Цель: - познакомить учащихся с творчеством А. Конан Дойла и его романом «Затерянный мир»; дать представление о жанре фантастики; - развивать аналитическое, образное и ассоциативное мышление, память и речь; - воспитывать культуру чтения, любознательность и стремление к получению знаний.
Ход урока I. Организационный этап
II. Актуализация Выразительное чтение отрывка из баллады о Робин Гуде. Отработка приемов выразительного чтения баллады.
III. Формирование новых понятий и способов действия. 1. Слово учителя. - Прежде чем начать сегодняшний урок, давайте обратимся к литературоведческим словарям и узнаем, что такое жанр фантастики. Мы не раз встречались с элементами фантастического в мифах и сказках, но сегодня познакомимся с иным видом фантастики – научной фантастикой. Итак, что же это такое? Фантастика - жанр художественной литературы, кино и изобразительного искусства; её эстетической основой является категория фантастического, состоящая в нарушении рамок, границ, правил реального. Истоки фантастики лежат в мифе, фольклорной сказке (преимущественно волшебной), в меньшей степени – в религиозно-мифологических образах Библии. В XX веке, в эпоху торжества науки, на первый план выходит научная фантастика, а к концу ХХ - началу XXI века классическая научная фантастика начала уступать свою популярность жанру фэнтези.
Научно-фантастический жанр - вид художественной литературы, где в основу произведения положена научная или техническая проблема, осуществление которой можно предположить в будущем.
В настоящий момент существуют три основных жанра фантастики - научная фантастика, фэнтези, ужасы. Основные фантастические жанры прошлого - фантастическое путешествие и утопия. - О жанре фэнтези мы поговорим на одном из следующих уроков. А сейчас ответьте на вопрос: Можем ли мы отнести роман Артура Конан Дойла к жанру фантастики? Почему? (Докажите примерами.) - Является ли это произведение научно-фантастическим?
2. А. Конан Дойл. «Затерянный мир». Беседа. - Кто из героев романа вызывает у вас особую симпатию и почему? - Как выглядит мир, созданный А. Конан Дойлом? - Каким автор изображает Мелоуна? Любознательный, умный, смелый, находчивый, добрый. - Какие эпизоды романа являются ключевыми? Сон в палатке. Мысль о прогулке. Прогулка по ночному лесу. Встреча с животными у водопоя. Стегозавр. Бегство. Падение в яму. Куда же делись мои спутники? - Какие доисторические животные встретились путешественникам? - Какие открытия сделал журналист Мелоун? - Что обнаружил он, вернувшись в лагерь? - Как путешественники покинули плато?
3. Составление цитатного плана главы 12 «Как страшно было в лесу!» Учащиеся под руководством учителя составляют цитатный план главы. 1. «В ту же ночь мне пришлось выдержать такое испытание, о котором я до сих пор не могу вспомнить без ужаса… Вот как это случилось. В ту ночь дежурил Соммерли. Я не мог уснуть». 2. «Какая ночь для прогулки! Меня осенило: а почему бы не прогуляться?» 3. «Как страшно было в лесу! В лесу было темно, но, привыкнув к темноте, глаза мои начали кое-что различать». 4. «На берегу появились два зверя, похожих на крупных армадиллов. Они припали к воде и быстро заработали длинными красными лентами языков. Это были лось и американский олень. Они всей семьей пили воду…» 5. «На тропинке появились уродливые существа. Где же я видел этого урода… Это же стегозавр. Минут пять стегозавр стоял рядом со мной». 6. «Мне послышались сзади странные звуки. Сердце замерло у меня в груди при мысли, что за мной кто-то гонится. Меня могло спасти только бегство. Ноги мои подкашивались, и я бежал, бежал с ужасом». 7. «И вдруг оглушительный треск, я лечу в бездну, а дальше тьма и пустота забвения… Когда я очнулся от обморока… Яма была глубокая, с отвесными краями и ровным дном, двадцати футов в поперечнике». 8. «Лесная чаща безмолвствовала… Но если это действительно звери или какое-нибудь одно чудовище, то что же стало с моими спутниками? Мой усталый, измученный мозг отказывался разгадать эту загадку».
4. Пересказ главы 12 по цитатному плану.
IV. Применение. Формирование умений и навыков. 1. Рабочая тетрадь, задание 98. Фантастические произведения часто переносят нас не только в будущее, но и в далекое прошлое. Прочитайте в хрестоматии фрагменты романа А.К. Дойля «Затерянный мир». Какие картины этого мира вызывают у героев романа восхищение, удивление, а какие – ужас, отвращение. Почему? Выпишите по одному эпизоду.
2. Рабочая тетрадь, задание 99. Какие доисторические животные встретились участникам экспедиции? Выпишите их названия.
V. Этап информации о домашнем задании 1. Прочитать новеллу Г.А. Беккера «Гном».