Пятница
29.03.2024
17:44
Категории раздела
Русский язык [34]
Литература [10]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Начальная школа » Русский язык

    Урок русского языка в 3 классе. Тема: "Проверка безударных гласных в корне слова».
    Урок русского языка в 3 классе.

    Тема: "Проверка безударных гласных в корне слова».

    Цели:
    - отработать умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные;
    - правильно проверять слова;
    - развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь;
    - воспитывать любовь к родному языку.

    Тип урока: закрепление изученного материала.

    Методы урока: наглядно – индивидуальный, словесно – дедуктивный, репродуктивный, практически – индивидуальный, проблемно – диалогический.

    Оборудование: интерактивная доска, блок – сигналы, карточки со словами, учебник.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    2. Приветствие гостей.
    - Сегодня у нас необычный день. У нас на уроке гости. Порадуйте меня, своих друзей, гостей своими успехами.

    3. Введение в тему урока.
    Чистописание. ( С данными буквами составь слово) а с д о р ь т
    радость
    - сколько в этом слове букв, звуков? Почему?
    - как вы понимаете значение этого слова?
    - где мы можем об этом прочитать?(В толковом словаре)
    Один учащийся выходит к доске и читает значение слова радость по словарю.
    Радость – весёлое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения.
    - а от чего мы испытываем радость? (от хорошего настроения, от результата своей работы).
    Спишите так же красиво, как написано на доске.
    (Слайд № 1)

    4. Минутка чтения.
    - Прочитаем предложения по цепочке.
    1. Дело мастера боится, говорит русская пословица.
    2. Не надо сидеть сложа руки, тогда не будет и скуки.
    3. Скучают только бездельники и лентяи.
    4. Трудолюбивому человеку скучать некогда.
    5. Он умеет правильно отдыхать, умеет быстро и хорошо работать и учиться.

    - О чём вы прочитали? Как понимаете первую строчку? (Трудолюбивые руки сделают любую работу).
    - А теперь перенесите взгляд на доску и вновь прочитайте слова, связанные с трудом.
    Правильно
    Отдыхать
    Внимательно
    Трудолюбивый
    Оживлённо
    Радость
    чЕстно
    Настроение
    Интерес
    вЕсело

    5. Сообщение темы и цели урока.
    - И эти слова мы неспроста прочитали. В них содержится суть нашей сегодняшней работы. Если мы соединим подчёркнутые буквы, то прочитаем цель нашего урока. «Повторение».
    - А повторять нам придётся многое: правописание безударных гласных в корне, теоретический материал. Кроме того, вы узнаете много интересного и полезного из жизни животных и растений. Большинство заданий на сегодняшнем уроке будут связаны с природой.

    6. Словарная работа.
    - А сейчас мы с вами займёмся словарной работой. Вставьте пропущенные буквы и выберите слова, подходящие к зимней тематике.
    Вет..р, завтр...к, м...роз, сев...р, п...года, мес...ц, к...ньки,
    ...нварь, с...нтябрь, ф...враль, к...ртофль, д...кабрь.

    - Какие слова вы выбрали?
    Ветер, мороз, север, погода, месяц, коньки, январь, февраль, декабрь.
    Один ученик зачитывает слова, а остальные дети показывают веером безударные гласные.

    - Проверьте, поставив в словах ударение, подчеркните безударную гласную. Какие безударные гласные нужно вставить в остальные слова. Показывают веером.

    - Выполним краткий фонетический разбор слова январь. Один ученик работает у доски с комментированием.

    - Дайте характеристику звукам устно (по цепочке).
    - С какими безударными гласными мы с вами работали в словарных словах? (С непроверяемыми)
    - Где можно узнать о правильности написания таких слов? Обратить внимания на выставку словарей.

    7. Повторение способов проверки слов с безударной гласной в корне.
    Работа в парах.
    Слайд № 2.
    - Посмотрите на слова, записанные на доске. Слова записаны на карточках.

    Р(и/е)ка гн(е/и)здо
    С(а/о)сна к(о/а)рмушка
    Гр(и/е)бы св(и/е)сток
    Тр(а/о)вагр(я/и)да
    Д(и/е)ревья

    - Какая орфограмма встретилась в этих словах? (Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением)
    - Как можно проверить безударную гласную? (Ударением)
    - Что значит проверить слово ударением? (Чтобы гласная находилась в сильной позиции)
    - Сколько существует способов проверки безударной гласной в корне слова? Расскажите о них.

    Два способа: изменить слово или подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.

    - Что значит изменить формы слова? (Изменяется окончание)
    - Что значит подобрать однокоренные слова? (Подбор родственных слов разных частей речи, изменяется основа слова)

    8. Физкультминутка.
    - В воздухе рисуем букву, которая требует проверки в словах:
    Носами – «о» (рисуем носом)
    Ногой – «о»
    Бедром – «е»
    Локтями – «о»
    Глазами – «а»

    9. Комментированное письмо у доски.

    - А теперь выполним следующее задание: Прочитайте предложения. Скажите, о чём идёт речь в этих предложениях?

    Крупные заводы загрязняют воздух и воду.
    В тайге люди вырубают деревья.

    - В связи с такой сложной экологической обстановкой на грани исчезновения оказались многие виды животных и растений. И для того, чтобы сохранить эти виды, люди создают заповедники, заносят редкие виды в Красную Книгу. Есть заповедники и на территории Чеченской Республики. Одним из самых значительных среди них является Аргунский заповедник – исторический музей под открытым небом. Его площадь 240 тысяч гектаров. На территории заповедника многочисленные минеральные источники. Разнообразен животный мир Аргунского заповедника. Многие из зверей и птиц занесены в Красную Книгу.

    - Разберём предложение по членам и частям речи. (Комментирование)
    - А теперь поработаем над орфограммами. Что такое орфограмма? (Буква, которую нужно запомнить или проверить)
    - Подчеркните в этом предложении все имеющиеся орфограммы. Один ученик работает у доски, а остальные в тетрадях.
    - Какие из них вы можете проверить? Как?
    - Из второго предложения выписать словосочетания. Что такое словосочетание?
    ( Комментирование)

    10. Физкультминутка.

    - Встаньте, пожалуйста. Проведём физкультминутку. Я буду называть группу слов. Если эта группа слов является словосочетанием, вы присядете. Если эта группа слов не является словосочетанием, вы делаете наклон назад. Постарайтесь сосчитать, сколько словосочетаний я назвала. Учитель называет группу слов: морозное утро, вечер наступил, пришёл к другу, стоял на опушке, весёлый праздник, выпал снег, школьная столовая, улетели птицы, ночное небо.
    - Сколько словосочетаний насчитали? (6)

    11. Работа с однокоренными словами.

    На доске:
    Лес – лесок, лесник, перелесок, лесной.

    - Что вы можете сказать о словах, записанных на доске? Однокоренные? Докажите.
    - Вспомните правило об однокоренных словах. Как пишется корень в однокоренных словах. Запишите слова в тетрадь.
    - Назовите проверяемые слова. Какое слово является проверочным? Почему?. Проверим. Поставим в этих словах ударение. (Один ученик работает у доски)
    (Слайд № 3)

    12. Итог урока. Рефлексия.

    - А сейчас я предлагаю вам выполнить ещё одно задание – тест «Проверь себя». Если вы всё сделаете правильно, у вас получится слово.
    - Прочитайте слова, вспомните орфограммы и найдите лишнее слово.

    Трава (в)
    Вода (о)
    Дорога (п)

    - Какое слово является проверочным для словаДОМИШКИ?
    Домашний (л)
    Домик (я)
    Домовой (н)

    - Найдите слово с парной согласной в корне.
    Коньки (к)
    Дубки (т)
    Лесовик (а)

    - Какое слово может быть проверочным для слова ГРУЗ?
    Грузило (ь)
    Погрузка (г)
    Грузчик (д)
    Взаимопроверка (дети меняются листочками и проверяют работу по образцу с доски. Вновь дети меняются тетрадями, смотрят свои результаты.

    - У кого всё правильно, покажите красный кружок, если есть одна ошибка – зелёный.
    - Какое слово у вас получилось – «5». Это ваша оценка за задание.

    - О чём говорили на уроке? (О безударных гласных)

    - Какие гласные требуют проверки? А, о, е, и, я.

    - В каком случае нам необходимо проверить безударный гласный звук в корне слова?
    Подобрать однокоренное слово, в котором гласный звук в корне слова будет находиться под ударением;
    Изменить форму числа этого слова таким образом, чтобы на гласный звук в корне слова упало ударение.
    - Кроме упражнений по правописанию безударной гласной в корне слова, мы говорили с вами о нашем общем доме – планете Земля. Человек неотделим от природы, он учится у неё. Уважайте законы природы. Только вместе с ней мы можем быть счастливы.

    «У неё для всех хватает доброты
    И мы живём, запечатлев навеки
    В душе её прекрасные черты –
    Поля, леса, луга, моря и реки».

    - Наш урок подошёл к концу. Выберите нужную фишку: Красную – я умею проверять безударные гласные. Жёлтую – я умею, но пока с трудом подбираю проверочные слова. Голубую – я сегодня не смог, но завтра выучу правило и научусь.

    13. Домашнее задание.
    - Упр. 253.
    - Подобрать и записать слова с корнем –мал-.
    Категория: Русский язык | Добавил: Ирина4978 (26.01.2015) | Автор: Грабовская Ирина Валерьевна E
    Просмотров: 1210 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 4
    4 Светлана1972  
    0
    Урок построен методически верно, много различного вида заданий, но нет занимательного материала, заданий творческого характера, нет работы в группах, парах. Можно было бы использовать дифференцированные и разноуровневые задания. Больше творчества и успехов!!!!

    3 yuliya_13  
    0
    замечательный урок! добавила в свою копилку

    2 Ксения8364  
    0
    Очень хороший урок. Спасибо за помощь....

    1 lusn  
    0
    Урок актуальный (затронуты проблемы экологии). интересный. Очень хорошая физминутка. Благодарю за творческий подход.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]