Пятница
19.04.2024
19:36
Категории раздела
Разработки уроков [171]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    Конспект урока по литературе к теме «К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб».
    Исмаилова Наталья Усеиновна
    Предмет: русская литература
    Класс: 5
    Тема урока: К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб».
    Оборудование урока: компьютер, видеопроектор, экран.

    Материалы к уроку, подготовленные учителем:
    Презентация к разным этапам урока
    Викторина
    Тесты
    Методические приемы: беседа с учащимися по вопросам, выразительное чтение, анализ отрывков из сказки, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.


    Ход урока.
    1.Организационный момент. (Слайд № 1-2)
    Цель: подготовка класса к восприятию темы и к общению; создание условия для проведения урока.
    - Ребята, сегодня мы будем изучать сказку К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб».
    Запишем тему урока и эпиграф к нему.
    “Всё хорошее на земле от доброты людской, от щедрости сердечной…» К.Г.Паустовский
    2.Проверка домашнего задания.
    Цель: проверить знание и понимание сказки «Тёплый хлеб»; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать учеников к учебной деятельности.
    1. Ответить на вопросы викторины. ( Слайд № 3-4) (Приложение №1)
    3.Изучение новой темы.
    Цели:
    Образовательные: формирование навыка аналитического чтения; усвоение нового в процессе анализа текстов. Развивающие: развитие культуры речи и интереса к изучению сказки; создание условия для развития памяти, внимания и воображения; формирование самостоятельной познавательной деятельности. Воспитательные: воспитание доброты и чуткости через восприятие произведения.
    Рассказ учителя о К.Г. Паустовском.
    - Определите, из скольких частей состоит произведение?
    Озаглавьте их.
    1. История о вороном коне.
    2. Бездумный поступок.
    3. Беда.
    4. Чувство вины.
    5. Способ искупления вины.
    6. Искупление вины.
    7. Прощение и примирение.
    По страницам сказки. ( Слайд № 5-12)

    - Почему произведение «Тёплый хлеб» К.Паустовского мы называем сказкой?
    ( Сказочными являются персонажи произведения: сорока, лисицы, конь, мыши.)
    - Дайте характеристику каждому.
    Сорока - ...
    («самая болтливая из птиц»)
    Лисицы - …
    (ловкие, хитрые)
    Конь - …
    ( добрый помощник, верный друг, беспомощный, раненый)
    Мыши - …
    (испуганные, беспомощные)
    - Какой сказочный герой вам больше всего понравился? Почему?
    «Сорока - самая болтливая птица на свете».
    - Почему автор изобразил именно эту птицу? Какова её роль в сказке?
    - Где проживала сорока? (в сенях у Панкрата)
    - Почему «Никто её не заметил? Ведь она жила на самом видном месте. И всё-таки её кто-то «заметил» и даже немного испугался. Кто это был? (лисица)
    Расположить слова в том порядке, в котором вы встретили их в тексте:
    ( Слайд № 13)
    Конь, сорока, мельник, Филька, хлеб, мельница, стужа, солдат, деревня, ветер.
    (Деревня, конь, ветер, мельник, мельница, хлеб, Филька, солдат, стужа, сорока.)
    Как вы понимаете слова: мороз стрясся; пожухли; скорый на работу; нашкодил; потолкую.
    Вставить пропущенные слова: ( Слайд № 14)
    1. «Слеза … у коня из глаз»; (скатилась)
    2. « В … запахло весной»; (воздухе)
    3. «Ветки их поблёскивали, как …» (стеклянные)
    Прочитайте внимательно два отрывка из текста. Подчеркните в тексте слова, которые автор использует, чтобы передать состояние природы. ( Слайд № 15)

    1. « Зима в этот год стояла тёплой. В воздухе висел дым. Снег выпадал и тот час таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались, каркали друг на друга. Около мельничного лотка вода не замёрзла, а стояла чёрная, тихая, и в ней кружились льдинки».
    2. « А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне. Никто не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах, и они трещали и лопались».

    - Какова роль ветра в произведении «Тёплый хлеб»?
    Внимательно прочитайте, следуя за стрелками.
    …ветер качал слепую рожь… Враз сорвалась метель.
    Ветер дул с юга.

    И все выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей.

    Метель начала стихать к вечеру.

    Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи.

    Паустовский открывает чудеса вокруг нас. Явления природы, животные ведут с нами диалог, о чем-то хотят рассказать. Услышим ли мы их? Научимся ли видеть чудо в обычном? Если научимся, будем волшебниками К.Г.Паустовский.

    Найдите в сказке описание хлеба: ( Слайд № 16)
    1) который Филька закинул в снег; («кусок хлеба, круто посыпанный солью»)
    2) который злой мужик дал старому солдату; («не хлеб, а одна зелёная плесень»)
    3) который Филька протянул коню. («буханка свежего хлеба»)
    - Что общего между словами: тёплый ветер, тёплый хлеб? Привести синонимы слова «тёплый» ( мягкий,нагретый,утепленный)
    - Почему сказка не называется Тёплый ветер? Как бы вы назвали эту сказку? Почему?
    - Каких героев из этой сказки вы встречали в своей жизни? Перечислите.
    - Приходилось ли вам кормить животных хлебом? Каких?
    - Ребята, давайте вернемся к нашему эпиграфу, чему нас учит автор?
    “Всё хорошее на земле от доброты людской, от щедрости сердечной…»
    ( Не делать не обдуманных поступков, быть внимательными и добрыми.)
    К. Паустовский был убежден, что жизнь должна строиться по законам красоты, которая открывает человеку доброе в нём самом, делает людей светлее и лучше.
    4.Закрепление темы.
    Цель: развитие мышления, воображения школьников, умение применять изученный теоретический материал.
    Задача: проверить, проконтролировать следующие умения и навыки (определять жанр и тему произведения, отличать основные виды тропов.)
    1. Самостоятельная работа учащихся (Приложение №2)
    Тесты №1-15 (Слайд № 17-21) (Ученикам раздаются одинаковые бланки, где они должны проставить только букву ответа.)
    2. Проверка самостоятельной работы (Приложение №3)
    (Самостоятельная проверка работы по тестированию (Слайд №22), подведение итога работы.)
    5.Задание на дом. ( Слайд №23)
    Цель: способствовать развитию речевых способностей у учащихся, внимания, мышления, памяти и воображения, побуждение познавательного интереса к повести и дальнейшей работой над ней.
    - Ребята, дома вы должны будете написать сочинение-миниатюру: «Зима в моем селе» (4-5 предложений) В своём тексте подчеркните те слова, которые наиболее ярко изображают зиму в нашей местности.

    Приложение №1
    Викторина
    1) Где происходит действие сказки? (в Бережках)
    2) Кто взял раненого коня? (мельник)
    3) Какое прозвище имел Филька? (Ну тебя)
    4) Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня?
    (бросил на снег)
    5) Что случилось в природе после этого? (метель, сильный мороз)
    6) Сколько лет назад был такой же мороз? (сто лет)
    7) От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? (от злобы)
    8) Куда послала бабка Фильку в поисках совета? (к Панкрату)
    9) Что посоветовал Фильке Панкрат? (изобрести средство от стужи)
    10) Сколько времени дал Панкрат на размышление? (час с четвертью)
    11) Что придумал Филька? (продолбить лед на реке)
    12) Кто был свидетелем разговора? (сорока)
    13) Какую роль сыграла сорока в спасении людей? (позвала теплый ветер)
    14) Что понес Филька раненому коню? (буханку свежего хлеба)
    15) Что конь сделал после того, съел хлеб? (сложил голову на плечо Фильке)
    16) Почему сердилась сорока? (ее никто не слушал)
    Приложение №2
    Тесты К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб»
    1. Жанр произведения:
    а) рассказ;
    б) быль
    в) сказка.
    2. Тема произведения:
    а) труд и взаимная выручка;
    б) забота о животных;
    в) человек и природа.
    3. Значение слова «тёплый» в названии произведения:
    а) обладающий теплотой, приветливый;
    б) согревающий тело, сытный;
    в) недостаточно горячий.
    4. Раненый конь остался жить у:
    а) кузнеца;
    б) мельника;
    в) лесника.
    5. Старая сорока считала, что помогала Фильке:
    а) позвав на помощь ворон;
    б) разбудив летний ветер;
    в) напугав своим стрекотанием лютый мороз.
    6. Причиной лютого мороза столетней давности бабка Фильки считала:
    а) злобу людскую;
    б) ненависть народную;
    в) грубость человеческую.
    7. Филька понял, что совершил отвратительный, злой поступок, когда:
    а) обидел коня;
    б) усилился мороз;
    в) услышал рассказ бабушки.
    8. История старого солдата представляет собой:
    а) быль;
    б) легенду;
    в) сказку.
    9. В предложении: «В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами» - словосочетание «как невеста» является:
    а) сравнением;
    б) олицетворением;
    в) антитезой.
    10. Изображение ночного пейзажа представляет собой:
    а) повествование;
    б) описание;
    в) рассуждение.
    11. В предложении: «Ветер… понёсся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом» - автор использует:
    а) метафору;
    б) аллегорию;
    в) олицетворение.
    12. Истории воина-инвалида и раненого коня объединяет стилистический приём :
    а) антитеза;
    б) сравнение;
    в) аллегория.
    13. В предложении «За окнами воздух был синий, густой, страшный» выделенный слова представляют собой:
    а) эпитеты;
    б) логические определения;
    в) сравнения.
    14. Настоящим спасением для деревни является:
    а) совместный труд её жителей;
    б) перемена направления ветра;
    в) своевременная помощь сороки.
    15. Смысл подношения детьми хлеба-соли коню:
    а) желание поделиться хлебом с голодным животным;
    б) благодарность за труд;
    в) примирение и извинение Фильки.

    Приложение №3
    4. Ответы:

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
    в а а б б а в б а б в б б а в

    Используемая литература:
    1.Русская словесность: фольклор и литература. Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. – 3-е изд., - Алматы: Атамура, 2010.
    2. Русская словесность. Дидактический материал: Для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. Алматы: Атамура, 2001.
    3. Русская словесность: фольклор и литература. Методическое руководство: Для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. – Алматы: Атамура, 2001.
    4. Литература: Тесты. 5 – 8 кла.: учебно-метод.пособие Авт.-сост. Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Липина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2001.
    Категория: Разработки уроков | Добавил: комбусто (01.05.2014) | Автор: Исмаилова Наталья Усеиновна E
    Просмотров: 3390 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.5/2
    Всего комментариев: 2
    2 Лен  
    0
    Интересно, некоторые приемы взяла на вооружение.Спасибо

    1 @@irina@@  
    0
    У вас уроки построены по одному стандарту. Читаю и вижу сходство одного урока с другим

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]