ГУ "Средняя школа №13 города Рудного" Учитель: Иванова Юлия Васильевна (1 категория) Класс:3 Тема урока: Род имени существительного. Цель: формирование представлений о роде имени существительного как его грамматическом признаке. Задачи: • актуализировать знания обучающихся о приемах распознавания рода имени существительного; упражнять в распознавании рода имени существительного по алгоритму; • развивать внимание, память, логическое мышление; обогащать и уточнять словарный запас; • прививать интерес к изучению предмета. Тип урока: урок выработки умений и навыков. Оборудование: карточки с заданиями, оформление доски, задания для работы в группах, у детей – светофорики. Ход урока.
1. Организационный этап. Настрой на урок. Вот звонок нам дал сигнал: «Поработать час настал!» Мы сейчас не отдыхаем, Мы работать начинаем. 2. Актуализация знаний. Целеполагание. А) - Отгадайте загадку и определите, чему будет посвящен наш сегодняшний урок: Эта часть речи предмет означает И на вопросы «Кто?», «Что?» отвечает. - Действительно, мы продолжаем изучать большой раздел «Имя существительное» и знакомиться с тайнами этой интереснейшей части речи. Б) - Давайте вспомним, что мы уже знаем об имени существительном и составим опорную схему. Игра «Третий – лишний» На доске записаны столбики слов, по 3 слова в каждом. Дети должны в каждом столбике выбрать лишнее слово, обосновав свой выбор. баран бабочка Бурёнка билеты белый барсук Балхаш брюки барабан бант брат берёза В ходе выполнения заданий каждого столбика на доске составляется опорная схема: Имя существительное Предмет Кто? (одуш.) Что? (неодуш.) Собств. Нариц. Ед. ч. (один) Мн. ч. (много) - Расскажите по опорной схеме, что узнали об имени существительном как части речи. В) - Разгадайте ребус, и вы узнаете тему нашего урока: З = Д (рисунок розы) ,
- Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? Г) – Вспомним, что узнали во 2 классе о категории рода имени существительного. Ответы детей: имена существительные могут относиться к мужскому роду (он, мой), женскому роду (она, моя), среднему роду (оно, моё). - Как вы думаете, а есть ли ещё какой-то способ определения рода имени существительного? (по окончанию) - Составим таблицу - подсказку:
М. р. Ж. р. Ср. р. Он, мой Она, моя Оно, моё □, -а, -я -а, -я, □ -о, -е, -я
3. Выполнение учащимися тренировочных упражнений. А) Пальчиковая гимнастика. Мы перчаточки снимаем И на точки нажимаем. Развиваем память, слух, Внимание, мышление, И у нас хорошее будет настроение. Раз, два, три, четыре, пять – весело играть, здоровью помогать! Б) Оформление тетради. В) Каллиграфическая минутка. - Что объединяет все слова в столбиках? (они начинаются на букву б) - Найдите эту букву у себя в тетрадях. Дайте характеристику звукам, которые обозначает эта буква. - Какую закономерность будем соблюдать, прописывая соединение: Бб Ббб Бббб … - Какие соединения? - На что надо обратить внимание? (наклон, высота букв … ) - Продолжите закономерность. Г) Словарная работа. – Какое новое словарное слово вы видите на доске и у себя в тетрадях? (батыр) - Запишем это слово и проанализируем. - Кто такой батыр? Батыр (тюрк.) – почетное звание, дававшееся за воинские подвиги, героизм, доблесть, отвагу; герой, храбрец. - О подвигах батыров рассказывают казахские народные эпосы. - Имена каких батыров вам знакомы? (Кобланды-батыр, Богенбай-батыр, Алпамыс, Райымбек, Кабанбай, Наурызбай и др.) - Подберите синонимы к слову батыр (герой, воин, смельчак, храбрец) - Подберите подходящие по смыслу прилагательные. - Дайте характеристику этому слову как части речи. - На карточках со словарными словами найдите все имена существительные и определите у них род (по цепочке) Д) Физминутка. Физкультурная минутка – Это вам совсем не шутка. Выдох-вдох! Внимание! Начинаем приседания. А теперь согнуться И носка рукой коснуться. 2 хлопка, 3 прыжка, Поворот, 2 шажка. Вдох-выдох! Потянись! И тихонечко садись. Е) – А теперь мы поучимся определять род у существительных, которые употреблены не в начальной форме, а встречаются нам в предложениях, в потоке речи. - Прочитайте на доске пословицу: Смелому батыру удача помогает. - Назовите окончание у подчеркнутого слова. Как определить род у такого существительного, ведь в нашей таблице-подсказке нет окончания –у?
Алгоритм определения рода имени существительного. 1. Ставлю имя существительное в начальную форму, чтобы оно обозначало один предмет и отвечало на вопрос кто? что? 2. Заменяю имя существительное одним из слов: он, она, оно. 3. Делаю вывод: стол (он) – мужской род, тарелка (она) – женский род, ведро (оно) – средний род. - Выполним упр. 244 (стр. 109) и потренируемся в распознавании рода у имен существительных (с комментированием)
4. Выполнение заданий повышенной трудности. А) Работа в группах. 1 группа. Переставьте местами слоги и образуйте новые слова. У всех имен существительных определите род: КАБАН, МЫШКА, СОСНА, СКАЛА, ЛОЖА. 2 группа. Добавьте 1 букву в начале или в конце слова и образуйте новые слова. У всех имен существительных определите род: РЫБА, УТКА, СТОЛ, ЛЕНЬ, РОЗА. 3 группа. Переставьте местами буквы и образуйте новые слова. У всех имен существительных определите род: ТЕЛО, КУЛАК, ЛИСА, СОН, КОЛОС. Защита работ. Б) «Хитрые» вопросы: • Какое небесное тело имеет 2 названия: одно женского рода, второе – мужского рода?(луна, месяц) • Как вы думаете, есть ли существительные, которые не принадлежат ни к мужскому роду, ни к женскому роду, ни к среднему роду? (да, это существительные, употребляющиеся только во множественном числе – ножницы, санки, сутки, брюки и т. д.) В) Задания игры «Русский медвежонок»: • Какое из существительных не того рода, что остальные? А) муравьишка Б) зайчишка В) скворушка Г) коровушка А) мочалка Б) щётка В) паста Г) шампунь - Подберите прилагательные к слову шампунь. - В нашей речи мы часто делаем ошибки в определении рода «хитрых» существительных: кофе, тюль, шампунь и др. Нужно запомнить, что эти существительные мужского рода.
5. Самостоятельная работа (на карточках с разноуровневыми заданиями). Проверка по цепочке + светофоры. - Встаньте ребята, у которых не было ошибок и исправлений. - Встаньте те, у кого было 1-2 исправления или ошибки. - У кого больше ошибок?
6. Подведение итогов урока. Рефлексия. Услышим скоро мы звонок, Пора нам подводить итог. - Чему учились на уроке? - Что нового узнали? - Встаньте те, кому сегодня на уроке все было понятно, и вы научились определять род имени существительного. - Кому надо еще потренироваться? - Как вы думаете, а зачем нужно уметь определять род имени существительного? - Представьте, что сегодняшний урок вы провели не в кабинете, а в кафе, а те задания, которые вы выполняли – это съеденные вами блюда. Мне, как директору этого кафе интересно, какое блюдо было для вас сегодня самым вкусным и вы бы попросили добавки; какое блюдо показалось вам не очень вкусным?
Домашнее задание: стр. 107, упр. 241. Оценивание.
Приложение. Карточки с разноуровневыми заданиями. 1 уровень. Определи род имён существительных (подпиши сверху). Медведь, медведица, небо, солнце, лошадь, конь. 2 уровень. Допиши подходящие по смыслу имена существительные, укажи у них род. В нашем доме живёт добрая ……………… . Мы подошли к высокому ……………. . В глубоком ………………….. водится много рыбы. 3 уровень. Придумай и запиши 5 названий предметов одежды, укажи сверху род: ………………………………………………………………………………………………
Спасибо за продуманный, насыщенный урок! Гибкое сочетание форминдивидуальной, групповой и коллективной работы позволяет развивать и совершенствовать учебный процесс.Хочу отметить, что технология и приемы критического мышления помогают учащимся "мыслить по-настоящему".Успехов вам !!!
Очень хороший урок, на уроке выполнен большой объём работы. Учитель использует в своей работе разнообразные методы и приемы, учитывает индивидуальные особенности учащихся, подбирает много дополнительной информации для учеников.
Хороший урок! Учитель подобрал интересные и разнообразные задания для закрепления материала. Значит, активность детей на уроке будет высокой и им будет интересно, а учитель достигнет цели, которую поставил.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]