Среда
24.04.2024
00:03
Категории раздела
Разработки уроков [171]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    "Мир человеческих отношений. Басня И.А.Крылова "Квартет""
    Мельникова Вера Витальевна,
    Государственное учреждение «Гимназия «Самопознание»»,
    ННПООЦ «Бобек», учитель русского языка и литературы,
    г. Алматы, Казахстан.

    « Мир человеческих отношений».
    По произведению И.А.Крылова. “Квартет”.

    Интегрированный урок
    русской литературы и самопознания в 5 классе

    Цель: 1. Усвоение теоретического понятия “басня”, определение ее жанровых характеристик.
    2. Развитие речи, эмоций, мышления (сравнение сопоставление).
    3. Воспитание уважения к профессиональному отношению к любому делу; отрицание дилетантства;
    воспитание творческой личности, вдумчивого, заинтересованного читателя.
    Тип урока: комбинированный.
    Методы: словесный, наглядный, исследовательский.
    Форма организации: групповая
    Оборудование урока, наглядность: портрет И.А.Крылова, выставка детских рисунков, иллюстрация к басням.

    Ход урока
    1.Организациионный этап.
    Здравствуйте, ребята! Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. А теперь скажем все вместе: “Солнышко, солнышко, мы твои лучи. Быть людьми хорошими ты нас научи! ”
    2.Сообщения темы и цели урока.
    Тема нашего урока «Басня “Квартет” И.А.Крылова. Мир человеческих отношений». К концу урока вы должны знать, что такое басня и ее жанровые характеристики, что такое аллегория, знать историю создания басни, понимать, что к любому делу нужно подходить профессионально.

    3.Изучение нового материала.
    • Слово учителя:
    -Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством И.А.Крылова. На примере простых и мудрых басен мы будем вникать мир человеческих отношений. Мудрый баснописец заговорил на самом простом языке, понятном даже невеждам, чтобы они осознали свои недостатки и попытались искоренить собственные пороки.
    • Работа со словарем
    На уроке нам встретятся слова: невежа, невежда, дилетант, квартет, тезис. Давайте уточним их значения.
    Кого мы называем невежей? (грубый, невоспитанный человек)
    Кого мы называем невеждой? (малообразованный, малосведущий человек, проявить невежество-проявить неграмотность, необразованность).
    Кто такой дилетант? (тот, кто занимается наукой или искусством без специальной подготовки, обладая только поверхностными знаниями).
    Квартет- это ансамбль из четырех музыкантов или певцов, или музыкальное произведение для четырех инструментов или голосов.
    Тезис-это положение, кратко излагающее одну основных мыслей лекции, доклада, урока.

    Тезисом нашего урока будут слова:
    Любое дело требует умений и способностей, а дилетанты выглядят нелепо и смешно.

    Чтобы подтвердить эти слова, надо провести исследовательскую работу.
    Мы будем работать в группах, глубоко и полно рассмотрим эту проблему
    Класс разбивается на три группы:
    1. Историки
    2. Литературоведы
    3. Актеры
    Представление групп.
    Историки готовили домашнее задание по историческим вопросам.
    Актеры готовили инсценировку басни и дадут характеристику своим героям.
    Литературоведы готовили вопросы по теории литературы.
    Каждая группа получает карточку с вопросами.
    Историки.
    1.Рассказать о творчестве Крылова.
    2.Рассказать об истории создания басни. Какое событие лежит в основе басни.
    3.Взгляды современников на творчество Крылова.
    Примерные ответы учащихся:
    1. В 1769 году в Москве, в семье армейского капитана Крылова родился сын Иван. Детство его не было счастливым и беззаботным. В девятилетнем возрасте, после смерти отца, мальчика определили на службу писцом. Именно здесь он пристрастился к чтению и даже попробовал сочинять. В 16 лет он потерял мать, и с этого момента началась его нелегкая жизнь. Биография Крылова может во многом объяснить его характер. Он родился и вырос в нужде и унижениях. С самого начала ему пришлось столкнуться с жестокой реальностью. Но это помогло развиться его силе воли и независимости. С юности он презирал лицемерие и всегда стремился подчеркнуть преимущества простого, естественного образа жизни. Так же естественны, свободны и правдивы были его басни.
    2. Иван Андреевич Крылов стал знаменитым, когда ему минуло 40 лет. В это время он осознал свое предназначение, посвятив свое творчество басне. 1808 году вышло первое издание его «Басен». Книга была раскуплена нарасхват и принесла Крылову огромный успех. Его много печатали. В это время он был милостиво принят при царском дворе. Крылов считал, что искоренять пороки человечества следует смехом, поэтому в баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость. Человек неотделим от своего социального положения, и через образы животных можно увидеть разных людей. Цари, вельможи, чиновники нашли свое отражение в образах животных у Крылова.
    3. Басней «Квартет» Крылов отозвался на преобразование Государственного совета в 1810 году. Руководителям всех его департаментов Крылов сказал: «Вы, друзья, в музыканты не годитесь», - и издевательски изобразил их спор из – за мест, вместо настоящего дела. Действительно, что же ожидает такой квартет – совет в будущем, если во главе его поставлены столь разные животные.
    4. На протяжении почти четырех десятилетий Крылов находился в центре литературной и общественной жизни России. Басни Крылова стояли в ряду самых значительных достижений русской литературы. Издание каждой новой книги его басен становилось событием в духовной жизни страны. Его общества ищут Пушкин и Жуковский, Грибоедов, Белинский и Тургенев. В литературных спорах его имя – на первом плане. Оно занимает важное место в критических обзорах русской литературы. «Личность Крылова вся отразилась в его баснях»,- писал В.Г.Белинский, «Ни перед кем главу не преклонял»,- писал Оленин, «…твердой воли и терпения у него был запас огромный, удивительный», - пишет Лобанов.
    Литературоведы
    1.Басня как жанр литературы. Особенности.
    2.Что такое аллегория? Привести примеры из басни.
    3. Что такое мораль?
    4. Что характеризует басню как стихотворное произведение (рифма). Приведите примеры.
    Примерные ответы учащихся:
    1.Басня – это короткий рассказ в стихах или прозе с обязательным моральным выводом. Повествовательной частью басня сближается со сказками, особенно о животных, а исходящей моралью – с пословицами.
    2.Басня – это аллегорический рассказ. Аллегория – это иносказание, например, воплощение какого – либо свойства человеческого характера, хитрости в конкретном образе лисы, глупости в образе осла, трудолюбия в образе муравья, трусливости в зайца, беззащитности в ягненка, мудрости в филина.
    3.Обязательным элементом басни является мораль, расположенная в начале или в конце текста. Мораль басни – это сам смысл басни, она сформулирована не только в конкретных словах, но и в общем тоне рассказа, в интонации автора, который осуждает героев, сочувствует или смеется над ними
    4.Басню как стихотворное произведение характеризует рифма. Приводятся примеры из текста басни.
    Актеры:
    1. Какие чувства вы стремились вызвать у зрителей, играя Мартышку, Осла, Мишку, Соловья?
    2. Какими словами автор выражает свое ироническое отношение к персонажам?
    3. Над чем читатели смеются?
    Примерные ответы учащихся:
    1.Играя мартышку, я хотел показать невежественного человека, который много суетится, дает советы со знанием дела, а сам в этом деле ничего не смыслит, человека, который не понимает, что прежде, чем за что- либо браться, надо много знать и уметь, надо много трудиться, приобретать опыт, тогда у тебя все получится.
    2. Автор подобрал персонажей – животных, кроме соловья, далеких от музыки и пения.
    Он выражает свое ироничное отношение такими словами: проказница-мартышка, косолапый- мишка, затеяли сыграть, пленять своим искусством свет, сели на лужок под липки, дерут, а толку нет и др.
    3.Читатели смеются над глупостью персонажей.

    Презентация творческих проектов.

    Вывод по уроку:
    Вопрос к группам:
    • подтверждаете ли вы наш тезис урока?
    • Приведите примеры из современной жизни.

    Слово учителя:
    Сегодня в нашей жизни не осталось и следа от тех исторических явлений, которые явились поводом для написания той или иной конкретной басни. Сюжеты и характеры, мотивы и образы басен Крылова универсальны. В них раскрываются “Вечные проблемы” добра и зла, дружбы и коварства, истины и лжи. Поэтому идеи и образы Крылова обретают каждый раз новую жизнь. Читая басни, в героях мы порой видим своих знакомых, друзей, а иногда себя.

    Круг от сердца к сердцу.
    Посмотрите, на доске нотный стан. Почему? (говорим на музыкальные темы)
    На листочках нарисованы ноты. Напишите на них ответ на вопрос: Чему учат басни И.А.Крылова?
    Прикрепите их на нотный стан.
    Выставление оценок (самооценка).
    Закончим урок словами современника Крылова Петра Вяземского:
    Забавой он людей исправил,
    Сметая с них пороков пыль;
    Он баснями себя прославил,
    И слава эта наша быль.
    И не забудут этой были, пока по-русски говорят:
    Ее давно мы затвердили,
    Ее и внуки затвердят.
    Категория: Разработки уроков | Добавил: ТатьянаТатьянка (03.03.2014) | Автор: Мельникова Вера Витальевна E
    Просмотров: 2387 | Комментарии: 1 | Теги: Порок, квартет, басня, человеческие пороки | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 комбусто  
    0
    Интересный интегрированный урок, всё доступно и содержательно! Творческих успехов вам!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]