Пятница
29.03.2024
15:18
Категории раздела
Разработки уроков [171]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    Образ жестокого мира в драматургии А.Н.Островского
    Открытый урок по русской литературе в 10"б" классе
    Тема: Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н. Островского (по пьесе"Бесприданница")
    Цели:
    1. Раскрыть образ жестокого мира в пьесе "Бесприданница". Подвести ребят к высказыванию собственной точки зрения по проблемным вопросам пьесы, сравнить ее с позицией автора.
    2. Развивать навыки устного высказывания оценочного типа, развивать культуру речи учащихся.
    3. Воспитывать у учащихся стремление понимать и ценить неувядающие человеческие ценности: искренность честность, отзывчивость, толерантность.
    Оборудование: Компьютер, проектор, слайд, фрагменты из художественного фильма Эльдара Рязанова "Жестокий романс".
    Тип урока: Систематизация
    Технологии: ИКТ, развитие критического мышления, проблемно-поисковый и личностно-ориентированный подход.
    Форма урока: Урок-диспут.
    Формы работы: Групповая.
    Эпиграф: В такой пьесе, как "Бесприданница", подкупает не только мысль художника - мысль нравственная и гуманная. В ней сама глубь жизни, желание постичь ее загадку, коснуться... доброго и дурного в людях. (В.Лакшин)

    Ход урока
    1. Организационный момент. Приветствие. Сообщение цели и задач урока.
    Учитель: Я очень довольна, ребята, как вы с полной отдачей потрудились над изучением пьесы А.Н.Островского "Бесприданница" и активно участвовали в обсуждении просмотренного нами фильма Э.Рязанова "Жестокий романс" При сравнительно- сопоставительном анализе пьесы и фильма я услышала ваши разные точки зрения по проблемным вопросам пьесы. Один из которых самый острый, самый главный. Это вопрос "Кто виноват в трагической гибели талантливой девушки Ларисы Дмитриевны? Поэтому сегодня у нас необычный урок, урок - Диспут. Я хотела бы что бы на этом уроке вы поспорили по этому вопросу и что бы в ходе этого спора защитили свою точку зрения.
    Темы учителя для диспута:
    1. Можно ли обвинить Ларису Дмитриевну в пустоте, корысти отсутствии нравственности и духовной чистоты? (Идет показ фрагмента из фильма, где Ларису просят гости исполнить песню, звучит песня).
    2. Почему деловые качества купцов вытесняют в них все человеческое, способность увидеть, почувствовать горе другого человека, проявить участие и сострадание? (Идет показ фрагмента из фильма, диалог между Кнуровым и Вожеватовым о судьбе Ларисы).
    3. Какой вам показалась Лариса и почему вызвала к себе такое отношение?
    4. Каковы люди олицетворяющие "Жестокий мир" у Островского (Идет показ фрагмента фильма с участием С.Паратова, Кнурова, Вожеватого, Карандышева на пароходе "Ласточка".
    5. Кто виноват в гибели Ларисы Дмитриевны? (Показ фрагмента, где Лариса умирает)
    6. Почему Харита Игнатьевна не встала на защиту своей дочери, а пошла на поводу светского общества?
    Работа по теме урока. Диспут.
    По первому вопросу высказывания были такие:
    1. Обывинить нельзя, т.к Лариса - одаренная, талантливая, красивая, артистичная девушка, которая стремится к нравственной чистоте, искренности, в глубине ее души, словно птица, бьется мечта о благородной и тихой жизни, да и сама она похожа на птицу, не случайно автор дал ей имя Лариса (чайка).
    2. Обвинить можно, т.к Лариса подвержена влиянию среды, не способна противостоять житейским обстоятельствам. Это делает ее, девушку "с горячим сердцем", игрушкой, "дорогим бриллиантом" в руках людей состоятельных и имеющих определенный вес в обществе.
    3. По второму вопросу мнения были так же разные 1. Деловые качества купцов вытесняют в них все человеческое, потому что на первом месте у них - деньги, положение в обществе. За внешним благодушием купцов скрывается в их отношениях настороженность, недоверие друг к другу. При обсуждении купца Кнурова мнения школьников разошлись. Ребятам понравилось в нем то, что он был человеком основательным, богатым, надежным, с таким в жизни не пропадешь, в современной жизни даже хорошо быть таким.
    Самые горячие споры разгорелись по 3, 4, 5 вопросам 1. Одним учащимся Лариса показалась наивной, неопытной, не разбирающаяся в людях. Для других ребят Лариса - легкомысленная, т.к приняла предложение С.Паратова поехать на пароход "Ласточка", тем самым она простила ему предательство и очередной раз испытала сильное разочарование, которое привело ее к трагической гибели. Для девочек Лариса показалась слабой, незащищенной от жестокого мира. На самый главный вопрос Кто виноват в гибели Ларисы мнения ребят были разные: 1. Мальчики обвинили мать Ларису - Хариту Игнатьевну за то, что она пыталась выдать свою дочь замуж не по любви, а по расчету, не заботясь о ее чувствах тонкой души. А так же обвинили саму Ларису в том что она невольно становится причиной столкновения между своими поклонниками, что в конечном счете усугубляет ее положение, ведет к трагической развязке. Девочки обвинили представителей "жестокого мира" в лице (Кнурова, Вожеватова, Паратова, Карандышева), для которых Лариса была объектом торга, дорогой игрушкой, достижением своих корыстных целей, по-настоящему её никто из них не любил.
    В заключение урока дети пришли к выводу, что пьеса А.Н.Островского "Бесприданница" будет интересна читателям через 50 и 100 лет, она бессмертна, т.к Островский раскрывает сложные психологические жизненные конфликты и человеческие характеры, которые актуальны сейчас и будут актуальны в будущем. Учащиеся читают эпиграф к уроку еще раз и согласны с высказыванием В.Лакшина. Далее сказали, что в наше время есть много талантливых одаренных людей, которых нужно поддерживать, помогать им развивать их талант, иначе не выжить таланту в жестоком мире.
    Домашнее задание: Написать ЭССЕ по проблемному вопросу пьесы, Кто виноват в гибели? Ларисы.
    Категория: Разработки уроков | Добавил: Ельдана (01.02.2014) | Автор: Жоламанова Алия Алтынбековна E
    Просмотров: 1202 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 2
    2 Ната76  
    0
    Всегда приветствую уроки, на которых дети имеют возможность высказывать и отстаивать свое мнение. Кроме того в наше время очень важное место занимает воспитание у учащихся таких человеческих качеств как искренность, честность и отзывчивость. Творческих вам  успехов!

    1 Тлектес  
    0
    Для урока - диспута отличная разработка. Хорошо прослеживается актуальность пьесы и в наше время. Спасибо.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]