Конспект урока по литературе к теме «В.А.Жуковский «Светлана»
Исмаилова Наталья Усеиновна Предмет: русская литература Класс: 5 Тема урока: В.А.Жуковский «Светлана». Оборудование урока: компьютер, видеопроектор, экран.
Материалы к уроку, подготовленные учителем: Презентация к разным этапам урока Таблица Методические приемы: беседа с учащимися по вопросам, выразительное чтение, анализ баллады, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы. Ход урока. 1.Организационный момент. (Слайд № 1) Цель: подготовка класса к восприятию темы и к общению; создание условия для проведения урока. - Ребята, сегодня мы будем изучать балладу В.А.Жуковского «Светлана». Запишем тему урока и эпиграф к нему. «Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль…» (Слайд № 2) 2.Проверка домашнего задания. Цель: проверить знание и понимание баллады «Светлана»; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать учеников к учебной деятельности. - Ребята, дома вы должны были прочитать балладу «Светлана», определить из скольких частей она состоит, и озаглавить каждую из них. (Выслушать всех учащихся выбрать оптимальный вариант записать ). 1. Составление схемы баллады. (Приложение №1) 3.Изучение новой темы. Цели: Образовательные: учить анализировать текст, прослеживать основную мысль автора в произведении. Развивающие: способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся; формировать самостоятельную познавательную деятельность. Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство прекрасного, умение ценить любовь, верить в светлое, доброе, высокое. Слово учителя о великом русском писателе В.А.Жуковском. Чтение теоретического материала. (стр.87) - Кому принадлежат строчки из нашего эпиграфа? (Слайд № 2) «Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль…» (А.С.Пушкину) - Баллада – это… (Слайд № 3) - Чем отличается баллада от сказки? - Где впервые появилась баллада? Докажите, что «Светлана» В.Жуковского - это баллада. - Что делали девушки в «крещенский вечерок»? (Слайд № 4) ( гадали) - Кто главная героиня баллады? ( Светлана) (Слайд № 5) 1. Выпишите все прилагательные из баллады, которые характеризуют Светлану. (молчаливая, грустная, милая, одинокая) Найдите в тексте её описание. («Молчалива и грустна Милая Светлана»; «Вот красавица одна»
«Я с тобой, моя краса») 3. Как автор относится к своей героине? Найти слова в тексте. (« Улыбнись, моя краса» О! Не знай сих страшных снов Ты, моя Светлана…» прочитать отрывок до конца)
Работа над текстом произведения, используя таблицу, содержащую следующее: 1) части, из которых состоит баллада; 2) звукопись; 3) цветопись; 4) душевное состояние героини на каждом этапе баллады. Комментированное чтение и заполнение таблицы. (Приложение №2) (Слайд № 6) Схема баллады Звукопись Цветопись Состояние Светланы звук источник цвет источник 1. Светлана гадает. 2. Сон Светланы. 3. Поездка с незнакомцем. 4. Приезд в «Божий храм». 5. Дорога к избушке. 6. В избушке. 7. Пробуждение от сна. 8. Обращение автора.
4.Закрепление темы. Цель: развитие мышления, воображения школьников, умение применять изученный материал. 1. Подчеркните слова символы: ( Слайд №7) а) синей чертой, символизирующие смерть; б) красной чертой, символизирующие жизнь. Луна, зеркало, кони, гроб, снег, ворон, огонёк, метель, вьюга, крест, свет, голубок, мертвец, петух, колокольчик. 2. Сколько раз в тексте мы встречаем слова? ( Слайд №8) а) луна (--); (2) б) ночь (--); (-) (полуночь, впотьмах) в) степь (--); (1) г) любовь (--). (1) 3. Найдите в тексте баллады рифмы к словам: ( Слайд №9) Уголок_ («мирный уголок») Круг _ («туманный круг») Двор _ («широкий двор») Свет _ («свет – судья лукавый», «лунный свет, бледен и унылый») Голубок _ («белоснежный голубок», «голубочек белый») Храм _ ( «Божий храм») 4. Вставьте пропущенные слова: ( Слайд №10) 1. Что же твой, Светлана, …, …муки? 2. Снег на солнышке… Пар … тонкий… 3. В тонкий … окна Светит …денницы; 4. Здесь …- лживый сон; Счастье - … 5. …весёлость, как была, Дней её … 5.Дополните слова сравнениями из текста баллады «Светлана»: ( Слайд №11) а) колокольчик – б) Светлана – в) мрак – г) судьбина – д) путь – е) день – ж) свет – 5.Задание на дом. ( Слайд №12) Цель: способствовать развитию речевых способностей у учащихся, внимания, мышления, памяти и воображения, побуждение познавательного интереса к произведению и дальнейшей работой над ней. - Ребята, дома вы должны будете ответить на вопросы: 1. Какой «баллады толк» дает автор? Что является, как утверждает автор, счастьем, а что несчастьем? 2. Почему автор назвал балладу «Светлана»? О чём говорят последние строчки произведения? Приложение №1 Схема баллады: 1. Светлана гадает. 2. Сон Светланы. 3. Поездка с незнакомцем. 4. Приезд в «Божий храм». 5. Дорога к избушке. 6. В избушке. 7. Пробуждение от сна. 8. Обращение автора.
Приложение №2 Таблица Схема баллады Звукопись Цветопись Состояние Светланы звук источник цвет источник 1. Светлана гадает. 1) «Мертвое молчание»; 1)«чуть лиет сиянье»; 1) свечка; «Робость в ней волнует грудь» 2. Сон Светланы. 1)треск; 2)крикнул жалобно; 3) стук; 1) огонёк; 2) сверчок; 3)замок (кто-то) 1) блеск;
3)глаза (кого-то); «Страх туманит очи», «Чуть Светлана дышит». «Занялся от страха дух». 3. Поездка с незнакомцем. 1)пышут ноздрями; 2) «поднялася»; 1) кони;
2) вьюга; 1)чуть «блестят»; 2) бледен и унылый; 1) поляны; 2) «милый»; «Сердце вещее дрожит» 4. Приезд в «Божий храм». 1) «двери отворились»; 1) ветер; 1)яркий свет; 2) чёрный; 3)«бледен»; 1)«паникадил»; 2) гроб; 3) «друг»; «Пуще девица дрожит» 5. Дорога к избушке. 1)«метелица»; 2) каркает; 1)«кругом»; 2) ворон; 1) чёрный; 2) брезжит; 1) «вран»; 2)огонёк; «В страшных девица местах» 6. В избушке. 1)всё утихло; 2) «страшное молчанье»; 3) стон; 1) мертвец; 1)«слабо тлится»; 2)бело-снежный; 3) мрачнее ночи; 1) свечка; 2) «голубок»; 3) лик мертвеца; «Девица дрожит» 7. Пробуждение от сна. 1)«шумно бьёт крылами»; 2) гремит; 1)петух; 2) колокольчик; 1) светит; 2) блестит; 3) алеет; 1) луч (денницы); 2)снег; 3) пар; «Светланин дух смутен сновиденьем» 8. Обращение автора. « В ней душа как ясный день; Ах! Да пронесется» «Будь вся жизнь её светла» « Улыбнись моя краса» Используемая литература: 1.Русская словесность: фольклор и литература. Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. – 3-е изд., - Алматы: Атамура, 2010. 2. Русская словесность. Дидактический материал: Для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. Алматы: Атамура, 2001. 3. Русская словесность: фольклор и литература. Методическое руководство: Для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. – Алматы: Атамура, 2001.
|
Категория: Разработки уроков | Добавил: комбусто (01.05.2014)
| Автор: Исмаилова Наталья Усеиновна E
|
Просмотров: 3314
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|