Урок русского языка в 3 классе. Тема: "Проверка безударных гласных в корне слова».
Урок русского языка в 3 классе.
Тема: "Проверка безударных гласных в корне слова».
Цели: - отработать умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные; - правильно проверять слова; - развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; - воспитывать любовь к родному языку.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Методы урока: наглядно – индивидуальный, словесно – дедуктивный, репродуктивный, практически – индивидуальный, проблемно – диалогический.
Оборудование: интерактивная доска, блок – сигналы, карточки со словами, учебник.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Приветствие гостей. - Сегодня у нас необычный день. У нас на уроке гости. Порадуйте меня, своих друзей, гостей своими успехами.
3. Введение в тему урока. Чистописание. ( С данными буквами составь слово) а с д о р ь т радость - сколько в этом слове букв, звуков? Почему? - как вы понимаете значение этого слова? - где мы можем об этом прочитать?(В толковом словаре) Один учащийся выходит к доске и читает значение слова радость по словарю. Радость – весёлое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения. - а от чего мы испытываем радость? (от хорошего настроения, от результата своей работы). Спишите так же красиво, как написано на доске. (Слайд № 1)
4. Минутка чтения. - Прочитаем предложения по цепочке. 1. Дело мастера боится, говорит русская пословица. 2. Не надо сидеть сложа руки, тогда не будет и скуки. 3. Скучают только бездельники и лентяи. 4. Трудолюбивому человеку скучать некогда. 5. Он умеет правильно отдыхать, умеет быстро и хорошо работать и учиться.
- О чём вы прочитали? Как понимаете первую строчку? (Трудолюбивые руки сделают любую работу). - А теперь перенесите взгляд на доску и вновь прочитайте слова, связанные с трудом. Правильно Отдыхать Внимательно Трудолюбивый Оживлённо Радость чЕстно Настроение Интерес вЕсело
5. Сообщение темы и цели урока. - И эти слова мы неспроста прочитали. В них содержится суть нашей сегодняшней работы. Если мы соединим подчёркнутые буквы, то прочитаем цель нашего урока. «Повторение». - А повторять нам придётся многое: правописание безударных гласных в корне, теоретический материал. Кроме того, вы узнаете много интересного и полезного из жизни животных и растений. Большинство заданий на сегодняшнем уроке будут связаны с природой.
6. Словарная работа. - А сейчас мы с вами займёмся словарной работой. Вставьте пропущенные буквы и выберите слова, подходящие к зимней тематике. Вет..р, завтр...к, м...роз, сев...р, п...года, мес...ц, к...ньки, ...нварь, с...нтябрь, ф...враль, к...ртофль, д...кабрь.
- Какие слова вы выбрали? Ветер, мороз, север, погода, месяц, коньки, январь, февраль, декабрь. Один ученик зачитывает слова, а остальные дети показывают веером безударные гласные.
- Проверьте, поставив в словах ударение, подчеркните безударную гласную. Какие безударные гласные нужно вставить в остальные слова. Показывают веером.
- Выполним краткий фонетический разбор слова январь. Один ученик работает у доски с комментированием.
- Дайте характеристику звукам устно (по цепочке). - С какими безударными гласными мы с вами работали в словарных словах? (С непроверяемыми) - Где можно узнать о правильности написания таких слов? Обратить внимания на выставку словарей.
7. Повторение способов проверки слов с безударной гласной в корне. Работа в парах. Слайд № 2. - Посмотрите на слова, записанные на доске. Слова записаны на карточках.
- Какая орфограмма встретилась в этих словах? (Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением) - Как можно проверить безударную гласную? (Ударением) - Что значит проверить слово ударением? (Чтобы гласная находилась в сильной позиции) - Сколько существует способов проверки безударной гласной в корне слова? Расскажите о них.
Два способа: изменить слово или подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.
- Что значит изменить формы слова? (Изменяется окончание) - Что значит подобрать однокоренные слова? (Подбор родственных слов разных частей речи, изменяется основа слова)
8. Физкультминутка. - В воздухе рисуем букву, которая требует проверки в словах: Носами – «о» (рисуем носом) Ногой – «о» Бедром – «е» Локтями – «о» Глазами – «а»
9. Комментированное письмо у доски.
- А теперь выполним следующее задание: Прочитайте предложения. Скажите, о чём идёт речь в этих предложениях?
Крупные заводы загрязняют воздух и воду. В тайге люди вырубают деревья.
- В связи с такой сложной экологической обстановкой на грани исчезновения оказались многие виды животных и растений. И для того, чтобы сохранить эти виды, люди создают заповедники, заносят редкие виды в Красную Книгу. Есть заповедники и на территории Чеченской Республики. Одним из самых значительных среди них является Аргунский заповедник – исторический музей под открытым небом. Его площадь 240 тысяч гектаров. На территории заповедника многочисленные минеральные источники. Разнообразен животный мир Аргунского заповедника. Многие из зверей и птиц занесены в Красную Книгу.
- Разберём предложение по членам и частям речи. (Комментирование) - А теперь поработаем над орфограммами. Что такое орфограмма? (Буква, которую нужно запомнить или проверить) - Подчеркните в этом предложении все имеющиеся орфограммы. Один ученик работает у доски, а остальные в тетрадях. - Какие из них вы можете проверить? Как? - Из второго предложения выписать словосочетания. Что такое словосочетание? ( Комментирование)
10. Физкультминутка.
- Встаньте, пожалуйста. Проведём физкультминутку. Я буду называть группу слов. Если эта группа слов является словосочетанием, вы присядете. Если эта группа слов не является словосочетанием, вы делаете наклон назад. Постарайтесь сосчитать, сколько словосочетаний я назвала. Учитель называет группу слов: морозное утро, вечер наступил, пришёл к другу, стоял на опушке, весёлый праздник, выпал снег, школьная столовая, улетели птицы, ночное небо. - Сколько словосочетаний насчитали? (6)
11. Работа с однокоренными словами.
На доске: Лес – лесок, лесник, перелесок, лесной.
- Что вы можете сказать о словах, записанных на доске? Однокоренные? Докажите. - Вспомните правило об однокоренных словах. Как пишется корень в однокоренных словах. Запишите слова в тетрадь. - Назовите проверяемые слова. Какое слово является проверочным? Почему?. Проверим. Поставим в этих словах ударение. (Один ученик работает у доски) (Слайд № 3)
12. Итог урока. Рефлексия.
- А сейчас я предлагаю вам выполнить ещё одно задание – тест «Проверь себя». Если вы всё сделаете правильно, у вас получится слово. - Прочитайте слова, вспомните орфограммы и найдите лишнее слово.
Трава (в) Вода (о) Дорога (п)
- Какое слово является проверочным для словаДОМИШКИ? Домашний (л) Домик (я) Домовой (н)
- Найдите слово с парной согласной в корне. Коньки (к) Дубки (т) Лесовик (а)
- Какое слово может быть проверочным для слова ГРУЗ? Грузило (ь) Погрузка (г) Грузчик (д) Взаимопроверка (дети меняются листочками и проверяют работу по образцу с доски. Вновь дети меняются тетрадями, смотрят свои результаты.
- У кого всё правильно, покажите красный кружок, если есть одна ошибка – зелёный. - Какое слово у вас получилось – «5». Это ваша оценка за задание.
- О чём говорили на уроке? (О безударных гласных)
- Какие гласные требуют проверки? А, о, е, и, я.
- В каком случае нам необходимо проверить безударный гласный звук в корне слова? Подобрать однокоренное слово, в котором гласный звук в корне слова будет находиться под ударением; Изменить форму числа этого слова таким образом, чтобы на гласный звук в корне слова упало ударение. - Кроме упражнений по правописанию безударной гласной в корне слова, мы говорили с вами о нашем общем доме – планете Земля. Человек неотделим от природы, он учится у неё. Уважайте законы природы. Только вместе с ней мы можем быть счастливы.
«У неё для всех хватает доброты И мы живём, запечатлев навеки В душе её прекрасные черты – Поля, леса, луга, моря и реки».
- Наш урок подошёл к концу. Выберите нужную фишку: Красную – я умею проверять безударные гласные. Жёлтую – я умею, но пока с трудом подбираю проверочные слова. Голубую – я сегодня не смог, но завтра выучу правило и научусь.
13. Домашнее задание. - Упр. 253. - Подобрать и записать слова с корнем –мал-.
Урок построен методически верно, много различного вида заданий, но нет занимательного материала, заданий творческого характера, нет работы в группах, парах. Можно было бы использовать дифференцированные и разноуровневые задания. Больше творчества и успехов!!!!