Вторник
09.03.2021
08:49
Категории раздела
Разработки уроков [171]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 419
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    Литературный вечер
    ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕЧЕР
    « Поэт в России – больше, чем поэт…»
    Е.Евтушенко

    Цель: показать преемственность, существующую между русской поэзией разных эпох;
    доказать относительность и подвижность границ литературных направлений.

    Задачи:
    • повторить важнейшие элементы романтизма как мировосприятия и романтической
    эстетики;
    • отметить связь романтической культуры с кризисными эпохами истории;
    • обнаружить черты романтизма в текстах авторских песен; сосредоточить
    внимание учащихся на ключевых образах современной песенной поэзии;
    • на основе гражданской лирики XIX – XX веков дать понятие о пути развития
    образа Свободы в русской литературе, роли поэзии в формировании
    национального сознания.

    Сверхзадача:
    сформировать мнение учащихся о роли прогрессивной литературы в
    жизни общества; способствовать развитию нравственного потенциала учащихся;
    осуществлять воспитание духовно и политически грамотной личности.

    Эпиграф
    … Горька судьба поэтов всех времен…
    В.Кюхельбекер
    … На свободное место пророка
    Заступают одни мытари…
    И.Моисеева
    … Я тот же, что и был, и буду весь мой век!
    Не скот, не дерево, не раб,
    Но Человек!
    А.Н.Радищев

    Ход мероприятия
    Звучит «Маленькая ночная серенада» Моцарта.
    Ведущие зажигают свечи.

    1 ведущий

    8 февраля 2012 года исполнилось 175 лет со дня смерти величайшего русского поэта
    Александра Сергеевича Пушкина.
    177 лет в русской литературе нет человека, которого называли «солнцем русской поэзии»,
    основоположника современного русского литературного языка; но Пушкин продолжает
    жить в сердце и памяти народа.
    Пушкин – великий поэт, корифей, гений…

    2 ведущий

    1790 год. Россия. В связи с паникой, вызванной событиями Французской революции,
    последовал арест Александра Николаевича Радищева, автора книги «Путешествие из
    Петербурга в Москву». Екатерина II назвала Радищева «бунтовщиком, хуже Пугачева»,
    так как книга представляла собой (как и сама Французская революция) радикальное
    приложение рассудка Просвещения и слезного пафоса сентиментализма к общественному
    быту.
    По пути в ссылку Радищев написал с неожиданно мрачным юмором:

    1 чтец Дорогу проложить,
    Где не бывало следу,
    Для борзых смельчаков
    И в прозе и в стихах,
    Чувствительным сердцам
    И истине я в страх
    В острог Илимский еду.

    Звучит музыка Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель»: полонез, вальс.

    1 ведущий

    Радищев попал в точку. Дорога была проложена для многих, смельчаки «и в прозе и в
    стихах», как выразился он с наивной угловатостью старинного слога, находились
    вновь и вновь. Это тоже одна из закономерностей русской культуры.

    2 ведущий

    Примерно через 100 лет В.Г.Короленко скажет, что каждому русскому писателю у врат
    рая будет задан вопрос: сколько лет он отсидел за правду?
    От самого ареста Радищева, через все ссылки Пушкина, через солдатчину Полежаева и
    каторгу Достоевского – к расстрелу Гумилева и лагерным писательским судьбам Клюева,
    Мандельштама, Заболоцкого идет одна линия.

    Звучит музыка С.Рахманинова из концерта № 2 для фортепиано с оркестром.

    2 чтец Любовь и тайная свобода
    Внушали сердцу гимн простой,
    И неподкупный голос мой
    Был эхо русского народа.
    (А.С.Пушкин «К Н.Я.Плюсковой»)

    1 ведущий

    Поэт для русского восприятия прежде всего мученик. Высший трагизм, рождающийся из
    проблематики Революции, из ее внутренних бездн, приобретает в основанной Пушкиным
    русской поэтической традиции совершенно особое, ни с чем не сравнимое значение.
    1 чтец Зависеть от властей,
    Зависеть от народа –
    Не все ли нам равно?
    Бог с ними.
    Никому
    Отчета не давать,
    Себе лишь самому
    Служить и угождать…
    (А.С.Пушкин «Из Пиндемонти»)
    2 ведущий

    Образ лучшего поэта революционной Франции, вдохновленного Революцией и
    Революцией казненного, сложившего голову под самый конец Террора, как жертва за
    всех, после поглощения которой бездна Смерти закрывается, - образ Андре Шенье.
    По нормам своего времени Пушкин называл его Андреем Шенье, а некоторые поэты
    ХХ века – О.Э.Мандельштам, М.И.Цветаева – в подчеркнутом следовании примеру
    Пушкина. Это русское имя – Андрей, русская культура словно усыновила его.

    2 чтец Гордись и радуйся, поэт!
    Ты не поник главой послушной
    Перед позором наших лет;
    Ты презрел мощного злодея;
    Твой светоч, грозно пламенея,
    Жестоким блеском озарил
    Совет правителей бесславных;
    Твой бич настигнул их, казнил
    Сих палачей самодержавных.

    Звучит песня А.Пугачевой «Монолог» на стихи М.Цветаевой

    1 ведущий

    Позиция Андрея Шенье, в дни страданий сошедшего с кровавой плахи в мир теней,
    близка Пушкину. Как поэт, он не может не любить Свободу, радуется посрамлению
    «гордыни» власти и прославляет гражданский аспект Свободы, который Революция
    провозглашает как главенствующий.

    1 чтец Я славил твой священный гром,
    Когда он разметал позорную твердыню
    И власти древнюю гордыню
    Развеял пеплом и стыдом…

    2 ведущий

    Пушкин верил, что душа поэзии, то есть та же Свобода, несовместима с духовной
    атмосферой, распространяемой казнями. Все ссылки и гонения на свободу слова
    Пушкин пережил стоически. Так же, как и Андрей Шенье, Пушкин сложил голову,
    сражаясь с темной властью зависти, сплетен. Он не потерпел вмешательства в личное
    пространство семьи, дома.
    Смерть вознесла Пушкина на невиданно высокий нравственный пьедестал, обнажила
    низменные интересы правящего сословия и ничтожность врагов его таланта.

    2 чтец Я скоро весь умру. Но, тень мою любя,
    Храните рукопись, о други, для себя!
    Когда гроза пройдет, толпою суеверной
    Сбирайтесь иногда читать мой список верный,
    И, долго слушая, скажите: это он;
    Вот речь его. А я, забыв могильный сон,
    Взойду невидимо и сяду между вами,
    И сам заслушаюсь, и вашими слезами
    Упьюсь… и, может быть, утешен буду я…

    1 ведущий

    Можно убить поэта, но нельзя убить Поэзию. Столетие спустя О.Э.Мандельштам,
    добиваясь помилования нескольких человек, приговоренных к казни, пошлет Н.И.
    Бухарину свой поэтический сборник с надписью: «Каждая строчка этих стихотворений
    говорит против того, что Вы намереваетесь сделать».
    Поэзия не может дышать воздухом казней. Уживаться с этим воздухом, а значит,
    составлять с ним единое целое – это самоубийство поэзии.

    2 ведущий

    Были, конечно, русские поэты, отступившие от пушкинского исповедания веры; самый
    большой из этих апостатов – Маяковский, которому никак не откажешь в величии.
    Но готовность славить насилие есть убийство Поэзии в себе.

    3 чтец «Товарищ Ленин,
    я Вам докладываю
    не по службе,
    а по душе.
    Товарищ Ленин,
    работа адовая
    будет
    сделана
    и делается уже.
    Освещаем,
    одеваем нищь и оголь,
    ширится добыча
    угля и руды…
    А рядом с этим,
    конечно,
    много,
    много
    разной дряни и ерунды.
    Устаешь
    отбиваться и огрызаться.
    Многие без Вас
    отбились от рук.
    Очень много
    разных мерзавцев
    ходят по нашей земле
    и вокруг.
    Мы их
    всех,
    конечно, скрутим,
    но всех скрутить
    ужасно трудно…»

    1 ведущий

    Зависимость и преданность в те годы казались уместными не только Маяковскому.
    Всеобщее восхищение партией и ее вождями заставляло поэтов забыть обо всем на
    свете, объединиться порывом веры и восторга и – поклоняться, возвеличивать,
    превозносить…

    4 чтец Опять я склонился к зеленой сосне.
    Вдруг серые волки подкрались ко мне:
    Раскрыли клыкастые пасти –
    Вот-вот растерзают на части!
    Не мог шелохнуться от ужаса я…
    Мамочка, мама, голубка моя!
    Но Сталин узнал, что в лесу я стою,
    Разведал, услышал про гибель мою
    И танк высылает за мною,
    И мчусь я дорогой лесною…

    2 ведущий

    Это стихотворение из «Библиотеки для чтения» в 40-е – 50-е годы ХХ века знал каждый
    первоклассник. Лев Квитко, известный детский поэт, автор этих стихов, был расстрелян
    в начале 50-х годов – поклонение «отцу народов» и восхваление его в массовой печати
    не являлось индульгенцией, спасающей от уничтожения.

    1 ведущий

    В чудовищной мясорубке сталинских репрессий сложили головы известнейшие поэты
    начала ХХ века – Николай Клюев и Осип Мандельштам. В изгнании оказались крупнейшие писатели и поэты: Иван Бунин, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Константин Бальмонт, Георгий Иванов, Ирина Одоевская, Аркадий Аверченко, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Александр Куприн, Марина Цветаева…

    Звучит песня группы «Наутилус Помпилиус» «Разлука».

    2 ведущий

    Некоторые из эмигрантов вернулись на родину. Среди них – Марина Цветаева. «В России все теперь чужое. И враждебное мне. Даже люди. Я всем чужая», - писала Цветаева Ирине Одоевцевой.

    5 чтец О, дни, где утро было рай,
    И полдень рай, и все закаты!
    …Куда ушли, в какую даль вы?
    Что между нами пролегло?

    6 чтец Муж в могиле,
    Сын в тюрьме.
    Помолитесь обо мне.

    1 ведущий

    Автор этих стихов – Анна Андреевна Ахматова. Ее называли «Пушкиным ХХ века», сравнивали с древнегреческой поэтессой Сафо, отмечали перекличку ахматовской лирики с великой поэзией 19 века.
    Свою первую награду за вклад в литературу – Международную премию «Этна Таормина» - Ахматова получила в 1964 году. Поэтессе было уже 75 лет, она жила бедно, бесприютно, на попечении чужих людей. У Ахматовой не было даже приличной одежды, и в заграничную поездку ее одевали «всем миром» друзья и знакомые.

    2 ведущий

    Ахматова не умела жаловаться, просить, всегда довольствовалась тем малым, что имела. Корней Чуковский, вспоминая об Ахматовой, говорил, что у нее была царственная осанка, «нерушимое чувство уважения к себе, к своей высокой писательской миссии». И такая же царственная, по утверждению журналиста Евгения Дюбина, она лежала в гробу: выполнившая на земле свою миссию, стойко вынесшая жизненные испытания, простившая своих палачей, несломленная, признанная во всем мире…

    6 чтец В этой жизни я не много видела,
    Только пела и ждала,
    Знаю: брата я не ненавидела
    И сестры не предала.

    Отчего же Бог меня наказывал
    Каждый день и каждый час?
    Или это ангел мне указывал
    Свет, невидимый для нас?
    1 ведущий

    Историк Натан Эйдельман считал, что поэзию ХХ века через десятилетия будут изучать как историю Советского Союза, чтобы познать не только факты и логику, но и дух, нерв отлетевшей эпохи. Этим «нервом эпохи» была и авторская песня 60-х – 80-х годов.

    Звучит песня В. Высоцкого «Охота на волков»

    7 чтец У поэта соперников нету
    Ни на улице и ни в судьбе,
    И когда он кричит всему свету,
    Это он не о вас – о себе.

    Руки тонкие к небу возносит,
    Жизнь и силы по капле губя,
    Догорает, прощения просит:
    Это он не за вас – за себя.

    Но когда достигает предела
    И душа отлетает во тьму…
    Поле пройдено. Сделано дело.
    Вам решать: для чего и кому.

    То ли мед, то ли горькая чаша,
    То ли адский огонь, то ли храм –
    Все, что было его, - нынче ваше.
    Все для вас. Посвящается вам.
    Булат Окуджава
    2 ведущий

    Моральная сила Пушкина, значимость его жизни как примера служения Музе, Свободе и народу всегда будут вдохновлять новых поэтов, указывать верные направления как в творческой жизни, так и в общественной.

    (все чтецы хором)

    Полюбим наш век,
    Позабыв отупенье.
    Отбросим игрушки
    Сошедших с ума!
    Да здравствует разум!
    Да здравствуют музы!
    Да здравствует Пушкин!
    Да скроется тьма!
    Категория: Разработки уроков | Добавил: Селена29 (09.11.2014) | Автор: Легкодымова Елена Владимировна E
    Просмотров: 1111 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    0
    1 vlfdimir   [Материал]
    Содержательный материал разработки. Способствует духовно-нравственному развитию учащихся и привитию интереса к поэзии. Хорошо.Спасибо,с уважением Нина.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]