Суббота
20.04.2024
01:56
Категории раздела
Разработки уроков [171]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    «Чистейшей прелести чистейший образец…» Литературный вечер
    «Чистейшей прелести чистейший образец…»
    Литературный вечер
    Ким Октябрина Владимировна,
    учитель русского языка и литературы
    СШ имени М.Горького с ДМЦ
    Каратальский район
    с. Бастобе

    Цель: вызвать интерес к творчеству А.С.Пушкина; детально изучить факты из жизни семьи Пушкиных; привлечь внимание к художественной литературе о поэте.
    Оборудование: мультимедийная презентация

    1-й ведущий (Cлайд 1)
    Судьба свела их: первого русского поэта и первую красавицу - так говорили в свете.
    2-й ведущий
    Кто же она, эта женщина, которой выпало счастье и одновременно испытание быть любимой такого человека? О ней говорили разное и в 19 и 20 веках. Кто-то завидовал, кто-то славословил, кто-то пытался очернить ее. А Пушкин как будто чувствовал, что его счастье не может быть длительным, он ее просто любил.
    3-й ведущий (Cлайд 2)
    Когда Пушкин «безмятежно расцветал» в садах лицея, в семье Натальи Ивановны и Николая Афанасьевича Гончаровых 27 августа 1812 года родилась младшая дочь Наташа.
    До нас дошёл первый портрет Наташи Гончаровой, неизвестный художник запечатлел её, когда девочке исполнилось около 10 лет.
    Из воспоминаний Н. М. Еропкиной: «Натали ещё девочкой-подростком отличалась редкой красотой. Необыкновенно выразительные глаза, очаровательная улыбка и притягивающая простота в общении, помимо её воли, покоряли всех. Не её вина, что всё в ней было так удивительно хорошо. Но для меня так и осталось загадкой, откуда обрела Наталья Николаевна такт и умение держать себя? Всё в ней самой и манера держать себя было проникнуто глубокой порядочностью. Всё было comme il faut — без всякой фальши».
    1-й ведущий
    Нам мало известно о детстве Натальи Николаевны. Современные исследователи-пушкиноведы Одоевская и Дементьев по документам восстановили некоторые факты из биографии. Отрывок из их книги я зачитаю:
    «.Летом 1812 года Гончаровы с детьми жили на Полотняном Заводе. А потом вся семья перебралась в Москву, любимицу деда – Афанасия Николаевича Гончарова – Ташенъку, вняв его просьбе, оставили в Заводе. Там, на приволье, она и росла лет пять или шесть. Впечатления детства не забываются, и многое, что с самого начала, еще до пушкинского влияния, отличало Натали от жеманных «московских барышень», которых Пушкин не жаловал, пошло оттуда - с первых детских лет. Родители взяли Ташу в Москву, и вольное, спокойное житье кончилось. Образование дети Гончаровых получили неплохое. Они изучали Российскую и Всемирную историю, русскую словесность, географию, немецкий и английский языки. Даже стихи друг другу в альбомы писали».
    1-й ведущий
    Девочка воспитывалась у деда, на вольном воздухе огромного парка с 13 прудами и лебедиными парами, плавающими в них. Дедушка души в ней не чаявший, выписывал для нее игрушки и одежду из Парижа: доставлялись в имение тщательно упакованные коробки с атласными лентами, в которых лежали, закрыв глаза, фарфоровые куклы, похожие на сказочных принцесс, книжки, мячики, другие затейливые игрушки, дорогие платьица, даже маленькие детские шляпки для крохи-модницы по имени Таша.
    4-й ведущий (Слайд 3)
    Через 16 лет Пушкин и Наталья Гончарова встретятся на московском балу, и Пушкин навсегда останется «огончарован». (Музыка Чайковского. Вальс в исполнении ученика и ученицы в костюмах 19 века).
    1-й ведущий
    Она была необычайно хороша собой. «Это очень молодая и очень красивая особа, тонкая, стройная, высокая – лицо Мадонны, чрезвычайно бледное, с кротким, застенчивым взглядом, – глаза зеленовато – карие, светлые и прозрачные, взгляд не то чтобы косящий, но неопределенный, – тонкие черты, красивые черные волосы», – этот портрет составлен Долли Фикельмон, а женщины судят друг о друге куда строже, чем мужчины.
    4-й ведущий
    Близкая знакомая семьи Гончаровых Надежда Михайловна Еропкина вспоминает: «Я всегда восхищалась ею. Воспитание в деревне, на чистом воздухе оставило ей в наследство цветущее здоровье. Сильная, ловкая, она была необыкновенно пропорционально сложена, отчего и каждое движение ее было преисполнено грации. Глаза добрые, веселые, с подзадоривающим огоньком из-под длинных бархатных ресниц... Но главную прелесть Натали составляло отсутствие всякого жеманства и естественность. Большинство считало ее кокеткой, но обвинение это несправедливо.
    Необыкновенно выразительные глаза, очаровательная улыбка и притягивающая простота в обращении, помимо ее воли, покоряли ей всех. Не ее вина, что все в ней было так удивительно хорошо!.. Наталия Николаевна явилась в семье удивительным самородком!»
    5-й ведущий
    «В бедном воздушном платье, с золотым обручем на голове, она в этот знаменательный вечер поражала всех своей классической, царственной красотой. Александр Сергеевич не мог оторвать от нее глаз. Слава его тогда уже прогремела на всю Россию. Он всюду являлся желанным гостем; толпы ценителей и восторженных поклонниц окружали его, ловя всякое слово. Наталья Николаевна была скромна до болезненности; при первом знакомстве их его знаменитость, властность, присущая гению, не то что сконфузили, а как - то придавили ее. Она стыдливо отвечала на вопросы и восторженные фразы, но эта врожденная стыдливость только возвышала ее в глазах поэта». Так рассказывает о первой встрече дочь Натальи Николаевны от второго брака.
    3-й ведущий
    Родные Натальи Николаевны не так-то легко согласилась отдать ее за неблагонадежного и небогатого поэта. Его будущая теща была скупа до чрезвычайности. Злобная и сварливая, она терзала Александра Сергеевича, то требуя свидетельства о его политической благонадежности, то без конца жалуясь на свою безденежность и невозможность тратиться на приданое для дочери.
    2-й ведущий
    А Пушкин не строил иллюзий насчет будущей женитьбы и возможного счастья. Ему было очень тяжело.
    Дар напрасный, дар случайный,
    Жизнь, зачем ты мне дана?
    Иль зачем судьбою тайной
    Ты на казнь осуждена?
    Кто меня враждебной властью
    Из ничтожества воззвал?
    Душу мне наполнил страстью
    Ум сомненьем взволновал?
    Цели нет передо мною:
    Сердце пусто, праздней ум,
    И томит меня тоскою
    Однозвучный жизни шум.
    4-й ведущий
    Около двух лет тянулась история сватовства поэта. Наконец, согласие было получено. В одном из писем Пушкин пишет: «Участь моя решена! Я женюсь... Та, которую я любил целые два года, которую везде отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством - боже мой! -она моя... Я никогда не хлопотал о счастии. Теперь мне нужно на двоих...»
    Звезда моя! Свет предреченных дней!
    Твой путь и мой. Судьба их сочетает.
    Твой луч, светя, звучит в душе моей,
    В тебе она заветное читает.
    И жар ее, твой отблеск верный здесь,
    Гори, гори! Не выгорит он весь!

    1-й ведущий
    18 февраля 1831 года - свадьба. Венчались Пушкин и Гончарова в церкви Большого Вознесения у Никитских ворот... Агния Кузнецова в своем очерке «Моя мадонна» описывает это событие так: «Она в венчальном платье, с длинным шлейфом; прозрачная фата ниспадает с головы, украшенной белыми цветами, скользит по открытым плечам, падает на спину. Как она хороша, это чувствуется по восторженным взглядам родных и знакомых, собравшихся здесь. А Пушкин - тот ничего не замечает, кроме нее. Встретится с ее взглядом горящими голубыми глазами, и читает Наталья Николаевна в них счастье безграничное, любовь безудержную. И у Натальи Николаевны сердце замирает от счастья и какого-то неясного страха перед будущим. Она любит Пушкина. Она горда тем, что он - знаменитый русский поэт - выбрал ее подругою жизни. Они меняются кольцами. Кольцо Пушкина падает, катится по ковру. Он поспешно наклоняется поднять его, и свеча в его левой руке гаснет, а с аналоя, который он задел ,падают крест и Евангелие. Наталья Николаевна видит, как смертельной бледностью покрывается его лицо». Через несколько дней поэт писал П.А. Плетневу: « Я женат и счастлив: одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей
    не изменилось - лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился».
    2-й ведущий
    Тихим октябрьским вечером 1831 года Пушкин попросил художника Карла Брюллова нарисовать портрет своей молодой жены. Всмотритесь в это лицо: тонкие черты, кроткий взгляд, нежность в каждом движении... А платье Натали надела то самое, в котором Александр Сергеевич впервые увидел ее и полюбил. Это единственный портрет Натальи Николаевны, написанный при жизни Пушкина. Спустя три года, когда жена с детьми уедет в Полотняный Завод, поэт напишет ей в письме: «Целую твой портрет, который что-то кажется виноватым».
    (Ученик читает стихотворение « Мадонна»).
    5-й ведущий
    Какою же была Наталья Николаевна, горячо любимая жена Пушкина? Как женщина? Как личность?
    4-й ведущий
    Истинный портрет ее нарисовал сам Пушкин. Из штрихов, разбросанных им в письмах к жене, можно составить точные контуры ее характера. «Ангел мой! Милая женка!» - так начинал Пушкин письма к жене.
    5-й ведущий
    «Какая ты умненькая, какая ты миленькая! Какое длинное письмо! Как оно дельно!
    Благодарствуй женка... здесь о тебе все отзываются очень благосклонно».
    4-й ведущий
    Обычный тон Пушкинских писем к жене задушевный, трогательно-заботливый, нежный. Он постоянно скучает вдали от нее, тревожится об ее здоровье, беспокоится о детях, о доме, очень волнуется, когда от нее долго нет писем, подробно рассказывает ей о своих дорожных приключениях, о делах, делится с ней своими невеселыми думами по поводу их денежных дел и будущего детей. Художественный образ Натальи Николаевны, матери детей, мы нашли в романе Л. Гроссмана «Записки д'Аршиака»: «Детвора выбежала и окружила мать. Кормилица вынесла в атласе и кружевах розового младенца. Наталья Николаевна ласковыми и осторожными движениями, как бы прикасаясь к хрупким и драгоценным предметам, приблизила к себе детей... Она наклонилась к ним и почти присела к земле, чтобы видеть их взгляды, слышать их лепет, серьезно - шутливо отвечать им непонятным воркованием и по очереди прикасаться губами к выпуклым беленьким лбам. Она опустилась затем на скамью и, прижав к своей высокой пышной груди розовый сверток, стала медленно покачивать его, радостно всматриваясь в гримасы сморщенного личика. Баюкая ребенка, она, казалось, отплывала от нас в какой — то особый мир, недоступный для всех окружающих, где ее охватывала блаженная дремота высшего, ничем не омрачаемого счастья. В это мгновенье, в своем простом платьице, в домашней прическе, небрежно рассыпавшей кудри по ее плечам, с открытыми загорелыми руками, без украшений и драгоценностей, она вызывала во мне новое восхищение своим точеным обликом. Натали Пушкина была в своей подлинной стихии, она, казалось, достигла высшего проявления своего существа».
    5-й ведущий
    Наталья Николаевна была ему близким человеком, другом, которому мог он доверить все свои заботы, сомнения и опасения. Он делится с ней своими творческими замыслами и поручает дела с книгопродавцами по изданию своего журнала «Современник». Елена Криштоф в романе «Для сердца нужно верить» приводит воспоминания книготорговца Смирдина. «Рассказывает известный книготорговец Смирдин, связанный с Пушкиным многолетними деловыми отношениями:
    «Я пришел к Александру Сергеевичу за рукописью и принес деньги ; он поставил мне условием, чтобы я всегда платил золотом, потому что их супруга, кроме золота, не желала брать денег в руки. Вот Александр Сергеевич мне и говорит, когда я вошел в кабинет: «Рукопись у меня взяла жена, идите к ней, она хочет сама вас видеть», и повел меня; постучались в дверь; она ответила «входите». Александр Сергеевич отворил двери, а сам ушел; я же не смею переступить порога, потому что вижу даму, стоящую у трюмо, опершись одной коленкой на табуретку, а горничная шнурует ей атласный корсет.
    Входите, я тороплюсь одеваться, - сказала она, - Я вас для того призвала к себе,
    чтобы вам объявить, что вы не получите от меня рукописи, пока не принесете мне
    сто золотых вместо пятидесяти. Мой муж: дешево продал вам свои стихи. В
    шесть часов принесете деньги, тогда и получите рукопись... Прощайте...
    Все это она мне проговорила скоро, не поворачивая головы ко мне, а осмотрелась в зеркало и поправляла свои локоны, такие длинные, на обеих щеках. Я поклонился, пошел в кабинет к Александру Сергеевичу и застал его сидящим у письменного стола с карандашом в одной руке, которым он проводил черты по листу бумаги, а другой рукой подпирал голову, и они сказали мне: «Что? С женщиной труднее поладить, чем с самим автором? Нечего делать, надо вам ублажить мою жену; ей понадобилось заказать новое бальное платье, где хочешь, подай денег... Я с Вами потом сочтусь. Что же принесли деньги в шесть часов? Как же было не принести такой даме!»
    3-й ведущий
    Нельзя закрывать глаза на неутомимую деятельность Натальи Николаевны, занимавшейся чередой рутины в издательском промысле произведений поэта и при этом, не забывавшая вести хозяйство, чтобы ничто не отвлекало Александра Сергеевича от творчества.
    Вся её домашняя жизнь, была подчинена установленным порядкам, куда входило много обязанностей. Это содержание слуг, которых она меняла не из каприза, а по делу. Это контроль за домашним образованием быстро растущих детей под присмотром бонн и гувернанток.
    От всего этого был освобожден отец семейства, стыдливо признававшийся друзьям, что зарабатывает написанием не только стихов, но и писательской деятельностью.
    4-й ведущий
    А вот еще письмо Пушкина к жене: «.. .тебя, мой ангел, люблю так, что выразить не могу; с тех пор как здесь, я только и думаю, как бы удрать к тебе в Петербург к тебе, женка моя, ...стихов твоих не читаю - черт ли в них; и свои надоели. Пиши мне лучше о себе - о своем здоровий».
    5-й ведущий
    Значит, Наталья Николаевна писала стихи. Не случайно об ее стихах не знал никто из современников, видимо, они были по - юному не совершенны, и она понимала, что ей, жене Пушкина, их нельзя никому показывать. Главное не то, какие стихи она писала, а то, что раз она писала стихи, значит, сердцем она любила и понимала поэзию. К этому следует добавить, что Наталья Николаевна, по свидетельству современников, была лучшей шахматисткой Петербурга.
    4-й ведущий
    И вот еще строки из письма Пушкина:
    «Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего нельзя сравнить на свете - а душу твою люблю я еще более твоего лица». « Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя не счастлив».
    В другом письме он пишет: «Жена моя прелесть, и чем доле я с ней живу, тем более люблю это милое, чистое, доброе создание, которого я ничем не заслужил перед богом».
    3-й ведущий
    Александр Сергеевич чувствовал себя счастливым, но вскоре жизнь осложнилась. Все сильнее сжималось кольцо светской вражды, все более ужесточался контроль со стороны царя и Третьего отделения, продолжались грубые нападки официальной критики.
    ( Ученик читает стихотворение Пушкина « Предчувствие»)
    1-й ведущий
    В конце 1833 года Пушкину было «пожаловано» придворное званье камер-юнкера, которое обычно давалось совсем молодым людям. Пушкин прекрасно понимал унизительный смысл этого императорского жеста: царь хотел, чтобы жена поэта появлялась на придворных балах в Аничковом дворце.
    Вот как описывает этот период жизни писатель и историк Алексей Новиков в книге «Последний год»:
    «В Аничковом дворце устраивались интимные балы для приближенных. Наталья Николаевна появлялась на этих балах так, как будто родилась во дворце.
    Всемогущая рука императора делала все, чтобы приручить Наталью Пушкину. Она улыбалась, в меру смущалась, опускала глаза, но оставалась непреклонной.
    Пушкин издевался над ухищрениями царя - Наташа была совершенно откровенна с мужем. Это было ей тем легче, что решительно ничего не приходилось скрывать. Она принимала всеобщее поклонение по дарованному ей праву. Она вела себя в Петербурге так, как на московских балах в юности. Как тогда, так и теперь не было никого, кто мог бы получить от нее взгляд или улыбку, предназначенную избранному счастливцу. Может быть, она даже, не замечала порой царя - ни тогда, когда он повторял свои комплименты, ни тогда, когда он начинал любезничать с ухватками лихого солдафона».

    2 -й ведущий
    Сейчас трудно представить, что появление на балах в Зимнем дворце первой красавицы Петербурга было работой, продиктованной этикетом, если не сказать, службой при царском дворе.
    Дедушке Афанасию Николаевичу в Полотняный Завод летит трогательное письмо Натальи Николаевны: «Я не могу спокойно прогуливаться по саду, так как узнала от одной из фрейлин, что их величества желали узнать час, в который я гуляю, чтобы меня встретить. Поэтому я и выбираю самые уединенные места».
    4-й ведущий
    Придворный Петербург властно диктовал свои правила. Натали Пушкину вскоре стали приглашать на званые вечера, проходившие в небольшом интимном кругу в присутствии августейшей четы.
    Мать поэта, Надежда Осиповна, сообщит последние новости дочери Ольге: «Весь двор от нее в восторге, императрица хочет, чтобы она к ней явилась, и назначит день, когда надо будет прийти. Это Наташе очень неприятно, но она должна будет подчиниться».
    5-й ведущий
    Ей, отмеченной печатью божественной красоты, предназначалось стать украшением бальных торжеств. Из письма матери Пушкина: «… Появилась она (Натали) и на костюмированном бале, данном в залах министерства, она явилась в наряде жрицы Феба, так решил Александр, и одержала успех блистательный: император и императрица подошли к ней, похвалили ее костюм, а государь провозгласил ее царицей бала».
    «Царица бала» – вольно или невольно, ей приходилось исполнять и эту неведомую ей прежде роль. И как важно замечание Надежды Осиповны по поводу наряда ее невестки – «так решил Александр»!
    3-й ведущий
    А Бенкендорф потребовал, чтобы до напечатания своих произведений поэт обязательно представлял их императору на высочайшую цензуру, чтобы он прекратил публичные чтения своих неблагонадежных стихов. Не хватало денег.
    Наталья Николаевна пыталась помочь мужу - по-своему, как могла: в июле 1836 года она обратилась к старшему брату, который вел дела по имению, с просьбой назначить ей такое же содержание, какое получали старшие сестры, хотя формально не имела на это права – ведь она уже замужем, а сестры еще нет. «Мой муж дал мне столько доказательств своей деликатности и бескорыстия, что будет совершенно справедливо, если я со своей стороны постараюсь облегчить его положение», – читаем мы в ее письме.
    1 -й ведущий
    Все оборачивалось против Пушкина, все толкало его к гибели: ненависть светского общества, чрезмерное внимание Николая I к красоте Натали, наглые ухаживания Дантеса, подлость и грязь...
    2-й ведущий
    Из статьи пушкиниста А. Ф. Онегина:
    «Слишком приметна была она, – и как жена гениального поэта, и как одна из красивейших русских женщин. Малейшую оплошность, неверный шаг её немедленно замечали, и восхищение сменялось завистливым осуждением, суровым и несправедливым».
    3-й ведущий
    Пушкин стрелялся с Дантесом. Рана оказалась смертельной. Умирая, Александр Сергеевич испытывал величайшие муки, но нашел в себе силы, чтобы сказать слова утешения жене.
    29 января 1837 года поэта не стало.
    (Ученик читает стихотворение Пушкина «Пора, мой друг, пора!» )
    2-й ведущий
    Как же сложилась жизнь Натальи Николаевны после смерти Пушкина?
    3-й ведущий
    Смерть супруга Наталия Николаевна переживала очень тяжело. Оставаться в столице, где все напоминало о муже, она не могла. Ей хотелось уединения. По предсмертному завету Пушкина 24-летняя вдова, мать четверых детей, уехала из Петербурга к брату, в Полотняный завод. Почти два года прожила она с детьми в уединении. Следом за ней, как предвидел Пушкин, шла великосветская клевета. Ее считали главной виновницей гибели поэта.
    1-й ведущий
    Да, кроме счастья, много страданий выпало на долю этой женщины.
    2-й ведущий
    Юная невеста Пушкина и одинокая, сосланная жестоким горем в деревню, без средств к существованию, до глубины души потрясенная всем случившимся вдова. Какой огромный путь прошла эта женщина за несколько лет.
    1-й ведущий (Слайд 4)
    В 1839 году шведский художник Карл Мазер пишет портрет Н. Н. Пушкиной, она во вдовьем платье. После смерти Пушкина, в дни отчаяния, слез, спасительного беспамятства она была «бледная, худая, с потухшим взором, в черном платье, казавшаяся тенью чего-то прекрасного».
    3-й ведущий
    Наталия Николаевна приезжает с детьми в Петербург в 1839 году. Поселилась в съемной квартире в Аптекарском переулке и долгое время жизнь вела очень уединенную. Она выписала все сочинения Пушкина, но читать не могла. «Слишком сильно и мучительно. Читать его – все равно что слышать его голос, а это так тяжело», - говорила она.
    У нее бывали только родственники и близкие друзья семьи.
    2-й ведущий
    Летом 1841 года через опеку она выкупает для детей родовое поместье Пушкина – Михайловское, которое так любил поэт. Уходя из жизни, Пушкин просил свою жену не забывать Михайловское и побывать с детьми, пожить среди цветов и трав, похоронить его на этой земле. Наталья Николаевна выполнила свои обещания полностью. Она положила все свое старание к тому, чтобы на могиле поэта был воздвигнут памятник. На последние деньги заказывает известному петербургскому мастеру памятник-надгробие, который ставят на могилу поэта. Елена Криштоф в своем романе о Пушкине написала о приезде Натальи Николаевны в Михайловское:
    «Ехали к могиле Пушкина. То есть к самому концу той удивительной жизни, какую они четыре года назад склонны были считать обычной, отпущенной им не великой снисходительностью случая, не исключительной милостью проведения, но выпавшей просто, как выпадает любой жребий... Итак, экипаж: на мягких рессорах, то припадая, то пружиня, катил по проселочной дороге; и птица трепетала над ним в вышине; и среди поспевающих трав, у ручья, вдруг мелькнуло голубое озеро незабудок, как бы ручей в него влился... Жизнь продолжалась... А вот и аккуратный холмик...Наталья Николаевна сначала стала на колени, потом почти упала лбом в сплетенные пальцы, и все глубже ей хотелось вдавиться в сырой податливый войлок дерна... Она говорила с Богом словами обыкновенных, с детства заученных и с детства же милых молитв. Но еще поверх этих, всякому доступных, шли другие: все ее существо просило защиты... Защита. Защищенность. Или иными, непроизнесенными слова: посмотри на сирот и осени своей безграничной милостью, потому что не то что на детях, даже на мне нет никакой вины, кроме неразумности. И нет никого, кто помог бы мне поднять их, ты видишь, Господи... И еще, особенно горько, она плакала о той юной женщины, сидевшей на вытертой медвежьей шкуре, положив голову в колени мужу. Муж выбирал шпильки из ее мягких волос и пальцами вытирал детские глупые ее слезы, а ей казалось: нет на свете ничего необратимого и ничего, что обрывается окончательно, бездной смерти... И вот ей остался только холмик. Да посмертное собрание сочинений, так и не раскупленное полностью, да Михайловское с его желтыми разводами на обветшалых стенах и потолках...».
    3-й ведущий
    Она не только полюбила это имение, но и открыла для себя окружающую красоту, поняв по-новому стихи мужа. Семен Гейченко - директор музея в Михайловском, автор книги «Пушкиногорье», по сохранившимся документам восстановил некоторые факты.
    «И вот Наталья Николаевна, ее дети и гости решили на память о поэте собрать гербарий цветов и трав Святогорья. Они обошли поля, луга, парки Михайловского, Тригорского... Собранные образцы засушили и на отдельных листах альбома сделали композиции. Командовала «ботаниками» Наталья Николаевна, ведь она, как известно, была художником, неплохо рисовала и даже умела делать литографии. Композиции были довольно красивые. Они напоминают собой гравюры. Под каждым засушенным растением ставилась дата сбора и имя того, кто его принес, - Маша, Гриша, Пата, Таша... «Ботаники» не ставили своей Целью собрать все цветное царство Михайловского. Это была только памятка-сувенир. Гербарий сохранился до наших дней. Он был семейной реликвией Пушкиных».
    Наталья Николаевна собиралась жить в Михайловском, но для восстановления имения требовалось много денег, поэтому она должна была вернуться в Петербург. Дети подрастали, надо было их учить, потому что сыновья, по распоряжению императора, были записаны пажами.
    1-й ведущий (Слайд 5)
    В 1843 году Наталья Николаевна, вопреки своему желанию, по приглашению царя, попадает на Рождественский бал в императорский дворец. Красота вдовы Пушкиной вновь покорила всех.
    3-й ведущий
    Зимой 1843 года Наталья Николаевна пишет брату: «Императрица даже оказала мне честь и попросила у меня портрет для своего альбома. Сейчас художник Гау, присланный для этой цели ее величеством, пишет мой портрет».
    3-й ведущий
    Денег на наряды у Натальи Николаевны, конечно, не было, но тетка Загряжская (придворная фрейлина) оставила ей в наследство меха, драгоценности, кружева и гардероб, который Наталья Николаевна сама и перешивала.
    2-й ведущий (Слайд 6)
    Владимир Иванович Гау написал несколько портретов Пушкиной. Скромность, обаяние, природная красота, то, что больше всего нравилось Пушкину в Наталье Николаевне, отразилось на этих портретах. Не позерство великосветской дамы, а простота и искренность. Наталье Николаевне было тогда 30 лет, и красота ее была в самом расцвете. Она была, по выражению Вяземского, «удивительно, разрушительно, опустошительно хороша».
    2-й ведущий
    С появлением Натальи Николаевны в свете появились женихи. Но вдова отказывала каждому, в ком видела хоть чуточку сомнения по отношению к детям Пушкина. Детей она любила больше всего. Она, испытывая постоянные материальные затруднения, не поддалась соблазнам роскошной жизни, которыми искушали знатные и богатые претенденты на руку «более чем божественной» вдовы-бесприданницы.
    1 -й ведущий
    В 1844 году ей делает предложение Петр Петрович Ланской. Пушкин перед смертью говорил Наталье Николаевне: «Отправляйся в деревню, носи траур по мне в течение двух лет, потом выйди замуж, но только не за шалопая». Вместо двух лет прошло семь лет.
    4-й ведущий
    Она по-прежнему посещала придворные балы и вечера, сопровождала мужа в инспекторских поездках по Вятке и Москве. Но всему предпочитала тесный домашний круг, общество родных и детей.
    Любовь к детям роднила ее с Ланским, который нежно любил и своих детей, и детей Пушкина, друживших между собой всю жизнь. Помимо своих семерых детей, у Натальи Николаевны жили племянник мужа и сын сестры Пушкина. Ради детей она жила, в них она видела счастье. В одном из писем к Ланскому она пишет:
    «Я тебе очень благодарна за то, что ты обещаешь мне и желаешь еще много детей. Я их очень люблю, это правда, но нахожу, что у меня их достаточно, чтобы удовлетворить мою страсть быть матерью многодетной семьи. Кроме моих семерых, ты видишь, что я умею раздобыть себе детей, не утруждая себя носить их девять месяцев и думать впоследствии о будущности каждого из них, потому что, любя их всех так, как я люблю, благосостояние и счастье их - одна из главных моих забот. Дай бог, чтобы мы могли обеспечить каждому из них независимое существование. Ограничимся благоразумно теми, что у нас есть, и пусть бог поможет нам всех их сохранить».
    3-й ведущий
    И ещё отрывок из письма Ланскому, в 1848 году она пишет: «Положительно, мое призвание быть директрисой детского приюта: бог посылает мне детей со всех сторон, и это мне нисколько не мешает, их веселость меня отвлекает и забавляет».
    2-й ведущий (Слайд 7)
    В 1849 году художник Иван Кузьмич Макаров был приглашён в семью Ланских писать портреты детей. Наталья Николаевна спросила, не может ли он поправить ее фотографию, так как муж просит прислать ее изображение к нему в Ригу, а фотография ей не нравилась. Тогда Макаров сказал, что уже «схватил характер ее лица», поэтому, уважая ее мужа, берется сделать ему приятное.
    1 -й ведущий
    Перед нами очень красивая и немного перестрадавшая женщина. Ее классическая красота — теплая и живая — сочетается с необычайной хрупкостью и незащищенностью. Наталье Николаевне Ланской на этом портрете 37 лет, она мать семерых детей. Сама Наталья Николаевна и все ее близкие считали, что портрет очень удался. «… мне даже совестно согласиться, что портрет похож» – писала она П.П. Ланскому летом 1849 года.
    Художнику удалось передать глубокую одухотворенность ее красоты и тихую непреходящую грусть.
    2-й ведущий (Слайд 8)
    Иван Кузьмич Макаров пишет 1849 году портрет Пушкиной. В нём он передал всю грусть, которой наполнено сердце Натальи Николаевны.
    Несмотря на то, что была Наталия Николаевна окружена заботами и привязанностью всей семьи, дети и муж часто замечали, что взгляд ее наполнен какой-то внутренней, сосредоточенной грустью.
    Из письма Наталии Николаевны к Ланскому, 1849 год: «Иногда такая тоска охватывает меня, что я чувствую потребность в молитве. Эти минуты сосредоточенности перед иконой, в самом уединенном уголке дома, приносят мне облегчение. Тогда я снова обретаю душевное спокойствие, которое раньше часто принимали за холодность и меня в ней упрекали. Что поделаешь? У сердца есть своя стыдливость. Позволить читать свои чувства мне кажется профанацией. Только Бог и немногие избранные имеют ключ от моего сердца».
    5-й ведущий (Слайд 9)
    Художник Макаров написал в начале 1863 года ещё один портрет Н.Н. Пушкиной.
    В течение всей жизни пронесла Наталья Николаевна память о Пушкине. Тем, что была она когда-то женой великого поэта, она, конечно, гордилась. Иначе и быть не могло. В семье Пушкиных-Ланских чтили память о великом поэте, читали его стихи и прозу.
    Всякий раз с началом января – месяца гибели Пушкина – Наталья Николаевна уединялась, соблюдая строгий пост и предаваясь печальным воспоминаниям. На протяжении всей своей жизни оставила за собой право по пятницам, в день кончины Пушкина, облачаться в траур и соблюдать строгий пост.
    (Ученик читает стихотворение В. Сидорова «Н. Н. Пушкиной»)
    2-й ведущий (Слайд 10)
    До нас дошла последняя прижизненная фотография Натальи Николаевны. На старой, немного выцветшей фотографии немолодая женщина. Трудно узнать в ней первую красавицу, блиставшую в юности на балах. На снимке ей около пятидесяти лет - возраст, по нашим понятиям, средний, а в 19 веке уже почти «старушечий». Неизвестный фотограф запечатлел Наталью Николаевну незадолго до смерти. Она уже сильно больна, но утонченные черты лица, открытый взгляд, высокий лоб сохраняют отпечаток былой красоты. Умиротворенность чувствуется во всем облике этой женщины. В последние месяцы жизни на нее обрушиваются несчастья: болезнь легких и развод любимой дочери Натали.
    5-й ведущий
    В конце осени 26 ноября 1863 года Наталья Николаевна скончалась. Умирая, в лихорадочном забытьи, она шептала побелевшими губами: "Пушкин, ты будешь жить!" - хотя Пушкина не было в живых уже тридцать три года. Рядом была только его бессмертная тень, тоскующая по душе той, кого он любил больше жизни. Душа эта пришла к нему 26 ноября 1863 года, хмурым осенним утром, провожаемая слезами холодного дождя, переходящего в мелкий снег...
    3-й ведущий (Слайд 11)
    Похоронена жена Пушкина в Александро-Невской лавре. И идут люди... несут цветы. На черном мраморном саркофаге в течение всего лета можно видеть тюльпаны, розы, гладиолусы -дань памяти жены великого русского поэта.

    (Ученик читает стихотворение А. Дементьева «У могилы Н. Н. Пушкиной»)

    Источник: http://9. http://www.peoples.ru/family/wife/pushkina/index.html
    Категория: Разработки уроков | Добавил: vesy (12.09.2013) | Автор: Ким Октябрина Владимировна E
    Просмотров: 1279 | Комментарии: 6 | Теги: Гончарова, литературный вечер, Пушкин | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 6
    6 ladykurmanaj  
    0
    С большим интересом прочла вашу разработку. Обязательно использую в работе. Разработка имеет огромное воспитательное значение. Спасибо за прекрасный литературный вечер.

    5 Козыбек  
    0
    прекрасный материал для внеклассного мероприятия. Большое значение имеет для формирования культуры поведения старшеклассников . Спасибо

    3 FNR  
    0
    Хорошая, глубокая,а главное,полная разработка, освещающая самые важные  периоды жизни поэта,взаимоотношения Пушкина и Натальи Гончаровой. Часть материала можно использовать на уроках. Спасибо.

    4 vesy  
    0
    Спасибо за оценку

    2 vesy  
    0
    Благодарю, Людмила, за внимание.

    1 Людмила  
    0
    Cпасибо, Октябрина Владимировна! именно такие материалы нам нужны

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]