Интегрированный урок: русский язык + математика по теме: « Падежи имен существительных»
Сулейменова Гайникамал Аркадьевна учитель русского языка и литературы заместителя директора по ВР средней школы имени Базылбека Ахметова
Интегрированный урок: русский язык + математика по теме: « Падежи имен существительных»
Цели урока: - Проверить умения учащихся определять падежи имен существительных - Закрепить навыки работы на числовом луче. - Закрепить умения склонять имя существительное по падежам. - Вызвать интерес к урокам русского языка и математики. - Подчеркнуть межпредметную связь предметов: русский язык, математика. Оборудование: интерактивная доска, карточки (в форме снежинок); фонограмма (Р.Вагнер «Времена года»);
Ход урока I. Вступительное слово учителя русского языка Сегодняшний урок и обычный и особенный одновременно. Обычный потому, что мы будем говорить о хорошо знакомых вещах, но и особенный, т.к. речь пойдет о русском языке и о математике одновременно. Учитель математики: А как вы думаете, как можно связать предметы: русский язык и математику? Учитель русского языка: Сегодня мы увидим, как тесно связаны эти два предмета. II. Основная часть. 1. Сейчас мы с вами поработаем на числовой оси. На доске должно получиться слово «Зима» Отметить на координатном луче точки: А(7), З(2),И(5), М(6)
З И М А
0 2 5 6 7
Учитель математики : Какое слово получилось на оси? (Зима). Учитель русского языка 2. Работа со стихотворением. А какие стихотворения вы знаете про весну? Чтение 2 стихотворений про зиму по выбору учащихся. Учитель русского языка: Ребята, прочитаем выразительно стихотворение «Зима».( текст стихотворения записан на интерактивной доске) Идет зима дорогами, Крадется , как лиса. Покрыто все сугробами, Заснежила леса. В лесную чащу тихо Вошла зима-портниха. Березки очень рады: Спасибо за наряды! Пушистые и белые Зима наряды сделала. И для лесов, и для полей- Пускай им будет потеплей! - Как можно изменить слово «зима»? Как называется такое изменение имен существительных? - Сколько падежей в русском языке ? - Назовите падежи и падежные вопросы. 3. Работа с табличками.( Учащиеся выходят к доске с табличками, на которых написаны слова, и встают в том порядке, в каком правильно должно быть построено предложение). Заяц сидит под елкой. - Запишите предложение в тетрадь . - Найдите слово, которое относится к существительному? (заяц) - Определите его падеж.(Что? И.п.) Учитель математики : Сколько всего слов в предложении? Сколько существительных в предложении? Какую часть составляет существительное от всех слов? Письменная работа.(упр.7.стр.125.) Учитель русского языка: Запишите предложения в тетрадь, обозначьте падеж имен существительных. У леса на опушке Жила зима в избушке. Она снежки солила В березовой кадушке. Она сучила пряжу, Она ткала холсты, Ковала ледяные Над реками мосты. III.Работа с раздаточным материалом (карточки в форме снежинки каждому учащемуся) 1. Задание . Построить на числовом луче слово с координатами: С(2),Н(3),Е(4),Г(5),О(6),М(7); определить падеж существительного. 2. Задание . «Грамматическая арифметика» Отгадай слово и определите род и падеж. Череп-п+муха=? (черемуха) Чистый-ый+о+тело-о=? (чистотел) Часть-ь+ушко-о+а=? (частушка) Кабан-ан+лук=? (каблук) Кот+елка-ка=? (котел) (задания выполняются под фонограмму). Комментарии к устным ответам учащихся, оценки. Итог урока Что нового и интересного мы сегодня узнали на нашем уроке? К какому выводу мы пришли? Без знания русского языка невозможно изучить математику, а математика помогает в изучении русского языка.