Суббота
20.04.2024
08:17
Категории раздела
Разработки уроков [171]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    «Быть или не быть» - домашнему заданию?
    Монастырская Валентина Николаевна
    Учитель русского языка и литературы СОШГ№1 имени Д. А. Конаева,
    Жамбылская область Кордайский район село Кордай
    «Быть или не быть» - домашнему заданию?
    «Быть или не быть» - домашнему заданию? О, этот вопрос даже и не обсуждается! И если даже учитель и захотел бы работать без домашнего задания, думаю, его не все поняли, и лишь только ученики радовались бы свободному времени. Но я не могу представить себе учебный процесс без домашнего задания, выполнение которого я тщательно объясняю на уроке, и время отвожу для этого не в последнюю минуту урока, а за 7-8 минут до звонка, когда внимание учеников ещё не рассеяно.
    Выполнение домашнего задания – это особый вид самостоятельной работы. Чаще предлагаю задания 1-3 уровней, так как я работаю по Технологии встречных усилий учителя и ученика. Первый уровень – письменное упражнение с несложным заданием для всех обязательно, второй уровень – грамматическое задание (посложнее) даю не всегда и не всем, а третий уровень – творческое задание – предлагаю на выбор ученику. То, что ученик имеет право выбора задания, очень подкупает моих юных друзей. Как известно, именно право выбора определяет свободу человека. Задания 2 и 3 уровня потом часто используются мною на уроке в качестве Лингвистической разминки, Словесной дуэли, Переполох, Отстаивание своей точки зрения и т.д. Зная, что я обязательно пройду между рядов и взгляну в тетрадь ученика, у ребёнка не возникает даже мысли не заниматься дома по русскому языку. А проверка третьего уровня – это своего рода праздник на уроке. Как же детям нравится слушать то, что сочинили их одноклассники и быть комментаторами, судьями, редакторами и т.п.
    Считаю, что одним из условий успешности обучения является самостоятельная активность ребёнка. Решение той или иной проблемной ситуации на уроке способствует формированию мотива деятельности учащихся, активизации их познавательной деятельности. Уже много лет нахожусь в постоянном поиске тех методов и форм работы, которые позволяют весь учебный процесс организовать так, чтобы развивать собственное мышление ребёнка, его речь, активизировать познавательную деятельность. Вот уже больше десяти лет в своей работе стремлюсь отойти от механического усвоения знаний. Стремлюсь сам процесс обучения сделать радостным, интересным, увлекательным. Учитывая возрастные и психологические особенности школьников, поддерживаю связь обучения с жизнью, игрой, трудом.
    К примеру по итогам выполнения домашнего задания, а именно упражнения 652 (Учебник для 5 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения, авторы: М. Р. Кондубаева, Ф.Г. Брулёва, Т.А. Абджанова, В.К. Павленко, издательство Алматы «Атамұра» 2010год), где даётся начало сказки « Проснулось солнце. Выглянуло из-за облаков…» и далее, этот текст всем предметникам – языковедам знаком, поэтому не буду его цитировать полностью, я разделила задание к упражнению на 3 уровня, и кто хочет, тот выполняет творческое задание, то есть продолжает начатый текст. Было очень много желающих, тогда я решила провести КОНКУРС НА ЛУЧШЕГО СКАЗОЧНИКА. Дети были увлечены, оформляли работы, я требовала не только бумажного оформления, но продвинутые ребята должны были выслать мне работу по электронной почте, что явилось для них новым видом общения с преподавателем, и очень полезным, так как я многому их научила, то есть повысила и компьютерную грамотность. Ведь именно так и осуществляются межпредметные связи.
    Хочу поделиться работой Пак Игоря, где он мастерски, на мой взгляд, использует знания сюжетов литературных произведений, создав в итоге свою сказку.

    Сказка о флюгерных петушках
    Проснулось солнце. Выглянуло из-за облаков и вытянуло во все стороны сорок ясных, красных лучей… Флюгерные петушки на пряничных высоких башнях раскрыли было свои клювы, чтобы прокричать вежливые утренние слова… Но ничегошеньки у них не вышло. Ужасный, злой волшебник украл у петушков их громкий голос!
    Вот почему в это утро жители Сказочного города-маленькие и большие - проспали.
    Говорящие часы на высокой башне протикали, пробили двенадцать раз, когда открыла глаза фея Здравствуйте.
    -Я - проспала? - удивилась она. - Странно!
    -Тик-так, - протикали ей в ответ часы.
    В сказочном городе случилось непредвиденное, неприятное происшествие, так как ранее никто и никогда не похищал у петушков голоса.
    Жители этого города недоумевали, спрашивая друг друга: «Как же теперь мы будем просыпаться? Кто поможет нам в этой беде?» «Я смогу!»- сказала Оля. Это была самая вежливая, умная, смелая и честная девочка этого удивительного волшебного города. «Я отправлюсь в странствие великих царей Солнца, Ветра, Месяца и Облака, там и найду ответ, как вернуть громкий голос нашим петушкам».
    Так, весь город провожал Олю в дальнее путешествие. Долго ли, коротко ли, вот наконец, она пришла в царство Солнца. В царстве все горит, сверкает. Решает государственные дела и помогает ему советами его советник - Огонь. А вокруг царя стража - свечки. «Государь Солнце, скажи мне, пожалуйста, где найти злого волшебника, укравшего голос петушков?» Солнце, посоветовавшись со своим советником, только пожало плечами и молвило: «Я царствую только днем, возможно, поэтому ничего об этом не слышал. Может как-нибудь поможет тебе мой брат-Месяц. А дорогу к нему тебе укажет маленький воробей. Он тебе пригодится в пути» .
    Шла Оля, шла долго и, наконец, дошла до царства Месяца. Глядит она, а на троне восседает Месяц, а возле него стоят стражники-звездочки. А его лучший советник Планета. «Месяц, месяц, скажи, не знаешь ли ты, где живет злой волшебник, который крадет у всех голоса?» - взволнованно спросила Оля. Месяц, покачав головой, сказал, что ничего никогда об этом не слышал и посоветовал обратиться к его брату-Ветру: «Он гуляет повсюду, и ему все деревья и звери нашептывают обо всем и обо всех. Не бойся его, он бывает добрым, особенно когда видит маленьких детей. Как–то рассказывали, что он три дня домой к матери не возвращался, а при встрече «Ветра спрашивает мать: «Где изволил воевать? Или волны ты гонял, или звёзды воевал?» Как же удивил всех его ответ: «Не гонял я волн морских, не трогал звёзд золотых, я дитя оберегал, колыбелечку качал». Возьми с собой моих светлячков, они осветят тебе дорогу, а Ветер поможет и тебя не оставит в беде, ведь ты такая же миленькая, как тот ребёнок. Я не удержался и заглянул к нему в комнату».
    Так Оля продолжила путешествие в страну Ветра. Шла она, шла и добралась до него. Глядит, а на троне сидит сильный, важный, серьезный Ветер-царь. Его стража - маленькие ветерочки дуют на него и друг на друга. Лучшие помощники - Ураган, Буран, Пурга, Тайфун, Торнадо, Метель, Суховей, Смерч – всегда наготове. «Ваше высочество! Скажите пожалуйста, слышали ли Вы что-нибудь о злом волшебнике, который крадет голоса? Где он живет и как с ним можно справиться?» - умоляющим голосом говорила Оля. Ветер, посоветовавшись со своими советниками, сказал: «Мне известно, что злой волшебник, который тебя интересует, живет в заколдованном лесу своего коварного и злого царства, недалеко от царства моего брата-Облака. Быстро добраться до него тебе поможет Ураган. Он тебе будет верным помощником». Вмиг ураган подхватил и унес обезумевшую от страха девочку в заколдованный лес, оставил её и умчался, только вершины столетних сосен показывали его путь.
    Вот так шла она со своими новыми друзьями: с маленьким воробьём и светлячками, шла, шла и встретила страшного, голодного волка. Оля достала из сумки кусок мяса и покормила волка. Удивившись, а затем, насытившись, волк сказал девочке:
    - Никто и никогда в этом злом и коварном царстве не жалел и не кормил меня. Я вижу ты очень добрая и смелая девочка. Куда путь-дорогу держишь?
    -Я иду в царство злого волшебника, который украл голос петушков нашего города.
    -За доброту твою я тебе помогу, подскажу, как до него добраться. Так вот слушай: у самого-самого высокого дуба, на самой высокой ветке на золотой цепи висит сундучок. А в нем - волшебные зерна и заколдованный меч. Если твои петушки склюют эти зерна, а ты победишь мечом волшебника, то голос вернется петушкам, а волшебник погибнет. Волк, Оля, Воробей отправились в лес, и даже Ураган вернулся им на помощь. Нашли этот заветный дуб, Ураган своей недюжинной силой расшатал его и с цепи сорвался сундук, упав озимь. От сильного удара сундук раскрылся. Оля взяла мешочек с волшебными зернами и положила в свою сумку. Потом взяла в руки меч.
    По просьбе Урагана из царства Облака пришли на помощь министр по хитрым делам –Туман, по торговым делам –Дым, а военным делам –Туча. Внезапно откуда ни возьмись налетел на Олю злой волшебник. Но Туман, Дым, Туча в раз перегородили ему дорогу, а Ураган отогнал его от нее. Шустренький воробей клюнул волшебника в глаз. От боли волшебник заорал на весь лес. В этот момент Оля, собравшись силами, ударила волшебника мячом. Он свалился на землю и умер. Вдруг загудел, зашатался заколдованный злыми чарами лес, стало вдруг везде светло, красиво и весело. Стали звонко петь соловьи. Вместе с волшебником и пали все его злые чары. После этого девочка поблагодарила всех своих новых друзей за помощь и попрощалась с ними.
    А Ураган, как всегда, вмиг доставил Олю в ее волшебную страну. Там, она покормила зернами петушков, и они звонко запели, так как к ним опять вернулся голос.
    Весь город праздновал возвращение девочки и дружно ликовал от счастья.
    Вот и сказки конец, а кто слушал, молодец, а кто продолжит её, будет удалец!
    Категория: Разработки уроков | Добавил: monastrskaya (03.10.2013) | Автор: Монастырская Валентина Николаевна E W
    Просмотров: 984 | Комментарии: 2 | Теги: творчество юных, Технология встречных усилий учителч, Роль домашнего задания на уроке | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 2
    2 vesy  
    0
    Молодец, Игорь! В этом заслуга учителя. Валентина Николаевна, рада за Ваших учеников. Разноуровневые задания - это выход. Как оцениваете учеников? Ученики, выполняющие третий уровень, всегда желают получить только  положительную оценку. Как быть?

    1 kgi1508  
    0
    Уважаемая Валентина Николаевна! Полностью разделяю ваше мнение относительно домашнего задания- оно конечно необходимо.Я тоже стараюсь разнообразить этот вид контроля. В нашей школе второй год внедряется электронное обучение, теперь я могу оставить домашнее задание в виде ссылки или  просто указать ресурс
    электронной библиотеки.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]