Пятница
05.03.2021
06:48
Категории раздела
Разработки уроков [171]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 419
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    Конкурс знатоков (по литературному наследию Абая и роману М. Ауэзова «Путь Абая»).
    Внеклассное мероприятие по литературе на 1 курсе
    Тема: Конкурс знатоков (по литературному наследию Абая и роману М. Ауэзова «Путь Абая»).
    Цель: углубить представление о великом сыне своего народа, о его жизненном подвиге, о поэтическом мастерстве, о романе М. Ауэзова «Путь Абая», его героях, идейном содержании;
    развивать умение выразительно читать наизусть, обобщать, сопоставлять, сравнивать, развивать интеллектуальные и творческие способности,прививать познавательный интерес к литературе;
    способствовать воспитанию коллективизма, уважения к отдельной личности.
    Тип: интеллектуальная игра.
    Форма: командная.
    Участники: преподаватель казахской литературы – ведущий, жюри, три команды (по 6 человек), болельщики.
    Оборудование: портреты Абая и М. Ауэзова, иллюстрации к роману, титульный лист романа, карточки с заданием, домбра.
    Предварительное задание: продумать название команды, девиз, эпиграф к игре, внешний вид, подготовить рисунки к роману.
    Ход работы.
    1. Оргмомент. Целеполагание.
    Слово преподавателя.
    Добрый день! Я приветствую всех поклонников литературы и объявляю о начале интеллектуальной игры, посвященной великому Абаю. Эпиграфом к нашей игре являются слова Мухтара Ауэзова:
    Абай – зрячее око, Абай – отзывчивое сердце,
    Абай – мудрость народа.
    М. Ауэзов.
    « Степь…безбрежная степь, родной простор… Росло на поляне твоей одинокое дерево. Зеленели ветви, шумела листва… Ни вьюги, ни ливни, ни бури не свалили его. Но из черной тучи, где густился весь мрак жизни, ударила слепая молния. Расколола ствол, рухнули ветки, засохла листва. Голым черным столбом стоит в степи одинокий ствол, вопрошает небо: что же осталось у меня? В дни силы моей я верил весне надежды… Навстречу солнцу раскрывал цветы мои… Легкокрылым ветерком доверял семена: неси их, ветер, над степью, сей новую жизнь! Ответь же, небо, сожженному стволу – где семена те?»
    Это монолог Абая из одноименной пьесы, написанной М. Ауэзовым, подводит итог жизненного пути поэта. Образ плодоносного дерева как поэтический символ Абая помогает с особой ясностью ощутить раздумья и помыслы великого сына казахской степи.
    Сегодня мы обратимся к личности гения, под всевозрастающим влиянием которого происходило развитее казахской литературы 19 и 20 веков, мудрое слово которого актуально и в наши дни. Говоря об Абае на занятиях мы постоянно обращались к роману-эпопее «Путь Абая» М. Ауэзова – творца чудесного слова о поэте. Командам предстоит показать знание лирики Абая, текста романа, проявить творческие способности, а капитанам – доказать свое лидерство.

    2. Представление жюри, команд.
    3. Ход игры.
    Тур 1. «Байга» (блиц - опрос).
    Вопросы:
    1. К какому роду принадлежал Абай? (Тобыкты).
    2. Настоящее имя Абая. (Ибрагим).
    3. Прозвище, полученное Абаем в детстве. (Телькара).
    4. Место казни Кодара. (Карашокы).
    5. Акын, названный Улжан сокровищницей рассказов и песен. (Барлас).
    6. Решение, принятое для примирения Божея и Кунанбая. (Передача ребенка Кунанбая в семью Божея).
    7. Причина, по которой Абай не мог встречаться с Тогжан (Вражда родов).
    8. Животное, на котором Ербол перебрался через реку, спасая Абая. (Вол).
    9. Легенда, рассказанная Абаем молодежи во время охоты. («Енлик и Кебек»).
    10. Птица, с которой в романе выезжали на охоту. (Ястреб).
    11. Сын Абая, учившийся в Петербурге. (Абиш).
    12. Какие стихотворения Абая можно назвать его поэтической программой? («Не для забавы я слагаю стих», «Поэзия – властитель языка»).
    13. Поэт, чьи произведения, переведенные Абаем, исполняла Айгерим. (А.С. Пушкин).
    14. Какую поэму использовал Абай при написании поэмы «Искандер»? (Низами «Искандер-наме»).
    15. Кто автор стихотворения об Абае «Вблизи Чингизских гор его могила»? (Олжас Сулейменов).

    Пока жюри подводит итоги звучит стихотворение О. Сулейменова :

    Вблизи Чингизских гор его могила,
    Исколотая желтыми цветами,
    Голодными, немилыми, нагими
    К могиле приходили на свиданье.
    И пили, задыхаясь, горечь пашен,
    И, колыхаясь, колебались травы,
    Цветы желтеют горько, как отрава…
    Вблизи Чингизских гор его могила.

    Тур 2. Галерея портретов - узнайте героев:

    1) «Высокий, коренастый, с седеющей бородой, с головой, напоминающей гусиное яйцо .., не удостоил взглядом своего единственного глаза, странно сверкающего на бледном, словно застывшем лице» (Кунанбай);
    2) «Он напоминал растение, выросшее без солнечных лучей: белесое, слабое, с длинным хрупким стеблем» (Абай после болезни);
    3) «После того, как у нее отняли Камшат, она стала задумчивой, побледнела, на прекрасное лицо ее легла тень глубокой печали» (Жена Кунанбая Айгыз);
    4) «У нее нежное личико, прямой правильный нос, черные глаза. Тонкие брови, острые и длинные, как крылья ласточки, разлетаются к вискам». (Токжан);
    5) «За эти годы он сильно изменился, стал широкоплечим, мускулистым. Его статной крупной фигуре соответствовали и резко определившиеся черты лица. Прямой тонкий нос казался большим. Глаза, продолговатые и немного выпуклые, были по- прежнему чистыми. Их неугасимое пламя, горевшее под тонкими длинными бровями, придавало лицу запоминающееся выражение, отличавшее его от других» (Абай в молодости);
    6) «Охватив ладонью свою красивую, не очень густую бороду, в которой уже пробивалась седина,.. молча смотрел на могилы. Порой он щурил глаза, и сеть мелких морщинок – знак прожитого времени – проступала у висков сильнее» (Абай в зрелости).
    Тур 3. Выразительное чтение наизусть: от каждой команды два чтеца со стихотворениями Абая.
    Тур 4. Свои вопросы: каждая команда задает команде сопернице по одному вопросу на карточках:
    Каким вы увидели Абая в начале романа? Какое озорство он совершает?
    (Озорник, беззаботен, своеволен, нежен, заботлив, поэтически одарен, подшутил над Байтасом и Сабырбаем).

    Какой эпизод из жизни Абая сыграл большую роль в его развитии? Почему? (История с Кодаром.).
    Назовите источники, питавшие поэзию Абая (Устное народное творчество, поэзия Востока, русская, а через нее и мировая литература, сама жизнь с ее противоречиями и национальным своеобразием) .
    Назовите стихотворение Абая, состоящее из одного предложения («Если смолоду честь не терял».)
    Как строится «Восьмистишье» Абая?
    Перечислите 5 пороков и 5 добродетелей из стихотворения «Пока не знаешь - молчи» (Злословье, ложь, хвастовство, безделье и мотовство; разум, доброта, упорство, скромность и труд).

    Вопросы болельщикам:

    1. Обращение к Абаю молодежи (Абай-ага).
    2. Имя первой жены Абая (Дильда).
    3. Самый тяжкий грех по мнению Абая (Взяточничество, лихоимство).
    4. Введенный Абаем в казахскую литературу жанр арабской, персидской, тюркской поэзии, основанный на сочетании долгих и кратких слогов (Аруз).
    5. Какова тема стихотворения «Шлю, тонкобровая, привет»? (Тема любви).
    6. Сколько строф в «Восьмистишьях» Абая? (25).
    7. К какой лирике принадлежит стихотворение «Не просто это – звук часов: «Тик -так»? (Философская лирика).
    8. Как называется творческое соревнование, основанное на том, что в основу берутся сюжеты и мотивы произведений классиков, но с оригинальной интерпретацией (Назира).
    9. Из какого произведения эти строки:
    При царе был мудрейший из мудрецов-
    Аристотель, древнейший из мудрецов.
    «Эта кость не проста, не бросай ее,»-
    Так сказал он, хитрейший из мудрецов. (Поэма «Искандер»).
    10.Что обозначает имя Абай?

    Тур 5. Конкурс художников.
    Задание:
    Предварительно нарисовать иллюстрацию к роману.
    Слово преподавателя:
    Не каждому доверяет степь свои секреты. Свои тайны она раскрыла достойнейшему из сынов – Абаю, сильному духом, испытанному жестокими вьюгами, колючими ветрами, беспощадными житейскими невзгодами. Одна из тайн – это любовь к своей земле. Если не дорог тебе родной край, если не чтишь ты отчий дом, ты зря живешь на свете: зачерствеет твоя душа и ничего не сможешь ты взять у щедрой земли , не увидишь ее красоты.
    Задание:
    Изобразить казахскую степь времен Абая. Команды рисуют под музыку «Степные напевы».

    Тур 6. Филолог: определить выразительно-изобразительное средство.
    Карточка №1.
    Боль в груди сильна,
    И слеза солона,
    Пламя жаркое сушит рот.
    Если весь я горю в огне,
    Не рыдать не под силу мне.

    Карточка №2.
    А деревья, иссохшие, как старики,
    Тянут к небу безлистые руки ветвей.

    Карточка №3.
    1) Дождь прошел – ярче трава,
    Смеется каждый ручей;
    2) Ты бела, словно снег,
    Ты нежна, как цветок.

    Тур 7. В литературном музее.
    Музей – хранилище обетов.
    Сейчас мы тайну разгадаем
    Из прозы Ауэзова предметов.
    Каждая команда предлагает соперницам 2предмета из романа «Путь Абая».
    Тур 8. В театре.
    Еще мгновение и мы окажемся с вами на театральной сцене, на которой наши команды покажут свой артистизм.

    Перед 8 туром дать задание капитанам.
    Тур 9. Поэтическая презентация.
    Замечательно, что среди вас есть те, кто сами пробуют перо, пишут стихи. Сегодня они посвящены Абаю.

    Тур 10.
    Конкурс красноречия (для капитанов): в течение 2 минут говорить по теме.
    Темы:
    1. Абай – великий сын своего народа.
    2. Значение романа М. Ауэзова «Путь Абая».
    3. В чем видит Абай значение русской культуры?
    Жюри подводит итоги последнего тура и всей игры, совещается, а я хочу закончить мысли капитана команды «Суенши» «Похвальным словом» Мухтару Ауэзову:
    Твое имя столь велико,
    Твое имя безразмерно,
    Твое имя многолико,
    Навсегда оно бессмертно.
    Твой величественный облик
    Чрез года идет к народу,
    И в сердцах он наших отклик
    С трепетанием находит.
    Ты – акын степи казахской-
    Возвращаешь нам Абая.
    Оживает все как в сказке,
    Словно мы ему внимаем.

    Подведение итогов. Слово жюри. Награждение команд.
    Слово преподавателя:
    Хочется, чтобы каждый из нас унес в сердце благодарность и Абаю, и Ауэзову за их литературное наследие, за их дела, талант, за жизнь, ставшую подвигом. Семена, посеянные Абаем, стали для него бессмертием, стали мудростью народа.
    Вам, молодым, претворять в жизнь его заветы, быть готовыми к благородным, честным порывам, идти по верному жизненному пути.

    Кто победил, кто проиграл?
    Да разве это важно!
    Важней, что многое узнал
    Из вас сегодня каждый.
    Мы поздравляем вас, друзья,-
    Вперед! Проигрывать нельзя!
    Удачи хватит вам на всех .
    Пусть в жизни только ждет успех!

    Источник: http://литература10-11 класса
    Категория: Разработки уроков | Добавил: пособие (01.04.2014) | Автор: Роза E
    Просмотров: 1999 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    0
    1 комбусто   [Материал]
    Очень люблю творчество Абая и М.Ауэзова, читаешь и окунаешься в мир героев. Жаль, что у нас казахскую литературу преподают только на казахском языке. Спасибо за разработку! Творческих успехов вам!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]