Четверг
25.04.2024
22:49
Категории раздела
Разработки уроков [171]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    Интерактивные подходы к обучению
    Всякое познание начинается с удивления. Удивление есть момент пробуждения интереса к предмету изучения. В преподавании русского языка и литературы особое значение приобретает развитие интереса к предмету у любого ребенка. Необходимо, чтобы каждый урок был радостным и интересным, активизировал творческие силы учащихся, наконец, давал не только знания, расширяющие кругозор, но и поставил ребенка перед ситуацией нравственного выбора, принятия в жизни правильного решения. Достижение этих целей, как показывает практика, возможно при использовании новых технологий обучения.
    Под интерактивной методологией, которая охватывает широкий диапазон задач и типов взаимодействия, подразумевается обучение через участие и взаимодействие, когда обучаемые формируют знания, навыки и отношение к изучаемому предмету на базе имеющегося и приобретаемого в процессе обучения. Роль учителя меняется от передатчика информации к ведущему процесса обучении, основанного на взаимодействии между участниками процесса.
    Один из ключевых принципов интерактивной методологии – то, что жизненный опыт учащихся является ключевым ресурсом обучения, поскольку мы взаимодействуем друг с другом повседневно.
    Интерактивная методология охватывает широкий диапазон задач и типов взаимодействия. В процессе обучения происходит взаимодействие учащегося с:
     учителем;
     другим учащимся (работа в паре);
     малой группой (3-5 человек).
    Интерактивный подход используется по следующим причинам:
     когда учащиеся делятся знаниями, обучаются и тот, кто получает информацию, и тот, кто ее дает;
     учащиеся овладевают информацией и навыками;
     через взаимодействие учащиеся получают практику демократического участия;
     в процессе активно участвуют учащиеся, которые не высказали бы свое мнение в общей дискуссии;
     учащиеся знают, что у их соучеников есть свои представления, и они не обязательно совпадают с их собственными.

    Костяком интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:
     Творческие задания
     Работа в малых группах
     Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры)
     Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии)
     Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки)
     Разминки
     Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, Сократический диалог)
     Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию (шкала мнений)», «Один — вдвоем — все вместе», «Смени позицию», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты)
     Разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Лестницы и змейки»)
     Творческие задания
    Творческие задания – это такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога. Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:
     не имеет однозначного и односложного ответа или решения
     является практическим и полезным для учащихся
     связано с жизнью учащихся
     вызывает интерес у учащихся
     максимально служит целям обучения
    Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.

    Работа в малых группах
    Работа в малых группах — это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе — неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций и др.
    При организации групповой работы, следует обращать внимание на следующие ее аспекты. Нужно убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать — учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания. Надо стараться сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз, поэтому надо записывать инструкции на доске и (или) карточках. Надо предоставлять группе достаточно времени на выполнение задания.

    Использование на уроке интерактивных форм и методов обучения имеет ряд преимуществ:
     позволяет на собственном опыте осознать и обсудить особенности чувственного восприятия, контролировать собственное восприятие окружающей среды;
     формирует навыки общения, помогает осознать значение группового опыта;
     учит участвовать и контролировать своё участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать своё мнение и отстаивать собственную позицию. Помогает согласовывать свои действия при решении проблемы;
     учит использовать не готовые знания, а полученные при помощи прямого опыта;
     развивает творческое мышление, учит самооценке и взаимоуважению;
     не даёт возможности «спрятаться», задействованы все;
     вклад и участие каждого члена группы повышает производительность в целом.
    В интерактивном обучении, мы развиваем социально значимые качества личности, тем самым совершенствуем и ее индивидуальность. Поэтому использование интерактивных методов, для которых в первую очередь характерно стимулирование активного отклика на проблемные ситуации, с которыми сталкивается человек, представляется оправданным и актуальным.
    Категория: Разработки уроков | Добавил: Елена9853 (19.01.2015) | Автор: Митяева Елена
    Просмотров: 660 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
    Всего комментариев: 1
    1 dinara-kaz  
    0
    Статья об интерактивных методах очень четко дает понять об изменении роли учителя на уроках, о взаимодействии учеников, о самообучении и реализации своих потребностей. Очень много полезного узнала для себя из статьи.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]