Воскресенье
23.07.2017
07:36
Категории раздела
Разработки уроков [154]
Творчество учителей [34]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 367
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    Конспект урока по русской литературе А.И.Куприн «Гранатовый браслет »и «Олеся »
    Конспект урока по русской литературе 10 класс
    Актюбинская область
    Мартукский район
    Родниковская средняя школа
    учитель русского языка и литературы
    Лукьяненко Надежда Ивановна
    Тема урока: А.И.Куприн «Гранатовый браслет »и «Олеся »
    Общие цели: Способствовать обогащению духовного опыта представлением о настоящей любви, формировать эстетическое восприятие с помощью музыки и литературы. Исследование мотивной структуры повести Куприна «Олеся » через организацию интерактивной групповой деятельности учащихся; Способствовать ориентации в мире знаний о нравственности, осмыслению места человека в системе моральных ценностей эпохи
    Ожидаемый результат: Развивать навык анализа прозаического текста, формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания.
    Виды работ: Работа в группах, в парах, индивидуальная.
    Приветствие: Упражнение "Приветствие в парах по-русски". Поделить на 3 микрогруппы (расчет на 1 и 2,3 )
    Организационный момент.
    Эпиграф: Чтение как пища: польза от него заключается
    не в объеме съеденного, а в количестве переваренного
    Х.-Л. Бальмес

    Слово учителя. Один знакомый на вопрос, почему он не читает на досуге книги, ответил так: «Зачем тратить время на литературу, в которую надо вникать, если хочется просто "отдохнуть мозгами". К сожалению, в современном обществе наблюдается такая тенденция. Исчезло желание учить душу. Люди читают все меньше и меньше, многие мотивируют это тем, что не видят смысла в том, чтобы тратить время на чтение книг, если можно просто посмотреть фильм.
    - Вы согласны с этим утверждением?
    Фильмы передают видение книги режиссером, сценаристом, и оно не всегда является верным. Когда же человек читает книги, он пропускает информацию через призму своего восприятия, а не просто соглашается с чужой интерпретацией. Размышлять и говорить о произведении нужно на языке самого произведения, а не по принципу “нравится – не нравится”. Анализ художественного произведения позволяет освоить текст, пропустить через себя, сделать частью своего опыта, а значит, понять. По-настоящему обидно, что люди перестали любить читать книги. Одно прикосновение к ней для меня – событие, и в тоже время, своеобразный праздник души! По-настоящему верю, что в скором времени вернемся к статусу читающей нации!
    Литературное произведение – это совокупность огромного количества элементов, неразрывно связанных между собой. Достаточно проанализировать один, и в нём, как в капле воды, отразится весь текст. Таким элементом может стать мотив.
    Записывают в тетрадь определение термина «мотив».
    Мотив (от лат. moveo – двигаю, motus – движение) – устойчивый компонент формальной структуры литературного текста. Словесные или образные повторы являются одним из средств, определяющих ритмическое устройство текста.
    «Корзина имен» Называют имена всех главных героев произведений.
    Составляют синквейн по повести Куприна, на выбор учащихся (Олеся, Иван Тимофеевич, Желтков , Вера Николаевна )
    Работа в группах . Группа №1. исследование мотива волшебной сказки.
    Группа № 2. мотив красного цвета
    Группа№3– мотив круга. Аналитическая работа с текстом.
    Отчёт творческих групп (по 5 минут).Защита мини- проектов
    Мы видим, что исследование мотивов повести Куприна позволяет понять ее полнее и глубже. Давайте подведём итоги
    - С чем в повести связан мотив круга, какие несёт функции? Образный ряд круга связан с цивилизацией, несёт отрицательные функции. Вырваться из него – значит восстать против узости определенных представлений.
    - Какой мир характеризует образный ряд красного цвета, какие несёт функции?
    Образный ряд красного цвета характеризует естественный мир, мир природы, и несёт позитивные функции. Однако, оказываясь в другом, чужом для него мире, названные мотивы наполняются иным смыслом. Красный цвет (цвет крови) принимает характеристику зла, а круг (бусы), напротив, становится символом любви. - Почему в конце повести автор соединяет два образных ряда в нитке «дешевых красных бус», подаренных героиней Ивану Тимофеевичу. Ответы детей. (Хотя главные герои никогда не будут вместе, их души навсегда останутся связаны чистой любовью)
    Учитель: «Пересечения подобных лейтмотивных цепочек представляют собой такие места в тексте, где максимально фокусируется его смысл. Лейтмотивы служат очень важным средством композиции образного строя произведения, так как выделяют наиболее значимые образы» (1, с.112). Вот почему важно искать в тексте цветовые повторы, повторы деталей, ситуаций и объяснять, как они формируют смысловую композицию произведения. - Какие два мира противопоставляются в повести? Гармоничный мир природы, мир Олеси, и мир человеческой цивилизации.
    Автор заставляет читателя пережить и тревожный период зарождения любви, и её самые светлые счастливые мгновения и трагические моменты.
    – Почему развитие любви показано в тесной связи с картинами природы? Только вдали от цивилизации можно найти человека, способного любить бескорыстно, преданно. Только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть нравственной чистоты и благородства. - Какая, на ваш взгляд, основная идея повести Куприна «Олеся »?
    Стремление человека быть ближе к природе, её живительным сокам и невозможность в условиях жёстко регламентирующей его цивилизации осуществить эту идиллию. Человек может быть прекрасным, если будет развивать, а не губить данные природой способности. Социальная среда губит лучшие свойства человеческой души, если человек отдаляется от естественного, заложенного в него природой.
    Попробуем установить наличие сходных сюжетных и смысловых моментов. Для этого заполним небольшую сопоставительную таблицу.

    Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения
    «Олеся » «Гранатовый браслет»
    1.Самопожертвование во имя любви 1. Самоубийство во имя любви
    2. Олесю избивают, над ней смеются, ее ругают 2. Желтков подвергает себя
    осмеянию тоже своего рода "толпы" (Олеся становится жертвой беснующейся толпы) (члены семьи Веры Николаевны
    смеялись, читая его письма) 3. Прощальные слова Олеси Ивану Тимофеевичу: 3.Прощальные слова Желткова
    Вере Николаевне: « Дай Бог Вам
    счастья, и пусть ничто
    временное и житейское не тревожит
    «…Ну поезжай с Богом…» Вашу прекрасную душу …»
    4. «Нитка дешевых красных бус, очевидно, 4. Гранатовый браслет по просьбе
    Желткова повешен на икону.
    нарочно повешенная на угол оконной рамы». Браслет – вещь, которая
    свидетельствовала о благоговении,
    Бусы – «единственная вещь, которая осталась вечном и преклонении и рабской
    преданности
    на память об Олесе и об ее нежной, великодушной предмету любви Желткова – Вере Николаевне
    любви»
    5. Уход Олеси из леса 5. Уход Желткова из жизни

    На примере нашей таблицы мы смогли убедиться в том, что повесть «Олеся »и рассказ «Гранатовый браслет» действительно имеют сходные сюжетные и смысловые моменты. Заметим, что эти два произведения разделяют тринадцать лет! Именно через тринадцать лет после написания «Олеси» Куприн возвращается к теме «невозможности любви» в «Гранатовом браслете». И если в «Олесе» главные герои могли любить друг друга некоторое время и быть счастливы, то в «Гранатовом браслете» показана всего лишь безответная любовь Желткова.
    Тестирование по творчеству Куприна.
    1. Символ – это:
    а) поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления;
    б) подробность пейзажа, портрета, интерьера, выделенная писателем с целью подчеркнуть ее особенное, избирательное значение; в) слово или оборот в иносказательном значении; г) художественный прием, основанный на преувеличении.
    2. Конфликт художественного произведения – это:
    а) ссора двух героев; б) столкновение, противоборство, на которых построено развитие сюжета;
    в) наивысшая точка развития сюжета; г) неприятие произведения критиками и читателями.
    3. Композиция это:
    а) эпизод литературного произведения; б) организация отдельных элементов, частей и образов художественного произведения; в) основной вопрос, поставленный в литературном произведении; г) столкновение, противоборство персонажей.
    4. Кто из героев произведений Куприна в своем монологе несколько раз повторяет евангельское «Да святится имя Твое»? Кому адресованы эти слова?
    а) Соломон – Суламифи; б) Желтков – Вере Шеиной; в) Желтков – Богу; г) Ромашов – Шурочке.
    5 Кто из героев Куприна, подобно А. Болконскому из романа Л. Толстого «Война и мир», мечтает о подвиге?
    А) Иван Тимофеевич («Олеся »); б) Ромашов («Поединок»); в) Николаев («Поединок»); г) Соломон («Суламифь»).
    6.О какой героине А.Куприн говорит, что в ней живут сразу «два человека: один с сухим эгоистичным умом, другой – с нежным и страстным сердцем»?
    а) Об Олесе («Олеся»); б) о В. Шеиной («Гранатовый браслет»); в) о Шурочке («Поединок»); г) об А. Шеиной («Гранатовый браслет»).
    7. С каким музыкальным произведением у Веры Шеиной, героини повести Куприна «Гранатовый браслет», слова: «Да святится имя Твое»?
    а) «Лунная соната» Бетховена; б) «Реквием» Моцарта; в) «Прелюдия» Шопена; г) «Соната № 2» Бетховена.
    8. Какой художественной деталью завершается повесть Куприна «Олеся »?
    а) письмо к возлюбленному; б) букет полевых цветов; в) косынка Олеси; г) нитка красных бус.
    9. Кому из героев рассказа Куприна «Гранатовый браслет» принадлежат следующие слова: «Любовь должна
    быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться»?
    а) князю Шеину; б) чиновнику Желткову; в) генералу Аносову; г) Вере Шеиной.
    10.Почему расстаются герои повести А. Куприна «Олеся »?
    а) Иван Тимофеевич уехал в Петербург по делам службы; б)Олеся полюбила другого человека; в) Олесю вынуждают покинуть родные места; г) урядник обвинил Олесю в воровстве.

    Ключ к тесту: 1-а, 2-б, 3-б, 4-б, 5б, 6-в, 7-г, 8-г, 9-в, 10-в

    Обобщение урока.
    Из купринских наблюдений вытекает производная проблема, приобретающая, однако, большое самостоятельное значение. Речь идет о раскрытии сложного взаимодействия между человеком природы («естественным человеком») и «человеком общества», о соотнесении стихии и культуры. С таких позиций рассматриваются Куприным вечные вопросы добра и зла, чувства и мысли, деяния и мечты. Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе.
    Мы провели параллель между повестью «Олеся »и рассказом «Гранатовый браслет» и убедились, что между ними во многом существует прямая связь. То, что в раннем творчестве Куприна (имеется в виду его повесть «Олеся ») было просто уходом из леса, то уже в «Гранатовом браслете» становится уходом из жизни. Возможно, ключ к пониманию этого «перехода» нужно искать в системе мировоззренческих взглядов самого писателя.
    Домашнее задание: Написать миниатюру «Любовь в произведениях Куприна». Подготовить сообщение о создании повести «Поединок». Повесть «Поединок » прочитать

    Приложение

    Мотив волшебной сказки
    Имя главного героя (Иван) выбрано не случайно. Как в волшебной сказке, герой отправляется в лес и почти сразу чувствует, что «время медленно и бесшумно проходит мимо». Заблудившийся герой словно выпадает из своего реального мира, попадая в чужой, отрезанный от людей («из вашего болота во веки веков не выберешься»), но совершенно не опасный, в отличие от настоящей сказки, мир. Сама героиня представляется Ивану Тимофеевичу Аленой. Невольно вспоминаются сказочные персонажи – сестрица Аленушка и братец Иванушка. В этой паре, кстати, девушка мудрее и смелее младшего брата. В волшебных сказках на границе между «своим» и «чужим» мирами героя обычно встречает баба Яга. У Мануйлихи «все черты бабы Яги, как ее изображает народный эпос, были налицо». Главный герой описывает ее «худые щеки, втянутые внутрь, …острый, длинный, дряблый подбородок, …провалившийся беззубый рот, … выцветшие голубые глаза». Все вещи в доме «колдуньи» также имеют сходство с атрибутами бабы Яги: есть «огромная облупившаяся печка», по стенам висят «пучки засушенных трав, связки сморщенных корешков». Подобно сказочной старухе, Мануйлиха обладает некой сверхъестественной силой: умеет гадать и предсказывать судьбу. Кстати,«образов в переднем углу не было», что также говорит о ее связи с темными силами. Наконец, живет Мануйлиха со своей внучкой в «сказочной избушке на курьих ножках». В волшебных сказках, попадая в «чужой» мир, главный герой, как правило, преодолевал нелегкие испытания. Лесной мир ничем не угрожает Ивану Тимофеевичу, ему все же придется выдержать испытание любовью, которая придет к герою вместе с наступившей весной, превратившись «в какую-то волшебную, чарующую сказку». Если сказочному герою плохо в «чужом» мире, а в «своем» уютно и спокойно, то Ивану Тимофеевичу, напротив, хуже в привычном пространстве. Его тянет в лес, к Олесе, где герой наслаждается «светом, теплом, радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любви». Мир Олеси - лес, свободное и родное пространство. Город, где все «толкаются, шумят, бранятся», для нее чужой. В нём «воздуху не хватает», а люди «внизу живут, под самой землей, в сырости и холоде» и «солнца у себя в комнате круглый год не видят». Это напоминает описание «чужого» мира волшебной сказки. Если в сказке мотив бесовства связывают с миром леса, то в повести Куприна жесток и страшен мир людей: «кипящий вихрь человеческих физиономий», «озверевшая толпа беснующихся баб», а «площадь кишмя» кишит «пьяным, галдящим народом». Любовь лесной красавицы останется для Ивана Тимофеевича лишь чудесной сказкой («Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви»): он не выдержит испытания.

    Мотив красного цвета
    С появлением в повести Олеси («из тех девушек, которых издавна на Руси называли «красна девица») впервые возникает мотив красного цвета. Он характеризует как саму героиню, так и ее мир - мир природы. В лесу героя встречает тропинка, «чуть розовевшая на вечернем солнце», а «голые, облупившиеся стволы были окрашены багровым отблеском догорающей зари». Да и саму героиню автор «одевает» в «красный кашемировый платок» и в красную юбку. Олеся так же, как и ее яркая одежда, выделяется из общего мира, она не похожа «на местных дивчат. При первой встрече она держит в руках трех зябликов «с красными шейками». Опять мотив красного цвета связывает главную героиню с природой. Описывая время любви, герой говорит: «До сих пор вместе с прекрасным обликом Олеси живут с неувядающей силой в моей душе эти пылающие вечерние зори …»
    Но как только Олеся побывала в чужом для нее мире, красный цвет принимает характеристику зла, боли, крови, позора и непонимания, то есть совсем не то, что значил этот цвет в мире Олеси. «Лицо Олеси пылало лихорадочным румянцем,…длинные красные ссадины изборождали ее лоб, лицо, шею». Иван Тимофеевич после исчезновения Олеси находит в опустевшей хате оставленную ему на память нитку красных бус — единственную вещь, которая осталась на память «об её нежной, великодушной любви». Этот подарок – символ ее негаснущей любви. Каждая бусинка как огонек этой любви.
    Мотив круга
    Впервые мотив круга появляется, когда герой случайно попадает на «большое круглое болото» к Мануйлихе. Не зря автор дает болоту именно характеристику круга. В данном контексте круг – это что-то замкнутое, безвыходное. Мир Мануйлихи и ее внучки именно такой. В то же время здесь мотив круга несёт в себе и некую оградительную функцию, охраняя людей, отличающихся от остального, враждебного им общества. В описании Ивана Тимофеевича и пространства, в котором он живет, доминирует мотив круга. У героя «фиолетовые круги перед глазами» – признак замкнутости и безвыходности. Во время болезни Иван Тимофеевич «видел целые гирлянды из человеческих физиономий», а ведь гирлянда – это тоже круг. «Кипящий вихрь человеческих и звериных фигур, ландшафтов, предметов» мучает героя. Он видит «ровный круг, отбрасываемый лампой», понимая, «что в этом спокойном круге с нечеткими краями притаилась безмолвная, однообразная, таинственная и грозная жизнь». Здесь круг символизирует угнетение, хаос, нагоняет страх. «Светлый круг на темном потолке все-таки пугал меня затаенной зловещей угрозой». Попадая в «чужой» мир, Олеся столкнулась с непониманием, унижением, насилием и позором. Мотив круга здесь связан с понятием несвободы. Да и сам Иван Тимофеевич, находится в узком кругу – кругу определенных представлений о жизни. Мотив круга развивается и в разговоре Ивана Тимофеевича и Олеси о венчании. «Священник вокруг аналоя будет водить… на голову тебе наденут венец…». Да и обряд венчания невозможен без колец. Но церковь, могущая соединить влюбленных героев, напротив, несет беду. Толпа «беснующихся баб» создала вокруг Олеси, пришедшей на обедню, тесный круг, в котором ей страшно и больно. Она пытается пройти сквозь «живое ужасное кольцо», чудом выскальзывает «из этого клубка».
    Завершается история любви также мотивом круга. Он появляется не только в горизонтальном, но и в вертикальном пространстве. «Внезапный вихрь закрутил…столбы пыли… Огромный град, с грецкий орех величиной, стремительно падал на землю». Стихия несет возмездие обидчикам Олеси, но и окончательно разлучает двух влюбленных.
    Категория: Разработки уроков | Добавил: Надежда (22.06.2014) | Автор: Лукьяненко Надежда Ивановна E
    Просмотров: 3851 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 5
    5  
    Сопоставительный анализ на уроке литературы - важная вещь. Именно на таких уроках дети осознают, что герой литературного произведения не картинка в учебнике, не картонная кукла, а вполне живой человек со своими эмоциями, переживаниями, чувствами. Именно такие уроки учат мыслить и сопереживать. У Вас всё получилось. Удачи!

    4  
    Куприн - гений! Рассказать о любви так, как сделал он, мало кому удавалось... "Любовь сильнее смерти"... Ведь так и есть, любовь - смысл существования всего живого на этой планете! Спасибо, Надежда, за урок!

    3  
    Восхищаюсь Вашей смелостью. Вы отдаете на суд трудный для учителя урок: за один час на примере двух самостоятельных произведений показать эстетическую систему писателя. Тщательно расписан материал урока, но не ясна форма деятельности учеников. Спасибо.

    2  
    Замечательная разработка. Каждый этап продуман и расписан.

    1  
    Каждый этап урока продуман до мелочей. Думаю, что ваши ученики почувствовали важность чтение художественного произведения, важность чистой любви. Спасибо вам за ваш титанический труд. Использую при планировании урока ваши тесты. С уважением Рушанова К.Р.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]