А.С.Пушкин. « Подражание Корану. Пушкин и Казахстан»
Тема: А.С.Пушкин. « Подражание Корану. Пушкин и Казахстан» 9 класс Цели: 1. Учить познавать отечественную и мировую классику; обогатить и закрепить знания учащихся о жизни и творчестве двух поэтов. 2. Развивать творческие и индивидуальные способности учащихся; навыки самостоятельной работы на уроке; развить умения работать с научно-популярной литературой, отбирать материал по предложенной теме. 3. Приобщать детей к высокому, духовному, нравственному, всему тому, что дарит добро и красоту; способствовать воспитанию интереса к познанию творчества двух великих поэтов. Задачи: 1.Дать объемный материал, интересный, значимый, системный; 2. реализовать возможности развивающего обучения, показать приемы интеграции и информатизации учебного процесса; 3. понимать, говорить грамотно, читать сознательно, работать увлеченно. Оборудование, наглядность: Портреты Абая и А. С. Пушкина, мультимедийный кабинет, интерактивная доска, слайды, видеоматериалы. Тип урока: нестандартный (интегрированный урок с использованием элементов модульной технологии) Формы и методы работы: Композиция, беседа, работа в группах, работа с текстом, с исследовательскими картами, чтение стихотворений, сообщения Методический принцип: исследуя – находим, познаём. Опережающие задания к уроку: 1. Сбор материала об изучении жизни и творчества А.С. Пушкина 2. Чтение текстов стихотворений, произведений. 3. Исследовательская работа План урока. 1. Организационный момент. Приветствие 2. Вступительное слово учителя. 3. Поэтическая пятиминутка 4. Сообщение темы, цели и задач урока. 5. Выступление исследовательских групп по заданным темам («Лирики», «Биографы», «Историки», «Исследователи», « Аналитики») 6. Заключительное слово с видеообзором по теме урока. Ход урока 1. Организационный момент. Приветствие Добрый день! Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет! С таким призывом С.Маршака начинаем мы урок! 2. Вступительное слово учителя. 19 век поистине справедливо считают «золотым веком» русской литературы. В лице Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Чехова, Толстого русская литература встала на уровень мировой литературы. Основоположниками казахской литературы стали: Абай, Ахмет Байтурсынов, Магжан Жумабаев, Султанмахмут Торайгыров и многие другие. Поэтическая пятиминутка посвящена двум великим гениям русской и казахской литературы - Абаю и Пушкину 3.Поэтическая пятиминутка. Звучит тихо музыка. Издревле сладостный союз Поэтов меж собой связует. Они жрецы единых муз, Единый пламень их волнует (Выходят Абай и Пушкин) Aбай: Здравствуйте, уважаемый Александр Сергеевич! Позвольте представиться: Абай – сын Кунанбая, почитатель Вашего таланта. Сам пишу понемногу. Рад приветствовать Вас на земле Казахстана. Когда я открыл для себя Ваши книги, особенно когда я прочитал их на родном для Вас русском языке, я поразился тому, что нас мучают одни и те же вопросы, чувства, о многом мы думаем одинаково. Я решил перевести Ваши стихи на мой родной язык.
О, казахи мои! Мой бедный народ! Жестким усом небритым прикрыл ты рот. Кровь – на правой щеке, на левой – жир… Где же правда? Твой разум не разберет. Всякий подлый, чванливый и мелкий сброд Изуродовал душу твою, народ, Не надеюсь на исправленье твое, Коль судьбу свою в руки народ не возьмет. Из-за денег и власти кипит вражда. Ты бессилен, а спор ведут господа. Если накипи этой не смоешь с себя – В униженье, в страхе ты будешь всегда.
Пушкин: Здравствуйте, уважаемый! Бывал я на Вашей гостеприимной земле однажды. Я благодарен Вам, что Вы подарили моим героям новую жизнь и новых читателей Тираны мира! трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы! Владыки! вам венец и трон Дает закон, а не природа; Стоите выше вы народа, Но вечный выше вас Закон. И горе, горе племенам, Где дремлет он неосторожно, Где иль народу, иль царям Законом властвовать возможно! Самовластительный злодей! Тебя, твой трон я ненавижу, Твою погибель, смерть детей С жестокой радостию вижу. Читают на твоем челе Печать проклятия народы, Ты ужас мира, стыд природы, Упрек ты богу на земле.
Друг мой! Приятно было беседовать с Вами, но время пришло расстаться. Встреча была интересной. Дай бог, чтобы была она не последней! Абай: Александр-ага! Приглашаю Вас побывать в наших краях еще. (Пушкин уходит, Абай провожает его до двери, задумчиво машет рукой) Слово учителя. Не суждено было встретиться в жизни двум великим поэтам – Александру Пушкину и Абаю Кунанбаеву. Но оба они пришли в мир служить великой цели — поискам истинной человечности, жизни, достойной человека. В служении этой цели они были величественно созвучны. Г. К. Бельгер отмечает: «В великих людях есть некий общий фермент духовности. Он выражается в единстве, в родственности духа, в страстном, целеустремленном порыве к Истине, к Красоте, к Жизни». Пушкин и Абай – это феноменальный пример духовного родства двух выдающихся личностей. Уникальное созвучие их поэзии, выражающее целостность мира и человека, есть блестящее подтверждение этому. Наверное, если бы они могли встретиться, им было бы что сказать друг другу. 4.Сообщение темы, цели и задач урока. Как понимаем эпиграф урока? Оформление тетради. Десятое декабря Стихотворение Пушкина «Подражание Корану» Словарная работа Роптать-выражать недовольство, обиду. Алкать - сильно желать. Владыка-Бог. Кладезь- колодец. Зыблется- высится. Истлеть – сгнить до конца. Ветхие – старые, дряхлые Выступление исследовательской группы «Лирики» (слайд 1) 1.Чтение отрывка наизусть. 2. Почему А.С.Пушкина заинтересовал Коран? 3. Содержание какой притчи из Корана использовал А.С. Пушкин в своем подражании? 4. Высказывания критиков и писателей о « Подражаниях Корану» Слово учителя. Как считают литературоведы, увлечься Кораном поэт мог в Одессе, где обитал официально как бы в командировке, а фактически – в изгнании. Вспомним начало одного пушкинского наброска: «В пещере тайной, в день гоненья, Читал я сладостный Коран…» Правильный ислам, как и христианство, зовут людей к миру и справедливости, к оказании помощи нуждающимся. То есть, к добрым деяниям.
Выступление исследовательской группы «Биографы» (слайд 2) 1. Детство и юность поэта 2.Творческий путь 3. Гибель поэта Слово учителя. Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа», — сказал Гоголь Выступление исследовательской группы ««Историки» (слайд 3) 1.Крестьянское восстание 1773-1775 годы. 2.1833 год (Николай I) Слово учителя. История событий 1773-1775 годов убеждает нас в том, что любые действия, основанные только на насилии, хотя и преследовали вполне благородные цели, не могут обеспечить достижения справедливости для всех, снять напряженность в обществе, установить долгий социальный мир. В дореволюционной России Е. Пугачев – разбойник (Екатерина II приказала указом 17 марта 1775 года предать забвению и глубокому молчанию все, что связано с Крестьянской войной 1773-1775 года. Яик был переименован в Урал, Пугачев – разбойник. Единственный человек, по-новому взглянувший на человека – А. С. Пушкин)
Выступление исследовательской группы «Исследователи» (слайд 4) 1. Осень 1833 года 2.Путевые записки и материалы поэта Слово учителя. Результатом поездки были не только материалы о Пугачевском восстании. Пушкин познакомился в поездке с бытом и особенностями жизни кочевников – казахов и калмыков. Он коснулся и будущности просторов, добавив в шутливой форме следующие пожелания: «Можно было бы обязать киргизов, чтобы каждый женившись, садил в степи по одному дереву…и через это степи обросли бы лесом…» В первых числах октября Пушкин вернулся в свое имение. Продолжалась Болдинская осень. И нам, жителям степной республики, радостно сознавать, что в этой великой осени были и казахстанские дни. Выступление исследовательской группы «Аналитики» (слайд 5) 1. Казахстан в жизни Пушкина 2. Памятник Пушкину в Казахстане 3. Стихи казахских поэтов о Пушкине Слово учителя. Меняются поколения, а Пушкин остается все таким же живым, необходимым, к его поэзии обращаются вновь и вновь. Он вошел в духовную биографию каждого человека, стал его постоянным собеседником, помогая своими стихами находить ответы на самые сложные вопросы бытия. Чем дальше уходит от нас время реальной, земной жизни Пушкина, тем масштабней и объемней становится образ гениального русского поэта и с неиссякаемой щедростью приумножил богатства культуры всех национальностей , поистине, гениальный поэт принадлежал всем: «От вечных северных снегов, до южных стран о нем узнали» О степных дорогах поэта, о городе, где он прожил несколько мгновений своей короткой великой жизни, вдохновенно рассказал Жубан Молдагалиев: …Я так себе вообразил, Как Пушкин город посетил. Тогда он гостем из Уральска, сюжеты песен увозил. А нынче вольности певец, не гость в Уральске, а жилец, гуляют пушкинские строки, по степи из конца в конец. Итог урока: 1.Какое место в жизни и творчестве А.С.Пушкина занимал Казахстан? 2.С какой целью поэт совершил поездку в Уральск? Кто сопровождал поэта в этой поездке? 3.Какая казахская поэма записана поэтом в этой поездке? 4. В каком стихотворении А.С.Пушкин говорил о том, что его поэзия найдет признательных читателей и в казахских степях? Рефлексия: Чему нас учат произведения А.С.Пушкина? Оценивание Задание на дом: прочитать повесть « Капитанская дочка»
Здравствуйте Гулжамал. спасибо за содержательный и интересный урок, когда читала вашу разработку мысленно представляла ваш урок. Стихи великих поэтов так актуальны в наше время. Из-за денег и власти кипит вражда. Ты бессилен, а спор ведут господа. Спасибо.
Спасибо за интересный урок. Понравилась поэтическая пятиминутка, посвященная двум великим гениям русской и казахской литературы - Абаю и Пушкину. встреча двух гениев великих литератур!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]