Пятница
26.04.2024
11:29
Категории раздела
Разработки уроков [171]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    Конспект урока "Образ учительницы в рассказе В. Распутина "Уроки французского"
    Задачи:
    1. Оценить поведение учительницы Лидии Михайловны, выявить качества характера остальных героев и оценить их. Определить идею рассказа.
    2. Развивать умения анализировать художественное произведение, развивать речь, логическое и аналитическое мышление.
    3. Воспитывать нравственные качества, уважения к личности и творчеству Валентина Распутина.
    Оборудование: Использование ИКТ (презентация, выполненная учителем), раздаточный материал для учащихся (тест, кроссворд), толковый словарь Ожегова, фрагмент фильма «Уроки французского».
    Ход урока
    1. Оргмомент

    Приветствует, настраивает на работу.
    - Здравствуйте. Сегодня на уроке мы продолжим изучать рассказ Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского».
    Но прежде чем поставить перед вами главный вопрос урока, предлагаю посмотреть фрагмент кинофильма «Уроки французского», после чего я попрошу вас сформулировать цель нашего сегодняшнего разговора.

    2. Просмотр фрагмента видеофильма.

    Смотрит вместе с детьми
    С помощью мультимедийного проектора на большой экран выводит фрагмент кинофильма (Лидия Михайловна и мальчик играют в деньги. Заходит директор школы)

    3. Целеполагание
    - Мы посмотрели с вами отрывок из большого фильма. Но это очень важный отрывок. Вы увидели героя, каким сделал его режиссёр.

    - Он похож на то, каким вы его представляли? Почему он такой худой и так бедно одет? (Дети вспоминают текст, время действия рассказа 1948 год, послевоенный период).
    - Как его зовут? (Володя, но это только в фильме, а в рассказе речь идет от 1-го лица. Это рассказ автобиографический).

    - А в какую игру и с кем он играл? (пристенок- игра на деньги, с Лидией Михайловной- учительницей французского языка).

    - Разве это правильно, что учительница играет с учеником на деньги? Может прав директор, который выгоняет учительницу с работы?

    Обращается с вопросом:
    - Итак, Василий Андреевич назвал поведение Лидии Михайловны ПРЕСТУПЛЕНИЕМ, совращением, растлением. Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?

    - Верно. Наша задача - ответить на встающий перед читателем проблемный вопрос «Поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты или преступление педагога?»

    Чтобы подойти к ответу на данный вопрос, вы должны будете сделать следующее:
    1. Оценить поведение учительницы Лидии Михайловны. Определить идею рассказа.
    2. Раскрыть тайну духовной красоты героев, их духовные ценности, нравственные законы, по которым живут Лидия Михайловна и герой рассказа.
    3. Положить в копилку своей духовной памяти понятия о милосердии и любви, о доброте и достоинстве.

    - Как вы думаете, чтобы ответить на все эти вопросы, что вы должны знать? (Хорошо знать текс, уметь ориентироваться в нем)
    - На столах у вас лежит план работы на уроке. Пожалуйста, ознакомьтесь с планом нашей сегодняшней работы.

    4. Тестирование и его самопроверка

    - Прежде чем перейти к анализу текста, проведем небольшую разминку - поработаем над литературоведческим понятиями, знание которых поможет вам успешно работать на сегодняшнем уроке.

    раздает листы с заданием всем парам учащихся

    - Работаем самостоятельно. Ваше задание - стрелочками соединить слова с теми определениями, которые им соответствуют.
    ПОСЛЕ РАБОТЫ ИДЕТ ВЗАИМОПРОВЕРКА

    Автобиография главная мысль произведения
    Портрет противопоставление
    Рассказ круг жизненных явлений, которые отобрал писатель для своего произведения, то, что положено в основу художественного произведения.
    Тема описание своей жизни
    Идея описание внешности персонажа в литературном произведении
    Антитеза жанр эпоса, небольшое по объему произведение, посвященное отдельному событию из жизни героя

    - Итак,
    автобиография - это ...
    портрет - ........
    рассказ - ......
    тема - ......
    основная мысль - ...
    антитеза - ...

    - Каковы ваши результаты? Кто выполнил без ошибок? С одной ошибкой?........

    8.Кроссворд.

    1 п о 7 л у т 4 о р 8 к а
    и б а
    9 г д л 2 р о ж ь
    р и и т
    5 в а н я г 3 о в ё с
    м а ш
    о ц к
    т и а
    6 д е р е в н я
    й

    О том, насколько внимательно вы читали и слушали на предыдущих уроках, нам станет известно после работы над кроссвордом. Все слова, являющиеся ответами на кроссворд, вам встречались в прочитанных сегодня фрагментах рассказа.
    Вопросы:
    По горизонтали:
    1. Грузовой автомобиль грузоподъемностью полторы тонны.
    2. Злак для выпечки хлеба.
    3. Добавка к картошке жителей деревни весной.
    5. Имя шофера.
    6. Крестьянское поселение.

    По вертикали:
    4. Ценная бумага, по которой ее владелец ежегодно получает прибыль.
    7. Имя учительницы.
    8. Основной продукт питания семьи главного героя рассказа.
    9. Прозвище, данное герою в деревне.

    5. Основанная часть урока.
    А) Беседа
    - Переходим к основной части нашего урока.
    - На предыдущем уроке мы говорили о герое рассказа. О том, что он оказался в очень трудной ситуации.

    - Напомните события, которые предшествовали тому, как мальчик пришел в школу избитый?

    - Почему он учился не в своей деревенской школе? (В деревне, где жила его семья, была только начальная школа. Чтобы учиться дальше, надо было перебираться в райцентр)

    - Почему герою пришлось сразу повзрослеть? (Тяжело было переносить голод. Страшной оказалась тоска по дому.)

    - Как получилось, что он стал играть на деньги? (Сначала у него появилось стремление проявить ловкость. Потренировавшись, он понял, что сможет выигрывать деньги и тратить их на молоко.)

    Б) Работа в группах
    - Слово учителя
    - Итак, мальчик играет в игру с учительницей. Следующий этап нашего урока – это работа в группах. Наша задача – нарисовать образ Лидии Михайловны, определить какую роль она сыграла в жизни мальчика;
    - раскрыть неповторимость образа этой учительницы
    1. Опишите внешность Лидии Михайловны. Выделите ключевые слова. Как они раскрывают замысел автора?
    2. Какова ее манера держаться? Как она характеризует учительницу?
    3. Каковы особенности речи Лидии Михайловны .
    Учащиеся должны отметить, что портрет учительницы дан через восприятие главного героя «Она сидела перед мной аккуратная вся, умная и красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре…» «Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет 25 или около того, ..
    Ключевыми с ловами будут слова и словосочетания : «косящие внимательные глаза», «красивая», «внимательно осматривала класс», которые говорят о неравнодушном отношении учительницы к своему делу. Держалась Лидия Михайловна спокойно, уверенно, это говорит о том, что она чувствовала, что профессия учителя- это ее призвание. Говорила она немного , правильно, задавала вопросы, так как всегда пыталась разобраться в ситуации. Учительница показана необычной, умной

    В) Беседа
    - Как реагирует Лидия Михайловна, увидев в первый раз синяки у своего ученика?

    Прочитаем по ролям эпизод беседы учительницы и мальчика.

    - Как Лидия Михайловна ведет беседу? (Внимательно рассматривает героя. Вместо наказания разговор становится спасением.)

    - Как Лидия Михайловна выяснила причины случившегося? (Она пытается все выяснить шуткой. Подленького Тишкина она спокойно осаживает. Понимает, что мальчик ее обманывает, и решает разобраться после уроков.)

    - Что пообещал мальчик?
    - Почему герой нарушает слово не играть на деньги? («В те дни мне пришлось совсем плохо…», «мне все время хотелось есть…».)

    - Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы? (Стыд, неловкость, стеснение.)

    - Почему Володя не взял посылку с продуктами? Как догадался? ( В нем проявилось не только упрямство, но и чувство собственного достоинства.)

    - Почему Лидия Михайловна решилась на игру со своим учеником? (Она поняла, что помощи мальчик не примет, и решила использовать известное ему средство – игру на деньги. Учительница предложила игру на деньги из сострадания к мальчику.)

    - Образ героя в художественном произведении раскрывается через портрет.

    Читаем в тексте портретное описание. (…перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки.»)

    - Скажите, так какие качества характера своего героя подчеркивает автор?

    Дети отвечают, на экране всплывают названные ими качества.

    Герой:
    ЧЕСТНОСТЬ
    УПОРСТВО
    СМЕЛОСТЬ
    СТОЙКОСТЬ
    ВОЛЯ
    САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

    - Каково первоначальное представление мальчика об учителе и как постепенно оно меняется? Какой оказывается Лидия Михайловна? (Она представлялась ему возвышенным, почти неземным существом. Вначале герой настороженно относился к учительнице, так как не предполагал, что между учителем и учеником могут быть доверительные отношения. В игре мальчик видит ее совсем другой – не строгой тетенькой, а простой девчонкой, не чуждой игре, азарту, восторгу.)

    - Как ведет себя Лидия Михайловна в эпизоде разговора с директором? Почему?

    - Какие черты характера проявляет Лидия Михайловна?

    Дети отвечают, на экране всплывают названные ими качества.

     СМЕЛОСТЬ
     ЧЕСТНОСТЬ
     ДОБРОТА
     МИЛОСЕРДИЕ
     ЧУТКОСТЬ
    ЩЕДРОСТЬ
    ОТЗЫВЧИВОСТЬ
     ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА
     ЮМОР
    – Почему наш герой боялся директора? Каким вы представляете директора школы? (Директор сух, прямолинеен, резок, невнимателен к людям. Ко всем подходит с одной меркой. Директор «допрашивал» провинившихся до тех пор, пока они не заплачут, «лишь после этого он успокаивался». Он не способен понять ребенка и сопереживать ему, для него важна лишь видимость честности и справедливости.)

    - Итак, вспомним еще раз, как вела себя Лидия Михайловна при появлении директора? (Во время прихода директора вела себя строго, не теряя чувства собственного достоинства.)

    - Мы видим, в описании героев использовано противопоставление. Как называется этот прием? (Антитеза)
    - Антитезой описания учительницы является описание самого героя. Автор расположил рядом описание мальчика и учительницы для того, чтобы наиболее точно и ярко раскрыть их образы. Лидия Михайловна противопоставлена также директору, и не только в описании внешности.

    - Лидия Михайловна – противоположного характера человек. Она добра , любит детей , старается помочь , но так , чтобы не обидеть человека. Лидия Михайловна пригласила мальчика на дополнительные занятия , пыталась накормить , потом прислала макароны , а когда история с посылкой не удалась , стала играть с ним в «пристенок».Зачем?

    - То есть, можно сказать, что в произведении отражена извечная борьба добра и зла.

    - Итак, попробуйте дать ответ на наш вопрос. Поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты или преступление педагога? Можно ли назвать поступок учительницы преступлением, как сказал директор? (Конечно, можно сказать, что она поступила не педагогично. Конечно, можно согласиться с мнением директора, что поступок учительницы – «…преступление. Растление. Совращение. И ещё, ещё…». Но если знать, что учительница решилась на это не ради забавы, а ради спасения жизни ребенка, то ее поступок выглядит совсем по-другому. В нем- желание помочь голодному ученику выжить в прямом смысле этого слова. Стремление помочь очень способному ученику не скатиться на дно, не опуститься до воровской жизни, а, наоборот, помочь ему раскрыть свои способности.

    В основе поступка, на мой взгляд, - милосердие и доброта. Можно бесконечно говорить о них, а можно взять и помочь конкретному человеку, как это сделала учительница. А результат ее поступка налицо – из главного героя получился хороший человек, благодарный своей учительнице. Ее поступком руководили доброта, милосердие, чуткость, отзывчивость, душевная щедрость, но Василий Андреевич не захотел увидеть этого.)
    - Мы можем сказать, что Лидия Михайловна – это человек, который несет в своей душе доброту, милосердие, чуткость, отзывчивость, душевную щедрость. Давайте попробуем составить синквейн со словом Лидия Михайловна.

    Напрмер:
    Лидия Михайловна
    Добрая, отзывчивая
    Работает учит воспитывает
    Как она помогла мальчику?
    Добром.

    Г) Работа с толковым словарем Ожегова
    - Поработаем со словарями. Найдите в словарях значение слова «урок». (словарь Ожегова. Находят, зачитывают)

     - Как вы думаете, какие уроки получил герой? Только ли уроки французского? Какое главное слово в названии рассказа? (Слово «урок» в названии рассказа имеет два значения. Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету, во – вторых, это нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова. Уроки доброты и сердечности, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь. Литературовед Семенова называет поступок Лидии Михайловны «высшей педагогикой, «то1, что пронизывает сердце навсегда и светит чистым, простодушным светом естественного примера, … перед которым стыдно за все свои взрослые отступления от самого себя».)

    Д) Кому посвящен этот рассказ?

    - А посвящен он учительнице, отдавшей детям всю свою жизнь, Анастасии Прокопьевне Копыловой.

    - Анастасия Прокопьевна Копылова - мать товарища-земляка Распутина, замечательного драматурга А. Вампилова, которая всю жизнь проработала в сельской школе учителем математики. (фотография Копыловой на доске и слайд №8) Валентин Григорьевич познакомился с ней, когда она уже многие годы отработала в школе, и его поразило, что в ее глазах не было жесткости, свойственной многим учителям. И человеком она была очень мудрым и добрым.

    - Что вы можете сказать об авторе как о человеке?

    - Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое.

    Сообщение учащегося:
    \ Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в простой семье в Иркутской области, в посёлке Усть - Уда, расположенном на берегу Ангары, неподалеку от города Иркутска. (слайд №9) Рос он в этих же местах, в деревне Аталанка. В первый класс начальной школы будущий писатель пришёл в 1944 году, когда шла война. В Аталанке не гремели бои, но жизнь, как и во всей стране, здесь в те годы, была очень трудной.
    Окончив хорошо четыре класса в деревне, Распутин хотел продолжать учебу. Но школа в Аталанке была только начальной, поэтому ехать надо было в районный центр Усть – Уда за пятьдесят километров от родной деревни. Каждый день так далеко туда и обратно ездить не станешь, поэтому пришлось перебираться туда жить, одному, без родителей, без семьи.
    Став уже взрослым, Распутин писал:
    «....Спустя более чем 20 лет я сел за стол и стал вспоминать, что было когда-то со мной, пятиклассником-мальчишкой из глухой сибирской деревни. Вернее, стал записывать то, что никогда не забывалось, что постоянно просилось во мне на люди. Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки, лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя»
    Лидия Михайловна Молокова, настоящая учительница Распутина, стала прототипом учительницы французского языка в рассказе "Уроки французского".\

    Учитель:
    - Молокова приехала в Усть-Уду по распределению после окончания Иркутского института иностранных языков в 1952 году. Она приехала, как вспоминают, очаровательная, красивая, настоящая француженка, и все ученики в нее были просто влюблены.
    "Нас было две "француженки", — вспоминала Лидия Михайловна. — Тосковали первое время по городу, потом втянулись в работу — уроки, кружки, школьные вечера... В школе было два 8-х класса. У Веры Андреевны класс был образцовым (Валентин Григорьевич учился в этом классе), мне же дали сборный плюс своих разбойников. Я намучилась, проклиная час, когда сошла с парохода и пришла в школу, даже поплакала».
    Спустя годы Лидия Михайловна Молокова жила уже в Саранске и работала в Мордовском университете. Бывала в гостях у своего бывшего ученика - писателя Распутина. Она прекрасно понимала, что Распутин писал свою учительницу со всех своих учителей, брал лучшее от каждой, вот почему она у него получилась такая человечная.

    - Какие уроки преподал нам Валентин Распутин? Как вы думаете, чему учит этот рассказ? (Этот рассказ учит людей состраданию и тому, что надо не просто посочувствовать человеку, которому трудно, но и посильно помочь ему, в то же время не оскорбляя его гордости. И если каждый из нас поможет хоть одному человек, то жизнь станет светлее и чище.)

    Вывод: «Уроки французского» - уроки жизни, мужества, доброты.

    Е) Знакомство с высказываниями великих людей о добре и зле.

    Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра.
    Л.Толстой

    Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе.
    В.А. Сухомлинский

    Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
    Л.Н. Толстой

    Чтобы поверить в добро, надо начать делать его
    Л.Н. Толстой

    Тот, кто сеет зло, пожинает раскаянье
    Саади
    Если не хочешь знать страха, не чини зла.
    Кабус

    Кто громоздит злодейство на злодейство, свой множит страх.
    Сенека

    Жизнь злых людей полна тревог.
    Дидро

    Ни один злой человек не бывает счастлив.
    Ювенал

    - Эти люди, ребята, жили в разные времена, в разных уголках земли, а утверждают они одно и то же. О чем это говорит? (отвечают)

    - Духовную красоту человек получает от других. Так герой рассказа на всю жизнь запомнил то, что молодая учительница спасла его от голода и позора. Только духовная память делает человека внутренне красивым.

    - Составьте синквейн со словом ДОБРОТА
    Душевная, искренняя
    Направляет, наставляет, учит
    Доброе отношение к людям –
    Смысл жизни.
    6. Итог урока

    ДОБРО – ВЕЧНАЯ ЦЕННОСТЬ!

    - Запишите понравившееся высказывание в тетрадь.

    Читает отрывок из стихотворения:

    Как хорошо, что доброта
    Живет на свете вместе с нами.
    Без доброты ты - сирота,
    Без доброты ты - серый камень.

    7. Рефлексия

    - Итак, наш урок подошел к концу. Что нового и полезного вы для себя сегодня в нем нашли?
    - Что удивило вас?
    - О чем вы расскажете своим родителям, друзьям, уйдя с сегодняшнего урока?

    8. Домашнее задание
    Написать сочинение «Что такое доброта?»

    9. Оценивание работы учащихся за урок

    - Спасибо за урок. Сегодня вы хорошо поработали. Помогите мне поставить оценки. (Слушает детей, говорит свое мнение, ставит оценки, мотивирует.)
    Категория: Разработки уроков | Добавил: wwwMOksanaA (17.01.2015) | Автор: Милюкова Оксана Александровна E
    Просмотров: 7631 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.5/2
    Всего комментариев: 3
    3 ризберг  
    0
    спасибо за разработку.очень люблю этот рассказ (он по-настоящему добрый и правдивый) и стараюсь уроки по нему сделать особенными, так, чтобы зацепило за душу, чтобы запомнилось. взяла на вооружение вашу разработку, еще раз спасибо))

    2 iskakova188  
    0
    Разработка урока очень понравилась." Уроки французского"  В. Распутина поучительное,жизненное. Рассказ учит людей состраданию.

    1 Елена9853  
    0
    Интересная разработка урока. именно такие произведения помогают в воспитании наших детей.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]