Урок литературного чтения в 4 классе Тема: М. Пришвин. Лесной доктор. Цель: способствовать формированию знаний учащихся о творчестве М.М.Пришвина, умений анализировать поступки и характер героев, формулировать собственную точку зрения по обсуждаемой проблеме. Планируемые результаты: предметные: уметь прогнозировать содержание произведения, давать оценку героям произведения; личностные: проявлять умение слушать и слышать собеседника, умение правильно излагать свою точку зрения, свою оценку прочитанного; системно-деятельностные: применять умение анализировать текст, определять идею произведения. Тип урока: урок формирования навыков и умений. Оборудование: слайдовая презентация, карточки с заданиями, бумага А4, стикеры, маркеры, сигнальные карты, учебник. Формы работы: фронтальная, групповая Ход урока I. Организационный момент. 1Тренинг Слайд 1 Друзья, я задам вам несколько вопросов, на которые вы должны ответить, поднимая большой палец вверх (отлично) или опуская вниз (плохо). Положительный ответ вы сопровождаете восклицанием: «Во!» - Какие у вас друзья? - А школа? - А учителя? - Класс! - Как ваши дела? - Как настроение? Молодцы! Я рада за вас. 2.Деление на группы: по цвету фишек
II. Мотивация к деятельности. 1.Речевая разминка: Слайд 2 - Прочитайте на одном вдохе: ста – сто – сту-сты, смо – сму – сма-сми, сда – сдо – сду-сды. 2.Ситуация для открытия темы - Сегодня на уроке мы начнем знакомство с произведениями нового раздела учебника. Работа с эпиграфом Слайд 3 Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик- В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… (Ф. Тютчев) - Как вы понимаете слова втора? - Как вы думаете, кому еще могут быть присущи качества, о которых говорит автор, давая характеристику природе? (автор о природе говорит как о человеке) - Кто уже догадался, о чем пойдет речь в новом разделе? Определение названия раздела Работа в группах: - Из слогов составить название раздела учебника (Мы и при-ро-да) Слайд 4
III. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1.Формулировка темы и целей урока - А как вы считаете, чему мы сегодня будем учиться? (Продолжим беседовать о природе, учиться любить природу, наблюдать за ней, чтобы проникнуть в её тайны и секреты ) - Ребята, всем ли природа открывает свои секреты? Какому же человеку она их раскрывает? (Природа может открыть свои секреты только заинтересованному, наблюдательному, любящему природу человеку) -Посмотрите на портрет и прочтите фамилию. Что вы можете сказать о внешнем облике писателя, о его глаза, о чертах лица? (Строгий, серьезный…)Слайд 5 - Послушайте рассказ о М.М. Пришвине, который приготовила Наташа. Эти сведения помогут вам лучше понять его произведения. - Подумайте над вопросом: Какова главная черта его характера? 2.Биография писателя Задание на опережение. Рассказывает подготовленная ученица М.М.Пришвин родился в 1873 году. Прожил 81 год. Родом он был из бедной купеческой семьи, но не смотря на это получил хорошее образование. Работал агрономом, был сельским учителем, библиотекарем. Писать начал в 30 лет. Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в птиц и зверей. Все его произведения проникнуты большой любовью к природе. - Какую черту характера писателя вы выделили? (любовь к Родине, к животным) Именно с чтения его произведения «Лесной доктор» мы начнем разговор о природе.Слайд 6 - Можно ли по названию произведения сказать, о чем пойдет речь? 3. Чтение текста Читает подготовленная ученица. -Понравился ли вам рассказ? - От чьего имени ведется рассказ? - Кто оказался лесным доктором?
IV.Физминутка Слайд 7
V.Закрепление знаний и способов действий 1. Работа в группах 1 группа: Найди на картинках птиц, за которыми наблюдали герои рассказа. Объясните, почему их называют «дупляными»? (воспользуйтесь дополнительным источником) 2 группа: Инсценируйте встречу с пареньками. Дайте им свои советы. 3 группа: Почему дятла сравнили с лесным доктором? Докажите, что он лечил дерево как доктор. 4 группа:С каким музыкальным инструментом сравнил автор вылеченное дятлом дерево.Докажите это, строками из текста и картинкой. 2.Защита работ Взаимооцениваниестикерами (по готовым критериям: красный – ответ полный с доказательствами, синий - ответ без доказательств) Слайд 8 - Чему научил ребят и нас в своем произведении М.М.Пришвин? (Не совершать бездумных поступков, любить, беречь и охранять природу.)
VI. Домашнее задание (по группам) Слайд 9 1 группа: Подготовить дополнительную информацию о дятле 2 группа: Составьте памятку «Охраняй природу» 3.группа: Найдите 4 пословицы об отношении человека к природе 4.группа: Узнайте, какие книги ил рассказы М.Пришвина есть в школьной библиотеке и порекомендуйте их для прочтения одноклассникам.
VII. Рефлексия учебной деятельности Слайд 10 «Анкета»
1.На уроке я работал активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4.За урок я не устал / устал 5.Мое настроение стало лучше / стало хуже 6.Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен 7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным интересным / не интересным Слайд 11