Конспект урока к теме «М.М.Пришвин «Кладовая солнца».
Исмаилова Наталья Усеиновна Предмет: русская литература Класс: 5 Тема урока: М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Оборудование урока: компьютер, видеопроектор, экран.
Материалы к уроку, подготовленные учителем: Презентация к разным этапам урока Викторина Тесты Методические приемы: беседа с учащимися по вопросам, выразительное чтение, анализ отрывка из сказки-были, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.
Ход урока. 1.Организационный момент. (Слайд № 1-3) Цель: подготовка класса к восприятию темы и к общению; создание условия для проведения урока. - Ребята, сегодня мы продолжим изучать сказку-быль М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Запишем тему урока и эпиграф к нему. Одухотворение природы в произведении. «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». (М.М.Пришвин)
2.Проверка домашнего задания. Цель: проверить знание и понимание произведения «Кладовая солнца»; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать учеников к учебной деятельности. 1. Ответить на вопросы викторины. ( Слайд № 4-5) (Приложение №1) 2. По страницам сказки-были. ( Слайд № 6-14)
3.Изучение новой темы. Цели: Образовательные: выявление способов одухотворения природы, ее участие в судьбе детей; усвоение нового в процессе анализа текстов. Развивающие: создание условия для развития памяти, внимания и воображения; формирование самостоятельной познавательной деятельности. Воспитательные: развитие культуры речи, развитие интереса к изучению сказки-были; воспитание чуткости и любви к природе.
- Ребята, мы с вами прошлись по страницам сказки-были М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Вы показали, что внимательно прочитали и ознакомились с героями и событиями, о которых нам рассказывает автор. Одухотворение природы в произведении. — Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека». Почему, по-вашему, М.М. Пришвин отказался от этого названия? (Потому что главная идея автора, показать единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к природе.) - Кто же они, герои сказки-были? ( Настя, Митраша, их родители, Антипыч, собака Травка, лось, змея, тетерев, сосна и ель, волк, зайчик) - Почему мы включили в этот список растения и животных? ( Они являются участниками событий, многим даны имена.) Солнце дарит тепло земле, а она отдает его добром людям. Как и чем делится с человеком природа? (целебные ягоды и травы, грибы и т.д.) - Природа в сказке-были действующее лицо, герой произведения. Давайте посмотрим, как проявляет себя природа по отношению к людям. Для этого вместе с Настей и Митрашей отправимся в лес за кисло-сладкой ягодой клюквой. - Мы с вами уже прочитали отрывок « Сросшиеся деревья» о сосне и ели. Почему образ сосны и ели автор помещает перед появлением детей в лесу? (Как предупреждение, нужно быть вместе, рядом.) Слепая елань - опасное место. Докажите текстом, что природа предупреждает детей об опасности. Найдите предупреждения. («холодная синяя стрелка», «ветер рванул», «сосна простонала», «ель зарычала»). Найти отрывок прочитать. - Какой прием использует автор, чтобы «оживить, очеловечить» природу? (Олицетворение) - Где ещё в тексте вам встретились подобные предупреждения? ( Травка завыла, ёлочки не пускают Митрашу в елань) Как автор называет природу? ( Великий храм) Что хочет сказать нам автор о природе? ( В замысел писателя входило показать единство человека и природы, неразрывную связь всего существующего на земле.) Автор все время напоминает, что в природе идет постоянная борьба, в которой побеждает сила, и человек должен уметь совладать с этой силой, подчинить себе могучую стихию. Подводя итог, мы можем отметить, что каждому из героев удалось одержать победу над собой и выйти победителем в столкновении с силами природы. 4.Закрепление темы. Цель: развитие мышления, воображения школьников, умение применять изученный теоретический материал. Задача: проверить, проконтролировать следующие умения и навыки (определять жанр и тему произведения, отличать основные виды тропов.) 1. Самостоятельная работа учащихся (Приложение №2) Тесты №1-15 (Слайд № 15-20) (Ученикам раздаются одинаковые бланки, где они должны проставить только букву ответа.) 2. Проверка самостоятельной работы (Приложение №3) (Самостоятельная проверка работы по тестированию (Слайд №21), подведение итога работы.) 5.Задание на дом. ( Слайд №22) Цель: способствовать развитию речевых способностей у учащихся, внимания, мышления, памяти и воображения, побуждение познавательного интереса к повести и дальнейшей работой над ней. - Ребята, дома вы должны будете ответить на вопросы: Почему М. Пришвин назвал «Кладовую солнца» сказкой-былью? По каким признакам это произведение можно отнести к жанру повести?
Приложение №1 Викторина. 1. Назовите детское прозвище М.М.Пришвина. (Курымушка) 2. Кто был его первым путеводителем по «азбуке» природы? (Птицелов, пчеловод, охотник по прозвищу Гусек) 3. Когда была написана сказка-быль «Кладовая солнца»? (1945) 4. Как первоначально называлась сказка-быль? ( «Друг человека») 5. Какие деревья боролись между собой в произведении? (ель и сосна) 6. За какой ягодой отправились Настя и Митраша? (за клюквой) 7. Перечислите клички домашних животных в хозяйстве Насти и Митраши. (Зорька, Дочка, Дереза, Петя, Хрен) 8. Какому делу выучился Митраша у отца? ( выучился бондарскому ремеслу) 9. О какой «чудесной вещи» рассказал мальчику отец? (о компасе) 10. Перечислите, кого приютил « на себе» большой чёрный пень? (шесть маленьких ящериц, четыре бабочки-лимонницы, большие черные мухи, громадная змея) 11.Кто был конкурентом Травке во время охоты на зайца-русака? (лиса) 12.Какую помощь оказала Настя ленинградским детям из детдома? (Настя отдала всю свою целебную ягоду)
Приложение №2 Тесты М. М. Пришвин «Кладовая солнца» 1. Жанр произведения: а) повесть; б) сказка; в) сказка-быль. 2. Название произведения означает, что речь в нём идет: а) о богатых залежах торфа на болотах; б) о душевном богатстве людей; в) о богатом и животном мире лесов. 3. В произведении описываются события: а) времён первой мировой войны; б) периода Великой Отечественной войны; в) наших дней. 4. Тема произведения: а) единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к природе; б) взаимоотношения между людьми; в) размышления о том, насколько природа выше человека и человеческих страстей. 5. Повествование в произведении ведется от лица: а) Митраши и Насти; б) геологов; в) жителей деревни. 6. Рассказчики считают, что в дружбе Митраши и Насти было: а) прекрасное равенство; б) бесспорное первенство сестры; в) преимущество брата. 7. Смысл истории сосны и ели: а) элемент сказки, объясняющий стон и вой, раздающийся в ветреную погоду; б) рассказ о возникновении дикого леса близ Блудова болота; в) предыстория конфликта между Митрашей и Настей. 8. Елань (топкое место в болоте) называлась Слепою, так как: а) люди, попав в неё, теряли зрение; б) здесь росли цветы, которые народ именовал «куриная слепота»; в) внешне она никак не отличалась от остального болота. 9. Закон жизни в лесу, отвергнутый Травкой, требовал от диких зверей жить для: а) других; б) себя; в) природы. 10. Человеческая правда, которую Антипыч «перешепнул» Травке, - это правда: а) принципа «Один за всех и все за одного»; б) вековечной суровой борьбы людей за любовь; в) слов «Мы с тобой одной крови: ты и я». 11. Травка не могла выносить плач сплетённых навеки деревьев, потому что: а) они напоминали ей о её собственном горе; б) собаке было страшно слышать этот вой; в) ей было их жалко. 12. В предложении: « …могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы» - автор употребил: а) антитезу; б) аллегорию; в) сравнение. 13. Рассказ о тетереве-косаче ( «Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине чёрного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост») представляет собой: а) описание; б) повествование; в) рассуждение. 14. В предложении: « Земля под ногой стала как гамак, подвешенный над бездной» - используется: а) антитеза; б) сравнение; в) гипербола. 15. В отрывке: « Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетённые корнями деревья, покрывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали» - используется: а) гипербола; б) олицетворение; в) метафора.
Приложение №3 4. Ответы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 в б б а а а в в б б а в а б б
Используемая литература: 1.Русская словесность: фольклор и литература. Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. – 3-е изд., - Алматы: Атамура, 2010. 2. Русская словесность. Дидактический материал: Для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. Алматы: Атамура, 2001. 3. Русская словесность: фольклор и литература. Методическое руководство: Для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. – Алматы: Атамура, 2001. 4. Литература: Тесты. 5 – 8 кла.: учебно-метод.пособие Авт.-сост. Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Липина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2001. 5. Альбом 5 класс. Иллюстрации художника И.Л.Брунина и фотографии В.Е. Гиппенрейтера № 59-68
Я считаю некорректным вопрос 2. 2. Название произведения означает, что речь в нём идет: а) о богатых залежах торфа на болотах; б) о душевном богатстве людей; в) о богатом и животном мире лесов.
Во первых, формулировка варианта под буквой В оставляет желать лучшего. Во-вторых, правомочны оба первых ответа (А и Б). Считать, что Пришвин под "кладовой солнца" понимает исключительно торф (да даже любые другие природные богатства) - значит предлагать явно ограниченную интерпретацию текста, особенно учитывая слова писателя, которые постоянно берут эпиграфом к уроку: «…пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Да и это не объяснит рассуждений в конце произведения: "Вот какие богатства скрыты в наших болотах! А многие до сих пор только и знают об этих великих кладовых солнца, что в них будто бы черти живут: все это вздор, и никаких нет в болоте чертей". Откуда черти? Почему о них только в конце сказано? Душа человеческая - это кладовая солнца, а не "потёмки", и нет в ней чертей, - словно бы утверждает автором. Даже в учебнике Меркина читаем: "Дети - это будущее страны. Кто же они? Какие они? Прежде всего они "кладовая солнца" - свет и тепло хранятся в их ДУШАХ, поэтому сказка-быль пронизана надеждой на лучшее".
Этот вопрос тоже вызывает возражения. 4. Тема произведения: а) единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к природе; б) взаимоотношения между людьми; в) размышления о том, насколько природа выше человека и человеческих страстей.
Да там ни слова о заботливом отношении к природе. А рассуждения о единстве человека и природы вообще кажутся странными, если вспомнить эпизод, где Настя становится похожей "на всякую ползающую тварь" настолько, что даже лось её за человека не считает, смотрит на неё равнодушно. Природа - подсказчик, где-то помощник. Настя и Митраша вступают в конфликт не с природой, а друг с другом, ещё чаще - с самими собой.