Четверг
23.11.2017
04:44
Категории раздела
Разработки уроков [154]
Творчество учителей [34]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 370
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    Открытый урок по теме "Неопределенные местоимения"
    Северо-Казахстанская область
    Район Магжана Жумабаева
    Медвежинская СШ
    Нургалиева Алма Амангельдиновна – учитель русского языка и литературы
    Класс: 8

    Планирование составлено на основе Государственного общеобязательного стандарта основного среднего образования РК с учетом учебной программы «Русский язык» для 5-9 классов общеобразовательной школы с нерусским языком обучения (Астана, 2013 год), утвержденной приказом МОН РК № 115 от 3 апреля 2013 года.

    Учебник: Русская речь.
    Г.Бадамбаева, М.Тюлебаева– Алматы: Мектеп, 2012 г.

    ТЕМА УРОКА:
    Неопределенные местоимения и их употребление в речи.

    Слайд №2.
    Цель урока:
    - познакомить учащихся с разрядом местоимений – неопределенными местоимениями; показать общее значение, морфологические признаки, способы образования неопределенных местоимений; использование данных местоимений в речи;
    - развивать и совершенствовать орфографическую зоркость, творческие способности, связную речь; активизировать мыслительную деятельность; показать роль неопределенных местоимений как одного из средства связи слов в предложении; расширение словарного запаса учащихся за счет употребления в речи неопределенных местоимений;
    - воспитывать интерес к урокам русского языка; чувство ответственности, чуткость к слову и правильному употреблению его в речи, толерантность.
    Тип урока: Изучение нового материала
    Ход урока.
    1.Оргмомент (Приветствие учащихся и гостей, психологический настрой к уроку).
    - Я рада приветствовать вас, ребята и уважаемые гости, в классе нашем. Возможно, есть классы и лучше, и краше, но пусть в нашем классе вам будет светло. Пусть будет уютно и очень легко!
    Пусть сегодняшний урок, ребята, принесёт вам радость общения. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Улыбнитесь, мы начинаем урок.
    -Ребята, начиная с 6 класса, мы с вами вместе изучали тему «Местоимение». Давайте с вами вспомним с помощью кластера (Слайд «№ 1)
    - А что называется местоимением? ( местоимение –это часть речи которая указывает на предметы, признаки и количество, но не называет их) разряды местоимений вам известны? Да, правильно.
    - Какие разряды местоимений вам известны? (на столах опорные схемы «Разряды местоимений». Да, правильно.
    -Но вы ещё не все знаете. Послушайте следующее стихотворение
    Слайд №2
    2.Этап усвоения нового материала. Восприятие новой темы.
    Работа с текстом стихотворения А.Коваля «На яхте» (чтение учителем стихотворения) Слайд № 3
    Однажды куда- то на яхте
    Откуда-то
    Кто-то поплыл.
    Летели какие-то чайки,
    О чём-то кричали ему.
    Какой-то дельфин
    остроносый
    В зелёные волны нырял.
    И ветер, почти незаметный,
    Чуть- чуть паруса надувал.
    Наверно, какие-то люди
    Глядели уплывшему вслед.
    И кто-то, наверное, думал:
    «Скорей возвращайся назад».
    И мне бы хотелось на яхте
    В открытое море уйти.
    Послушать, о чём кричат
    чайки.
    Дельфина увидеть в волнах.
    А вечером после заката
    На берег вернуться домой.
    Но пусть меня кто-нибудь
    встретит,
    Но пусть меня кто-нибудь
    ждёт.
    Слайд №4.
    Ответьте на вопросы
    Кто плыл на яхте?
    О чём кричали чайки?
    Какие люди встретили его?
    Какой дельфин нырял в волны?
    Ответы:
    Кто-то
    О чём-то
    Какие-то
    Какой-то (Слайд 5)
    Вопрос к классу: Почему эти местоимения создают впечатление загадочности, таинственности?
    - Они не дают конкретного представления о предмете, признаке и т.д.
    - Да. Поэтому-то они так и называются – неопределенными.
    -Тема нашего урока «Неопределенные местоимения» (запись в тетради темы) (Слайд 6)
    -Целью нашего урока является (Слайд 7)
    • Работа с термином неопределённый по словарю С.И.Ожегова (слайд 8)
    - В начале урока я раздала вам карточки со словами. Как вы думаете, они дают конкретное название вещам. Нет. Эти слова являются неопределенными местоимениями.
    *некто, нечто, несколько, некоторый.
    * кое-кто, кое-что, кое-куда, кое-кем.
    * что-то, кто-то, что-либо, кто-либо.
    * чей-то голос, чья-то сумка, чьё-то окно, чьи-то книги.

    -хотела бы обратить ваше внимание на написание через дефис данных местоимений с суффиксами -то, -либо, -нибудь.
    Определение неопределённых местоимений (Слайд 9)
    Местоимения, указывающие на неопределённые предметы, признаки, количества, называются неопределёнными.
    Слайд 10
    Работа с опорной таблицей:


    Далее учащиеся, обращая внимание на таблицу, делают для себя самостоятельные выводы (2 минуты) и отвечают на следующие вопросы:
    – Как образуются неопределенные местоимения?
    Неопределенные местоимения образуются при помощи приставок не-, кое- и при помощи суффиксов –то, -либо, -нибудь.
    - На что указывают неопределенные местоимения?
    Указывают на неопределенность предмета, признака и количества.
    - Как пишутся неопределенные местоимения?
    Суффиксы –то, -либо, -нибудь пишутся через дефис. Приставка кое- пишется через дефис
    - Какие закономерности имеет правописание приставки кое- с местоимениями?
    Если есть предлог между местоимением и приставкой кое- то пишется раздельно.
    –Проговорите этот вывод про себя.

    Работа по второму столбику таблицы:

    Отмечаю, что неопределенные местоимения склоняются по падежам как вопросительные местоимения и даю задания:
    Слайд 11 Просклоняйте местоимения: несколько (все вместе), а остальные самостоятельно- кто-нибудь, что-либо, некоторый. Задания выполняются на доске
    И.П. Несколько Кто-нибудь Что-либо Некоторый
    Р.П. Нескольких Кого-нибудь Чего-либо Некоторого
    Д.П. Нескольким Кому-нибудь Чему-либо Некоторому
    В.П. Несколько Кого-нибудь Что-либо Некоторого
    Т.П. Несколькими Кем-нибудь Чем-либо Некоторым
    П.П. О нескольких О ком-нибудь О чем-либо О некотором
    Слайд 12Делается вывод о склонении неопределённых местоимений
    Слайд 13. Демонстрируется таблица. Учащиеся после наблюдения делают вывод о том, от каких местоимений и с помощью каких суффиксов образуются неопределённые местоимения.
    Обращается внимание на дефисное написание неопределённых местоимений.
    Приставка не всегда ударная и пишется слитно.
    3. Этап закрепления материала.
    1) Запишите как образованы слова (по образцу) Слайд 14
    2) Раставьте ударения. Проверим по слайду (Слайд 15 с удар)
    3) Подчеркните неопределённые местоимения; объясните их написание, определите синтаксическую роль в предложении.(Слайд16)
    4) Обратите внимание на слитное и раздельное написание местоимений (Слайд17)
    5) Составьте простые предложения, употребив неопределенные местоимения (слайд 18)
    6) Замените выделенные слова синонимичными местоимениями . более свойственными разговорной речи. Какие слова называются синонимами? (близкие по значению) (слайд 19)
    7) Работа с учебником Упр № 3
    Ответьте на вопросы по образцу.
    1.У вас есть какие-нибудь вопросы?
    2. У тебя в изложении есть ошибки?
    3. У тебя в сумке есть карандаши?
    Упр № 4 Запомните некоторые словосочетания с местоимениями: несколько, некоторый. Составить с ними несколько предложения.
    Упр № 5
    Составить предложения, употребив словосочетания: несколько плакатов, какой-то вопрос, чья-то работа, чьё-то предложение, какие-то вопросы.
    Упр № 6 Включите данные ниже словосочетания в предложения. Укажите падеж неопределенных местоимений.
    Упр № 7 ответьте на вопросы утвердительно по образцу
    *А теперь я предлагаю поработать в парах. Нам нужно узнать, как в неопределенных местоимениях пишутся приставки не- и кое-, а также суффиксы –то, -либо, -нибудь, как склоняются неопределенные местоимения. Вы должны приготовить высказывание по предложенному клише, работая в паре.
    [Интерактивный метод «ПРЕСС» Детям предлагается клише для высказывания.
    1. Я считаю, что…(высказывание собственной точки зрения)
    2. Так как…(обоснование своей мысли)
    3. Например…(примеры и аргументы для своей точки зрения)
    4. Итак…(обобщение, вывод)]

    4. Этап подведения итогов. Рефлексия

    Работа по составлению опорного конспекта (кластера) у доски
    Ребята, а теперь попробуйте графически, в виде схемы смоделировать ваши знания о значении неопределённых местоимений, т.е. на что они указывают. Слайд 20 Приведите примеры.
    кто-то, некто, что-то, нечто,
    кто-нибудь что-нибудь
    Лицо Предмет

    Признаки Количество
    какой-то, какой-нибудь, несколько, сколько-нибудь,
    кое-какой сколько-то
    Итог урока (Слайд 21)

    - Назовите неопределённые местоимения
    - Почему они так называются?
    - Как изменяются неопределённые местоимения?
    - От каких местоимений и с помощью чего образуются неопределённые местоимения?
    - Расскажите о правописании неопределённых местоимений.

    Итак, сегодня мы немного поработали с неопределенными местоимениями.
    На следующем уроке продолжим изучение этой темы.
    Домашнее задание Слайд № 22. Упражнение 8.стр.94.
    Оценки



    Источник: http://Учебник: Русская речь. Г.Бадамбаева, М.Тюлебаева– Алматы: Мектеп, 2012 г.
    Категория: Разработки уроков | Добавил: almanurgalieva (29.01.2014) | Автор: Нургалиева Алма Амангельдиновна E
    Просмотров: 3079 | Комментарии: 2 | Теги: неопреленные местоимения | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 2
    2  
    Алма Амангельдиновна, очень подробный план урока. Спасибо!

    1  
    Молодец! У тебя  когда аттестация?  В связи с новыми требованиями к портфолио, сейчас такие сайты нужны. Очень надежно и бесплатно wink

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]