Пятница
29.03.2024
10:53
Категории раздела
Разработки уроков [171]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    «КОЛУМБ ЗАМОСКВОРЕЧЬЯ» (ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. Н. ОСТРОВСКОГО)
    «КОЛУМБ ЗАМОСКВОРЕЧЬЯ»
    (ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. Н. ОСТРОВСКОГО)
    Цель урока: вызвать интерес к жизни и творчеству драматурга; познакомить с основными этапами творческого пути Островского и выяснить, как изменялись взгляды драматурга на протяжении его творческого пути: рассказать об общественной деятельности Островского и его роли в создании русского национального театра определить место Островского в литературной и идейной борьбе ХIX века.
    Задачи урока:
    Образовательная:
    вовлечь учащихся в мыслительную и познавательную активность в изучении жизни и творчеству А. Н. Островского; помочь учащимся увидеть своеобразие сложной личности списателя; закрепить теоретический материал, выявить знания, умения, пробелы; учить определять замысел автора и видеть его реализацию в общем виде и в деталях; формировать умения и навыки связного, доказательного изложения мыслей в устной форме
    Развивающая: развитие ассоциативного, логического мышления (логические операции: сопоставление, абстрагирование, обобщение); развивать способность сравнивать различные произведения в рамках разных жанров, выявить авторскую позицию; способствовать развитию эмоциональной сферы учащихся.
    Воспитывающая: размышление над жизненно значимыми нравственными понятиями; воспитывать коммуникативную культуру; содействовать формированию и воспитанию художественного вкуса; помочь в формировании духовно-нравственных принципов в сознании учащихся.

    Наглядные пособия: портрет А. Н. Островского, иллюстрации постановок пьес Островского в Малом театре фотографии актеров, игравших в пьесах Островского.

    Ход урока

    Эпиграф уроку:

    Зачем лгут, что Островский «устарел»? Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов, — мало того. вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет всё нового и усложненного. Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься‚ которого отдохнешь — и вновь пустишься в дорогу.
    А. Р. Кугель

    I. Вступительное слово учителя.
    ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО А. Н. ОСТРОВСКОГО
    Александр Николаевич Островский (1823—1886) — талантливый русский драматург и театральный деятель. За свою творческую жизнь он написал более 50 пьес.
    Но читатель открывает в нем и острого сатирика, и бытописателя купечества, и драматического поэта, и лирика.
    Островский родился в 1823 г. и провел детство в одном из районов Москвы — Замоскворечье, где жили купцы и ремесленники.
    Его отец — Николай Федорович Островский, имел частную юридическую практику. Мать — Любовь Ивановна Саввина, дочь московского священника, отличалась красотой и высокими душевными качествами.
    После ранней смерти матери о воспитании и образовании детей заботилась мачеха.
    В 1840 году Островский успешно окончил престижную Первую московскую гимназию с гуманитарным уклоном и продолжил обучение на юридическом факультете Московского университета.
    Но будущего драматурга интересовало искусство. Он посещал спектакли Московского Малого театра, много читал и писал, увлекся музыкой. Охладев к занятиям, Островский оставил университет и решил заняться литературой.
    С 1843 года по настоянию отца Островский стал работать канцеляристом в Московском совестном суде, где рассматривались уголовные и гражданские дела.
    С 1845 года Островский на службе в Московском коммерческом суде. Работа в судах обогатила жизненный опыт будущего драматурга, дала знание языка, быта и психологии различных слоев населения.
    Просмотр Дом-музей А.Н.Островского(ТК Радость моя 2010).
    II. Объяснение нового материала.
    Лекция учителя (краткое изложение).
    1. ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ А. Н. ОСТРОВСКОГО
    1847—1851 гг. — начало литературной деятельности, формирование литературных и эстетических взглядов Островского под влиянием статей Белинского и Герцена. Написание очерка «Записки замоскворецкого жителя». Цель очерка — описание быта и типов Замоскворечья.
    В автобиографических заметках А. Н Островский писал: «Самый памятный для меня день моей жизни: 14 февраля 1847 года... С этого дня я стал считать себя русским писателем и уж без сомнений и колебаний поверил в это признание». Именно в этот день Островским были прочитаны первые наброски комедии «Банкрот», названной впоследствии «Свои люди — сочтемся ». Закончена пьеса была в 1849 году. Характерные купеческие типы, быт, среда были обрисованы исключительно с помощью диалогов действующих лиц. Пьеса имела успех. (Выступления учащихся с кратким обзором содержания комедии Свои люди — сочтемся!».)
    Отзыв В. Ф. Одоевского: «Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль». «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкроте» я поставил нумер четвертый».
    1852—1854 гг. — москвитянинский период в творчестве Островского. Это время активного участия драматурга в журнале «Москвитянин». Создание пьес «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется». Драматург иначе подходит к изображению типов русского купечества: любуется патриархальными отношениями, сложившимися в купеческих семьях между хозяевами и их слугами и работниками.
    1855—1860 гг. — предреформенный период, когда Островский сближается с редакцией «Современника» и печатает свои произведения в журналах «Современник» и «Отечественные записки»: «Не сошлись характерами!», «Доходное место» и другие. Лучшее произведение этого периода — «Гроза» (1859), которое И. С. Тургенев охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего... таланта».
    1861—1886 гг. — пореформенный период, продолжавшийся до смерти драматурга. Островский пишет сатирические пьесы, отражающие жизнь пореформенной России: «Бешеные деньги», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», «Лес», «Волки и овцы», сказку «Снегурочка». Перед читателем проходят представители разорившегося барства («Бешеные деньги»): Чебоксаров, Кучумов, Телятев, Глумов... Их объединяет то, что живут они на «бешеные деньги», которые попадают к ним случайно и, естественно, долго не задерживаются.
    Моральное разложение коснулось и помещиц преклонного возраста Гурмыжской («Лес») и Мурзавецкой («Волки и овцы»). Гурмыжская занята, несмотря на возраст, любовными приключениями. Мурзавецкая не прочь пойти на обман, лишь бы поддержать свое благосостояние.
    Островский пишет и о дельцах, пришедших на смену помещикам-самодурам. Кнуров и Вожеватов («Бесприданница»). Великатов («Таланты и поклонники»). Беркутов («Волки и овцы») — энергичные, образованные, смелые и изворотливые «рыцари наживы».

    2. А. Н. ОСТРОВСКИЙ В 70—80-е ГОДЫ
    Александр Николаевич не был революционером-демократом, в своих пьесах непосредственно не затрагивал вопросы политики. Но путь его и взгляды были достаточно противоречивы. В комедии «Свои люди — сочтемся!» он безжалостно осудил купцов. В «славянофильских» пьесах он нарисовал запоминающиеся фигуры купцов, крутых нравом, но совестливых.
    Проходит немного времени, появляется комедия «В чужом пиру похмелье», в которой впервые в литературе произнесено слово «самодур». Со страниц последующих пьес звучит голос драматурга в защиту свободы человека.
    Жизнь драматурга на склоне лет не была счастливой и обеспеченной. Однажды он написал актеру Ф. Бурдину: «Объявляю тебе по секрету, что я совсем оставляю театральное поприще. Причины вот какие: выгод от театра я почти не имею, хотя все театры в России живут моим репертуаром! Я не добился, чтобы меня хоть мало отличали от какого-нибудь переводчика. По крайней мере, я приобрету себе спокойствие и независимость вместо хлопот и унижения».
    Безвыходность положения вынуждала драматурга отдавать пьесы в театр почти бесплатно.
    Тяжелое положение русского театра, драматургов и актеров привело к тому, что Островский занялся общественной деятельностью.
    1865 г. — инициатор создания «Артистического кружка».
    1874 г. — организатор «Общества русских драматических писателей и композиторов».
    1881 г. — составитель записки правительству о создании русского национального театра.
    1886 г. — заведующий репертуарной частью московских театров и директор театрального училища.
    Но здоровье Островского подорвано. Весной 1886 года писатель уезжает в село Щёлыково Костромской губернии. Умер Островский за письменным столом в Щёлыкове, работая над переводом шекспировской пьесы «Антоний и Клеопатра».
    Высокую оценку драматургической деятельности Островского дал И. А. Гончаров: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин. Грибоедов, Гоголь. Но после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр». Он по справедливости должен называться: «Театр Островского».

    Домашнее задание.
    1. Прочитать пьесу «Гроза». Назвать действующих лиц, выяснить, что означают их имена и фамилии.
    2. Ответить на вопросы: Соответствуют ли данные имена и фамилии героям, их поступкам и манерам? Какую роль играет в I действии пейзаж?
    Категория: Разработки уроков | Добавил: Ксения (12.01.2015) | Автор: Пушкарёва Ксения Фёдоровна E
    Просмотров: 1016 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]