Интегрированный урок по литературе. Повесть А.С.Пушкина «Метель»
Интегрированный урок по литературе. Повесть А.С.Пушкина «Метель» Садвакасова Бахытшан Ахметжановна – учитель русского языка и литературы КГУ «Больше-Владимировская СШ» Курбатова Ольга Викторовна – учитель музыки КГУ «Борасинская средняя школа-сад» Цели: 1. Определить роль метели в произведении. Обсудить характеры героев. 2. Формирование целостной картины мира. 3. Развитие умения выражать и отстаивать свою точку зрения, а также развитие мышления, воображения, устной и письменной речи. Оборудование: магнитофон, кассета с записями музыки Свиридова, листы бумаги по количеству учащихся, карандаши, краски, ручки. Задачи: 1. Ощутить радость открытия «Повестей Белкина» через наблюдение над особенностями сюжета и композиции, нравственно-духовным смыслом . 2. Пробудить интерес к миру пушкинских героев. 3. Выявить восприятие учащимися этих первых реалистических произведений в русской прозе. Эпиграф к уроку –высказывание Давида Кугультинова: «Что Бог не может,- сможет гений / Он чудеса творит шутя» Ход урока 1. Организационный момент. 2. Вводное слово учителя литературы. Пушкин – явление необычайное не только в русской литературе, но и в истории русской культуры в целом. Именно он открывает период классической литературы «золотой век» русской поэзии. И сколько бы ни прошло веков, Пушкин останется величиной номер один. Сегодня мы с вами вспомним один период из жизни А.С.Пушкина, когда творчество и искусство восторжествовали над житейскими невзгодами. Три месяца вынужденного заточения в родовом имении Пушкиных, в селе Болдино Нижегородской губернии осенью 1830 года оказались невероятно плодотворными для поэта, а в литературе они навсегда останутся как удивительное время, называемое Болдинской осенью. Эмоциональный настрой создает выразительно прочитанное наизусть заранее подготовленным учеником стихотворение «Болдинская осень», взятое из одноименного сборника ( М., 1982): Кружится в вальсе первый желтый лист, Березы светятся, река притихла. Играет Баха ветер-органист, Беря басы торжественно и тихо. И видится гармония во всем. Что может быть прекрасней для поэта? И осени портрет в стихи внесен, И осень рада, что случилось это. Г.Осиик. Сообщение ученика о месте Болдинской осени в творчестве Пушкина: - 3 сентября 1830 года Пушкин впервые увидел Болдино. Из письма мы узнаем о его настроении: «…грустно, тоска… Осень подходит. Это любимое мое время, здоровье мое обыкновенно крепнет, пора моих литературных трудов настает, а я должен хлопотать о приданном да о свадьбе, которую сыграем Бог весть когда». Пушкин не собирался оставаться в Болдино надолго, но ему пришлось прожить здесь 3 месяца. И в этот период в его творчестве оказался одним из самых вдохновенных и плодотворных. Результаты его так многообразны и художественно совершенны, что их можно считать вершиной созданного великим поэтом за всю жизнь. Сегодня нам предстоит разговор о произведении А.С.Пушкина «Метель», а точнее о главной героине повести – Марье Гавриловне. Для начала ответьте на вопрос, почему возникает и какую роль в произведении А.С.Пушкина играет метель? 3. Письмо Марьи Гавриловны. Обратимся теперь к образу главной героини повести – Марьи Гавриловны. - Как вы считаете, какими прилагательными можно описать ее характер? (прилагательные записываются на доске). - Вспомните события, в которых так ярко проявились эти черты. Я имею в виду день и ночь накануне побега и сам день венчания. - Что произошло тогда? Учитель музыки: Ты откуда, русская, Зародилась музыка? То ли в чистом поле, То ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте? Ты скажи, откуда Грусть в тебе и удаль? Говорить о музыке Свиридове без стихов просто невозможно. Поэтому, вероятно, что он не только Музыкант, но и Поэт по своему восприятию мира. Через слияние поэтических и музыкальных образов раскрывает Свиридов прежде всего и более всего свои мысли и чувства. Он ощущает, как бьется, живет в слове мелодия и дает ей зазвучать открыто и свободно… Свиридов прекрасно знал классическую поэзию, очень тонко разбирался в стихах современных авторов. Неизменная духовная опора Георгия Свиридова – поэзия А.С.Пушкина. Композитор чувствует и передает гармонию пушкинского стиха, глубину его мысли, простоту его слова. Сегодня мы слушаем созданный в 1978 году и нередко звучащий не только с эстрады, но и по телевидению, радио великолепный концерт Свиридова для хора «Пушкинский венок». Продолжают звучать и шесть романсов Свиридова на стихи Пушкина, среди которых «Зимняя дорога», «К няне». Романсы эти открыли прекрасное вокально-поэтическое дарование композитора, принесли ему первый успех, известность. Свиридову тогда было двадцать лет. Георгий Свиридов всегда чувствует и очень точно выявляет в музыке «нерв» стиха. Из стихов композитор всегда отбирает, быть может, и не самые известные, но «ключевые» для понимания мира того или иного поэта, его взглядов на жизнь, в которых говорит о земле родной, о внутренней красоте простого человека, об извечном стремлении к счастью, об ответственности Поэта (будь он художник, скульптор, музыкант) перед людьми и человечеством; о долге, совести, доброте. Поэзия вошла в жизнь Георгия Свиридова рано. Но, еще раньше, чем выучиться читать, он уже слышал и незаметно для себя впитывал интонации русской речи и русской песни. Он слышал, как широко и свободно звучат протяжные, лирические мелодии, как звонко поют в народе лукавые, озорные частушки. От русской песни и шел Георгий Свиридов в мир музыки. Из песни русской, из живой и образной интонации речи русской берет свое начало музыка Свиридова, песня Свиридова. Композитор однажды сказал, обращаясь к творчеству Пушкина, что поэт оказал большое внимание на развитие русского романса и художественной песни. Я для песни задушевной Взял лесов зеленых шепот А у Волги в жар полдневный Теплых струй подслушал ропот; Взял у осени ненастье, У весны – благоуханье; У народа взял я счастье И безмерное страданье. Так писал еще в 1891 году русский поэт Спиридон Дрожжин, пытаясь словами передать непередаваемое – рождение искусства, рождение Песни. В музыке Свиридова как раз и есть эта всепроникающая гармония двух начал: народного и собственного, неповторимого. Очень хорошо сказал один из музыкантов- исследователей творчества Свиридова, что его музыка почти народна: «как раз это «почти» ,эти-то «чуть-чуть» дорисованные образы, этот «едва» дополненный фон и составляют секрет настоящего таланта». Давайте, ребята, послушаем поэтичные музыкальные иллюстрации к Пушкинской «Метели», «Зимняя дорога», « Тройка». Учитель литературы: -Сядьте поудобнее, закройте глаза и не открывайте их пока не закончится музыка. Перенеситесь мысленно в дом, где живет Марья Гавриловна со своими родителями. -Какой он? -Большой или маленький? -Каменный или деревянный? -Тепло ли в нем или прохладно? -Походите по первому этажу. -Что вы там видите? -Какие окна, мебель? -А теперь поднимитесь по лестнице на второй этаж, пройдите в комнату Марьи Гавриловны. -Давайте понаблюдаем, что происходит в ней. -Здесь стоит стройная бледная семнадцатилетняя девица. -Узнали ее? -Это Марья Гавриловна. -Ее лицо напряжено. -Она кусает губы, теребит волосы, ходит по комнате из угла в угол. -Весь день не может найти себе места, потому что ей больше нет места в этом доме, в ее родном доме. -Сегодня ночью она убежит отсюда, покинет своих родителей. -Она не может сказать им о своих замыслах и поэтому садится писать письмо отцу и матери… -Оставим ее за этим занятием и вернемся обратно в класс. Вы чувствуете под собой стул, слышите мой голос и возвращаетесь. Когда стихнет музыка, откройте глаза. А сейчас попробуйте написать письмо, которое Марья Гавриловна написала своим родителям перед побегом. -Вы смогли вжиться в роль Марьи Гавриловны или, по крайней мере, разобраться в ее чувствах и мыслях. Надеюсь, это помогло вам понять пушкинскую героиню. Поэтому я хочу, чтобы вы ответили на несколько вопросов: -Как можно охарактеризовать состояние Марьи Гавриловны? -Почему возникла метель в душе Марьи Гавриловны? -Какие два «фронта» столкнулись в ее душе? -А сейчас попробуйте все-таки ответить на вопрос, который был поставлен в начале урока: почему возникает метель, какова ее роль в произведении? Обратимся к финалу повести, когда метель улеглась, и Бурмин и Марья Гавриловна встретились. Все уже пережито, супруги нашли друг друга, их ждет счастье…. А может, все не так? Пушкин оставил своих героев в саду, дальнейшая их судьба нам неизвестна. А что же произошло после объяснений. Подумайте и ответьте на следующие вопросы: -Закончилась ли метель в произведении и в душе героев? -Возможно ли их счастье? -Был ли Бурмин ее судьбой? -Почему Бурмин и Марья Гавриловна встретились только сейчас, хотя были давно женаты? 4.Подведение итогов. -Почему Пушкин назвал свою повесть «Метель»? -Какую роль сыграла в жизни героев метель? Что хотел сказать Пушкин своим произведением?
Огромный материал "перелопачен", чтобы создать такой урок! Жаль, что нет у авторов интерактивной доски. Вот кому она помогла бы, а не помешала, как некоторым другим корреспондентам... Видно сразу, что люди работают на совесть. Огромное спасибо за Вашу работу.
Интересный урок, поставленные цели выполнены, учителя постарались, молодцы. Вопрос как оплачиваются интегрированные уроки, или такие уроки проводятся в виде внеклассных мероприятий?
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]