Час творчества по русской литературе в 11 «в» классе Тема: Идеал женской красоты в произведениях русских поэтов XХ в. Цели: 1. Научить детей различать подлинные, классические черты характера женщины. 2. Создать обобщенный образ женской красоты на примере классических произведений. 3. Совершенствовать интерес учащихся к изучению произведений классиков; воспитание эстетических вкусов. Оборудование: Компьютер, проектор, слайд, сборник стихов, музыкальные этюды. Тип урока: Комбинированный Технологии: ИКТ Методы: проблемно-поисковый Форма урока: Час творчества Формы работы: Групповая. Нет ничего прекраснее на свете женщины (Ф.И. Тютчев) Ход урока 1.Организационный момент. Приветствие. Сообщение цели и задач урока. Учитель: Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о женщине. Женщине как о воплощении самого прекрасного, идеального. Поговорим о прекрасном идеале, вдохновлявшем великих мастеров на создание бессмертных творений. Русская литература всегда отличалась глубиной своего идейного содержания, неустанным стремлением разрешить вопросы смысла жизни, гуманным отношением к человеку, правдивостью изображения. Русские писатели стремились выразить в женских образах лучшие черты, свойственные народу. Ни в одной литературе мира мы не встретим таких прекрасных и чистых образов женщин, отличающихся верным и любящим сердцем, а также своей неповторимой душевной красотой. Женщина многогранна, гармонична, с течением времени её образ менялся, приобретал черты современности, но от него веяло теплотой, загадочностью и таинственностью. Сегодня на уроке мы придем к выводу, что идеал женской красоты выражается не только во внешней красоте, но и во внутреннем мире женщины. Как говорил Тютчев, самое красивое создание – женщина. Без женщин наш мир будет пустым. I. Вопросы учителя для детей 1.Как вы понимаете значение слова «идеал»? 2.Какие качества характера в образе женщин привлекали классиков русской литературы? 3.Что означает в вашем представлении образ женской красоты?
II. Выступления учащихся. Ребята из 1 группы высказали следующее мнение: У каждого из нас в душе свой образ великого поэта и человека Сергея Есенина, у каждого в сердце свои любимые есенинские стихи. Жизнь лирического героя в автобиографических поэмах Есенина кровно связана с народной жизнью, с теми революционными преобразованиями, которые происходили в те годы на Родине. Поэтому стихи звучат как единая лиро-эпическая быль о жизни народной, как сама жизнь, сама действительность. Стихи С. Есенина затрагивают самые насущные, самые коренные истинно глобальные проблемы нашего времени. Поэт как бы говорит всем нам: остановитесь хотя бы на мгновенье, оторвитесь от вашей повседневной суеты, посмотрите вокруг себя, на окружающий мир земной красоты: шелест луговых трав, песнь ветра, голос речной волны, возвещающую рождение нового дня, звездное ночное небо. В «Письме матери» поэт выражает свои искренние чувства к матери. Рассказывает о своих воспоминаниях… Идея стиха, заключается в том, что нужно любить родину и то место, где ты родился и где вырос, нужно любить ту, кто родила тебя и вырастила. Поэт призывает любить тех, кто подарил нам жизнь. С. Есенин в своем творчестве образ матери занимал большое место. Для него мать – олицетворяет все самое святое: правдивость, нравственность, чистоту, верность перед матерью, так и перед Родиной исповедует радость и горесть жизни. В этом стихотворении глубоко раскрыл чувства человека, который далеко оказался от своих родных мест и в разлуке с родными. Выступление учащихся 2 группы было по следующему плану: 1.«Моим стихам настанет свой черед» (М. Цветаева) 2. Чтение стихов Цветаевой (по выбору) 3. Анализ стихотворений (прилагается). 1. Произведения Ахматовой- поэзия отточенного словесного мастерства. 2. Авторское исполнение стихов (видеозапись). 3. Вывод по творчеству А. Ахматовой Ребята из 3 группы подготовили: 1. Танцевальный этюд «Отговорила роща золотая» 2. Исполнили романс «Но никогда мир, не уплывет под нашими ногами…» 3. Фильм об Анне Ахматовой и Марине Цветаевой 4. Познакомились с актерским мастерством Давыденко Дениса (ученика 11 «в» класса) Ребята из 4 группы сочинили посвящение «Часу творчества» Женщина многогранна, гармонична… Она вошла в мир искусства в незапамятные времена Летели века, гасли далекие светила, Рушились царства… Чувства рождаются в красоте идеала, А их в русской литературе немало. Это и Пушкин с милою Татьяной, И Лермонтов, выразивший в героинях своих Радость земного бытия и очарования. Женщины эпохи петровской сердечны, добры, Кротки и спокойны Чистые помыслы их народу свойственны. Решительна, энергична, самостоятельна всегда Вера Павловна – идеал Чернышевского сама. Тяжелая доля русской крестьянки, В поэме Некрасова видна Чистой и светлой любовью декабристов Творчеством и вдохновением полна И мысль поэта, дошедшая до нас светла. Блок и Есенин… их поэзия одухотворена Женскими образами всегда. Они сверкают и сияют, когда светит солнце, Когда воцаряется тьма, их красота озаряется свету внутреннему благодаря. На создание бессмертных творении вдохновлялись мастера: Галереей сильных, нежных, ласковых, ранимых, Дерзких героинь поэзия Ахматовой, Брюсова, Цветаевой светла. Благородство чувств, блистательность ума Для поэтов всех эпох характерна она. Поэзия веков солнечна, проста и свободна Творения поэтов – отточенное мастерство, В душу ребенка проникают они. Нет равного бессмертным образам женщин Ведь слишком много мир обязан им В образе женщины – символ мира Добра и любви Жар сердец, радость земного бытия. Учит детей произведения эпох Любить, страдать, прощать, понимать И в жизнь идеи свои воплощать! К красоте земной привыкать И об идеалах не забывать. Подведение итогов урока В заключение урока дети пришли к выводу, что важнее всего в женщине нравственная, внутренняя красота. Домашнее задание: выучить по выбору стихотворение поэтов ХХ века о женской красоте.