Близость сказки А.П.Платонова «Волшебное кольцо» к народным сказкам.
Тема: Близость сказки А.П.Платонова «Волшебное кольцо» к народным сказкам. Цели и задачи: - обобщить полученные знания; выяснить, почему детская сказка Платонова «шкатулка с двойным дном»; - научить находить сходство и различия сказки Платонова с народной сказкой; - содействовать нравственному воспитанию школьников; - формировать умения и навыки устной и письменной монологической речи. Тип урока: «исследовательская» лаборатория художника слова. Ход урока. 1.Эпиграф к уроку: Сквозь череду горя, труда и бедствия – К молодости, к вере и радости. (А.Платонов.) 2.Вопрос классу: - Расскажите, что вы узнали о Платонове А.П.? а) обратить внимание детей на то, что Платонов очень хорошо знал творчество А.С.Пушкина, особенно его сказки. 3.Тема урока. «Исследование» текста сказки. - Пересказ эпизодов о том, как Семён спас собаку, кошку, змею (стр.236-238). - Погружение в текст эпизодов: а) Как вы думаете, почему Семён последние свои копейки отдал за собаку, кошку, змею? б) Из-за какого животного и почему мать особенно рассердилась на Семёна? в) Как вы считаете, что может обозначать имя змеи? - Обратимся с 4-хтомному толковому словарю русского языка под редакцией С.Ожегова. Скарабей: 1.навозный жук, обитающий на юге Европы, севере Африки и передней Азии. 2.изображение священного жука на монетах, камнях, а так же монета, камень с таким изображением. Вывод: значит, ключ к имени змеи Скарапея в том, что это священное, волшебное животное и не случайно, именно она даёт Семёну волшебный предмет. - Вы помните, какой это предмет? - Как звали её сводного братца? - Знаете ли вы, что может обозначать его имя? Обратимся к Энциклопедическому словарю и определим значение слова. Аспиды – семейство ядовитых змей. Укусы их могут быть смертельны для человека, особенно опасна очковая змея, или кобра. - Как вы думаете, нет ли какой опасности в подарке змеиного царя? - Как Семён распорядился подарком змеиного царя? В чём тайна кольца? - Каково первое желание Семёна? Найдите данный эпизод в тексте сказки. (стр.238-239) Какой вывод напрашивается? - Выходит, чтобы исполнить самое простое человеческое желание, нужно вмешательство сверхъестественной силы? А вы как думаете? Так ли это? - О чём ещё мечтает Семён Можно ли крестьянскому сыну любить царевну? Что о царях говорит мать Семёна? Подтвердите свои мысли примером из текста.(стр.239) -Как Семён убедил мать в своей удаче и умении? 4.Инсценирование эпизода сватовства: автор, мать, царь, царица. Задание: посмотрите отрывок из сказки, подумайте, что показала эта сцена? - Как царь и царица обидели мать Семёна? - Какое испытание для жениха придумывает царь? Почему мост именно хрустальный? Кто помог Семёну справиться с этим заданием? - Как вы думаете, как должна была закончиться сказка? Какими словами? Но сказка не закончилась. Она будет впереди. Почему? (авторская сказка). 5.Работа в группах. I группа: анализ эпизода «Коварство царевны»: - Какую библейскую историю напоминает сцена в лесу? - Почему Аспиду не удалось совратить, заманить Семёна? Что нужно аспиду? - Почему же царевна так легко предала, согласилась на всё, чему научил её Аспид? (стр.244) - Зачем царевна причиняет такое зло Семёну? Как дальше сложилась его судьба? II группа: анализ эпизода «Спасение Семёна». - Кто помог Семёну? - Как вы думаете, кошка с собакой волшебные животные или самые обыкновенные? 6.Завершение « исследования» текста сказки. (ответы на вопросы находим в тексте сказки, перечитываем или пересказываем) - Удалось ли Семёну восстановить справедливость? Как? - Оправдал ли Аспид своё имя? (к словарной работе). - Почему всё-таки в глазах царя Семён выше Аспида? Аспид ведь царского рода, а Семён – мужик? - Как сложится дальнейшая жизнь Семёна? Какие детали из сказанного быта останутся, а что изменится? 7. Обобщение по теме урока. Подведение итога: что в сказке правда, а что ложь. Составление ассоциативной диаграммы, записи в тетради.
сказка правда.
-Какую народную сказку напоминает нам сказка о Семёне и волшебном кольце? - Какие пословицы можно адресовать сказке Платонова А.П.? - Какова на ваш взгляд мораль сказки? Чему она нас учит? От чего предостерегает нас А.Платонов? Рефлексия. Нельзя надеяться на чудо: «Не годится человеку без труда получать всё, что он пожелает». Невозможного нет – всё возможно! Только надо уметь трудиться. Д/з: 1группа: сочинение –эссе «Сказка- ложь, да в ней намёк..» 2группа: проиллюстрировать понравившиеся эпизоды сказки.