Вторник
26.09.2017
14:07
Категории раздела
Разработки уроков [154]
Творчество учителей [34]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 367
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    Конспект урока к теме «Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
    Исмаилова Наталья Усеиновна
    Предмет: русская литература
    Класс: 9
    Тема урока: Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
    Оборудование урока: компьютер, видеопроектор, экран.
    Материалы к уроку, подготовленные учителем:
    Презентация к разным этапам урока
    Словарная работа
    Методические приемы: беседа с учащимися по вопросам, выразительное чтение, анализ отрывков из поэмы, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.


    Ход урока.
    1.Организационный момент. (Слайд № 1-2)
    Цель: подготовить класс к восприятию новой темы и к общению; обеспечить условия для проведения урока.
    - Ребята, сегодня мы будем изучать повесть Н.В. Гоголя « Мёртвые души».
    Запишем тему урока и эпиграф к нему.
    Вступительное слово учителя. (Приложение №1)

    2.Проверка домашнего задания.
    Цель: выявить знания учащимися содержания первой главы «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать учеников к учебной деятельности.
    1. Словарная работа. (Слайд № 3) (Приложение №2)
    Кратко объяснить устаревшие, вышедшие из употребления слова и обороты речи, встречающиеся в первой главе поэмы «Мёртвые души».
    2. План к первой главе. (Слайд № 4) (Приложение №3)
    Опросить несколько учеников. В результате образуется единый план, по которому будем работать.
    3.Изучение новой темы.
    Цели:
    Образовательные: совершенствовать навык анализа художественного произведения. Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воображения; содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности. Воспитательные: содействовать развитию культуры речи, развитию интереса к изучению поэмы.
    - Ребята, сегодня на уроке мы будем анализировать текст первой главы по плану, и учиться делать выводы.
    Выразительное чтение и анализ отрывков из первой главы поэмы «Мёртвые души» по плану.
    1. Въезд Чичикова в город. ( Слайд №5)
    «В ворота губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка…»

    2. Гостиница и комната Чичикова. ( Слайд №6)
    Прочитать отрывок описание гостиницы и комнаты.
    «Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, т. е. именно такая, как бывают гостиницы в губернских городах… с чёрною, как смоль бородою»
    - Перечислить художественные детали, с помощью которых автор иронизирует, описывая гостиницу и комнату, в которую поселился Чичиков?
    («Тараканы, выглядывающие, как чернослив, из всех углов», «висела копчёная люстра»)

    - Найти отрывок, характеризующий кучера и лакея? ( Слайд №7)
    («Чемодан внесли кучер Селифан, низенький человек в тулупчике,
    и лакей Петрушка, малый лет тридцати, в просторном подержанном сюртуке, как видно с барского плеча, малый немного суровый на взгляд, с очень крупными губами и носом»)

    3. Общая зала и обед. ( Слайд №8)
    Прочитать отрывок описание зала.
    «Какие бывают эти общие залы – всякий проезжающий знает очень хорошо: те же стены, выкрашенные масляной краской, потемневшие вверху от трубочного дыма и залосненные снизу спинами разных проезжающих, а еще более туземными купеческими, ибо купцы по торговым дням приходили сюда сам-шест и сам-сём испивать свою известную пару чаю; тот же закопченный потолок; та же копченая люстра со множеством висящих стеклышек, которые прыгали и звенели всякий раз, когда половой бегал по истертым клеенкам, помахивая бойко подносом, на котором сидела такая же бездна чайных чашек, как птиц на морском берегу; те же картины во всю стену, писанные масляными красками, словом, все то же, что и везде…»
    - Для чего автор прибегает к обобщению описываемых явлений: те же, та же, все тоже, что и везде?
    (Гоголь хотел нарисовать всю Русь, поэтому рисует типичную гостиницу, типичный город, вообще типичные явления русской жизни).
    - Какие обычно подавались блюда в трактирах?
    ( Щи с слоеным пирожком, мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярка жареная, огурец соленый).

    4. Улица и городской сад. ( Слайд №9-13)
    « Павел Иванович Чичиков отправился посмотреть город, которым был, как казалось, удовлетворен, ибо нашел, что город никак не уступал другим губернским городам…»
    - Далее следует городской пейзаж, как он описан?
    ( Городской пейзаж показан юмористически. Дана убогая картина небогатого, неблагоустроенного города, лавчонок с нелепыми вывесками, со спящими будочниками, с бедно одетыми, часто пьяными жителями. А рядом на тех же улицах - богатые дома, коляски четвернёй, лакей на запятках и городская иллюминация; будочник казнит на ногте зверя около столба с театральными афишами. Городской пейзаж дан как обобщенная картина всех городов – ведь он город NN « никак не уступал другим губернским городам»).
    - Заглянул Чичиков и в городской сад. Как Гоголь описывает городской сад?
    ( «…хотя деревца были не выше тростника, о них было сказано в газетах, …что город наш украсился, благодаря попечению гражданского правителя, садом, состоящим из тенистых, широколиственных дерев, дающих прохладу в знойный день…»)

    5. Визиты.
    - Кого посетил Чичиков в первой главе?
    (Посетил губернатора, вице-губернатора, прокурора, председателя палаты, полицеймейстера, откупщика, начальника над казенными фабриками, инспектора врачебной управы, городского архитектора).
    « Был с почтением у губернатора, который, как оказалось, подобно Чичикову, был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривал даже, что был предоставлен к звезде; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю». (Слайд №14)
    «…был у прокурора, у председателя палаты, у полицеймейстера…»( Слайд №15)

    6. Домашняя вечеринка в губернаторском доме. ( Слайд №16-18)
    - Сколько времени заняло у Чичикова приготовление к вечеринке? ( Слайд №16)
    ( с лишком два)
    - Прочитать отрывок приготовление к вечеринке.
    «После небольшого послеобеденного сна он приказал подать умыться и чрезвычайно долго тер обе щеки, подперши их извнутри языком; потом, взявши с плеча трактирного слуги полотенце, вытер им со всех сторон полное своё лицо, начав из-за ушей и фыркнув прежде два раза в самое лицо трактирного слуги. Потом надел перед зеркалом манишку, выщипнул вылезшие из носу два волоска и непосредственно за тем очутился во фраке брусничного цвета с искрой».
    Губернаторский дом. ( Слайд №17)
    «Впрочем, губернаторский дом был так освещён, хоть бы и для бала; коляска с фонарями, перед подъездом два жандарма, форейторские крики вдали – словом, всё как нужно».
    «Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: ( Слайд №18)
    одни тоненькие, которые всё увивались около дам… Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж не тонкие».
    - Как описывает гоголь толстых и тонких?
    ( Гоголь говорит о них с насмешкой: тонкие виляют туда сюда, спускают нажитое отцами добро; толстые наживаю себе капиталец и, чтобы скрыть награбленное, покупают деревеньки, записывая их не на своё имя.)


    4.Закрепление темы.
    Цель: на основе анализа первой главы дать характеристику главному герою; сделать выводы, обобщения в результате проделанной работы.
    Гоголь прибегает к приёму чисто внешнего описания своих героев, исходя из идейного замысла поэмы – показать мёртвое царство мёртвых душ.
    1. Дать характеристику Чичикову. ( Слайд №19)
    - Как Гоголь рисует Чичикова в первой главе?
    (Чичиков выдавал себя за светского человека, весьма деликатного и хорошо воспитанного, а на самом деле был дельцом, ловким мошенником, малокультурным и грубым. Гоголь говорит о своём герое с тонкой насмешкой: « высмаркивался чрезвычайно громко», « храпя, во всю насосную завёртку», « говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует»).
    2. Выводы по анализу отрывков первой главы «Мертвых душ». ( Слайд №20)
    - Давайте сделаем выводы.

    1. Гоголь уже с первой страницы рисует яркие реальные картины русской жизни, подчёркивая этим, что его цель – не рассказ о похождениях авантюриста Чичикова, а сатирическое изображение всей современной ему русской жизни.
    2. В том, как Гоголь изображает помещиков и чиновников, выявляется народность Гоголя: он разоблачает их, показывает, что под внешней оболочкой культурных, благовоспитанных людей в них скрывается духовное убожество и грубая животная натура.
    3. Поэму Гоголя следует читать внимательно, вдумываясь в её смысл, который раскрывается только на основе изучения её.
    5.Задание на дом. ( Слайд №21)
    Цель: способствовать развитию речевых способностей у учащихся, внимания, мышления, памяти и воображения, побуждение познавательного интереса к поэме и дальнейшей работой над ней.
    - Ребята, дома вы должны:
    1. Внимательно перечитать вторую главу поэмы, а также часть главы седьмой
    ( сцену встречи Манилова с Чичиковым).
    2. Подготовиться к устным ответам на следующие вопросы:
    а) Как описан Манилов в первой главе?
    в) Как Гоголь описывает усадьбу Манилова?
    г) Какова бытовая обстановка Манилова?
    д) Как Гоголь описывает встречу Манилова с Чичиковым?
    Приложение №1
    1.Вступительное слово учителя.
    Мы приступаем к изучению поэмы Гоголя «Мёртвые души» - самого крупного и наиболее значительного из произведений Гоголя, вершины его творчества.
    Гоголь работал над первым томом «Мёртвых душ» свыше шести лет – с осени 1835г. по осень 1841г. До конца своей жизни, т. е. в продолжение свыше десяти лет, он работал над вторым томом поэмы.
    Недовольный результатом своей работы, Гоголь в 1845 г. сжигает всё написанное им для второго тома. За несколько дней до смерти Гоголь сжёг уже совершенно готовый к печати второй том поэмы. Таким образом, до нас не дошел второй том поэмы, сохранились лишь отдельные черновые наброски и главы его.
    Задумана была поэма «Мёртвые души» под прямым влиянием Пушкина. Когда Гоголь летом 1835 г. читал Пушкину свои путевые заметки – сценки и наброски с натуры, - Пушкин был поражён наблюдательностью Гоголя и меткостью зарисовок людей и характеров.
    «Как, - воскликнул он, - с этой способностью угадывать человека чертами выставлять его вдруг всего, как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение!» Пушкина дал Гоголя сюжет «Мёртвых душ»; одобрение Пушкина получили и первые главы поэмы, которые читал ему Гоголь перед своим отъездом за границу.
    Гоголь начал писать свою поэму ещё раньше, чем написал «Ревизора», и после окончания «Ревизора» всецело погрузился в работу над «Мёртвыми душами», отдал ей все свои силы.
    По идейному замыслу первый том поэмы «Мёртвые души» близок к «Ревизору».
    Гоголь в «Ревизоре» показал суровую правду о чиновническом произволе, царившем во всех уголках России.
    В «Мёртвых душах» Гоголь решил разоблачить и показать подлинное лицо не только чиновников, но и помещиков – тогдашних «хозяев жизни». Гоголь предвидел новое озлобление и клевету со стороны так верно показанных им «мёртвых душ». «Ещё восстанут против меня новые сословия и много разных господ, - писал он Жуковскому, работая над поэмой, - но что ж мне делать! Уже судьба моя враждовать с моими земляками.
    Подсказанный Пушкиным сюжет – поездка Чичикова с целью покупки у помещиков мёртвых душ – был очень удобен для того, чтобы вывести разнообразных представителей помещичьего мира, показать также и чиновников, с которыми встречается Чичиков, приезжая в губернский город и оформляя свои сделки по покупке мёртвых душ.
    Сам Чичиков, скупающий мёртвые души, тоже был весьма типичным представителем нового, только ещё нарождавшегося тогда в обществе человека-дельца, предпринимателя.
    Не внешняя история – приключения Чичикова – составляет содержание поэмы Гоголя, а показ всей России. Помещики и чиновники в ней изображены как мёртвые души. Однако Гоголь не ограничивается только сатирическим изобличением разнообразных типов мёртвых душ – помещиков и чиновников. В поэме показаны и образы крестьян. Гоголь с особой любовью говорит о своей поэме о народной силе, о русском народе, о просторах своей родины, о народной песне. Мёртвым душам помещиков и чиновников противопоставлена в поэме живая душа народа. В ряде лирических отступлений Гоголь показывает свою любовь к родине и веру в её великое будущее.
    Наряду с сатирическим изобличением всего феодально-крепостнического общества в поэме Гоголем показана народная сила Руси, дан образ великой родины, с глубокой патриотической силой противопоставлена всему мёртвому царству помещиков и чиновников и плутов-приобретателей народная Русь. Величественным образом Руси – необгонимой тройки, несущейся вперёд, - заканчивается поэма.

    Приложение №2
    2.Словарная работа.
    Бричка – легкая полукрытая повозка
    Штабс-капитан – офицерский чин в пехоте
    Канифасовых панталонах – плотной льняной ткани, преимущественно полосатой.
    Манишка – накрахмаленный нагрудник.
    Демикотонном сюртуке – плотной хлопчатобумажной ткани.
    Сбитенщик – продавец сбитня, горячего напитка на меду с пряностями.
    Будочник – нижний полицейский чин.
    Бутылкою кислых щей – прохладительный напиток вроде кваса.
    Полицеймейстер – начальник полиции города.
    Откупщик – частное лицо, получившее от государства право на монопольную торговлю.
    Бостончик – бостон, карточная игра.
    Финифть – эмаль по металлу.
    Пассаж – случай, происшествие.
    Приложение №3
    3. План к первой главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
    1. Въезд Чичикова в город.
    2. Гостиница и комната Чичикова.
    3. Общая зала и обед.
    4. Улица и городской сад.
    5. Визиты.
    6. Домашняя вечеринка в губернаторском доме.

    Используемая литература:

    1.Русская литература. Классика и современность: Учебник для 9 класса общеобразоват. шк. В.В.Бадиков, Т.П. Чаплышкина, Л.С. Рыгалова и др. – 3- изд., перераб. - Алматы: Мектеп, 2013.
    2. Гоголь Н.В. Мертвые души: Поэма. Вступ. ст. и комент. В. А. Воропаева. – М.: Сов. Россия, 1988.
    3.Смирнова-Чикина Е.С. Поэма н.В.Гоголя «Мёртвые души». Комментарий. Пособие для учителя. Л., «Просвещение»,1964.
    Категория: Разработки уроков | Добавил: комбусто (01.05.2014) | Автор: Исмаилова Наталья Усеиновна E
    Просмотров: 5512 | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]