Пятница
03.05.2024
20:25
Категории раздела
Разработки уроков [171]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    Анализ лирического произведения
    Анализ лирического произведения
    План.
    I. Краткая справка об авторе произведения.
    1. Ведущие темы, направленность творчества.
    2. Соотнесенность данного литературного произведения с особенностями творчества автора
    II ЛАТ.
    1. Тема произведения.
    2. Идея.
    3. Композиционная особенность.
    4. Изобретательно-изобразительные средства, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания: олицетворение, метафора, сравнение, метафорическое сравнение, антитеза, перифраза, структура предложения и т.п.
    5. Эмоционально целостное отношение автора к теме произведения.
    III. Личностно-ориентированное прочтение конкретных фраз, выражений, словосочетаний, отдельных слов.

    Матричный материал для письменного анализа лирического произведения
    ... - поэт... годов, чья творческая деятельность отмечена...
    В своем творчестве ...затрагивает темы... Главное направление...
    Автора волнуют вопросы... Муза автора - это...
    С этой позиции рассмотрим произведение...
    Основная тема произведения... созвучна с идеей...
    Используя олицетворение, автор подчеркивает... Благодаря примененному метафорическому сравнению ... читатель ощущает... Для усиления эмоционального воздействия на читающего (слушающего) автор...
    Современность звучания произведения объясняется...

    Образец анализа стихотворения

    Андрей Дементьев
    Ваганьковский город
    Я стою над могилой Сергея Есенина
    Ветер листья на скорбные плиты намел.
    Сколько в городе этом на веке поселено
    Неразгаданных судеб, забытых имен.

    Может кто-то из них в те далекие годы
    Знал при желании поэта. Встречал, говорил.
    От хулы заслонял и берег в непогоды,
    И боялся за хрупкость невидимых крыл.

    Он прошел по земле, по распахнутым душам...
    И когда закружилось над ним воронье
    По Москве, по кабацкой-
    По той и грядущей-
    Он на добрых руках плыл в бессмертье свое.

    Но осталась Россия- навеки любимой
    В каждой строчке его, полной грусти и гроз.
    И с надгробья он смотрит умышленно мимо
    Мимо скорби и жалости,
    Вздохов и слез...
    1985

    Андрей Дементьев - талантливый советский, российский поэт, лауреат Премии Ленинского комсомола, Государственной премии СССР, лауреат Всероссийской литературной премии , лауреат премии имени Александра Невского "Верные сыны России", член Общественной палаты Российской Федерации, член Комиссии по поддержке средств массовой информации как основы гражданского общества.
    А. Дементьев говорит : "Это признание работы писателя, это уважение к его труду, которым каждый из нас бесконечно дорожит ". В своем творчестве А. Дементьев затрагивает темы, волнующие каждого человека: исторический путь страны, любовь к родине, взаимоотношение между людьми. Сам поэт говорит : "Стихи только тогда имеют право именоваться стихами, когда то, что является их сутью, рождено нашей судьбой". Но главная тема творчества Дементьева - внутренний мир современника, его чувства, переживания, стремления. Дементьев считает, что " поэзия должна быть другом". Друг - это тот, кто делит не только радость , но и горе. Именно поэтому в одном из стихотворений Дементьев пишет :
    Муза моя, ты сестра милосердия.
    Мир еще полон страданий и мук
    Пусть на тебя, чья- то радость не сердится -
    Нам веселиться еще не досуг.
    Муза Дементьева - это наша современница, живущая событиями сегодняшнего дня.
    С этой позиции и следует рассматривать стихотворение А. Дементьева
    " Я стою над могилой Сергея Есенина .."
    Стихотворение посвящено великому советскому поэту Сергею Есенину. Не случайно Дементьев обращается к личности Есенина. Поэт не может существовать вне времени. События эпохи, так или иначе, отражаются в его творчестве. Есенин - это наша история. Не зная прошлого родины, нельзя знать и понимать настоящее, мечтать о будущем.
    Основная тема стихотворения - раскрытие личности Есенина, с которой взаимосвязаны другие темы - смысл жизни поэта, любовь к родине, поэт и народ.
    Я стою над могилой Сергея Есенина...
    Ветер листьев на скорбные плиты намел.
    Используя олицетворение " ветер намел", Дементьев подчеркивает желание уберечь от грубого прикосновения чистоту поэзии Есенина. А " скорбные плиты" как бы охраняют покой души поэта.
    Рядом с поэтом те, о ком говорят " слова и музыка народные"
    Это те, кто сердцем принял Есенина, его поэзию. Это они - истинные почитатели его лирики - оберегали от навязчивых "друзей", от критики мнимых " литературоведов" " хрупкость невидимых крыл" - талант истинного поэта. Пускай, имена не всех известны, но благодаря их стараниям сохранено для потомков имя С. Есенина.
    Сколько в городе этом навеки поселено
    Неразгаданных судеб, забытых имен.
    Может кто-то из них в те далекие годы
    Знал при жизни поэта. Встречал, говорил.
    От хулы заслонял, и берег в непогоду,
    И боялся за хрупкость невидимых крыл.
    Для усиления эмоционального воздействия на слушателя Дементьев использует простое предложение с однородными сказуемыми : знал, встречал, говорил, заслонял, и берег, и боялся. Два сказуемых, по мнению автора, более веских в смысловом значении употреблены с союзами : и берег, и боялся. С каким уважением надо относиться к таланту Есенина, чтобы употребить перифраз "хрупкость невидимых крыл".
    Дементьев пишет :
    Он прошел по земле, по распахнутым душам...
    Прошел. Не прожил, а именно прошел, потому что жизнь и поэзия Сергея Есенина была стремительна. Вспомним, как писал об этом сам поэт:
    Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
    Словно я весенней гулкой ранью
    Проскакал на розовом коне...
    Но в тоже время поэзия проникла в каждую "распахнутую душу". Но не все души были " распахнутыми", были и случайные в литературе люди, которые неотступно следовали за поэтом, подстерегали его везде, провоцировали скандалы. Для описания этого факта А. Дементьев подбирает очень точную метафору " закружилось над ним воронье" . Не выдержав такого испытания, Есенин кончает жизнь самоубийством. Понимает этот поступок " кабацкая", т.е. " народная" Москва. И не только " та", но и " грядущая" Москва правильно поймет и оценит Есенинскую поэзию. Поэтому " добрые руки" народа перед тем, как отнести Есенина на кладбище, обнесут гроб с телом поэта вокруг памятника Пушкина, как поэта народного, достойного преемника славы, пушкинского бессмертия.
    Он прошел по земле, по распахнутым душам..
    И когда закружилось над ним воронье
    По Москве, по кабацкой - по той и грядущей-
    Он на добрых руках плыл в бессмертие свое
    В творчестве Есенина глубока тема Родины. Поэт не мыслит себя без России, без страны " березового ситца". Какие бы беды, невзгоды не постигали поэта, он сохранил верность Родине, сквозь грусть и грозы жизни пронес любовь к Родине.
    Но осталась Россия навеки любимой
    В каждой строчке его, полной грусти и гроз.
    Дементьев не случайно выносит словосочетание " в каждой строчке его", делая ударения на слове " каждой", он подчеркивает отличительную особенность характера Есенина - безграничную любовь к Родине.
    В стихотворении заметно творческое кредо А.Дементьева: настоящий поэт - поэт народный, стоящий выше скорби, жалости, вздохов, слез.
    И с надгробья он смотрит, умышленно мимо-
    Мимо скорби и жалости, вздохов и слез..
    Все стихотворение Дементьева написано от имени современников и обращено к ним. Поэтому поэт неоднократно использует фигуру умолчания.
    Я стою над могилой Сергея Есенина...
    Он прошел по земле, по распахнутым душам...
    И с надгробья он смотрит умышленно мимо-
    Мимо скорби и жалости, вздохов и слез...
    Автор оставляет недосказанность, заставляя слушателя осмыслить сообщаемое. Понимание читателями глубинного смысла стихотворения достигается А.Дементьевым и за счет использования разговорной интонации как разновидности говорной. Интонация близка обычной непринужденной речи. Автор рассказывает о своем отношении к Сергею Есенину. Не любя, не понимая поэта, нельзя было написать такое глубокое волнующее стихотворение.
    Более полувека живет песенное творчество Сергея Есенина. Но все так же обращаются к его личности и судьбе, выбирая творческий путь, поэты и прозаики. Каждый открывает в лирике Сергея Есенина близкое и дорогое и как преемственность поколений звучат строки:
    " Я стою над могилой Сергея Есенина"...
    Категория: Разработки уроков | Добавил: Борлен (31.01.2014) | Автор: Бородина Елена E
    Просмотров: 2487 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]