Среда
22.11.2017
04:28
Категории раздела
Разработки уроков [154]
Творчество учителей [34]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 370
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    «Человек есть тайна…» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
    Часовских Ирина Яковлевна,
    Государственное учреждение «Гимназия «Самопознание», ННПООЦ «Бобек»,
    учитель русского языка и литературы,
    г. Алматы, Казахстан.
    Интегрированный урок литературы и самопознания в 10 классе
    Тема: «Человек есть тайна…» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
    Тип урока: совершенствование знаний и способов деятельности.
    Форма организации урока: урок «открытых мыслей».
    Цели:
    1. На основе романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и жизненного опыта учащихся доказать, что «человек есть тайна», что сущность теории Раскольникова антигуманистична.
    2. Развитие речи; овладение художественными образами, выразительными средствами языка. Развитие познавательного интереса к личности как нравственного существа. Развитие понятия «идеологический роман».
    3. Воспитание отрицательного отношения к преступлению как нарушению нравственных норм и законов.
    Эпиграфы к уроку:
    • Меня зовут психологом. Неправда. Я реалист, изображаю глубины души человеческой.
    • Человек есть тайна. Её надо разгадать, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком (Ф.М.Достоевский).
    • Тревожный набат Достоевского гудит неумолчно, взывая к человечности, гуманизму (Ч.Т.Айтматов).
    Оформление: выставка книг Ф.М.Достоевского; портреты писателя в разные годы; иллюстрации к произведениям; на доске запись темы урока, эпиграфы.
    Ход урока
    1. Организационный этап.
    2. Этап актуализации.
    Слово учителя:
    На протяжении нескольких уроков мы читаем и обсуждаем роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Целью сегодняшнего урока является демонстрация того, как проблемы романа тонко переплетаются с вопросами предмета самопознание, как поднимаемые нами вопросы точно подходят к тому, что литературу называют предметом человековедения.
    Кто-то из мудрых сказал, что когда рождается человек, то на небе появляется новая планета, значит, каждый человек – это целая планета, явление, а планета – это всегда тайна, загадка. Ф.М.Достоевский – один из тех писателей-философов, который пытался проникнуть в самую сущность души человека, познать законы его поведения, взглядов, поэтому «Преступление и наказание» по праву считается психологическим романом, отчасти философским. «Человек есть тайна… я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».
    - Скажите, хорошо ли вы знаете себя? В чем это проявляется? Хорошо ли вы знаете своих близких людей?
    Ответить на эти вопросы сложно. Но, тем не менее, мы задумываемся над тем, кто я? Зачем я появился на свет? Каково мое предназначение? Что обо мне думают другие? Какой след я оставлю после себя?
    Вот и герой романа Родион Раскольников (с такой «говорящей» фамилией) появился на свет, видимо, не для того, чтобы сидеть в остроге, а для более высокой цели. Он молод, красив, умен. Жаждет переделать эту жизнь. Найти для себя достойное место. Ради этого Раскольников придумывает античеловеческую по своей сущности теорию.
    3. Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности. (Вопросно- ответное общение с составлением карты мыследеятельности).
    3а) запись темы, эпиграфов в тетрадь учащимися
    3б) беседа с учащимися:
    - В чём суть теории Раскольникова?
    • Арифметика (убив одного никчемного человека, спасешь многих»). Вспомните главу «Бунт» из романа «Братья Карамазовы», где Иван спрашивает, можно ли ценой слезинки хотя бы одного замученного ребеночка построить счастье общества? Кто возьмет на себя такую миссию?
    • Статья в журнале (деление людей на два разряда: высшие – «собственно человек», властелин, Ликург, Магомет, Наполеон и низшие 0»вошь», «таракан», «материал», «тварь дрожащая»).
    • Высший человек имеет право переступить через человека и даже пролить кровь по совести.
    Записать в тетради все пункты теории).
    Многие считают, что у убийц нет совести, происходит затмение её, вопреки совести. Но тут у героя совесть есть, а убийство происходит. Почему? Совесть Раскольникова связана с «арифметикой». Вспомните разговор студента с офицером в распивочной.
    - Приведите примеры этой теории в нашей истории (записать в тетради):
    1.Фашизм (деление людей на высшую расу – арийцы – и низшую – микробы- евреи, цыгане. Для спасения высшей расы появляются фашисты).
    2.Революция 1917 года (большевики – меньшевики, лозунг того времени был: «Кто не с нами, тот против нас»).
    3.Коллективизация.
    4.Репрессии.
    -По какому принципу человек может считать себя высшим, право имеющим? (Человек многообоазен, неповторим. Кто имеет право судить, кто лучше – наполеон или Моцарт?)
    На что обрекла бы людей теория Раскольникова, если бы она восторжествовала? (Теория Раскольникова – антигуманистическая по сути. В её основе заложены идни биологического фатализма: судьба человека предопределена от рождения. Он или раб или господин. Рок возносит над людьми сильную личность, которой разрешено все, даже преступления, для достижения свои х целей. Таким образом, теория Раскольникова обрекла бы большую часть человечества на рабское служение тому, в чьих руках власть. Началась бы стихия всеобщего преступления. Многие захотели бы доказать, что они «наполеончики». Эта теория привела бы к разобщению людей, к войне всех против всех, когда убивают, терзают, режут друг друга. Почти так и случилось, когда Наполеон отправился завоевывать весь мир, и 30-х годах ХХ века, когда к власти пришел фашизм в Германии… Бонапартистские идеи живы по сей день.)
    - Почему Раскольников совершает два убийства? (Человек, однажды совершивший преступление, может его повторить, так как включается как бы цепная реакция, в которую вовлекаются все новые и новые жертвы).
    - Почему Достоевский вложил в руки Раскольникова топор, а не, скажем, нож или другое оружие? (Герцен и Чернышевский звали Русь к топору. У Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Савелий-богатырь святорусский говорит: «Наши топоры лежали до поры». Топор упоминается как средство расправы над угнетателями, это образ аллегорический, имеющий определенную идейную нагрузку).
    - Почему Раскольников страдает и терзается после преступления? (Создавая свою теорию, Раскольников уверен: его не будет мучить совесть, ведь, по идее, он поступает в согласии со своими убеждениями. Но неожиданно для него самого он испытывает муки и оттого, что не сумел встать над всем муравейником, и оттого, что не может смотреть в глаза матери, разговаривать с сестрой. Раскольников двойственен. С одной стороны, убийство ему противно, но с другой – он разрешает себе пролить кровь по совести. А успокоить себя нечем).
    Образ Раскольникова – трагический. Он, гуманный по при роде человек. Пытается уничтожить идею человечности («Я не человека убил, я принцип убил»). Его престепление оборачивается и духовным самоубийством. Он говорит: «Я себя убил. А не старушонку!» К нему приходит сознание своей ничтожности. Поступок Раскольникова – предельное испытание идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека гораздо сложнее. Вспомните мысли героя на каторге. В чем он винит себя?
    - Как вы думаете, чем Раскольников близок автору? (Эксперимент Раскольникова бесчеловечен. Да, он убийца. Но писатель заставляет нас сочувствовать ему, потому что он хочет изменить жизнь. У него болит душа, когда он видит несправедливость. Этим герой близок Достоевскому).
    Мы говорим о том, что человек – это тайна. Докажите это на примере мыслей Раскольникова на каторге.
    - Оправдывает ли Раскольников жестокость эпохи? ( Условия жизни не снимают ответственности с человека. Общественный строй может быть каким угодно, но человек должен воспитывать в себе совестливость. Например, Клод Изерли, сбросивший бомбу на Хиросиму, который не смог жить, осознав, какое совершил преступление. Достоевский учит (в этом злободневность, современность и ценность романа), что нет таких причин и обстоятельств, которые могли бы оправдать бесчеловечность идей и поступков).
    4. Этап подведения итогов урока.
    - Давайте еще раз обратим внимание на эпиграфы к уроку. Соответствуют ли они в полной мере нашему сегодняшнему разговору? Так почему же человек – это тайна, загадка? (Ответы учащихся).
    5. Этап информации о домашнем задании.
    - Роман заканчивается словами: (прочитать). Напишите второй том романа, как бы его можно было продолжить, как сложатся судьбы героев.
    6. Этап рефлексии.
    - Закончит сегодняшний разговор я хочу притчей:
    Притча
    Жил маленький мальчик Раби Зуси. Решил он изменить мир. Мир такой большой, а Раби такой маленький. Решил Раби изменить город, в котором живет. Город такой большой, а Раби такой маленький. Решил изменить свою семью, но семья большая, детей только 12. Подумал Раби: если он такой маленький, то он может изменить только… (себя)
    И тогда мир изменится для него.
    Категория: Разработки уроков | Добавил: ТатьянаТатьянка (05.03.2014) | Автор: Часовских Ирина Яковлевна E
    Просмотров: 2641 | Комментарии: 3 | Теги: Достоевский, психологизм, Тайна, Преступление и наказание | Рейтинг: 1.0/1
    Всего комментариев: 3
    3  
    Спасибо за грамотный интересный урок! Это первая работа, которую я прочитала на этом сайте, в которой показана деятельность учителя и ученика.

    2  
    Тема урока актуальная и философская. Вопросы продуманы. Главное, чтобы дети поняли суть произведения и его идею. Спасибо за разработку!

    1  
    Разработка интересная. Перед учениками ставятся интересные вопросы, которые помогут им всесторонне проанализировать образ Раскольникова. Рефлексия в конце урока  соответствует теме урока и вытекает из него.Спасибо за работу. Творческих успехов!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]