Суббота
22.07.2017
21:35
Категории раздела
Разработки уроков [154]
Творчество учителей [34]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 367
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    А. Конан Дойл «Затерянный мир».
    А. Конан Дойл «Затерянный мир».

    Цель:
    - познакомить учащихся с творчеством А. Конан Дойла и его романом «Затерянный мир»; дать представление о жанре фантастики;
    - развивать аналитическое, образное и ассоциативное мышление, память и речь;
    - воспитывать культуру чтения, любознательность и стремление к получению знаний.

    Ход урока
    I. Организационный этап

    II. Актуализация
    Выразительное чтение отрывка из баллады о Робин Гуде.
    Отработка приемов выразительного чтения баллады.

    III. Формирование новых понятий и способов действия.
    1. Слово учителя.
    - Прежде чем начать сегодняшний урок, давайте обратимся к литературоведческим словарям и узнаем, что такое жанр фантастики. Мы не раз встречались с элементами фантастического в мифах и сказках, но сегодня познакомимся с иным видом фантастики – научной фантастикой. Итак, что же это такое?
    Фантастика - жанр художественной литературы, кино и изобразительного искусства; её эстетической основой является категория фантастического, состоящая в нарушении рамок, границ, правил реального. Истоки фантастики лежат в мифе, фольклорной сказке (преимущественно волшебной), в меньшей степени – в религиозно-мифологических образах Библии.
    В XX веке, в эпоху торжества науки, на первый план выходит научная фантастика, а к концу ХХ - началу XXI века классическая научная фантастика начала уступать свою популярность жанру фэнтези.

    Научно-фантастический жанр - вид художественной литературы, где в основу произведения положена научная или техническая проблема, осуществление которой можно предположить в будущем.

    В настоящий момент существуют три основных жанра фантастики - научная фантастика, фэнтези, ужасы. Основные фантастические жанры прошлого - фантастическое путешествие и утопия.
    - О жанре фэнтези мы поговорим на одном из следующих уроков. А сейчас ответьте на вопрос: Можем ли мы отнести роман Артура Конан Дойла к жанру фантастики? Почему? (Докажите примерами.)
    - Является ли это произведение научно-фантастическим?

    2. А. Конан Дойл. «Затерянный мир». Беседа.
    - Кто из героев романа вызывает у вас особую симпатию и почему?
    - Как выглядит мир, созданный А. Конан Дойлом?
    - Каким автор изображает Мелоуна?
    Любознательный, умный, смелый, находчивый, добрый.
    - Какие эпизоды романа являются ключевыми?
    Сон в палатке. Мысль о прогулке.
    Прогулка по ночному лесу.
    Встреча с животными у водопоя.
    Стегозавр.
    Бегство.
    Падение в яму.
    Куда же делись мои спутники?
    - Какие доисторические животные встретились путешественникам?
    - Какие открытия сделал журналист Мелоун?
    - Что обнаружил он, вернувшись в лагерь?
    - Как путешественники покинули плато?

    3. Составление цитатного плана главы 12 «Как страшно было в лесу!»
    Учащиеся под руководством учителя составляют цитатный план главы.
    1. «В ту же ночь мне пришлось выдержать такое испытание, о котором я до сих пор не могу вспомнить без ужаса… Вот как это случилось. В ту ночь дежурил Соммерли. Я не мог уснуть».
    2. «Какая ночь для прогулки! Меня осенило: а почему бы не прогуляться?»
    3. «Как страшно было в лесу! В лесу было темно, но, привыкнув к темноте, глаза мои начали кое-что различать».
    4. «На берегу появились два зверя, похожих на крупных армадиллов. Они припали к воде и быстро заработали длинными красными лентами языков. Это были лось и американский олень. Они всей семьей пили воду…»
    5. «На тропинке появились уродливые существа. Где же я видел этого урода… Это же стегозавр. Минут пять стегозавр стоял рядом со мной».
    6. «Мне послышались сзади странные звуки. Сердце замерло у меня в груди при мысли, что за мной кто-то гонится. Меня могло спасти только бегство. Ноги мои подкашивались, и я бежал, бежал с ужасом».
    7. «И вдруг оглушительный треск, я лечу в бездну, а дальше тьма и пустота забвения… Когда я очнулся от обморока… Яма была глубокая, с отвесными краями и ровным дном, двадцати футов в поперечнике».
    8. «Лесная чаща безмолвствовала… Но если это действительно звери или какое-нибудь одно чудовище, то что же стало с моими спутниками? Мой усталый, измученный мозг отказывался разгадать эту загадку».

    4. Пересказ главы 12 по цитатному плану.

    IV. Применение. Формирование умений и навыков.
    1. Рабочая тетрадь, задание 98.
    Фантастические произведения часто переносят нас не только в будущее, но и в далекое прошлое.
    Прочитайте в хрестоматии фрагменты романа А.К. Дойля «Затерянный мир».
    Какие картины этого мира вызывают у героев романа восхищение, удивление, а какие – ужас, отвращение. Почему?
    Выпишите по одному эпизоду.

    2. Рабочая тетрадь, задание 99.
    Какие доисторические животные встретились участникам экспедиции? Выпишите их названия.

    V. Этап информации о домашнем задании
    1. Прочитать новеллу Г.А. Беккера «Гном».

    VI. Этап рефлексии
    Категория: Разработки уроков | Добавил: tyty (08.11.2015) | Автор: Котвицкая Светлана Александровна E
    Просмотров: 827 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]