Модуль «Критическое мышление»:метод ассоциаций, «Исключи лишнее»
    6. Итог урока. Рефлексия. (Модуль «Критическое мышление»)
    Модуль «Оценивание обучения и оценивание для обучения»: взаимооценивание, самооценивание, суммативное оценивание учителем.
    7. Домашнее задание.
    Разноуровневые задания(Модуль «Обучение талантливых и одарённых»)

    Модуль «Учёт возрастных особенностей детей»: все задания подобраны с учётом возрастных особенностей детей 9-10 лет.

    ГУ «Новонежинская средняя школа имени Батыржана Кенжетаева
    отдела обраования акимата Аулиекольского района»
    Категория: Русский язык | Добавил: Светлана1972 (02.08.2015) | Автор: Рекун Светлана Викторовна E
    Просмотров: 882 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]