Пятница
29.03.2024
11:38
Категории раздела
Разработки уроков [171]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    Конспект урока к теме «М.М.Пришвин «Кладовая солнца».
    Исмаилова Наталья Усеиновна
    Предмет: русская литература
    Класс: 5
    Тема урока: М.М.Пришвин «Кладовая солнца».
    Оборудование урока: компьютер, видеопроектор, экран.

    Материалы к уроку, подготовленные учителем:
    Презентация к разным этапам урока
    Викторина
    Тесты
    Методические приемы: беседа с учащимися по вопросам, выразительное чтение, анализ отрывка из сказки-были, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.


    Ход урока.
    1.Организационный момент. (Слайд № 1-3)
    Цель: подготовка класса к восприятию темы и к общению; создание условия для проведения урока.
    - Ребята, сегодня мы продолжим изучать сказку-быль М.М.Пришвин «Кладовая солнца».
    Запишем тему урока и эпиграф к нему. Одухотворение природы в произведении.
    «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». (М.М.Пришвин)

    2.Проверка домашнего задания.
    Цель: проверить знание и понимание произведения «Кладовая солнца»; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать учеников к учебной деятельности.
    1. Ответить на вопросы викторины. ( Слайд № 4-5) (Приложение №1)
    2. По страницам сказки-были. ( Слайд № 6-14)

    3.Изучение новой темы.
    Цели:
    Образовательные: выявление способов одухотворения природы, ее участие в судьбе детей; усвоение нового в процессе анализа текстов. Развивающие: создание условия для развития памяти, внимания и воображения; формирование самостоятельной познавательной деятельности. Воспитательные: развитие культуры речи, развитие интереса к изучению сказки-были; воспитание чуткости и любви к природе.

    - Ребята, мы с вами прошлись по страницам сказки-были М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Вы показали, что внимательно прочитали и ознакомились с героями и событиями, о которых нам рассказывает автор.
    Одухотворение природы в произведении.
    — Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека». Почему, по-вашему, М.М. Пришвин отказался от этого названия?
    (Потому что главная идея автора, показать единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к природе.)
    - Кто же они, герои сказки-были?
    ( Настя, Митраша, их родители, Антипыч, собака Травка, лось, змея, тетерев, сосна и ель, волк, зайчик)
    - Почему мы включили в этот список растения и животных?
    ( Они являются участниками событий, многим даны имена.)
    Солнце дарит тепло земле, а она отдает его добром людям. Как и чем делится с человеком природа?
    (целебные ягоды и травы, грибы и т.д.)
    - Природа в сказке-были действующее лицо, герой произведения. Давайте посмотрим, как проявляет себя природа по отношению к людям. Для этого вместе с Настей и Митрашей отправимся в лес за кисло-сладкой ягодой клюквой.
    - Мы с вами уже прочитали отрывок « Сросшиеся деревья» о сосне и ели.
    Почему образ сосны и ели автор помещает перед появлением детей в лесу?
    (Как предупреждение, нужно быть вместе, рядом.)
    Слепая елань - опасное место. Докажите текстом, что природа предупреждает детей об опасности. Найдите предупреждения.
    («холодная синяя стрелка», «ветер рванул», «сосна простонала», «ель зарычала»).
    Найти отрывок прочитать.
    - Какой прием использует автор, чтобы «оживить, очеловечить» природу?
    (Олицетворение)
    - Где ещё в тексте вам встретились подобные предупреждения?
    ( Травка завыла, ёлочки не пускают Митрашу в елань)
    Как автор называет природу?
    ( Великий храм)
    Что хочет сказать нам автор о природе?
    ( В замысел писателя входило показать единство человека и природы, неразрывную связь всего существующего на земле.)
    Автор все время напоминает, что в природе идет постоянная борьба, в которой побеждает сила, и человек должен уметь совладать с этой силой, подчинить себе могучую стихию.
    Подводя итог, мы можем отметить, что каждому из героев удалось одержать победу над собой и выйти победителем в столкновении с силами природы.
    4.Закрепление темы.
    Цель: развитие мышления, воображения школьников, умение применять изученный теоретический материал.
    Задача: проверить, проконтролировать следующие умения и навыки (определять жанр и тему произведения, отличать основные виды тропов.)
    1. Самостоятельная работа учащихся (Приложение №2)
    Тесты №1-15 (Слайд № 15-20) (Ученикам раздаются одинаковые бланки, где они должны проставить только букву ответа.)
    2. Проверка самостоятельной работы (Приложение №3)
    (Самостоятельная проверка работы по тестированию (Слайд №21), подведение итога работы.)
    5.Задание на дом. ( Слайд №22)
    Цель: способствовать развитию речевых способностей у учащихся, внимания, мышления, памяти и воображения, побуждение познавательного интереса к повести и дальнейшей работой над ней.
    - Ребята, дома вы должны будете ответить на вопросы:
    Почему М. Пришвин назвал «Кладовую солнца» сказкой-былью? По каким признакам это произведение можно отнести к жанру повести?


    Приложение №1
    Викторина.
    1. Назовите детское прозвище М.М.Пришвина. (Курымушка)
    2. Кто был его первым путеводителем по «азбуке» природы? (Птицелов, пчеловод, охотник по прозвищу Гусек)
    3. Когда была написана сказка-быль «Кладовая солнца»? (1945)
    4. Как первоначально называлась сказка-быль? ( «Друг человека»)
    5. Какие деревья боролись между собой в произведении? (ель и сосна)
    6. За какой ягодой отправились Настя и Митраша? (за клюквой)
    7. Перечислите клички домашних животных в хозяйстве Насти и Митраши. (Зорька, Дочка, Дереза, Петя, Хрен)
    8. Какому делу выучился Митраша у отца? ( выучился бондарскому ремеслу)
    9. О какой «чудесной вещи» рассказал мальчику отец? (о компасе)
    10. Перечислите, кого приютил « на себе» большой чёрный пень? (шесть маленьких ящериц, четыре бабочки-лимонницы, большие черные мухи, громадная змея)
    11.Кто был конкурентом Травке во время охоты на зайца-русака? (лиса)
    12.Какую помощь оказала Настя ленинградским детям из детдома? (Настя отдала всю свою целебную ягоду)

    Приложение №2
    Тесты М. М. Пришвин «Кладовая солнца»
    1. Жанр произведения:
    а) повесть;
    б) сказка;
    в) сказка-быль.
    2. Название произведения означает, что речь в нём идет:
    а) о богатых залежах торфа на болотах;
    б) о душевном богатстве людей;
    в) о богатом и животном мире лесов.
    3. В произведении описываются события:
    а) времён первой мировой войны;
    б) периода Великой Отечественной войны;
    в) наших дней.
    4. Тема произведения:
    а) единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к природе;
    б) взаимоотношения между людьми;
    в) размышления о том, насколько природа выше человека и человеческих страстей.
    5. Повествование в произведении ведется от лица:
    а) Митраши и Насти;
    б) геологов;
    в) жителей деревни.
    6. Рассказчики считают, что в дружбе Митраши и Насти было:
    а) прекрасное равенство;
    б) бесспорное первенство сестры;
    в) преимущество брата.
    7. Смысл истории сосны и ели:
    а) элемент сказки, объясняющий стон и вой, раздающийся в ветреную погоду;
    б) рассказ о возникновении дикого леса близ Блудова болота;
    в) предыстория конфликта между Митрашей и Настей.
    8. Елань (топкое место в болоте) называлась Слепою, так как:
    а) люди, попав в неё, теряли зрение;
    б) здесь росли цветы, которые народ именовал «куриная слепота»;
    в) внешне она никак не отличалась от остального болота.
    9. Закон жизни в лесу, отвергнутый Травкой, требовал от диких зверей жить для:
    а) других;
    б) себя;
    в) природы.
    10. Человеческая правда, которую Антипыч «перешепнул» Травке, - это правда:
    а) принципа «Один за всех и все за одного»;
    б) вековечной суровой борьбы людей за любовь;
    в) слов «Мы с тобой одной крови: ты и я».
    11. Травка не могла выносить плач сплетённых навеки деревьев, потому что:
    а) они напоминали ей о её собственном горе;
    б) собаке было страшно слышать этот вой;
    в) ей было их жалко.
    12. В предложении: « …могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы» - автор употребил:
    а) антитезу;
    б) аллегорию;
    в) сравнение.
    13. Рассказ о тетереве-косаче ( «Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине чёрного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост») представляет собой:
    а) описание;
    б) повествование;
    в) рассуждение.
    14. В предложении: « Земля под ногой стала как гамак, подвешенный над бездной» - используется:
    а) антитеза;
    б) сравнение;
    в) гипербола.
    15. В отрывке: « Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетённые корнями деревья, покрывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали» - используется:
    а) гипербола;
    б) олицетворение;
    в) метафора.

    Приложение №3
    4. Ответы:

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
    в б б а а а в в б б а в а б б

    Используемая литература:
    1.Русская словесность: фольклор и литература. Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. – 3-е изд., - Алматы: Атамура, 2010.
    2. Русская словесность. Дидактический материал: Для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. Алматы: Атамура, 2001.
    3. Русская словесность: фольклор и литература. Методическое руководство: Для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. – Алматы: Атамура, 2001.
    4. Литература: Тесты. 5 – 8 кла.: учебно-метод.пособие Авт.-сост. Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Липина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2001.
    5. Альбом 5 класс. Иллюстрации художника И.Л.Брунина и фотографии В.Е. Гиппенрейтера № 59-68
    Категория: Разработки уроков | Добавил: комбусто (01.05.2014) | Автор: Исмаилова Наталья Усеиновна E
    Просмотров: 6148 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 2
    2 verba-25  
    0
    Я считаю некорректным вопрос 2.
    2. Название произведения означает, что речь в нём идет:
    а) о богатых залежах торфа на болотах;
    б) о душевном богатстве людей;
    в) о богатом и животном мире лесов.

    Во первых, формулировка варианта под буквой В оставляет желать лучшего. Во-вторых,  правомочны оба первых ответа (А и Б). Считать, что Пришвин под "кладовой солнца" понимает исключительно торф (да даже любые другие природные богатства) - значит предлагать явно ограниченную интерпретацию текста, особенно учитывая слова писателя, которые постоянно берут эпиграфом к уроку: «…пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Да и это не объяснит рассуждений в конце произведения: "Вот какие богатства скрыты в наших болотах!  А  многие до сих пор только и знают об этих великих кладовых
    солнца,  что в  них будто бы  черти живут:  все это вздор,  и  никаких нет в болоте чертей". Откуда черти? Почему о них только в конце сказано? Душа человеческая - это кладовая солнца, а не "потёмки", и нет в ней чертей, - словно бы утверждает автором. Даже в учебнике Меркина читаем: "Дети - это будущее страны. Кто же они? Какие они? Прежде всего они "кладовая солнца" - свет и тепло хранятся в их ДУШАХ, поэтому сказка-быль пронизана надеждой на лучшее".

    Этот вопрос тоже вызывает возражения.
    4. Тема произведения:
    а) единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к природе;
    б) взаимоотношения между людьми;
    в) размышления о том, насколько природа выше человека и человеческих страстей.

    Да там ни слова о заботливом отношении к природе. А рассуждения о единстве  человека и природы вообще кажутся странными, если вспомнить эпизод, где Настя становится похожей "на всякую ползающую тварь" настолько, что даже лось её за человека не считает, смотрит на неё равнодушно. Природа - подсказчик, где-то помощник. Настя  и Митраша вступают в конфликт не с природой, а друг с другом, ещё чаще - с самими собой.

    1 @@irina@@  
    0
    Урок традиционный

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]