Пятница
26.04.2024
13:41
Категории раздела
Разработки уроков [171]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    Интегрированный урок по литературе. Повесть А.С.Пушкина «Метель»
    Интегрированный урок по литературе. Повесть
    А.С.Пушкина «Метель»
    Садвакасова Бахытшан Ахметжановна – учитель русского языка и литературы
    КГУ «Больше-Владимировская СШ»
    Курбатова Ольга Викторовна – учитель музыки КГУ «Борасинская средняя школа-сад»
    Цели:
    1. Определить роль метели в произведении. Обсудить характеры героев.
    2. Формирование целостной картины мира.
    3. Развитие умения выражать и отстаивать свою точку зрения, а также развитие мышления, воображения, устной и письменной речи.
    Оборудование: магнитофон, кассета с записями музыки Свиридова, листы бумаги по количеству учащихся, карандаши, краски, ручки.
    Задачи:
    1. Ощутить радость открытия «Повестей Белкина» через наблюдение над особенностями сюжета и композиции, нравственно-духовным смыслом .
    2. Пробудить интерес к миру пушкинских героев.
    3. Выявить восприятие учащимися этих первых реалистических произведений в русской прозе.
    Эпиграф к уроку –высказывание Давида Кугультинова: «Что Бог не может,- сможет гений / Он чудеса творит шутя»
    Ход урока
    1. Организационный момент.
    2. Вводное слово учителя литературы.
    Пушкин – явление необычайное не только в русской литературе, но и в истории русской культуры в целом.
    Именно он открывает период классической литературы «золотой век» русской поэзии. И сколько бы ни прошло веков, Пушкин останется величиной номер один.
    Сегодня мы с вами вспомним один период из жизни А.С.Пушкина, когда творчество и искусство восторжествовали над житейскими невзгодами. Три месяца вынужденного заточения в родовом имении Пушкиных, в селе Болдино Нижегородской губернии осенью 1830 года оказались невероятно плодотворными для поэта, а в литературе они навсегда останутся как удивительное время, называемое Болдинской осенью.
    Эмоциональный настрой создает выразительно прочитанное наизусть заранее подготовленным учеником стихотворение «Болдинская осень», взятое из одноименного сборника ( М., 1982):
    Кружится в вальсе первый желтый лист,
    Березы светятся, река притихла.
    Играет Баха ветер-органист,
    Беря басы торжественно и тихо.
    И видится гармония во всем.
    Что может быть прекрасней для поэта?
    И осени портрет в стихи внесен,
    И осень рада, что случилось это.
    Г.Осиик.
    Сообщение ученика о месте Болдинской осени в творчестве Пушкина:
    - 3 сентября 1830 года Пушкин впервые увидел Болдино. Из письма мы узнаем о его настроении: «…грустно, тоска… Осень подходит. Это любимое мое время, здоровье мое обыкновенно крепнет, пора моих литературных трудов настает, а я должен хлопотать о приданном да о свадьбе, которую сыграем Бог весть когда». Пушкин не собирался оставаться в Болдино надолго, но ему пришлось прожить здесь 3 месяца. И в этот период в его творчестве оказался одним из самых вдохновенных и плодотворных. Результаты его так многообразны и художественно совершенны, что их можно считать вершиной созданного великим поэтом за всю жизнь.
    Сегодня нам предстоит разговор о произведении А.С.Пушкина «Метель», а точнее о главной героине повести – Марье Гавриловне.
    Для начала ответьте на вопрос, почему возникает и какую роль в произведении А.С.Пушкина играет метель?
    3. Письмо Марьи Гавриловны.
    Обратимся теперь к образу главной героини повести – Марьи Гавриловны.
    - Как вы считаете, какими прилагательными можно описать ее характер? (прилагательные записываются на доске).
    - Вспомните события, в которых так ярко проявились эти черты. Я имею в виду день и ночь накануне побега и сам день венчания.
    - Что произошло тогда?
    Учитель музыки:
    Ты откуда, русская,
    Зародилась музыка?
    То ли в чистом поле,
    То ли в лесе мглистом?

    В радости ли? В боли?
    Или в птичьем свисте?
    Ты скажи, откуда
    Грусть в тебе и удаль?
    Говорить о музыке Свиридове без стихов просто невозможно.
    Поэтому, вероятно, что он не только Музыкант, но и Поэт по своему восприятию мира. Через слияние поэтических и музыкальных образов раскрывает Свиридов прежде всего и более всего свои мысли и чувства. Он ощущает, как бьется, живет в слове мелодия и дает ей зазвучать открыто и свободно…
    Свиридов прекрасно знал классическую поэзию, очень тонко разбирался в стихах современных авторов.
    Неизменная духовная опора Георгия Свиридова – поэзия А.С.Пушкина. Композитор чувствует и передает гармонию пушкинского стиха, глубину его мысли, простоту его слова. Сегодня мы слушаем созданный в 1978 году и нередко звучащий не только с эстрады, но и по телевидению, радио великолепный концерт Свиридова для хора «Пушкинский венок». Продолжают звучать и шесть романсов Свиридова на стихи Пушкина, среди которых «Зимняя дорога», «К няне».
    Романсы эти открыли прекрасное вокально-поэтическое дарование композитора, принесли ему первый успех, известность. Свиридову тогда было двадцать лет.
    Георгий Свиридов всегда чувствует и очень точно выявляет в музыке «нерв» стиха. Из стихов композитор всегда отбирает, быть может, и не самые известные, но «ключевые» для понимания мира того или иного поэта, его взглядов на жизнь, в которых говорит о земле родной, о внутренней красоте простого человека, об извечном стремлении к счастью, об ответственности Поэта (будь он художник, скульптор, музыкант) перед людьми и человечеством; о долге, совести, доброте.
    Поэзия вошла в жизнь Георгия Свиридова рано. Но, еще раньше, чем выучиться читать, он уже слышал и незаметно для себя впитывал интонации русской речи и русской песни. Он слышал, как широко и свободно звучат протяжные, лирические мелодии, как звонко поют в народе лукавые, озорные частушки. От русской песни и шел Георгий Свиридов в мир музыки. Из песни русской, из живой и образной интонации речи русской берет свое начало музыка Свиридова, песня Свиридова. Композитор однажды сказал, обращаясь к творчеству Пушкина, что поэт оказал большое внимание на развитие русского романса и художественной песни.
    Я для песни задушевной
    Взял лесов зеленых шепот
    А у Волги в жар полдневный
    Теплых струй подслушал ропот;
    Взял у осени ненастье,
    У весны – благоуханье;
    У народа взял я счастье
    И безмерное страданье.
    Так писал еще в 1891 году русский поэт Спиридон Дрожжин, пытаясь словами передать непередаваемое – рождение искусства, рождение Песни. В музыке Свиридова как раз и есть эта всепроникающая гармония двух начал: народного и собственного, неповторимого.
    Очень хорошо сказал один из музыкантов- исследователей творчества Свиридова, что его музыка почти народна: «как раз это «почти» ,эти-то «чуть-чуть» дорисованные образы, этот «едва» дополненный фон и составляют секрет настоящего таланта».
    Давайте, ребята, послушаем поэтичные музыкальные иллюстрации к Пушкинской «Метели», «Зимняя дорога», « Тройка».
    Учитель литературы:
    -Сядьте поудобнее, закройте глаза и не открывайте их пока не закончится музыка. Перенеситесь мысленно в дом, где живет Марья Гавриловна со своими родителями.
    -Какой он?
    -Большой или маленький?
    -Каменный или деревянный?
    -Тепло ли в нем или прохладно?
    -Походите по первому этажу.
    -Что вы там видите?
    -Какие окна, мебель?
    -А теперь поднимитесь по лестнице на второй этаж, пройдите в комнату Марьи Гавриловны.
    -Давайте понаблюдаем, что происходит в ней.
    -Здесь стоит стройная бледная семнадцатилетняя девица.
    -Узнали ее?
    -Это Марья Гавриловна.
    -Ее лицо напряжено.
    -Она кусает губы, теребит волосы, ходит по комнате из угла в угол.
    -Весь день не может найти себе места, потому что ей больше нет места в этом доме, в ее родном доме.
    -Сегодня ночью она убежит отсюда, покинет своих родителей.
    -Она не может сказать им о своих замыслах и поэтому садится писать письмо отцу и матери…
    -Оставим ее за этим занятием и вернемся обратно в класс. Вы чувствуете под собой стул, слышите мой голос и возвращаетесь. Когда стихнет музыка, откройте глаза. А сейчас попробуйте написать письмо, которое Марья Гавриловна написала своим родителям перед побегом.
    -Вы смогли вжиться в роль Марьи Гавриловны или, по крайней мере, разобраться в ее чувствах и мыслях. Надеюсь, это помогло вам понять пушкинскую героиню. Поэтому я хочу, чтобы вы ответили на несколько вопросов:
    -Как можно охарактеризовать состояние Марьи Гавриловны?
    -Почему возникла метель в душе Марьи Гавриловны?
    -Какие два «фронта» столкнулись в ее душе?
    -А сейчас попробуйте все-таки ответить на вопрос, который был поставлен в начале урока: почему возникает метель, какова ее роль в произведении?
    Обратимся к финалу повести, когда метель улеглась, и Бурмин и Марья Гавриловна встретились. Все уже пережито, супруги нашли друг друга, их ждет счастье…. А может, все не так?
    Пушкин оставил своих героев в саду, дальнейшая их судьба нам неизвестна. А что же произошло после объяснений.
    Подумайте и ответьте на следующие вопросы:
    -Закончилась ли метель в произведении и в душе героев?
    -Возможно ли их счастье?
    -Был ли Бурмин ее судьбой?
    -Почему Бурмин и Марья Гавриловна встретились только сейчас, хотя были давно женаты?
    4.Подведение итогов.
    -Почему Пушкин назвал свою повесть «Метель»?
    -Какую роль сыграла в жизни героев метель?
    Что хотел сказать Пушкин своим произведением?
    Категория: Разработки уроков | Добавил: argynboras (25.03.2014) E
    Просмотров: 2521 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 2
    2 Золушка  
    0
    Огромный материал "перелопачен", чтобы создать такой урок! Жаль, что нет у авторов интерактивной доски. Вот кому она помогла бы, а не помешала, как некоторым другим корреспондентам... Видно сразу, что люди работают на совесть. Огромное спасибо за Вашу работу.

    1 комбусто  
    0
    Интересный урок, поставленные цели выполнены, учителя постарались, молодцы. Вопрос как оплачиваются  интегрированные уроки, или такие уроки проводятся в виде внеклассных мероприятий?

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]