Суббота
20.04.2024
04:05
Категории раздела
Разработки уроков [171]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    Конспект урока по литературе к теме «В.А.Жуковский «Светлана»
    Исмаилова Наталья Усеиновна
    Предмет: русская литература
    Класс: 5
    Тема урока: В.А.Жуковский «Светлана».
    Оборудование урока: компьютер, видеопроектор, экран.

    Материалы к уроку, подготовленные учителем:
    Презентация к разным этапам урока
    Таблица
    Методические приемы: беседа с учащимися по вопросам, выразительное чтение, анализ баллады, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.

    Ход урока.
    1.Организационный момент. (Слайд № 1)
    Цель: подготовка класса к восприятию темы и к общению; создание условия для проведения урока.
    - Ребята, сегодня мы будем изучать балладу В.А.Жуковского «Светлана».
    Запишем тему урока и эпиграф к нему.
    «Его стихов пленительная сладость
    Пройдет веков завистливую даль…» (Слайд № 2)
    2.Проверка домашнего задания.
    Цель: проверить знание и понимание баллады «Светлана»; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать учеников к учебной деятельности.
    - Ребята, дома вы должны были прочитать балладу «Светлана», определить из скольких частей она состоит, и озаглавить каждую из них. (Выслушать всех учащихся выбрать оптимальный вариант записать ).
    1. Составление схемы баллады. (Приложение №1)
    3.Изучение новой темы.
    Цели:
    Образовательные: учить анализировать текст, прослеживать основную мысль автора в произведении. Развивающие: способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся; формировать самостоятельную познавательную деятельность. Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство прекрасного, умение ценить любовь, верить в светлое, доброе, высокое.
    Слово учителя о великом русском писателе В.А.Жуковском.
    Чтение теоретического материала. (стр.87)
    - Кому принадлежат строчки из нашего эпиграфа? (Слайд № 2)
    «Его стихов пленительная сладость
    Пройдет веков завистливую даль…» (А.С.Пушкину)
    - Баллада – это… (Слайд № 3)
    - Чем отличается баллада от сказки?
    - Где впервые появилась баллада?
    Докажите, что «Светлана» В.Жуковского - это баллада.
    - Что делали девушки в «крещенский вечерок»? (Слайд № 4)
    ( гадали)
    - Кто главная героиня баллады? ( Светлана) (Слайд № 5)
    1. Выпишите все прилагательные из баллады, которые характеризуют Светлану.
    (молчаливая, грустная, милая, одинокая)
    Найдите в тексте её описание.
    («Молчалива и грустна
    Милая Светлана»;
    «Вот красавица одна»

    «Я с тобой, моя краса»)
    3. Как автор относится к своей героине?
    Найти слова в тексте.
    (« Улыбнись, моя краса»
    О! Не знай сих страшных снов
    Ты, моя Светлана…» прочитать отрывок до конца)

    Работа над текстом произведения, используя таблицу, содержащую следующее: 1) части, из которых состоит баллада; 2) звукопись; 3) цветопись; 4) душевное состояние героини на каждом этапе баллады. Комментированное чтение и заполнение таблицы. (Приложение №2) (Слайд № 6)
    Схема баллады Звукопись Цветопись Состояние Светланы
    звук источник цвет источник
    1. Светлана гадает.

    2. Сон Светланы.

    3. Поездка с незнакомцем.

    4. Приезд в «Божий храм».

    5. Дорога к избушке.

    6. В избушке.

    7. Пробуждение от сна.
    8. Обращение автора.


    4.Закрепление темы.
    Цель: развитие мышления, воображения школьников, умение применять изученный материал.
    1. Подчеркните слова символы: ( Слайд №7)
    а) синей чертой, символизирующие смерть;
    б) красной чертой, символизирующие жизнь.
    Луна, зеркало, кони, гроб, снег, ворон, огонёк, метель, вьюга, крест, свет, голубок, мертвец, петух, колокольчик.
    2. Сколько раз в тексте мы встречаем слова? ( Слайд №8)
    а) луна (--); (2)
    б) ночь (--); (-) (полуночь, впотьмах)
    в) степь (--); (1)
    г) любовь (--). (1)
    3. Найдите в тексте баллады рифмы к словам: ( Слайд №9)
    Уголок_ («мирный уголок»)
    Круг _ («туманный круг»)
    Двор _ («широкий двор»)
    Свет _ («свет – судья лукавый», «лунный свет, бледен и унылый»)
    Голубок _ («белоснежный голубок», «голубочек белый»)
    Храм _ ( «Божий храм»)
    4. Вставьте пропущенные слова: ( Слайд №10)
    1. Что же твой, Светлана, …,
    …муки?
    2. Снег на солнышке…
    Пар … тонкий…
    3. В тонкий … окна
    Светит …денницы;
    4. Здесь …- лживый сон;
    Счастье - …
    5. …весёлость, как была,
    Дней её …
    5.Дополните слова сравнениями из текста баллады «Светлана»: ( Слайд №11)
    а) колокольчик –
    б) Светлана –
    в) мрак –
    г) судьбина –
    д) путь –
    е) день –
    ж) свет –
    5.Задание на дом. ( Слайд №12)
    Цель: способствовать развитию речевых способностей у учащихся, внимания, мышления, памяти и воображения, побуждение познавательного интереса к произведению и дальнейшей работой над ней.
    - Ребята, дома вы должны будете ответить на вопросы:
    1. Какой «баллады толк» дает автор? Что является, как утверждает автор, счастьем, а что несчастьем?
    2. Почему автор назвал балладу «Светлана»? О чём говорят последние строчки произведения?

    Приложение №1
    Схема баллады:
    1. Светлана гадает.
    2. Сон Светланы.
    3. Поездка с незнакомцем.
    4. Приезд в «Божий храм».
    5. Дорога к избушке.
    6. В избушке.
    7. Пробуждение от сна.
    8. Обращение автора.

    Приложение №2

    Таблица
    Схема баллады Звукопись Цветопись Состояние Светланы
    звук источник цвет источник
    1. Светлана гадает.
    1) «Мертвое молчание»; 1)«чуть лиет сиянье»; 1) свечка; «Робость в ней волнует грудь»
    2. Сон Светланы.
    1)треск;
    2)крикнул жалобно;
    3) стук; 1) огонёк;
    2) сверчок;
    3)замок (кто-то) 1) блеск;

    3)глаза (кого-то); «Страх туманит очи», «Чуть Светлана дышит». «Занялся от страха дух».
    3. Поездка с незнакомцем.
    1)пышут ноздрями;
    2) «поднялася»; 1) кони;

    2) вьюга; 1)чуть «блестят»;
    2) бледен и унылый;
    1) поляны;
    2) «милый»; «Сердце вещее дрожит»
    4. Приезд в «Божий храм».
    1) «двери отворились»; 1) ветер; 1)яркий свет;
    2) чёрный;
    3)«бледен»;
    1)«паникадил»;
    2) гроб;
    3) «друг»; «Пуще девица дрожит»
    5. Дорога к избушке.
    1)«метелица»;
    2) каркает; 1)«кругом»;
    2) ворон; 1) чёрный;
    2) брезжит; 1) «вран»;
    2)огонёк; «В страшных девица местах»
    6. В избушке.
    1)всё утихло;
    2) «страшное молчанье»;
    3) стон;
    1) мертвец; 1)«слабо тлится»;
    2)бело-снежный;
    3) мрачнее ночи; 1) свечка;
    2) «голубок»;
    3) лик мертвеца; «Девица дрожит»
    7. Пробуждение от сна.
    1)«шумно бьёт крылами»;
    2) гремит; 1)петух;
    2) колокольчик; 1) светит;
    2) блестит;
    3) алеет; 1) луч
    (денницы);
    2)снег;
    3) пар; «Светланин дух смутен сновиденьем»
    8. Обращение автора. « В ней душа как ясный день;
    Ах! Да пронесется» «Будь вся жизнь её светла» « Улыбнись моя краса»
    Используемая литература:
    1.Русская словесность: фольклор и литература. Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. – 3-е изд., - Алматы: Атамура, 2010.
    2. Русская словесность. Дидактический материал: Для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. Алматы: Атамура, 2001.
    3. Русская словесность: фольклор и литература. Методическое руководство: Для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. – Алматы: Атамура, 2001.
    Категория: Разработки уроков | Добавил: комбусто (01.05.2014) | Автор: Исмаилова Наталья Усеиновна E
    Просмотров: 3314 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]