Вторник
26.09.2017
12:21
Категории раздела
Разработки уроков [154]
Творчество учителей [34]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 367
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    Игра-путешествие "О, мифы!"
    Игра-путешествие по русской словесности «О, мифы!»

    Цель: знают особенности мифологии Древней Греции.
    Задачи:
    Образовательная: знают и понимают особенности мифологии Древней Греции;
    Развивающая: умеют применять полученные знания на практике; умеют выступать с сообщениями; учатся исполнять роли; умеют работать в группах.
    Воспитательная: добросовестно относятся к учебе; проявляют инициативу; учатся развивать культуру поведения; уважают мнение других; оценивают вклад античной цивилизации в развитие человечества в целом.
    Тип урока: урок закрепления и совершенствования ЗУН.
    Вид урока: игра-путешествие
    Оборудование: Карта Древней Греции, детские рисунки по теме, интерактивная доска, презентация, выставка книг, изображения богов, костюмы богов, песня аргонавтов из фильма «Хроника опасного путешествия».
    Методы и приемы: работа в группах, индивидуальные сообщения, выразительное чтение наизусть, инсценирование.

    План урока:
    1. Организация начала урока. Определение темы. Постановка цели и задач.
    2. Деление на группы. Представление групп.
    3. Задание 1 «Этапы развития греческой мифологии». Сообщения учеников.
    4. Задание 2 «Узнай меня?»
    5. Задание 3 «Работа с картой: места распространения мифологических циклов».
    6. Задание 4 «В каких случаях говорят?». «Фразеологические обороты» (метание диска).
    7. Задание 5 «Боги и герои мифов» (прыжки в длину).
    8. Задание 6 «Мифические животные» (бег).
    9. Задание 7 «12 подвигов Геракла» (метание копья).
    10. Задание 8 «Конкурс председателей».
    11. Задание 9 «Хаос».
    12. Подведение итогов. Рефлексия.
    13. Домашнее задание.
    Ход урока:
    1. Организация начала урока. Определение темы. Постановка цели и задачи.
    Вступительное слово учителя.
    Здравствуйте, ребята и гости нашего сегодняшнего урока. Сегодня наш урок пройдёт в необычной форме, надеюсь, он вам понравится, и вы унесёте с него много знаний и положительных впечатлений. В проведении нашего урока принимают участие 3 класса (6 класс, 7 класс, 8 класс), то есть, вы, ребята, будете друг друга обучать. Мы с вами будем сегодня работать по нашей любимой мозаичной методике Джиксо. Готовясь к уроку, я случайно наткнулась на прекрасное стихотворение, которое хочу вам сейчас прочесть.
    С древнейших пор взгляд неподкупно строгий…
    Бросали на людей с Олимпа Боги.
    Их забавлял сей человечий быт —
    Понять решили - из чего он состоит.
    Взял Зевс Богов Гермеса с Аполлоном
    И в колеснице едут к нам со склонов.

    Вы уже поняли, что к нам едут Боги со склонов Древнего Олимпа.

    Стук в дверь. Заходит Гермес (на ногах крылатые сандалии, на голове шлем с крыльями.)

    Гермес: Здравствуйте, ребята! Я прибыл к вам со склонов Древней горы Олимп и привез вам письмо от Богов. Послушайте, что они вам пишут.

    Здравствуй, Наша благословенная Земля. Благодарим тебя за трепетное отношение к записям, которые восстанавливают страницы истории из жизни планеты. Мы, Боги, жили на Земле более 300 веков назад, но по космическим меркам — это миг. Пусть люди, живущие ныне, поверят и поймут, что мы не вымысел, а реальная действительность прошлого времени. Олимп — место Священное. Я приглашаю Вас, ребята, посетить вместе со мной Древнюю Грецию.

    Учитель: Сейчас вам ребята предстоит поделиться на группы интересным образом, распределить роли внутри групп и занять свои места.

    2. Деление на группы. Представление групп. Распределение ролей (председатель, секретарь, хронометражист, докладчик, наблюдатели).

    Учитель: Ребята, давайте перенесемся из вашего реального, будничного мира в удивительный фантастический мир Древней Эллады, где живут и действуют мифологические герои. А поможет нам в этом Бог Гермес и знаменитый капитан Ясон. А отправимся в путь мы на корабле Арго. Вместе с нами отправятся в путешествие и наши гости, которые присутствуют у нас сегодня на уроке. Путешествовать мы будем тремя командами-группами. Выполняя задания, вы будете получать атрибуты от Богини справедливости — Фемиды и складывать их в шкатулки, которые имеются у вас на столах. В конце нашего путешествия подведем итоги и оценим работу друг друга.

    1 команда — «Аргонавты» — «Люди в туманную даль никогда не устанут пускаться, как за руном золотым, за золотою мечтой».
    2 команда — «Нить Ариадны» — «Пусть же всегда путеводная нить Ариадны к жизненной цели отважных и смелых ведет».
    3 команда — «Огонь Прометея» — «Вот вам огонь! Разожгите костры и согрейтесь! Свет и тепло пусть счастливыми сделают вас».

    Учитель: Отлично, группы представились. Закройте глаза и приготовьтесь к путешествию во времени. Слышите музыку, это звучит песня аргонавтов из фильма «Хроника опасного путешествия».

    Звучит музыка Песня аргонавтов. Песня смолкает.

    3. Задание 1 «Этапы развития греческой мифологии». Сообщения учеников.
    Учитель: Мы прибыли в Древнюю Грецию, чтобы получше узнать о жизни Богов и героев. Знания о Богах и героях мы черпаем из мифов. А что же это такое МИФЫ? Предлагаю прослушать сообщения учеников о греческой мифологии. Далее предлагаю обсудить в командах вопрос «Что такое МИФ?» и дать ответ.

    Сообщение учащегося 1
    Мифы — это первая форма поэтического сознания народа. В них история народа, мечты, идеалы и вся жизнь в целом. Повседневная жизнь греков проходила в повседневном общении с богами. В сознании древних греков все силы и явления природы олицетворялись могущественными и бессмертными богами.

    А как греки представляли себе богов? Обсуждение.

    Сообщение учащегося 2
    Греки представляли богов в виде идеальных людей, обладающих всеми чувствами, свойственными человеку — радость, печаль, гнев, зависть, ненависть. Первые, самые древние боги, были ужасны. Они своим видом и своими действиями внушали страх. Человеку были непонятны и страшны грозные силы природы. Природа казалась враждебной, готовой в любую минуту принести гибель или страдания человеку. Силы природы казались живыми существами, и они были страшны. Поэтому боги первого поколения были свирепы.

    Учитель: Их уничтожили олимпийские боги - 2 поколение богов.

    Сообщение учащегося 3
    Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети. И повелел он своей жене Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. Пятерых проглотил Крон: Гестию, Деметру; Геру; Аида; Посейдона. Чтобы спасти последнего ребенка - Зевса, Рея скрыла его от отца на острове Крит, а вместо него бросила в пасть Крону камень. Крон не заметил обмана. Зевс вырос и восстал против своего отца, заставив его вернуть на свет проглоченных детей. Они начали борьбу с Кроном и титанами за власть над миром. На помощь Зевсу пришли некоторые титаны и циклопы, выковавшие ему громы и молнии. И они победили, основавшись на Олимпе, никто больше не мог противиться их власти. Они могли спокойно править миром.

    Учитель: В результате появилось 3 поколение богов, утвердившихся на Олимпе после борьбы с Кроном и титанами.

    Что это были за боги и как распределились обязанности между ними?

    Ученик: Это были Зевс — бог грома и молнии, Посейдон — бог моря и Аид — бог царства мертвых. Эти боги несли в себе гуманистические идеалы.

    Учитель: Вот мы вспомнили о богах, и они как раз пожаловали к нам, чтобы познакомиться с современными школьниками и рассказать о себе. Мы должны узнать богов по тем сведениям, которые они нам поведают.

    4. Задание 2 «Узнай меня».
    Работа в группах. Запись в тетрадях. Председатели готовят ответ на листах бумаги.

    Выступления учащихся в роли богов

    1. Я сильнейший из всех богов. Бури и грозы, ветра и дожди, молнии и гром — все это происходит по моей воле. Горе тому, кто нарушит порядок, установленный мною на земле. Взмахну рукой — и поражу клятвопреступника пламенной стрелой. (Зевс)

    2. Я родился хилым и болезненным, и Гера в гневе сбросила меня, своего сына, с Олимпа. Так и остался я хромым на всю жизнь. (Гефест)

    3. Ударю я трезубцем — и поднимается на море страшная буря, вздымаются огромные волны, которые бросают на скалы корабли, как пушинки. Отложу свой трезубец — и утихают волны, спокойна гладь морская, и я на колеснице запряженной златогривыми конями, спускаюсь на дно моря в свой дворец, где живу со своей женой Амфитритой. (Посейдон)

    4. Меня называют самым мрачным из богов. Глубоко под землей мое царство. Вход в него там, где заходит солнце. Нет возврата из моего царства. В царстве мертвых катит свои волны реки Стикс и Лета. Перевозчик Харон перевозит через них души мертвых. Трехглавый пес Цербер сторожит вход в мое царство (Аид).

    5. Из белоснежной пены морской родилась я, богиня любви и красоты. Я росла близ островов Кифары и Кипра. Куда не ступаю, всюду благоухают цветы. Дикие звери — следуют за мной. Как ручные. Я добра и нежна со всеми кроме, тех, кто любит самого себя. (Афродита)

    6. Когда я, блистая красотой, в пышном наряде вхожу в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой Зевса. У меня есть любимая птица-павлин. Хохолок из перьев на голове птицы показывает, что она принадлежит к свите царице богов. (Гера)

    Учитель: Олимпийские боги приглашали людей участвовать в их битвах со страшными гигантами, так появились герои. Подвиги каких героев вам известны? (Прометей, Персей, Сизиф, Тантал, Геракл, Дедал, Тесей).

    5. Задание 3 «Работа с картой: места распространения мифологических циклов».
    Посмотрите на карту Древней Греции и напишите в тетрадях (капитан готовит ответ от команды), с именами каких героев связаны следующие географические названия.
    Учитель показывает на карте, дети пишут ответ
    Остров Итака — Сказания о могучем Зевсе.
    Аттика — Сказания о Тесее
    Полуостров Пелопоннес — сказания о Пелопсе, давшем имя всему полуострову.
    Северная Греция — сказания о Геракле.

    6. Задание 4 «В каких случаях говорят?». «Фразеологические обороты» (метание диска).
    А теперь посмотрим, знаете ли вы значения и историю возникновения подобных выражений.
    Итак, в каких случаях говорят:
    1 группа: авгиевы конюшни, гомерический смех, панический ужас.
    2 группа: рог изобилия, яблоко раздора, панический страх.
    3 группа: ахиллесова пята, сизифов труд, ящик Пандоры.

    7. Задание 5 «Боги и герои мифов» (прыжки в длину).
    1 группа
    1. Из каких источников стали известны мифы Древней Греции? Поэмы Гомера, Гесиода
    2. Как называлась пища богов, дающая им вечную юность и бессмертие? Нектар – напиток богов, амброзия – пища богов
    3. Как называлась одежда, которую носили древние греки и римляне? Туника, тога, хитон.
    2 группа
    4. Назовите музыкальные инструменты Древней Греции. Кифара, лира
    5. Назовите братьев Зевса. Как они распределили господство над миром? Аид – царство мертвых, Посейдон – владыка морей.
    6. Кому из трех богинь (Афине, Афродите, Гере) Парис вручил яблоко с надписью «Прекраснейшей»? Афродите
    3 группа
    7. Назовите героя древнегреческой мифологии, чья деятельность стала символом бесплодного труда. Сизиф
    8. Какое имя дали римляне любимому герою греков Гераклу? Геркулес
    9. Кто подарил людям огонь? Прометей

    8. Задание 6 «Мифические животные» (бег).
    1 группа
    1. Дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесов. Кентавры
    2. Туловище этого чудовища спереди львиное, в середине – козье, а сзади - змеиное; у него три головы: льва, козла и змеи, - изрыгающие пламя. Химера
    3. Чудовище с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Это чудовище Гера в наказание наслало на Фифы. Оно сидело неподалеку от города и задавало прохожим загадку: «Кто утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Не умевших ответить на этот вопрос чудовище насмерть душило в объятьях. Сфинкс
    2 группа
    4. Отгадайте загадку Сфинкса. Человек: ребенок, взрослый, старик.
    5. Чудовища с крыльями птицы, клювом орла и телом льва. Они – «собаки Зевса». Грифоны
    6. Волшебная птица родом из Эфиопии. Похожа на орла в огненном оперении, живет 500 лет. Когда приходит срок, сжигает сама себя. Из ее праха возрождается новая птица. Феникс
    3 группа
    7. Полудева, полу-змея. Обитала в подземной пещере, вдали от богов и людей. Ехидна
    8. Полу-женщины, полуптицы с божественными голосами. Они живут на скалистом острове и завлекают своими пленительными голосами проплывающих мимо мореходов, а, заманив, убивают и пожирают их. Сирены
    9. Страж Аида, трехголовый пес со змеиным хвостом. Кербер или Цербер.

    9. Задание 7 «12 подвигов Геракла» (метание копья).
    1 группа
    1. Сколько голов было у гидры? Девять
    2. Кто помог одолеть гидру? Иолай - племянник Геракла
    3. Как удалось Гераклу одолеть стимфалийских птиц? С помощью трещоток
    2 группа
    4. Кому принадлежала керинейская лань? Артемиде
    5. Куда спрятался Эврисфей, увидев Геракла с эриманфским вепрем? В большой бронзовый сосуд
    6. Кто из богов подарил быка царю Крита? Посейдон
    3 группа
    7. Чем кормил Диомед коней? Человеческим мясом
    8. Каково значение пояса Ипполиты? Знак власти, приносит удачу
    9. Сколько яблок должен был принести Геракл из сада Гесперид? Три

    10. Задание 8 Конкурс председателей.
    1 группа
    1. Ужасная бездна, полная вечной тьмы? (тартар)
    2. Кого взял себе в жёны Уран? (Гею)
    3. Сторукие великаны? (гекатонхейры)
    4. Жена Крона? (Рея)
    5. Остров, на котором родился Зевс (Крит)
    6. Что проглотил вместо Зевса Крон? (камень)
    7. Имя божественной козы, молоком которой питался Зевс? (Амалфея)
    8. Гора, на которой обитают боги? (Олимп)
    2 группа
    1. Жена Зевса? (Гера)
    2. Пища и напиток богов? (нектар, амброзия)
    3. Какие сосуды стоят у ворот дворца Зевса? (сосуд добра и сосуд зла)
    4. Колебатель земли, бог моря? (Посейдон)
    5. Супруга Посейдона? (Амфитрита)
    6. Кто на своих могучих плечах держит небесный свод? (Атлас)
    7. Сын Посейдона, вызывающий грозные бури? (Тритон)
    8. Сколько лет длилась борьба за власть над миром? (10 лет)
    3 группа
    1. Мрачный брат Зевса, бог подземного царства? (Аид)
    2. Река Забвения в подземном царстве? (Лета)
    3. Юный бог сна? (Гипнос)
    4. Богиня, рождённая самим Зевсом? (Афина Паллада)
    5. Юный Бог брака? (Гименей)
    6. Что означает «Эриннии»? (Гневные)
    7. Перевозчик мёртвых душ? (Харон)
    8. Леденящая река в подземном царстве? (Стикс)

    11. Задание 9 «Хаос».
    У меня на столе беспорядок. Здесь имена античных и славянских богов и героев, их нужно отделить и расположить по разным кучкам. Затем назвать функции богов.
    1 группа
    Перун – бог грозы (славянский)
    Аид – бог подземного царства (греческий)
    Гера – покровительница брака и семейного очага (греческий)
    Макань – бог изобилия и счастливой судьбы (славянский)
    Посейдон – бог морского царства (греческий)
    Ярило – бог плодородия (славянский)
    Афродита – богиня любви (греческий)
    Лель – покровительница брачных союзов (славянский)

    2 группа
    Даждьбог – бог земных благ (славянский)
    Чернобог – представитель подземного царства (славянский)
    Гименей – юный бог брака (греческий)
    Амфитрита – супруга Посейдона (греческий)
    Лада – богиня любви (славянский)
    Белбог – бог добра (славянский)
    Геба – дочь Зевса (греческий)
    Эрот – посланник Афродиты (греческий)

    Учитель: Сегодня мы побывали в удивительно сказочном мире древнегреческих мифов. Мире бесстрашных героев, мужественных воинов, грозных и беспощадных богов. Блестяще сыграли все команды.

    12. Подведение итогов. Рефлексия.
    Давайте подведем итоги.
    Команда «Аргонавты» заработала руно.
    Команда «Нить Ариадны» — нитей.
    Команда «Огонь Прометея» — факелов.

    13. Домашнее задание.
    Составить в тетрадях кроссворд на тему «Мифы Древней Греции».
    Категория: Разработки уроков | Добавил: Никуша (14.12.2013)
    Просмотров: 578 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 6
    6  
    Задания очень интересны, думаю такая история запомнится учащимся.

    5  
    увлекательная форма работы. Спасибо!

    4  
    Урок по теме "Античная мифология" охватывает все произведения программы. Использованы межпредметные связи: история, география. Занимательные задания, предложенные учащимся, развивают логическое мышление, учитывают знание текста, что немаловажно при изучении литературы. Спасибо!

    3  
    Спасибо за замечательный урок, современные приемы организации учебной деятельности.

    2  
    С удовольствием прочитала Вашу разработку, возьму на вооружение. Спасибо за подробную разработку, интересные задания приучают детей к внимательному и вдумчивому чтению.

    1  
    Спасибо Вам за отличную разработку,  хорошо организована работа в группах, интересная форма урока.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]