Пятница
27.04.2018
03:40
Категории раздела
Разработки уроков [160]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 383
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    Образ Бейбарса в повести М.Д.Симашко "Емшан"
    План урока по русской литературе
    ТЕМА: «Образ Бейбарса в повести М.Д. Симашко „ Емшан”» 7 класс
    учитель русского языка и литературы Дьякова Е.А.
    КГУ «Средняя общеобразовательная школа №41» г. Семей ВКО
    Тип урока: дифференцированный урок-исследование с элементами интеграции.
    Цель урока: Учащиеся поймут особенности трактовки автором образа главного героя и особенности художественного мира повести М.Д. Симашко «Емшан».
    Задачи урока:
    1. Обучающая. Учащиеся продолжат изучение и анализ повести
    М.Д. Симашко «Емшан»;
    2. Развивающая. Учащиеся сумеют раскрыть образ Бейбарса в повести М.Д. Симашко «Емшан», проанализировав картину художественного мира произведения, и сопоставят со своим представлением о герое; разовьют навыки работы с текстом, навыки работы в группе, умение формировать и отстаивать свою точку зрения.
    3. Воспитательная. Учащиеся будут стремиться воспитать в себе чувство сопереживания судьбе главного героя повести М.Д. Симашко «Емшан» (Бейбарса) через знакомство с его нелегкой судьбой, чувство любви к Родине, почитание предков – через понимание символического названия повести «Емшан».
    Проблема: Преломление исторического фактора в произведениях художественной литературы – на конкретном материале повести М.Д. Симашко «Емшан».
    Оборудование: Портрет М.Д. Симашко, иллюстрации к теме, раздаточный материал, названия секторов.
    Работа учащихся организуется дифференцированно /4 группы – сектора: русская литература, история и география, живопись, казахский язык и литература/.
    Пояснительная записка: На предыдущем уроке каждая группа получила пакеты с дифференцированными заданиями в соответствии с выбранным сектором.
    Ход урока.
    I. Организационный момент. Слово учителя: цели и задачи урока.
    II. АОЗН: Побуждение.
    III. Проверка домашнего задания. Дифференцированное задание № 1.
    IV. Работа по теме урока.
    1) Постановка проблемного вопроса.
    2) Дифференцированные задания. Задание № 2. Заполнение таблицы.
    3) Дифференцированные задания. Задание № 3. Работа с текстом.
    4) Словесное рисование.
    V. Закрепление.
    1) Работа в группах. Подпись к иллюстрации.
    2) Заключительное слово учителя.
    VI. Рефлексия. Продолжите строки стихотворения.
    VII. Домашнее задание: Творческое задание.
    Основное содержание урока:
    I. Организационный момент. Представление групп. Учащиеся в группе берутся за руки и представляют свой девиз.
    1 группа (литература): Исследуй все!
    2 группа (история и география): Взять из прошлого огонь, а не пепел.
    3 группа (казахский язык и литература): Мало знать, надо и применять.
    4 группа (живопись): Наблюдать, изучать, работать.

    Слово учителя: цели и задачи урока.
    На предыдущем уроке мы познакомились с фактами биографии казахстанского писателя М.Д. Симашко, его произведением «Емшан», выделили в повести элементы сюжетной композиции (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог), составили свое представление о герое произведения Бейбарсе, сумевшем пройти путь от унизительного рабства до верховной власти, как реально существовавшей исторической личности.
    Сегодня на уроке мы продолжим изучение повести М.Д. Симашко «Емшан», поймем, почему автор обращается к истории, и как он переосмысливает её; сумеем сопоставить свое мнение о герое повести Бейбарсе с образом, созданным писателем, проанализировав картину художественного мира произведения. Для этого вы объединились в группы, и каждая группа получила пакет с различными заданиями в соответствии с выбранным сектором.
    II. АОЗН: Побуждение. К кому из героев повести можно отнести слова:
    Меня рабом прозвали, что ж,
    Я был рабом, от правды не уйдешь.
    Но не найдешь рабов подобных много,
    Султаном ставших, много не найдёшь. (Бейбарс).
    - Почему вы решили, что эти слова можно отнести к главному герою повести? (Раб, ставший султаном). Но только ли этим исчерпывается понимание образа главного героя? Попытаемся понять это, ознакомившись с домашними заданиями каждой из групп.
    III. Проверка домашнего задания:
    Дифференцированное задание № 1.
    1 группа/литература/. Нашей группе было дано задание узнать, почему Морис Давидович Симашко написал повесть про Бейбарса. Мы выяснили следующее: у русского поэта 19 века Аполлона Николаевича Майкова есть стихотворение, которое называется «Емшан», в нем говорится о хане Отроке, который забыл свою Родину, стал царем в чужой стране. И только, когда ему привезли пучок сухой травы емшан, он вспомнил свою Родину. Потому что емшан растет в его родной степи. Послушайте отрывок из стихотворения:
    И взял пучок травы степной
    Тогда певец и подал хану,-
    И смотрит хан – и, сам не свой,
    Как бы почуя в сердце рану,

    За грудь схватился… Все глядят –
    Он грозный хан, что ж это значит?
    Он, пред которым все дрожат,-
    Пучок травы целуя, плачет!

    И вдруг, взмахнувши кулаком:
    «Не царь я больше вам отныне! –
    Воскликнул. – Смерть в краю родном
    Милей, чем слава на чужбине!»

    Мы думаем, что Симашко прочитал это стихотворение, и написал свою повесть.
    Также нашей группе было дано задание определить значение слова «емшан». Емшан - это трава, которая растет в степи. Это полынь.
    4 группа /казахский язык и литература/. Нам было дано задание найти легенду казахского народа, записанную в Галицко - Волынской летописи, похожую на судьбу Бейбарса. Мы нашли легенду, где герой, как и Бейбарс, добровольно выпил отравленный напиток. Также нашей группе было задано найти казахскую пословицу, соответствующую словам: «Смерть в краю родном милей, чем слава на чужбине». Мы нашли пословицу: «Басқа елде сұлтан болғанша, өз елінде ұлтан бол». Дословный перевод: «Чем быть султаном на чужбине, лучше быть подошвой, то есть обычным человеком, в родном краю».
    2 группа /история и география/. Нашей группе было дано задание рассказать о мамлюках, кто они такие и где жили.
    Мамлюки – это слово из арабского языка, это невольники, воины-рабы, составлявшие гвардию династии Эйюбидов. Султан Эйюбид Малик Салих во второй половине 13 века в Египте,/ который назывался Миср/, основал армию воинов-мамлюков на острове Рода для защиты от европейских крестоносцев и монголов. Столица Египта – Каир (Эль-Кахира). /Показать на карте/. В 1250 году Салих был свергнут вождями, и основалась династия мамлюкских султанов, которые правили 3 века. Мамлюком был и Бейбарс. Различались Речные и Башенные мамлюки. Могила Бейбарса Первого находится в Каире, на ней надпись – «кипчак из рода берш». Кипчаки, или половцы – это тюркоязычный народ, живший с 11 века в южно-русских степях. Также мы узнали, что у Шокана Валиханова, известного ученого, историка, географа есть труды о кипчакских ханах средневековья. Мы думаем, что Симашко читал произведения Валиханова, и его заинтересовала эта эпоха.
    3 группа /живопись/. Нашей группе было дано задание найти иллюстрации о мамлюках. Мы нашли иллюстрации, как выглядели мамлюки. /Показать иллюстрации, рассказать, что на них изображено/. Второе задание нашей группе – найти изображение полыни. /Показать иллюстрацию полыни/.
    Обобщение учителя: Все группы справились с заданиями. Подобранный вами материал поможет нам понять тему сегодняшнего урока: «Образ Бейбарса в повести М.Д. Симашко „ Емшан”».
    IV. Работа по теме урока:
    1) Постановка проблемного вопроса: - Ребята, как вы понимаете высказывание: «Смерть в краю родном милей, чем слава на чужбине»? /Ответы учащихся/.
    - В чем разница этого высказывания и казахской пословицы: «Чем быть султаном на чужбине, лучше быть подошвой, то есть обычным человеком, в родном краю»? /Ответы учащихся/.
    2) Дифференцированное задание № 2. Заполнение таблицы.
    Чтобы раскрыть образ героя, обратимся к тексту повести и проанализируем художественное пространство произведения.
    2 группа /история и география/. Мы заполняли таблицу «Жизненный путь Бейбарса».
    Элементы сюжетной композиции
    Жизненный путь Бейбарса.
    Экспозиция
    Султан Бейбарс на Острове. У него личная охрана - эмиры Тысячи, Сорока, Пяти. Он живет в Розовом Дворце с фонтанами и пирамидами. Он властелин страны Миср.
    Завязка
    Он раб, на нем браслеты-цепи. Он работает вместе с другими рабами, копает землю, срезает колосья. Убивает из-за еды, его бьют надсмотрщики. Живет в сарае, носит тяжелые корзины с виноградом, рвет руками овечью шерсть.
    Развитие действия
    Его покупают люди султана Салиха. Ему дают одежду. Он становится мамелюком на Острове. Его слушаются другие. Он становится сначала Эмиром Пяти, затем Сорока, Тысячи. Он убивает тех, кто не хочет ему подчиняться.
    Кульминация
    Переворот. Свержение султана Салиха. Он выбирает себе имя Бейбарс и убивает всех остальных вождей и маленького наследника. Его все боготворят и почитают.
    Развязка
    Султан Бейбарс наливает себе в чашку яд и выпивает.С 1260 по 1277 годы он правил страной Миср.
    Эпилог
    О султане Бейбарсе люди слагают легенды.
    Сделайте вывод: В начале повести Бейбарс – раб, ему живется тяжело. В конце повести – он султан, ему все поклоняются.
    1 группа /литература/. Мы заполняли таблицу «Повторяющиеся детали, запахи, звуки».
    Элементы сюжетной композиции
    Повторяющиеся детали, запахи, звуки.
    Экспозиция
    Горький вкус, чей-то неясный плач, сигнальные трубы, коричневый бугор на запястьях рук Бейбарса.
    Завязка
    Во рту у него стало горько, и криком сдавило горло. Звуки барабана. Шрамы от браслетов на руках.
    Развитие действия
    Воздух сразу стал горьким. Звук трубы. Темные бугры на руках.
    Кульминация
    Тяжело ухнули трубы. Бугры на руках. Горький воздух кругом.
    Развязка
    Запах горькой высокой травы, он становится гуще. Он задыхается от этого запаха. Плач мальчика.
    Эпилог
    Запах зажженной травы емшан.
    Сделайте вывод: Все запахи, звуки усиливаются к концу повести.
    3 группа /живопись/. Мы заполняли таблицу « Цветовые эпитеты».
    Элементы сюжетной композиции
    Цветовые эпитеты.
    Экспозиция
    Серые камешки на дорожке, красные, синие. Желтая пыль.
    Завязка
    Черное небо. Черная весенняя земля. Черные платки.
    Развитие действия
    Белое солнце. Красный огонь. Желтый берег. Красные и синие сапоги эмиров.
    Кульминация
    Красные сапоги. Черный раб. Черные глаза. Красные розы. Листья красные. Камни красные.
    Развязка
    Красная от вечернего солнца трава. Черный песок. Белое небо. Трава белая. Белое солнце. Красный песок.
    Эпилог
    Красный песок. Белая трава. Белое солнце. Почернел красный песок.
    Сделайте вывод: Постепенно серые тусклые краски переходят в черные, затем начинает преобладать красный цвет, потом белый, и заканчивается все черным цветом.
    4 группа /казахский язык и литература/. Мы заполняли таблицу «Казахские слова и пословицы».
    Элементы сюжетной композиции
    Казахские слова и пословицы.
    Экспозиция
    Слово «Куке!..» Собаки видят орла, пока видят только его тень.
    Завязка
    Ку-у-ке...
    Развитие действия
    Куке-е!..
    Кульминация
    Ку –у-ке-е!.. Руку, которая бьет, лижут собаки.
    Развязка
    Ку-у-ке-е!..
    Эпилог
    Ку-у-ке-е!
    Сделайте вывод: В начале повести герой не понимает значение слова «куке», постепенно он вспоминает, что это слово значит «отец». И в эпилоге это слово звучит как крик, плач.
    Обобщение учителя: Выполнив это задание, мы увидели, что хоть повествование ведется от третьего лица, но все изображаемое видится глазами главного героя. Художественная картина мира выстраивается автором через восприятие Бейбарса.
    Вопрос: - Почему главный герой назвал себя Бейбарсом? /На странице 55 читаем: «Он слышал, что есть пятнистые звери, одной лапой ломающие спину человеку, и назвал себя Беем этих зверей»/.
    - Кто-нибудь из вас видел барса? Какой он? Барс- то же, что и леопард. Млекопитающее семейства кошачьих. Длина тела до 170 см, хвоста – до 100 см. Окраска желтая с темными пятнами, обитает в Африке, в Азии. /Показываю иллюстрацию/. Это очень сильный и опасный хищник. Не случайно герой выбирает себе такое имя. Он живет по звериным законам, где выживает сильнейший, убивая сначала из-за еды, хлеба, затем из-за власти, чтобы стать султаном, быть самым сильным, он не хочет носить браслеты раба. - Можете привести примеры, подтверждающие мои слова? («В первый раз он задушил того, который был рядом, и съел его хлеб», «другого он ударил серпом в живот», третьему «перегрыз руку у локтя и не отпускал, пока не вытекла вся кровь»). В повести герои делятся на сильных и слабых. Кто же такие слабые люди? Выясним это, выполнив следующее задание.
    3) Дифференцированное задание № 3. Прочитайте отрывок и скажите, каких людей Бейбарс считал слабыми?
    1 отрывок. Таких, которые молились, он знал в сарае, откуда его привезли. У них легче забирать хлеб. Те, что молились, говорили всегда о каких-то людях, которые где-то гладили им головы, чмокали губами и даром давали хлеб. Они называли по-разному этих людей, странными влажными именами. И непонятно почему плакали. Он был доволен, что не было в его жизни отца и матери. Это были плохие люди, делающие человека слабым...
    2 отрывок. Люди страны Миср были худые и несильные. Они всегда кричали что-то, показывая пальцем на небо, и в глазах у них была молитва. Наказывать их было нетрудно. Тех, у кого глаза были без молитвы, убивали.
    3 отрывок. Почему они благодарили Бога? Люди страны Миср тоже делали это по-разному: одни пять раз в день прижимались лицом к земле, другие крестились. Они напрасно ссорились. Это всегда был один и тот же Бог, который делал их слабыми. Им, как женщинам, была неприятна кровь и знакомы слезы.
    4 отрывок. И браслет поэтому надели большой стране Миср. Для этого нужно было, чтобы объединились девять эмиров, у которых на запястьях были твердые бугры. И чтобы были на Острове всего по сорок раз сорок мамелюков, у которых не было бы хватающего за руки Бога, не было делающих человека слабым отца и матери.
    /Учащиеся делают вывод о том, что слабыми Бейбарс считал людей, верящих в бога, тех, у кого были родители, и которые умели плакать/.
    4) Словесное рисование. Опишите Бейбарса, каким вы себе его представляете.
    V. Закрепление.
    1) Работа в группах. Задание: Подберите слова из текста повести на странице 68, которые бы послужили подписью к данной иллюстрации. /Портрет Бейбарса/.
    - Почему плачет Бейбарс? /Он вспомнил свою Родину, слово «куке», своего отца, которого убили, степь и горький запах исцеляющей травы емшан/. Он понял: «Чем быть султаном на чужбине, лучше быть подошвой в родном краю». «Басқа елде сұлтан болғанша, өз елінде ұлтан бол».
    2) Заключительное слово учителя. В эпилоге повести говорится о старике. Кто этот старик? /Бейбарс, «высокий старик со шрамом у левого глаза»/. Автор как бы представляет нам жизнь своего героя после смерти. «Они засыпали красным песком мертвых и зажгли собранную в кучу сухую горькую траву емшан. И заплакали они все, и подняли руки к белому солнцу. Высокий старик поднял со всеми руки, и лицо его было мокрое». Теперь он был вместе с теми людьми, которых раньше считал слабыми.
    Сегодня на уроке мы закончили изучение повести М.Д. Симашко «Емшан», поняли, что автор представляет свое понимание образа султана Бейбарса, отличающееся от исторической трактовки, сопоставили свое мнение о герое повести Бейбарсе с образом, созданным писателем, проанализировав картину художественного мира произведения.
    В 1989 году казахстанский режиссер Булат Мансуров снял кинофильм «Султан Бейбарс» по повести Мориса Симашко «Емшан», в главных ролях – Даулет Бейсенов и Нурмухан Жантурин. /Показываю иллюстрацию/. Скоро собираются выпустить фильм – новую версию судьбы султана Бейбарса.
    VI. Рефлексия. Продолжите строки стихотворения поэта Хафиза Саади. Кому из героев и почему вы посвятили бы эти строки?
    Жизнь, что она мне дала? Я обрел только скорбь.
    Дружба меня обошла, я обрел только скорбь…
    / Жизнь, что она мне дала? Я обрел только скорбь.
    В страсти – ни блага, ни зла. Я обрел только скорбь.
    Друга не встретил я, мука была мне подругой,
    Дружба меня обошла, я обрел только скорбь./
    VII. Домашнее задание. Творческое задание: Придумайте и запишите свою версию о последних годах жизни и о смерти султана Бейбарса.
    Категория: Разработки уроков | Добавил: diakova71 (11.02.2018) | Автор: Дьякова Елена Анатольевна E
    Просмотров: 63 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]