Пятница
26.04.2024
05:54
Категории раздела
Разработки уроков [171]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    Мастерская Льва Толстого. Рассказ «После бала»
    Мастерская Льва Толстого. Рассказ «После бала»

    Учитель русского языка и литературы

    КГУ «Средняя школа №12» г. Сатпаев

    Зинченко Галина Ахаповна

    Задачи: 1) раскрыть жизненные истоки проблематики рассказа, подготовка к сочинению по заданной теме, тренировать учащихся в изложении эмоционально- оценочного высказывания, познакомить учащихся с контрастом, как литературным приемом, позволяющим раскрыть идею рассказа;

    2) развивать навык выделения главного в монологе учителя, отрабатывать умение фиксировать инструкции учителя;

    3) формировать понятие о жизненной позиции Толстого.



    Оборудование: цитата на доске «Лев Толстой был велик не только как гениальный творец, но и как человек, как личность», таблицы, тесты, музыкальные записи, портрет Льва Толстого.





    Ход урока.

    I. Оргмомент.



    ІІ. Вступительное слово учителя (звучит музыка Л. Бетховена «Лунная соната»).

    Он был сплетенье всех корней

    России, ствол ее и крона,

    Певец ее трудов и дней,

    Ее сермяга и корона.

    В нем встретились, схлестнулись в нем

    Ее дворянство и крестьянство,

    В непостоянстве – день за днем –

    Ее живое постоянство.

    Туляк в нем видит земляка,

    Родную душу – парижанин.

    Рабочая его рука

    Своею мощью поражает,

    Своею нежностью, своей

    Неутомимостью, и, право,

    Из-за кустов его бровей

    Глядит колюче наша слава. (Лев Озеров)



    Льва Николаевича Толстого бы не было, если бы мы не читали его. Жизнь его книг – это наше чтение, наше существование в них. Каждый раз, когда кто-то берет произведение Толстого, жизнь этой книги начинается сызнова. И она не та, которою жила книга до сих пор. Книга та же, Толстой тот же, но вот читатель другой. А писатель открыт всем. Он как храм на дороге. Один пройдет мимо, другой зайдет внутрь и ничего не увидит. Третий и увидит, да лишь внешнее золото, а четвертый останется там и побудет.

    Давайте возьмем книгу Толстого, откроем ее и войдем в этот храм – храм Толстого. И вот, войдя в него, вы остались в нем и о чем-то задумались. О чем же? ( О жизни, о смерти, о сущности бытия, о любви, что спасет тебя, о судьбах людских, о красоте человеческих отношений, о жизни праведной и неправедной, о том, как жить, как обрести себя в жизни в славе, чести и бесчестии, о семье)

    Как много всего, о чем вы задумались. Вы пришли в храм Толстого. Пришли и остались. Пришли и задумались. Книги Толстого. Великие люди тоже задумывались и вот что сказали. (Открывается страница «Великие о великом».)

    Ребята читают высказывания о произведениях Толстого, и каждый записывает себе на карточку одно из них, которое кажется наиболее правильным.

    «Какое величественное, глубокое и всестороннее содержание» (И.С. Тургенев)

    «Великие творения, вечные песни, завещаемые из века в век» (А.И. Герцен)

    «Мир еще не знал такого художника» (Томас Манн)

    «Строгая, ни перед чем не отступающая правда» (Н.А.Некрасов)

    «Я старался писать историю народа» (Л.Н. Толстой)

    «Над могилою Толстого даже полдень в звездах сплошь» (С. Поликарпов)

    «Персонажи Толстого, из судьбы – звено в бесконечном опыте человечества, всех людей.



    III. Постановка цели урока.

    Цель наша сегодня – подобрать материалы к сочинению по рассказу «После бала». Работа над сочинением требует от каждого ученика интеллектуально-эмоционального напряжения. Каждый ученик выбирает свою форму изложения, следит за стилем и грамотностью, выписывает для аргументирования нужные цитаты, принимает обоснованные решения. Если всё это выполняется учеником – цель достигнута.



    IV. Объяснение нового материала.

    1.Слово учителя.

    Отправимся в мастерскую художника и постараемся проследить за тем, как постепенно вырастали и оттачивались образы рассказа «После бала».



    2. Рассказ ученика о реальных фактах в сюжете рассказа.

    Были реальные факты, послужившие поводом для написания рассказа «после бала» Варвара Андреевна Корейш была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша. Брат Льва Николаевича Толстого Сергей испытывал чувство влюбленности к этой девушке. Но это чувство быстро угасло после того, как он, весело танцевавший с ней мазурку, на другое утро увидел, как ее отец распоряжался процедурой наказания прогнанного сквозь строй бежавшего из казармы солдата. Этим фактом воспользовался Толстой через пятьдесят с лишним лет в своем рассказе «После бала».



    3. Пересказ ученика статьи Толстого «Николай Палкин».

    Так зарождались образы рассказа. И каждый из нас всегда стремится по-своему запомнить и систематизировать количество имён, характеров, поступков.

    Персонажи «После бала» делятся не на положительных и отрицательных, даже не на хороших и дурных, а на изменяющихся и застывших.

    Способность человека изменяться таит в себе потенциальную возможность нравственного роста.

    Жизнь в рассказе показана в развитии, и для дальнейшего разговора обратимся к определению жанра рассказа. Давайте повторим по теории литературы, чем же отличается рассказ от других прозаических жанров. (Ответы учеников)

    Рассказ – это прозаическое произведение малого объема с динамическим развитием сюжета, небольшое по объему повествование, посвященное обычно одному эпизоду или нескольким событиям из жизни героев произведения. Действующих лиц немного, описываемое событие ограничено во времени, большое значение придается концовке произведения, которая является выводом из рассказанного.

    До начала урока я поделила весь ваш класс на пары, в которых вы будете совместно работать весь урок. Прослушайте , пожалуйста, первое задание для вас, которое вы будете выполнять обоюдно. Напишите в тетрадях тему сегодняшнего урока и составьте план событий рассказа «После бала», соблюдая хронологическую последовательность. В своей группе выберите капитана, кто будет озвучивать ваш ответ.

    1. Разговор на светской вечеринке, где Ивана Васильевича просят рассказать о некоей истории.

    2. Иван Васильевич рассказывает о своей молодости – о бале, на котором он танцевал с Варенькой. Описывается ее отец.

    3. Иван Васильевич у себя дома. Он не может заснуть.

    4. Иван Васильевич наблюдает за наказанием солдата.

    5. Действие возвращается в светский салон, в котором оно и начиналось.



    4. Жизнь Ивана Васильевича на временном отрезке. (Мемуарное письмо)

    Иван Васильевич в начале повествования, сильная влюбленность в Вареньку, бал у губернского предводителя, встреча с отцом Вареньки после бала, сильное разочарование в жизни, угасание любви. (Обозначить цветом)

    Ассоциации «Жизнь Ивана Васильевича после бала».





    5. Беседа.

    а) Почему этот текст по своему жанру является рассказом?

    ОТВЕТ: В центре повествования одно важное событие из жизни героя, один герой.

    б) Какое событие описано в рассказе?

    ОТВЕТ: Бал у губернского предводителя, влюбленность героя и потрясение от случившегося.

    в) Почему автор в заглавии акцентирует внимание на событиях, происшедших после бала?

    ОТВЕТ: Хотя сцена бала описана очень детально и занимает большее количество страниц, после бала происходит событие, изменившее жизнь героя.



    6. Групповая работа по теме: «Контраст, как основной художественный прием рассказа».

    Задание. Провести наблюдения за текстом, зачитать и выписать ключевые слова из эпизодов «На балу» (1ряд) и «После бала» (2 ряд), описание поведения полковника (3ряд).

    Каждый ряд получает свою таблицу для работы. Они у каждого ученика на парте. Во время работы над таблицей используются звуки вальса, барабана и флейты.

    Группы используют единый план.

    а) Краски, цветовая гамма этого эпизода.

    б) описание внешности главного героя эпизода (Вареньки, солдата).

    в) звуки, характер музыки.

    г) психологическое состояние рассказчика.



    «На балу»


    «После бала»

    1. Белое платье с розовым пояском, брильянтовая фероньерка, белые перчатки.


    1. Что-то черное, пестрое, мокрое, красное, черные люди.

    2.


    2.

    3.


    3.

    4.


    4.



    ВОПРОС: Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?

    Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий - это важный прием для достижения идеи рассказа. Эти эпизоды органически связаны друг с другом. Контраст должен показать перелом в душе героя. ( Это состояние было пережито самим писателем.)

    ВОПРОС: Как автор подчеркивает портретное сходство дочери и отца?

    ОТВЕТ: Та же ласковая, радостная улыбка.

    ВОПРОС: Почему любовь героя пошла на убыль?

    ОТВЕТ: так как у главного героя произошел душевный переворот и изменилось мнение о людях.



    V. Разноуровневые тесты.

    Уровень 1.

    Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся может повторить новую информацию.

    1. Отметить верное высказывание.

    А) Сюжет – это рассказ о жизни героя.

    Б) Сюжет – это действия и события из жизни героев.

    В) Сюжет – это действия и события в жизни персонажей, протекающие в пространстве и времени.

    2. Отметить место действия рассказа.

    А) Петербург.

    Б) Москва.

    В) Губернский город.

    Г) Уездный город.

    3. Отметить, от чьего лица ведется рассказ.

    А) Автора.

    Б) Полковника.

    В) Ивана Васильевича.

    Г) Инженера Анисимова.

    4. Отметить, какие чувства испытывает на балу герой рассказа.

    А) Любовь к Вареньке.

    Б) Любовь к Вареньке и ее отцу.

    В) Любовь ко всему миру, потому что любит Вареньку.

    5. Отметить, чем закончилась история любви героя.

    А) Благополучно.

    Б) Любовь пошла на убыль.

    В) Герой резко порвал отношения с любимой.

    6. Отметить тему разговора среди собравшихся слушателей.

    А) Человек не может сам понять, что все дело в среде.

    Б) Для личного совершенствования необходимо прежде всего изменить условия, в которых живут люди.

    В) Бывают такие события, которые круто меняют всю жизнь человека.

    Уровень 2.

    Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся понял и научился применять новые знания.

    1. Отметить, каков тип композиции рассказа.

    А) Рассказ в рассказе.

    Б) Повествование от первого лица.

    В) Последовательное авторское изложение событий.

    2. Отметить верное соотношение эпизодов по объему.

    А) Описание бала и описание экзекуции занимают одинаковое место.

    Б) Описание бала занимает больше страниц, чем описание экзекуции.

    3. Отметить, для чего необходим автору образ рассказчика.

    А) Чтобы придать повествованию достоверность.

    Б) Потому что рассказ от первого лица дает возможность передать чувства и мысли персонажей.

    В) И то, и другое.

    4. Отметить, делает ли рассказчик выводы об увиденном на плацу.

    А) Нет, он не хочет рассуждать.

    Б) Да, он негодует, выступает против произвола.

    В) Нет, он не делает выводов, но вся его дальнейшая жизнь зависит от увиденного.

    5. Описать, какие детали противопоставлены друг другу в приведенных отрывках.

    А) «Когда мы подошли к дверям, полковник отказывался, говоря, что он разучился танцевать, но все-таки, улыбаясь, закинув на левую сторону руку, вынул шпану из портупеи, отдал ее услужливому молодому человеку и, натянув замшевую перчатку на правую руку, – «надо все по закону», – улыбаясь, сказал он, взял руку дочери и встал в четверть оборота, выжидая такт».

    ______________________________________________________________________________________________________________________

    Б) «Особенно умилили меня его сапоги, обтянутые штрипками, – хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носами и без каблуков».



    ___________________________________________________________

    В) «Он спал. Я посмотрел на его уткнутую в подушку и закрытую до половины фланелевым одеялом голову».

    __________________________________________________________

    6. Отметить наиболее точное определение понятия «антитеза».

    А) Антитеза – это сопоставление разных понятий.

    Б) Противопоставление понятий.

    В) Стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления.

    7. Подчеркнуть в приведенных отрывках антитезу.

    А) « Любовь? Любовь с этого дня пошла на убыль. Когда она, как это часто бывало с ней, с улыбкой на лице, задумывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как-то неловко и неприятно, и я стал реже видеться с ней. И любовь так и сошла на нет. Так вот какие бывают дела и отчего переменяется и направляется вся жизнь человека. А вы говорите…».

    Б) «Всю дорогу в ушах у меня то била барабанная дробь и свистела флейта, то слышались слова «Братцы, помилосердуйте», то я слышал самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: «Будешь мазать? Будешь?».

    8. Отметить импонирующее вам утверждение.

    А) В рассказе Толстой протестует против николаевской действительности.

    Б) В рассказе Толстой заявляет о нравственной ответственности человека за происходящее.

    В) В рассказе Толстой призывает бороться против произвола.

    9. Какова роль слушателей в рассказе?

    ____________________________________________________
    _____________________________________________________

    _____________________________________________________



    VI. Итог урока.

    Итог урока подводят ученики по основным моментам урока.

    Что вам понравилось на уроке? Какую цитату вы выписали в начале урока и почему?



    VII. Домашнее задание.

    Составить план к сочинению на тему: «Рассказ «После бала» – реалистическое отражение Толстым действительности».
    Категория: Разработки уроков | Добавил: scool12 (03.03.2014) | Автор: Зинченко Галина Ахаповна E
    Просмотров: 3570 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 комбусто  
    0
    Тщательно продуманный урок, насыщен разнообразием  и объемом заданий. Спасибо! Творческих успехов Вам!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]