КГУ «Средняя школа имени М.О.Ауезова» Имахан Кульзира Советханқызы-учитель русского языка и литературы Тема урока: М.Ю.Лермонтов – певец свободы Поэма «Беглец» Цель: познакомить с творчеством поэта, с поэмой «Беглец» Задачи урока: 1) с новыми сведениями из жизни и творчества поэта, 2)создать условия ученикам для исследовательской работы и помочь ученикам при изучении нового материала 3) развивать умения и навыки выразительного чтения, грамотно выражать свои мысли, анализировать лирические произведения; развивать творческое и ассоциативное мышление, • 5) воспитывать любовь к литературе, к природе, родине, уважение к человеку. МЕТОДЫ и ПРИЕМЫ: частично-поисковый, прием «Идеальный опрос»,»Верные и неверные утверждения» Методы обучения : работа в группах, коллективная работа, индивидуальная работа, выразительное чтение. ОБОРУДОВАНИЕ: Компьютерный класс, презентация, видеоматериал по творчеству М.Ю.Лермонтова ,отрывки поэмы,музыка для релаксации
Этапы работы Содержание этапа Деятельность участников Время
I .Организация начало урока Мотивация. Психологический настрой на работу. «Школа вежливости» Ученикам раздаются карточки со словами: «здравствуйте», «простите», «будьте любезны», «не стоит благодарности», «очень приятно», «очень рад», «всего вам доброго», «не стоит труда», «спасибо», «пожалуйста» и т.д. Цель: создать условия, позволяющие ученикам раскрывать глубину и радость вежливого общения.
Ученики друг другу произносят вежливые слова
Отчёт дежурного. Деление на группы на 1,2,3
1 мин II .Проверка выполнения домашнего задания. Прием «Идеальный опрос» Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (ученики поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо…
Учащиеся сами определяют свою готовность к уроку 5 мин
Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала. Слайд 1 Чей портрет мы видим на экране? Учитель объявляет тему урока. Ученики отвечают ,предлагают свои варианты ответов 5 мин Дети формулируют цели. Стадия вызова Слайд 2 «Верные-неверные утверждения» 1. М.Ю. Лермонтов был счастливым человеком. 2. Лермонтов – настоящая фамилия писателя. 3. Он родился в небогатой семье. 4. Получил прекрасное образование. 5. Его называли продолжателем Пушкина. 6. Ему не удалось сделать карьеру. 7. Был несчастлив в браке. 8. Имел много врагов.
Ученики проставляют минусы и плюсы рядом с утверждениями
2мин. Этап побуждения Видеоматериал о жизни и творчестве поэта Ученики смотрят видеоматериал заранее подготовленный учеником и записывают важные сведения в тетради 8 мин Этап осмысления Работа в группах 1 группа Лермонтов –певец своего народа 2-Лермонтов и Кавказ 3-Лермонтов и Абай
Чтение поэмы «Беглец» (выразительное чтение отрывков поэмы) Опережающее задание читают о Лермонтове (работа по учебнику)
Работа в группе Сообщение по заданию
Учащиеся слушают 8 мин Релаксация Звучит инструментальная музыка «Водопад» − А сейчас сядьте удобнее. Закройте глаза. Ваши руки лежат спокойно и свободно… “Прочь тревоги и заботы. Погрузитесь в раздумья: музыка и звуки волшебницы-природы унесут вас к сверкающему горному потоку. Нигде не найдёте такого спокойствия и безмятежности – только здесь, близ прохладных, чистых вод, легко сбегающих по зелёному бархату замшелых камней. Берега потока устланы многоцветным ковром ярчайших цветов, а лёгкое дыхание ветерка разносит их восхитительные ароматы. В листве высоких деревьев распевают разнообразнейшие птицы. Вы лежите на берегу, глядя в небо, где проплывают пышные облака самых разных очертаний. Это чудное мгновенье может повториться лишь Сверкающей Порой Весны…”. – Открой глаза. Улыбнись себе, соседу. Вам хорошо и спокойно. У.вас хорошее настроение. Итак, вы готовы слушать дальше.
Ученики отдыхают с закрытыми глазами.
2 мин Закрепление новых знаний. Раздается поэма в бумажном варианте, найти каждой группе данную тему и красочно изобразить встречу героя с персонажами
1- группа Встреча Гаруна с другом 2-Встреча Гаруна с невестой 3-Встреча Гаруна с матерью групповая работа 10 мин Рефлексия Слайд 3 Составление синквейна по теме. 2 мин Оценивание Формативное , суммативное Оценивание работы учащихся , групп смайлики 1 мин Информация о д/з задании. Заполнить утверждения Выучить отрывок поэмы «Беглец» Дети пишут задание в дневниках. 1 мин