Открытый урок "И.А.Крылов.Квартет. Свинья под дубом".
Урок русской литературы в 5 классе "И.А. Крылов. Басни "Квартет", "Свинья под дубом".
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.А.Крылова и с его баснями «Квартет», «Свинья под дубом». Задачи: - обучающая: помочь обучающимся увидеть мастерство И. А.Крылова на примеребасен «Свинья под Дубом», «Квартет», продолжить обучать навыкам анализа художественного произведения; развивающая:развивать умение видеть иносказание в басне;развивать умение сравнивать, сопоставлять;развивать творческое мышление, воображение;развивать речь учащихся; развивать навык выразительного чтения; воспитательная: воспитывать чувство вкуса к художественному слову при анализе басни;научить определять человеческие достоинства и недостатки; воспитывать чувство благодарности и негативное отношение к невежеству.Тип урока: урок усвоения новых знаний Методы: словарная работа, беседа, анализ, чтение по ролям, слушание, работа с презентацией. Оборудование к уроку: презентация, учебник, тетради, доска, мел, ноутбук, проектор, выставка книг, иллюстрации к басням. Ход урока І.Побуждение. 1.Организационный момент. Учитель сообщает тему, цель урока, эпиграф к уроку (на данном этапе происходит демонстрация портрета баснописца на экране) Слово учителя. Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с новыми понятиями:аллегория, олицетворение, мораль. Так скажите же мне , что такое аллегория, олицетворение, мораль?А что называется басней?Cегодня мы с вами продолжим говорить об этом прекрасном литературном жанре. ІІ.Осмысление. 1.Слово учителя.Мир книг огромен, сила слова неиссякаема. Сегодня на уроке продолжим знакомство с творчеством И. А.Крылова, постараемся раскрыть секреты, прелесть и силу басен «Свинья под Дубом», «Квартет».Ученики записывают тему урока. На доске эпиграф к уроку: Он баснописец и поэт народный - вот в чем его великость. (В. Г.Белинский). Портрет баснописца И. А. Крылова 2.Кластер. Работа в группах. Сначала ученики индивидуально читают биографию Крылова в учебниках, затем вместе составляют кластер на ватмане. Далее у доски презентуют свои ответы. 3.Учитель читает басню Крылова «Свинья под дубом». Первичное восприятие басни «Свинья под Дубом» 4) Словарная работа. Учитель даёт целевую установку. Учитель. А теперь прочитайте басню самостоятельно. -Скажите, о чем эта басня (тема)? Ученики читают басню про себя. Определяют тему басни. Темы. 1.Портрет. 2.Речь. 3.Поступки. 4.Отношение к другим персонажам.5.Характеристика другим персонажам.6.Авторская характеристика. 5) Вопросно-ответная беседа с учащимися по содержанию басни. Учитель. -Какой персонаж сразу обратил на себя внимание? -Нарисуйте портрет Свиньи, какая она? -С кем из персонажей беседует Свинья? Какова ее речь? -Прочитайте реплики Свиньи. -Назовите действия Свиньи в басне, каковы ее поступки? -Дайте оценку ее действиям. -Как отзываются о Свинье другие персонажи басни? - Что значит «поступить по-свински», «подложить свинью»? Ученики отвечают на вопросы учителя. 6.СКОРОГОВОРКА На дуб не дуй губ, Не дуй губ на дуб. Учащиеся проговаривают скороговорку. Учитель. -Третий персонаж – Ворон.Прочитайте его слова. -Скажите о нем несколько слов, придерживаясь плана характеристики. -Как нужно прочитать его слова? Ученики отвечают на вопросы учителя. Учитель. -Какова тема басни? Где она отражена?-Какова идея басни?-Где сосредоточен ее смысл? 7.Учитель. Молодцы, ребята. А сейчас вы послушаете еще одну басню Крылова «Квартет». А что такое квартет? Где четыре музыканта Замечательно играют Этот маленький оркестрик Все квартетом называют. Квартет – музыкальное произведение для четырёх исполнителей. - А сейчас мы послушаем басню. Вы должны определить, сколько действующих лиц участвуют в этой басне?Чтение басни учителем. 8.Прослушивание басни (читает учитель). 9.Вопросно-ответная беседа. - Так, сколько же действующих лиц вы услышали? - А можете их назвать? - О ком и о чём эта басня? (о зверях, которые решили сыграть квартет) - На сколько частей можно разделить эту басню? (на 2) -Сейчас откройте учебник, страница … и определите границы частей басни. - Где заканчивается 1 часть? - это основное повествование 2 часть – мораль 10.) Словарная работа Пленять – увлекать. Чинно – строго по правилам. Уселись чинно в ряд. Лад – согласие, порядок. Прима — втора-(первый — второй голос) Где происходит действие басни? (Сели на лужок под липки) - Как относится Крылов к своим героям? Иронически, насмешливо, это видно уже с первых строчек басни. -Давайте рассмотрим иллюстрацию. Она поможет лучше представить горе - музыкантов. -Как они держат инструменты? — Они не только играть, они и держать-то инструменты не умеют. Козел своим копытом уже порвал струну, Осел сунул скрипку под горло, а снизу поддерживает инструмент копытом, Мартышка перевернула скрипку, гриф положила на плечо, размахивает смычком, как дирижерской палочкой, а Медведь навалился всей тушей на альт и дерет, как будто бревно перепилить хочет. Учитель. - Как вы думаете, получится у них музыка? Почему? 11.Ученики читают басню по ролям. Участвуют в комментировании прочитанного ІІІ.Рефлексия 1. Слово учителя. Что вам понравилось на сегодняшнем уроке? Составьте синквейн со словом «басня». Ученики зачитывают синквейн. 2.Оценивание.А теперь, ребята, оцените свою работу на уроке с помощью листов оценивания. Ученики оценивают друг друга по критериям, высказывают своё мнение. 3.Домашнее задание. Басню «Свинья под Дубом» или «Квартет» выучить наизусть, стр.79-80 пересказ. Ученики делают записи в дневниках.
Разработку урока" Басни Крылова" прочитала. Ученики определяют основную мысль басен. Ученики могут составлять синквейн. Ученики высказывают свои мысли.