Интеллектуальная игра: «Если штурмуешь познания кручи- выучи русский язык!».
Сегодня мы проводим праздник русского языка, праздник великого русского слова. Так о языке, его могучей силе, сказал известный русский классик И.С. Тургенев. Видеозапись И.С. Тургенев «Русский язык» . Вот, что о богатстве и величии русского языка говорят высказывания великих людей./Учащиеся читают высказывания о русском языке/ Н.В. Гоголь ,Л.Н. Толстой, А.И. Куприн, К.Т. Паустовский, А.И. Герцен, О. Гончаров. Учитель: Спустя время ,как обращение к Вам, молодому поколению 21 века, звучат поэтические строки известных поэтов о русском языке./ «Выучи русский язык»/. Учитель: Сегодня мы открываем театр лингвистических миниатюр. Лингвистика – это наука о языке. Наш театр – театр интересных историй о языке. Инсценировка «Тонкость выражений» Ю. Благова. Инсценировка «Встреча А.С. Пушкина и В.И. Даля». А сейчас перенесемся в Древнюю Грецию».Миниатюра об Эзопе. Учитель: Прав ли был Эзоп? Да! Об этом говорят такие убедительные строки: Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести, Словом можно предать, и продать, и купить. Словом можно в разящий свинец перелить. В Казахстане люди говорят более чем на 120 языках. Государственным языком в нашей Республике является казахский язык. Во всех школах изучают кроме родного, русский и английский языки. Русский язык изучают, знают и говорят на нем почти все население Казахстана. Знание русского языка сближает народы нашей республики, укрепляет их дружбу, мир и согласие. Учитель: Знание языков – искусство. Давайте будем беречь и ценить наше богатство – язык. А сейчас я предлагаю Вам интеллектуальную игру, где Вы должны показать не только знание русского языка, но и проявить находчивость и смекалку. «Разминка». Отгадайте, что было написано до того, как ветер унес гласные буквы. язык мой – друг мой . Итак, начинаем интеллектуальную игру «Язык мой – друг мой». I конкурс. «Россыпи народной мудрости» позволит определить богатство и выразительность пословиц , поговорок о русском языке. Учитель называет первую часть – вторую определяют учащиеся. /разыгрывается по одной пословице/.
Не спеши языком На языке медок Держи язык Мягок язык Язык до Киева У осла уши длинные Что на уме С коротким языком Язык без костей Каков разум торопись делом а на сердце медок за зубами а жалит больно доведет а у болтуна – язык то и на языке и жизнь длиннее что хочет, то и лопочет таковы и речи
II конкурс «Блиц-турнир» «Дальше». Необходимо как можно больше дать правильных ответов, которые будут оценены в 1 балл каждый. Задания первой команде: как можно превратить слово мел в мелкое слово /мель/? о каком знаке идет речь? Согнула жизнь меня в дугу /?/ загадка: черные, кривые от рождения немые, станут в ряд – сразу заговорят /буквы/. одень или надень ребенка? /одеть кого-нибудь/. в каком слове 7 Я и один мягкий знак /семья/? одним словом: комната для занятий в школе /класс, кабинет/. определи ударение спала или спала? укажи род жюри ж. р. или м.р. /ср.р.? подбери омоним: нас много в играх набивают, а иногда на нос одевают /очки/. определи предмет /что светит, сияет, греет?/ /солнце/ из автобуса вы выходите или сходите? в единственном числе ведро, а во множественном? /вёдра/ я антоним шума, стука, в школе я нужна называюсь… /тишина/ Задания второй команде: как слово угол превратить в топливо /уголь/ чем кончается лето и начинается осень /гл. О/ о каком знаке идет речь? Чтоб никого не огорчить ,он все старается смягчить /Ь/ загадка: всегда во рту, а не проглотишь /язык/ одеть или надеть пальто? /надеть что-нибудь/ какое слово принадлежит только тебе? /имя/ одним словом: рисунки в книге, в журнале /иллюстрация/ определи ударение взяла или взяла? укажи род шампунь ж.р. или м.р. /м.р./ подбери омоним: есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей /нос/ определи предмет: что вянет, желтеет, опадает /лист/ в очереди бывает последний или крайний? в единственном числе метро, а во множественном? /нет/ я антоним слова смех от обиды, неудач догадались – это /плач/. III конкурс «Редактор» . Исправь ошибки. Почему они вызывают смех? 1. Мальчик полоскал собаку. 2. Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону. 3. Все спустились с горы, а Витя всё слизал. IV конкурс «Перевертыши». На табло загадано слово, которое читается слева направо, так же как и справа налево. Необходимо объяснить , какое слово загадано. 1 команда – потоп /подсказка: синоним слова наводнение/. 2 команда – ого /междометие, выражающее удивление/. V конкурс . Игра-загадка.С маленькой или большой буквы и почему?
Сережка белка десна
весы панама орел VI. Заключительный конкурс «Полиглот». Отгадай задуманные слова и переведи одно из них с русского языка на казахский или английский языки.
Учитель. Завершаем наше мероприятие словами Н.М.Карамзина: «Да будет же честь и слава нашему языку, который течет как гордая, величественная река, шумит, гремит, и вдруг, если надобно смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса». Награждение команд.
ВИКТОРИНА. Шуточные вопросы.
1. Название какого хвойного дерева состоит из 4-х предлогов? 2. В каком падеже личное местоимение Мы состоит их двух предлогов? 3. Какая вопросительная частица состоит их 3-х частиц? 4. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и наоборот? 5. Что было «завтра», а будет «вчера»? 6. Как большой город превратить в маленький? 7. Как из рыбы сделать рыбака? 8. Из какого числительного можно выбить дно? 9. Какой корень в слове вынуть? 10. Почему в нашем языке существуют два слова: азбука и алфавит? От какого языка они произошли?
Данную разработку можно использовать учителям при проведении предметной недели, а также во время мероприятий, посвящённых Дню языков народов Казахстана.
В разработке есть неплохие вопросы, которые можно будет использовать. Скажите, а на какую возрастную категорию рассчитано данное мероприятие? Междометия, числительные, частицы - части речи, встречающиеся в вопросах, в начальном звене и в 5 классе еще не проходят, а само мероприятие (как мне кажется) рассчитано именно на 5 класс.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]