Суббота
11.05.2024
05:37
Категории раздела
Разработки уроков [171]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    Доклад
    Доклад на методическом объединении
    «Новизна и перспектива семимодульной программы»

    В наше время все по-разному понимают роль учителя. Изучение «Руководства для учителя второго (основного) уровня» заставило меня, как учителя, о многом задуматься, пересмотреть свои взгляды. Пажарес утверждает, что «убеждения учителя имеют большее влияние, чем его знания, поскольку убеждения в процессе обучения влияют на все, что он делает в классе» (Руководство для учителя, стр. 151). В результате обучения на курсах у меня сформировались убеждения, которые повлияли на мои установки, на уверенность в том, как должны преподаваться предметы, и определили необходимость изменения своих стереотипов, непрерывного развития, самосовершенствования, преобразования своей практической деятельности. Самый подходящий инструмент для реализации вышесказанного это коучинг – метод, предназначенный для расширения возможностей людей, осознавших потребность в изменениях и ставящих перед собой задачи профессионального и личностного роста. /http://vr-coach.weebly.com/ Коучинг предполагает, что у «ученика» уже есть все, что нужно для решения задачи, но он это пока, по каким-то причинам, не использует. Соответственно, задача коуча – помочь человеку «раскопать» в себе те ресурсы, которые нужны ему в данный момент, и начать применять их на практике. Задача коуча – помочь клиенту выйти за рамки привычных убеждений и сдерживающих его стереотипов. /http://constructorus.ru/tag/kouching/
    Для реализации знаний в контексте идей семи модулей, полученных мною на первом этапе Программы второго (основного) уровня во время прохождения практики на базе своей школы я провела два коучинг-занятия на темы «Как активизировать деятельность учащихся с помощью применения заданий критического мышления?» и «Как диалогическое обучение повышает мотивацию учащихся в учебном процессе». Моей целью в проведении коучинг-занятий было: убедительно показать своим коллегам, в чем новизна и перспектива 7-модульной Программы, ее принципиальное отличие от традиционной.
    В начале практики я беседовала с руководством школы, которая поддержала меня во внедрении изменений в практику коллег и организовала встречу с ними. Сначала для коллег я провела беседу, где была обзорная информация о ключевых идеях 7 модулей Программы, о принципах работы коучинга и провела анкету, чтобы определить тему дальнейшей работы.
    Так как «Коучинг (coaching) - это инструмент, предназначенный для раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности в персональной и профессиональной деятельности (http://www.hr-personagrata.ru/raskrytie-potenciala.htm), поэтому я свои сессии планировала с позиции необходимости, с учетом возможностей дальнейшей реализации идей и мотивации коллег.
    По результатам анкетирования учителя изъявили желание учиться следующим идеям: «Обучение критическому мышлению» и «Новые подходы в обучении: диалогическое обучение».
    Во время подготовки к коучинг-занятиям, меня волновал вопрос, смогу ли я создать такую обстановку на занятии, чтобы учителя активно участвовали в процессе, а не просто слушали; смогут ли они продуктивно взаимодействовать друг с другом при решении профессиональных проблем. Оказалось, что учителя готовы к активному обучению и очень хорошо работают в группе. Сказывается требование времени, учителя осознают необходимость перемен в подходах к обучению. Отсюда и желание у них получить новые знания, применить их на практике.
    В процессе проведения этих коучинг занятий я многому училась сама. Эмоциональный настрой на работу, создание атмосферы сотрудничества облегчило мне задачу достижения доверительного взаимодействия, совместное обсуждение существующей практики и выявление проблем создало интерес и настрой конструктивную работу. По мнению моих коллег, по завершении коучинга все признали темы и цели занятий соответствующими их потребностям. Они отметили, что мне удалось продемонстрировать новые подходы в преподавании и обучении, которые позволили создать благоприятный, психологический климат и атмосферу сотрудничества и им было комфортно работать в группах. Хотелось бы отметить, что при выборе заданий на коучинг занятиях я старалась опираться на проблемы, с которыми они могут столкнуться ежедневно или им интересны из-за их сферы деятельности. И я думаю, что это мне удалось, особенно при составлении кластера на тему «критическое мышление», «диалог», диаграммы Венна при сравнении типов бесед, при составлении и классифицировании вопросов соответственно Таксономии Блума, ведь это они испытали на собственном опыте. При просмотре видеороликов «Близнецы», «Неправильная беседа» я старалась при помощи вопросов подтолкнуть их к диалогу и, тем самым, подчеркнуть важность диалогического обучения. Кроме того, я попыталась донести до учителей, что при помощи правильно подобранных заданий можно заинтересовать и активизировать деятельность учащихся путем развития не только их критического мышления, но и их коммуникативных навыков. Это мне удалось при помощи использования представления типов бесед. Кроме того, я как коуч должна обладать навыками правильного формулирования открытых вопросов, побуждающих к мышлению высокого порядка и конструктивному диалогу. На мой взгляд, мне удалось проявить эти навыки при обсуждении вопросов: «Любой ли человек может мыслить критически? Какие качества нужно развить у учителей и учащихся, чтобы они могли критически мыслить?». Обсуждение данного вопроса в группе побудило учителей посмотреть на себя со стороны и увидеть, что они собою представляют на самом деле как учителя. Используя иерархическую модель навыков мышления по Таксономии Блума, я сумела помочь коллегам в получении не только теоретических знаний, но и практических навыков в составлении вопросов высокого порядка и эффективности использования стратегий критического мышления.
    Коуч, на мой взгляд, также должен обладать навыком умения рефлексировать, уметь делать вывод, о том, что получилось, что не получилось и как это можно было бы сделать иначе в следующий раз. В результате проведения коучинг-занятий, думаю, что я смогла приобрести эти навыки. Анализируя то, что я делала на коучинг-занятиях, я могу не только видеть ошибки, которые допустила, но и то, что мне удалось реализовать лучше всего. Я могу видеть, чему же научились мои коллеги, и какой опыт я получила от этих занятий. До обучения на курсах, проводя уроки, я никогда не задумывалась над тем, что это мне дало как учителю и как же это может повлиять на мою практику преподавания, а самое главное, как это отразилось на моих учениках. При обучении детей во время практики я старалась применять элементы коучинга в зависимости от потребностей детей и для меня было актуальным, выбирать методы и приемы, форму занятия: со всем классом или в малых группах, парная или индивидуальная работа. Я постаралась учесть образовательные потребности всех учеников, возможные барьеры и трудности, формы организации работы учеников. При обучении детей к саморефлексии через приемы: «Солнце и тучка», «Выбор», «Смайлики», «Остров интереса» я увидела результативность подобранных мною заданий с учетом возрастных и индивидуальных возможностей учащегося.
    После ознакомления с идеями Программы второго уровня, проведя коучинг-занятия в рамках прохождения практики, я поняла, что многое упустила как учитель в своей практике преподавания. В дальнейшем при обучении детей, я не только буду планировать уроки в контексте семи модулей Программы, но и реализовывать приобретенные мною навыки коуча как открытость, гибкость, умение формулировать и задавать открытые вопросы, которые будут способствовать успешному обучению учащихся и применению полученных ими знаний вне школы, ведь благодаря этому они обучаются тому, как учиться. Также при проведении коучинг-занятий я буду опираться не только на потребности и интересы учителей, но и на то, каким образом я могу повлиять на их убеждения и поменять их стереотипы в отношении стиля преподавания: традиционного или с внедрением изменений.
    В целом, учителям мои коучинг-занятия помогли взглянуть на привычную проблему по-новому, переосмыслить свою роль на уроке. Так как темы по сути близки и это способствовало лучшему изменению в убеждениях учителей. А для меня эти занятия стали важным шагом в формировании таких навыков коуча как открытость в беседе, умение направлять деятельность коллег с целью самостоятельного поиска решений проблемы, умение подавать необходимый объем информации, навык убежденности в действиях и умение убеждать коллег в их потенциале, умение определять задачи в контексте проблем, умение подбирать ресурсы для обогащения инновационной деятельности, умение консультировать по потребностям. В ходе практики я сумела некоторых учителей консультировать по планированию уроков с внедрением некоторых модулей.
    Обучаясь практике коуча, я формировала в себе способность оказать содействие в улучшении и усовершенствовании у моих коллег их профессиональной компетентности.
    .
    Список литературы:
    1. Руководство для учителя. Второй (основной) уровень. – 3-е издание – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы».—2014г. - 292 с.
    2. Интернет-ресурс: http://vr-coach.weebly.com/
    3. Интернет-ресурс: http://constructorus.ru/tag/kouching
    4. Интернет-ресурс: http://www.hr-personagrata.ru/raskrytie-potenciala.htm
    Категория: Разработки уроков | Добавил: dinara-kaz (21.01.2015) | Автор: Алькулова Динара E
    Просмотров: 925 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 2
    2 ризберг  
    0
    прочла с интересом. спасибо за статью. сейчас внедрение технологии критического мышление особенно актуально. к сожалению, чаще можно встретиться со статьями, рассказывающими о теории и описывающими приемы. хотелось бы больше узнать о практическом применении и "находках" на уроках языка и литературы

    1 IrinaB  
    0
    Пройдя трехуровневые курсы, я еще раз убедилась в том, что нужно меняться самой и менять подходы в обучении. Я полностью согласна с автором статьи по поводу семи модулей и их внедрения в методику преподавания.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]