Анализ лирического произведения План. I. Краткая справка об авторе произведения. 1. Ведущие темы, направленность творчества. 2. Соотнесенность данного литературного произведения с особенностями творчества автора II ЛАТ. 1. Тема произведения. 2. Идея. 3. Композиционная особенность. 4. Изобретательно-изобразительные средства, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания: олицетворение, метафора, сравнение, метафорическое сравнение, антитеза, перифраза, структура предложения и т.п. 5. Эмоционально целостное отношение автора к теме произведения. III. Личностно-ориентированное прочтение конкретных фраз, выражений, словосочетаний, отдельных слов.
Матричный материал для письменного анализа лирического произведения ... - поэт... годов, чья творческая деятельность отмечена... В своем творчестве ...затрагивает темы... Главное направление... Автора волнуют вопросы... Муза автора - это... С этой позиции рассмотрим произведение... Основная тема произведения... созвучна с идеей... Используя олицетворение, автор подчеркивает... Благодаря примененному метафорическому сравнению ... читатель ощущает... Для усиления эмоционального воздействия на читающего (слушающего) автор... Современность звучания произведения объясняется...
Образец анализа стихотворения
Андрей Дементьев Ваганьковский город Я стою над могилой Сергея Есенина Ветер листья на скорбные плиты намел. Сколько в городе этом на веке поселено Неразгаданных судеб, забытых имен.
Может кто-то из них в те далекие годы Знал при желании поэта. Встречал, говорил. От хулы заслонял и берег в непогоды, И боялся за хрупкость невидимых крыл.
Он прошел по земле, по распахнутым душам... И когда закружилось над ним воронье По Москве, по кабацкой- По той и грядущей- Он на добрых руках плыл в бессмертье свое.
Но осталась Россия- навеки любимой В каждой строчке его, полной грусти и гроз. И с надгробья он смотрит умышленно мимо Мимо скорби и жалости, Вздохов и слез... 1985
Андрей Дементьев - талантливый советский, российский поэт, лауреат Премии Ленинского комсомола, Государственной премии СССР, лауреат Всероссийской литературной премии , лауреат премии имени Александра Невского "Верные сыны России", член Общественной палаты Российской Федерации, член Комиссии по поддержке средств массовой информации как основы гражданского общества. А. Дементьев говорит : "Это признание работы писателя, это уважение к его труду, которым каждый из нас бесконечно дорожит ". В своем творчестве А. Дементьев затрагивает темы, волнующие каждого человека: исторический путь страны, любовь к родине, взаимоотношение между людьми. Сам поэт говорит : "Стихи только тогда имеют право именоваться стихами, когда то, что является их сутью, рождено нашей судьбой". Но главная тема творчества Дементьева - внутренний мир современника, его чувства, переживания, стремления. Дементьев считает, что " поэзия должна быть другом". Друг - это тот, кто делит не только радость , но и горе. Именно поэтому в одном из стихотворений Дементьев пишет : Муза моя, ты сестра милосердия. Мир еще полон страданий и мук Пусть на тебя, чья- то радость не сердится - Нам веселиться еще не досуг. Муза Дементьева - это наша современница, живущая событиями сегодняшнего дня. С этой позиции и следует рассматривать стихотворение А. Дементьева " Я стою над могилой Сергея Есенина .." Стихотворение посвящено великому советскому поэту Сергею Есенину. Не случайно Дементьев обращается к личности Есенина. Поэт не может существовать вне времени. События эпохи, так или иначе, отражаются в его творчестве. Есенин - это наша история. Не зная прошлого родины, нельзя знать и понимать настоящее, мечтать о будущем. Основная тема стихотворения - раскрытие личности Есенина, с которой взаимосвязаны другие темы - смысл жизни поэта, любовь к родине, поэт и народ. Я стою над могилой Сергея Есенина... Ветер листьев на скорбные плиты намел. Используя олицетворение " ветер намел", Дементьев подчеркивает желание уберечь от грубого прикосновения чистоту поэзии Есенина. А " скорбные плиты" как бы охраняют покой души поэта. Рядом с поэтом те, о ком говорят " слова и музыка народные" Это те, кто сердцем принял Есенина, его поэзию. Это они - истинные почитатели его лирики - оберегали от навязчивых "друзей", от критики мнимых " литературоведов" " хрупкость невидимых крыл" - талант истинного поэта. Пускай, имена не всех известны, но благодаря их стараниям сохранено для потомков имя С. Есенина. Сколько в городе этом навеки поселено Неразгаданных судеб, забытых имен. Может кто-то из них в те далекие годы Знал при жизни поэта. Встречал, говорил. От хулы заслонял, и берег в непогоду, И боялся за хрупкость невидимых крыл. Для усиления эмоционального воздействия на слушателя Дементьев использует простое предложение с однородными сказуемыми : знал, встречал, говорил, заслонял, и берег, и боялся. Два сказуемых, по мнению автора, более веских в смысловом значении употреблены с союзами : и берег, и боялся. С каким уважением надо относиться к таланту Есенина, чтобы употребить перифраз "хрупкость невидимых крыл". Дементьев пишет : Он прошел по земле, по распахнутым душам... Прошел. Не прожил, а именно прошел, потому что жизнь и поэзия Сергея Есенина была стремительна. Вспомним, как писал об этом сам поэт: Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне... Но в тоже время поэзия проникла в каждую "распахнутую душу". Но не все души были " распахнутыми", были и случайные в литературе люди, которые неотступно следовали за поэтом, подстерегали его везде, провоцировали скандалы. Для описания этого факта А. Дементьев подбирает очень точную метафору " закружилось над ним воронье" . Не выдержав такого испытания, Есенин кончает жизнь самоубийством. Понимает этот поступок " кабацкая", т.е. " народная" Москва. И не только " та", но и " грядущая" Москва правильно поймет и оценит Есенинскую поэзию. Поэтому " добрые руки" народа перед тем, как отнести Есенина на кладбище, обнесут гроб с телом поэта вокруг памятника Пушкина, как поэта народного, достойного преемника славы, пушкинского бессмертия. Он прошел по земле, по распахнутым душам.. И когда закружилось над ним воронье По Москве, по кабацкой - по той и грядущей- Он на добрых руках плыл в бессмертие свое В творчестве Есенина глубока тема Родины. Поэт не мыслит себя без России, без страны " березового ситца". Какие бы беды, невзгоды не постигали поэта, он сохранил верность Родине, сквозь грусть и грозы жизни пронес любовь к Родине. Но осталась Россия навеки любимой В каждой строчке его, полной грусти и гроз. Дементьев не случайно выносит словосочетание " в каждой строчке его", делая ударения на слове " каждой", он подчеркивает отличительную особенность характера Есенина - безграничную любовь к Родине. В стихотворении заметно творческое кредо А.Дементьева: настоящий поэт - поэт народный, стоящий выше скорби, жалости, вздохов, слез. И с надгробья он смотрит, умышленно мимо- Мимо скорби и жалости, вздохов и слез.. Все стихотворение Дементьева написано от имени современников и обращено к ним. Поэтому поэт неоднократно использует фигуру умолчания. Я стою над могилой Сергея Есенина... Он прошел по земле, по распахнутым душам... И с надгробья он смотрит умышленно мимо- Мимо скорби и жалости, вздохов и слез... Автор оставляет недосказанность, заставляя слушателя осмыслить сообщаемое. Понимание читателями глубинного смысла стихотворения достигается А.Дементьевым и за счет использования разговорной интонации как разновидности говорной. Интонация близка обычной непринужденной речи. Автор рассказывает о своем отношении к Сергею Есенину. Не любя, не понимая поэта, нельзя было написать такое глубокое волнующее стихотворение. Более полувека живет песенное творчество Сергея Есенина. Но все так же обращаются к его личности и судьбе, выбирая творческий путь, поэты и прозаики. Каждый открывает в лирике Сергея Есенина близкое и дорогое и как преемственность поколений звучат строки: " Я стою над могилой Сергея Есенина"...
|