Вторник
26.09.2017
12:08
Категории раздела
Русский язык [30]
Литература [10]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 367
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Начальная школа » Русский язык

    Урок русского языка "Род имени существительного"
    ГУ "Средняя школа №13 города Рудного"
    Учитель: Иванова Юлия Васильевна (1 категория)
    Класс:3
    Тема урока: Род имени существительного.
    Цель: формирование представлений о роде имени существительного как его грамматическом признаке.
    Задачи:
    • актуализировать знания обучающихся о приемах распознавания рода имени существительного; упражнять в распознавании рода имени существительного по алгоритму;
    • развивать внимание, память, логическое мышление; обогащать и уточнять словарный запас;
    • прививать интерес к изучению предмета.
    Тип урока: урок выработки умений и навыков.
    Оборудование: карточки с заданиями, оформление доски, задания для работы в группах, у детей – светофорики.
    Ход урока.

    1. Организационный этап. Настрой на урок.
    Вот звонок нам дал сигнал:
    «Поработать час настал!»
    Мы сейчас не отдыхаем,
    Мы работать начинаем.
    2. Актуализация знаний. Целеполагание.
    А) - Отгадайте загадку и определите, чему будет посвящен наш сегодняшний урок:
    Эта часть речи предмет означает
    И на вопросы «Кто?», «Что?» отвечает.
    - Действительно, мы продолжаем изучать большой раздел «Имя существительное» и знакомиться с тайнами этой интереснейшей части речи.
    Б) - Давайте вспомним, что мы уже знаем об имени существительном и составим опорную схему.
    Игра «Третий – лишний»
    На доске записаны столбики слов, по 3 слова в каждом. Дети должны в каждом столбике выбрать лишнее слово, обосновав свой выбор.
    баран бабочка Бурёнка билеты
    белый барсук Балхаш брюки
    барабан бант брат берёза
    В ходе выполнения заданий каждого столбика на доске составляется опорная схема:
    Имя существительное
    Предмет
    Кто? (одуш.) Что? (неодуш.)
    Собств. Нариц.
    Ед. ч. (один) Мн. ч. (много)
    - Расскажите по опорной схеме, что узнали об имени существительном как части речи.
    В) - Разгадайте ребус, и вы узнаете тему нашего урока:
    З = Д (рисунок розы) ,

    - Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?
    Г) – Вспомним, что узнали во 2 классе о категории рода имени существительного. Ответы детей: имена существительные могут относиться к мужскому роду (он, мой), женскому роду (она, моя), среднему роду (оно, моё).
    - Как вы думаете, а есть ли ещё какой-то способ определения рода имени существительного? (по окончанию)
    - Составим таблицу - подсказку:

    М. р. Ж. р. Ср. р.
    Он, мой Она, моя Оно, моё
    □, -а, -я -а, -я, □ -о, -е, -я

    3. Выполнение учащимися тренировочных упражнений.
    А) Пальчиковая гимнастика.
    Мы перчаточки снимаем
    И на точки нажимаем.
    Развиваем память, слух,
    Внимание, мышление,
    И у нас хорошее будет настроение.
    Раз, два, три, четыре, пять – весело играть, здоровью помогать!
    Б) Оформление тетради.
    В) Каллиграфическая минутка.
    - Что объединяет все слова в столбиках? (они начинаются на букву б)
    - Найдите эту букву у себя в тетрадях. Дайте характеристику звукам, которые обозначает эта буква.
    - Какую закономерность будем соблюдать, прописывая соединение:
    Бб Ббб Бббб …
    - Какие соединения?
    - На что надо обратить внимание? (наклон, высота букв … )
    - Продолжите закономерность.
    Г) Словарная работа.
    – Какое новое словарное слово вы видите на доске и у себя в тетрадях? (батыр)
    - Запишем это слово и проанализируем.
    - Кто такой батыр?
    Батыр (тюрк.) – почетное звание, дававшееся за воинские подвиги, героизм, доблесть, отвагу; герой, храбрец.
    - О подвигах батыров рассказывают казахские народные эпосы.
    - Имена каких батыров вам знакомы? (Кобланды-батыр, Богенбай-батыр, Алпамыс, Райымбек, Кабанбай, Наурызбай и др.)
    - Подберите синонимы к слову батыр (герой, воин, смельчак, храбрец)
    - Подберите подходящие по смыслу прилагательные.
    - Дайте характеристику этому слову как части речи.
    - На карточках со словарными словами найдите все имена существительные и определите у них род (по цепочке)
    Д) Физминутка.
    Физкультурная минутка –
    Это вам совсем не шутка.
    Выдох-вдох! Внимание!
    Начинаем приседания.
    А теперь согнуться
    И носка рукой коснуться.
    2 хлопка, 3 прыжка,
    Поворот, 2 шажка.
    Вдох-выдох! Потянись!
    И тихонечко садись.
    Е) – А теперь мы поучимся определять род у существительных, которые употреблены не в начальной форме, а встречаются нам в предложениях, в потоке речи.
    - Прочитайте на доске пословицу:
    Смелому батыру удача помогает.
    - Назовите окончание у подчеркнутого слова. Как определить род у такого существительного, ведь в нашей таблице-подсказке нет окончания –у?

    Алгоритм определения рода имени существительного.
    1. Ставлю имя существительное в начальную форму, чтобы оно обозначало один предмет и отвечало на вопрос кто? что?
    2. Заменяю имя существительное одним из слов: он, она, оно.
    3. Делаю вывод: стол (он) – мужской род, тарелка (она) – женский род, ведро (оно) – средний род.
    - Выполним упр. 244 (стр. 109) и потренируемся в распознавании рода у имен существительных (с комментированием)

    4. Выполнение заданий повышенной трудности.
    А) Работа в группах.
    1 группа. Переставьте местами слоги и образуйте новые слова. У всех имен существительных определите род:
    КАБАН, МЫШКА, СОСНА, СКАЛА, ЛОЖА.
    2 группа. Добавьте 1 букву в начале или в конце слова и образуйте новые слова. У всех имен существительных определите род:
    РЫБА, УТКА, СТОЛ, ЛЕНЬ, РОЗА.
    3 группа. Переставьте местами буквы и образуйте новые слова. У всех имен существительных определите род:
    ТЕЛО, КУЛАК, ЛИСА, СОН, КОЛОС.
    Защита работ.
    Б) «Хитрые» вопросы:
    • Какое небесное тело имеет 2 названия: одно женского рода, второе – мужского рода?(луна, месяц)
    • Как вы думаете, есть ли существительные, которые не принадлежат ни к мужскому роду, ни к женскому роду, ни к среднему роду? (да, это существительные, употребляющиеся только во множественном числе – ножницы, санки, сутки, брюки и т. д.)
    В) Задания игры «Русский медвежонок»:
    • Какое из существительных не того рода, что остальные?
    А) муравьишка Б) зайчишка В) скворушка Г) коровушка
    А) мочалка Б) щётка В) паста Г) шампунь
    - Подберите прилагательные к слову шампунь.
    - В нашей речи мы часто делаем ошибки в определении рода «хитрых» существительных: кофе, тюль, шампунь и др. Нужно запомнить, что эти существительные мужского рода.

    5. Самостоятельная работа (на карточках с разноуровневыми заданиями).
    Проверка по цепочке + светофоры.
    - Встаньте ребята, у которых не было ошибок и исправлений.
    - Встаньте те, у кого было 1-2 исправления или ошибки.
    - У кого больше ошибок?

    6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
    Услышим скоро мы звонок,
    Пора нам подводить итог.
    - Чему учились на уроке?
    - Что нового узнали?
    - Встаньте те, кому сегодня на уроке все было понятно, и вы научились определять род имени существительного.
    - Кому надо еще потренироваться?
    - Как вы думаете, а зачем нужно уметь определять род имени существительного?
    - Представьте, что сегодняшний урок вы провели не в кабинете, а в кафе, а те задания, которые вы выполняли – это съеденные вами блюда. Мне, как директору этого кафе интересно, какое блюдо было для вас сегодня самым вкусным и вы бы попросили добавки; какое блюдо показалось вам не очень вкусным?

    Домашнее задание: стр. 107, упр. 241.
    Оценивание.

    Приложение.
    Карточки с разноуровневыми заданиями.
    1 уровень. Определи род имён существительных (подпиши сверху).
    Медведь, медведица, небо, солнце, лошадь, конь.
    2 уровень. Допиши подходящие по смыслу имена существительные, укажи у них род.
    В нашем доме живёт добрая ……………… .
    Мы подошли к высокому ……………. .
    В глубоком ………………….. водится много рыбы.
    3 уровень. Придумай и запиши 5 названий предметов одежды, укажи сверху род:
    ………………………………………………………………………………………………
    Категория: Русский язык | Добавил: uvi (18.12.2013) | Автор: Иванова Юлия Васильевна E
    Просмотров: 3215 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 1.0/1
    Всего комментариев: 4
    4  
    Очень интересный урок! Разнообразные виды и формы работы, занимательные задания, необычная рефлексия!Все замечательно!

    3  
    Спасибо за продуманный, насыщенный  урок! Гибкое сочетание форминдивидуальной, групповой и коллективной работы позволяет развивать и
    совершенствовать учебный процесс.Хочу отметить, что технология и приемы критического мышления помогают учащимся "мыслить по-настоящему".Успехов вам !!!

    2  
    Очень хороший урок, на уроке выполнен большой объём работы. Учитель использует в своей работе разнообразные методы и приемы, учитывает индивидуальные особенности учащихся, подбирает много дополнительной информации для учеников.

    1  
    Хороший урок! Учитель подобрал интересные и разнообразные задания для закрепления материала. Значит, активность детей на уроке будет высокой и им будет интересно, а учитель достигнет цели, которую поставил.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]