Пятница
19.04.2024
05:52
Категории раздела
Разработки уроков [171]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    А.С.Пушкин. « Подражание Корану. Пушкин и Казахстан»
    Тема: А.С.Пушкин. « Подражание Корану. Пушкин и Казахстан»
    9 класс
    Цели: 1. Учить познавать отечественную и мировую классику; обогатить и закрепить знания учащихся о жизни и творчестве двух поэтов. 2. Развивать творческие и индивидуальные способности учащихся; навыки самостоятельной работы на уроке; развить умения работать с научно-популярной литературой, отбирать материал по предложенной теме. 3. Приобщать детей к высокому, духовному, нравственному, всему тому, что дарит добро и красоту; способствовать воспитанию интереса к познанию творчества двух великих поэтов. Задачи: 1.Дать объемный материал, интересный, значимый, системный; 2. реализовать возможности развивающего обучения, показать приемы интеграции и информатизации учебного процесса; 3. понимать, говорить грамотно, читать сознательно, работать увлеченно.
    Оборудование, наглядность: Портреты Абая и А. С. Пушкина, мультимедийный кабинет, интерактивная доска, слайды, видеоматериалы.
    Тип урока: нестандартный (интегрированный урок с использованием элементов модульной технологии)
    Формы и методы работы: Композиция, беседа, работа в группах, работа с текстом, с исследовательскими картами, чтение стихотворений, сообщения
    Методический принцип: исследуя – находим, познаём.
    Опережающие задания к уроку: 1. Сбор материала об изучении жизни и творчества А.С. Пушкина 2. Чтение текстов стихотворений, произведений. 3. Исследовательская работа
    План урока.
    1. Организационный момент. Приветствие
    2. Вступительное слово учителя.
    3. Поэтическая пятиминутка
    4. Сообщение темы, цели и задач урока.
    5. Выступление исследовательских групп по заданным темам («Лирики», «Биографы», «Историки», «Исследователи», « Аналитики»)
    6. Заключительное слово с видеообзором по теме урока.
    Ход урока
    1. Организационный момент. Приветствие
    Добрый день! Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет! С таким призывом С.Маршака начинаем мы урок!
    2. Вступительное слово учителя. 19 век поистине справедливо считают «золотым веком» русской литературы. В лице Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Чехова, Толстого русская литература встала на уровень мировой литературы. Основоположниками казахской литературы стали: Абай, Ахмет Байтурсынов, Магжан Жумабаев, Султанмахмут Торайгыров и многие другие. Поэтическая пятиминутка посвящена двум великим гениям русской и казахской литературы - Абаю и Пушкину
    3.Поэтическая пятиминутка. Звучит тихо музыка.
    Издревле сладостный союз
    Поэтов меж собой связует.
    Они жрецы единых муз,
    Единый пламень их волнует
    (Выходят Абай и Пушкин)
    Aбай: Здравствуйте, уважаемый Александр Сергеевич! Позвольте представиться: Абай – сын Кунанбая, почитатель Вашего таланта. Сам пишу понемногу. Рад приветствовать Вас на земле Казахстана. Когда я открыл для себя Ваши книги, особенно когда я прочитал их на родном для Вас русском языке, я поразился тому, что нас мучают одни и те же вопросы, чувства, о многом мы думаем одинаково. Я решил перевести Ваши стихи на мой родной язык.

    О, казахи мои! Мой бедный народ!
    Жестким усом небритым прикрыл ты рот.
    Кровь – на правой щеке, на левой – жир…
    Где же правда? Твой разум не разберет.
    Всякий подлый, чванливый и мелкий сброд
    Изуродовал душу твою, народ,
    Не надеюсь на исправленье твое,
    Коль судьбу свою в руки народ не возьмет.
    Из-за денег и власти кипит вражда.
    Ты бессилен, а спор ведут господа.
    Если накипи этой не смоешь с себя –
    В униженье, в страхе ты будешь всегда.

    Пушкин: Здравствуйте, уважаемый! Бывал я на Вашей гостеприимной земле однажды. Я благодарен Вам, что Вы подарили моим героям новую жизнь и новых читателей
    Тираны мира! трепещите!
    А вы, мужайтесь и внемлите,
    Восстаньте, падшие рабы!
    Владыки! вам венец и трон
    Дает закон, а не природа;
    Стоите выше вы народа,
    Но вечный выше вас Закон.
    И горе, горе племенам,
    Где дремлет он неосторожно,
    Где иль народу, иль царям
    Законом властвовать возможно!
    Самовластительный злодей!
    Тебя, твой трон я ненавижу,
    Твою погибель, смерть детей
    С жестокой радостию вижу.
    Читают на твоем челе
    Печать проклятия народы,
    Ты ужас мира, стыд природы,
    Упрек ты богу на земле.

    Друг мой! Приятно было беседовать с Вами, но время пришло расстаться. Встреча была интересной. Дай бог, чтобы была она не последней!
    Абай:
    Александр-ага! Приглашаю Вас побывать в наших краях еще. (Пушкин уходит, Абай провожает его до двери, задумчиво машет рукой)
    Слово учителя. Не суждено было встретиться в жизни двум великим поэтам – Александру Пушкину и Абаю Кунанбаеву. Но оба они пришли в мир служить великой цели — поискам истинной человечности, жизни, достойной человека. В служении этой цели они были величественно созвучны. Г. К. Бельгер отмечает: «В великих людях есть некий общий фермент духовности. Он выражается в единстве, в родственности духа, в страстном, целеустремленном порыве к Истине, к Красоте, к Жизни». Пушкин и Абай – это феноменальный пример духовного родства двух выдающихся личностей. Уникальное созвучие их поэзии, выражающее целостность мира и человека, есть блестящее подтверждение этому. Наверное, если бы они могли встретиться, им было бы что сказать друг другу.
    4.Сообщение темы, цели и задач урока. Как понимаем эпиграф урока? Оформление тетради. Десятое декабря Стихотворение Пушкина «Подражание Корану» Словарная работа Роптать-выражать недовольство, обиду. Алкать - сильно желать. Владыка-Бог. Кладезь- колодец. Зыблется- высится. Истлеть – сгнить до конца. Ветхие – старые, дряхлые
    Выступление исследовательской группы «Лирики» (слайд 1) 1.Чтение отрывка наизусть. 2. Почему А.С.Пушкина заинтересовал Коран? 3. Содержание какой притчи из Корана использовал А.С. Пушкин в своем подражании? 4. Высказывания критиков и писателей о « Подражаниях Корану» Слово учителя. Как считают литературоведы, увлечься Кораном поэт мог в Одессе, где обитал официально как бы в командировке, а фактически – в изгнании. Вспомним начало одного пушкинского наброска: «В пещере тайной, в день гоненья, Читал я сладостный Коран…» Правильный ислам, как и христианство, зовут людей к миру и справедливости, к оказании помощи нуждающимся. То есть, к добрым деяниям.

    Выступление исследовательской группы «Биографы» (слайд 2) 1. Детство и юность поэта 2.Творческий путь 3. Гибель поэта Слово учителя. Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа», — сказал Гоголь
    Выступление исследовательской группы ««Историки» (слайд 3) 1.Крестьянское восстание 1773-1775 годы. 2.1833 год (Николай I)
    Слово учителя. История событий 1773-1775 годов убеждает нас в том, что любые действия, основанные только на насилии, хотя и преследовали вполне благородные цели, не могут обеспечить достижения справедливости для всех, снять напряженность в обществе, установить долгий социальный мир. В дореволюционной России Е. Пугачев – разбойник (Екатерина II приказала указом 17 марта 1775 года предать забвению и глубокому молчанию все, что связано с Крестьянской войной 1773-1775 года. Яик был переименован в Урал, Пугачев – разбойник. Единственный человек, по-новому взглянувший на человека – А. С. Пушкин)

    Выступление исследовательской группы «Исследователи» (слайд 4) 1. Осень 1833 года 2.Путевые записки и материалы поэта Слово учителя. Результатом поездки были не только материалы о Пугачевском восстании. Пушкин познакомился в поездке с бытом и особенностями жизни кочевников – казахов и калмыков. Он коснулся и будущности просторов, добавив в шутливой форме следующие пожелания: «Можно было бы обязать киргизов,
    чтобы каждый женившись, садил
    в степи по одному дереву…и
    через это степи обросли бы лесом…»
    В первых числах октября Пушкин вернулся в свое имение. Продолжалась Болдинская осень. И нам, жителям степной республики, радостно сознавать, что в этой великой осени были и казахстанские дни.
    Выступление исследовательской группы «Аналитики» (слайд 5) 1. Казахстан в жизни Пушкина 2. Памятник Пушкину в Казахстане 3. Стихи казахских поэтов о Пушкине Слово учителя. Меняются поколения, а Пушкин остается все таким же живым, необходимым, к его поэзии обращаются вновь и вновь. Он вошел в духовную биографию каждого человека, стал его постоянным собеседником, помогая своими стихами находить ответы на самые сложные вопросы бытия. Чем дальше уходит от нас время реальной, земной жизни Пушкина, тем масштабней и объемней становится образ гениального русского поэта и с неиссякаемой щедростью приумножил богатства культуры всех национальностей , поистине, гениальный поэт принадлежал всем: «От вечных северных снегов, до южных стран о нем узнали» О степных дорогах поэта, о городе, где он прожил несколько мгновений своей короткой великой жизни, вдохновенно рассказал Жубан Молдагалиев: …Я так себе вообразил, Как Пушкин город посетил. Тогда он гостем из Уральска, сюжеты песен увозил. А нынче вольности певец, не гость в Уральске, а жилец, гуляют пушкинские строки, по степи из конца в конец.
    Итог урока: 1.Какое место в жизни и творчестве А.С.Пушкина занимал Казахстан? 2.С какой целью поэт совершил поездку в Уральск? Кто сопровождал поэта в этой поездке? 3.Какая казахская поэма записана поэтом в этой поездке? 4. В каком стихотворении А.С.Пушкин говорил о том, что его поэзия найдет признательных читателей и в казахских степях? Рефлексия: Чему нас учат произведения А.С.Пушкина? Оценивание Задание на дом: прочитать повесть « Капитанская дочка»
    Категория: Разработки уроков | Добавил: Gulya (07.12.2013) | Автор: Закирова Гулжамал E
    Просмотров: 4780 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.3/3
    Всего комментариев: 2
    2 бифайна  
    0
    Здравствуйте  Гулжамал.  спасибо за содержательный и интересный урок, когда читала  вашу разработку мысленно представляла ваш урок. Стихи  великих поэтов  так актуальны в наше время.
    Из-за денег и власти кипит вражда. 
    Ты бессилен, а спор ведут господа. Спасибо.

    1 ТатьянаТатьянка  
    0
    Спасибо за интересный урок. Понравилась поэтическая пятиминутка, посвященная двум великим гениям русской и казахской литературы - Абаю и Пушкину. встреча двух гениев великих литератур!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]