Открытый урок по теме "Неопределенные местоимения"
Северо-Казахстанская область Район Магжана Жумабаева Медвежинская СШ Нургалиева Алма Амангельдиновна – учитель русского языка и литературы Класс: 8
Планирование составлено на основе Государственного общеобязательного стандарта основного среднего образования РК с учетом учебной программы «Русский язык» для 5-9 классов общеобразовательной школы с нерусским языком обучения (Астана, 2013 год), утвержденной приказом МОН РК № 115 от 3 апреля 2013 года.
Учебник: Русская речь. Г.Бадамбаева, М.Тюлебаева– Алматы: Мектеп, 2012 г.
ТЕМА УРОКА: Неопределенные местоимения и их употребление в речи.
Слайд №2. Цель урока: - познакомить учащихся с разрядом местоимений – неопределенными местоимениями; показать общее значение, морфологические признаки, способы образования неопределенных местоимений; использование данных местоимений в речи; - развивать и совершенствовать орфографическую зоркость, творческие способности, связную речь; активизировать мыслительную деятельность; показать роль неопределенных местоимений как одного из средства связи слов в предложении; расширение словарного запаса учащихся за счет употребления в речи неопределенных местоимений; - воспитывать интерес к урокам русского языка; чувство ответственности, чуткость к слову и правильному употреблению его в речи, толерантность. Тип урока: Изучение нового материала Ход урока. 1.Оргмомент (Приветствие учащихся и гостей, психологический настрой к уроку). - Я рада приветствовать вас, ребята и уважаемые гости, в классе нашем. Возможно, есть классы и лучше, и краше, но пусть в нашем классе вам будет светло. Пусть будет уютно и очень легко! Пусть сегодняшний урок, ребята, принесёт вам радость общения. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Улыбнитесь, мы начинаем урок. -Ребята, начиная с 6 класса, мы с вами вместе изучали тему «Местоимение». Давайте с вами вспомним с помощью кластера (Слайд «№ 1) - А что называется местоимением? ( местоимение –это часть речи которая указывает на предметы, признаки и количество, но не называет их) разряды местоимений вам известны? Да, правильно. - Какие разряды местоимений вам известны? (на столах опорные схемы «Разряды местоимений». Да, правильно. -Но вы ещё не все знаете. Послушайте следующее стихотворение Слайд №2 2.Этап усвоения нового материала. Восприятие новой темы. Работа с текстом стихотворения А.Коваля «На яхте» (чтение учителем стихотворения) Слайд № 3 Однажды куда- то на яхте Откуда-то Кто-то поплыл. Летели какие-то чайки, О чём-то кричали ему. Какой-то дельфин остроносый В зелёные волны нырял. И ветер, почти незаметный, Чуть- чуть паруса надувал. Наверно, какие-то люди Глядели уплывшему вслед. И кто-то, наверное, думал: «Скорей возвращайся назад». И мне бы хотелось на яхте В открытое море уйти. Послушать, о чём кричат чайки. Дельфина увидеть в волнах. А вечером после заката На берег вернуться домой. Но пусть меня кто-нибудь встретит, Но пусть меня кто-нибудь ждёт. Слайд №4. Ответьте на вопросы Кто плыл на яхте? О чём кричали чайки? Какие люди встретили его? Какой дельфин нырял в волны? Ответы: Кто-то О чём-то Какие-то Какой-то (Слайд 5) Вопрос к классу: Почему эти местоимения создают впечатление загадочности, таинственности? - Они не дают конкретного представления о предмете, признаке и т.д. - Да. Поэтому-то они так и называются – неопределенными. -Тема нашего урока «Неопределенные местоимения» (запись в тетради темы) (Слайд 6) -Целью нашего урока является (Слайд 7) • Работа с термином неопределённый по словарю С.И.Ожегова (слайд 8) - В начале урока я раздала вам карточки со словами. Как вы думаете, они дают конкретное название вещам. Нет. Эти слова являются неопределенными местоимениями. *некто, нечто, несколько, некоторый. * кое-кто, кое-что, кое-куда, кое-кем. * что-то, кто-то, что-либо, кто-либо. * чей-то голос, чья-то сумка, чьё-то окно, чьи-то книги.
-хотела бы обратить ваше внимание на написание через дефис данных местоимений с суффиксами -то, -либо, -нибудь. Определение неопределённых местоимений (Слайд 9) Местоимения, указывающие на неопределённые предметы, признаки, количества, называются неопределёнными. Слайд 10 Работа с опорной таблицей:
Далее учащиеся, обращая внимание на таблицу, делают для себя самостоятельные выводы (2 минуты) и отвечают на следующие вопросы: – Как образуются неопределенные местоимения? Неопределенные местоимения образуются при помощи приставок не-, кое- и при помощи суффиксов –то, -либо, -нибудь. - На что указывают неопределенные местоимения? Указывают на неопределенность предмета, признака и количества. - Как пишутся неопределенные местоимения? Суффиксы –то, -либо, -нибудь пишутся через дефис. Приставка кое- пишется через дефис - Какие закономерности имеет правописание приставки кое- с местоимениями? Если есть предлог между местоимением и приставкой кое- то пишется раздельно. –Проговорите этот вывод про себя.
Работа по второму столбику таблицы:
Отмечаю, что неопределенные местоимения склоняются по падежам как вопросительные местоимения и даю задания: Слайд 11 Просклоняйте местоимения: несколько (все вместе), а остальные самостоятельно- кто-нибудь, что-либо, некоторый. Задания выполняются на доске И.П. Несколько Кто-нибудь Что-либо Некоторый Р.П. Нескольких Кого-нибудь Чего-либо Некоторого Д.П. Нескольким Кому-нибудь Чему-либо Некоторому В.П. Несколько Кого-нибудь Что-либо Некоторого Т.П. Несколькими Кем-нибудь Чем-либо Некоторым П.П. О нескольких О ком-нибудь О чем-либо О некотором Слайд 12Делается вывод о склонении неопределённых местоимений Слайд 13. Демонстрируется таблица. Учащиеся после наблюдения делают вывод о том, от каких местоимений и с помощью каких суффиксов образуются неопределённые местоимения. Обращается внимание на дефисное написание неопределённых местоимений. Приставка не всегда ударная и пишется слитно. 3. Этап закрепления материала. 1) Запишите как образованы слова (по образцу) Слайд 14 2) Раставьте ударения. Проверим по слайду (Слайд 15 с удар) 3) Подчеркните неопределённые местоимения; объясните их написание, определите синтаксическую роль в предложении.(Слайд16) 4) Обратите внимание на слитное и раздельное написание местоимений (Слайд17) 5) Составьте простые предложения, употребив неопределенные местоимения (слайд 18) 6) Замените выделенные слова синонимичными местоимениями . более свойственными разговорной речи. Какие слова называются синонимами? (близкие по значению) (слайд 19) 7) Работа с учебником Упр № 3 Ответьте на вопросы по образцу. 1.У вас есть какие-нибудь вопросы? 2. У тебя в изложении есть ошибки? 3. У тебя в сумке есть карандаши? Упр № 4 Запомните некоторые словосочетания с местоимениями: несколько, некоторый. Составить с ними несколько предложения. Упр № 5 Составить предложения, употребив словосочетания: несколько плакатов, какой-то вопрос, чья-то работа, чьё-то предложение, какие-то вопросы. Упр № 6 Включите данные ниже словосочетания в предложения. Укажите падеж неопределенных местоимений. Упр № 7 ответьте на вопросы утвердительно по образцу *А теперь я предлагаю поработать в парах. Нам нужно узнать, как в неопределенных местоимениях пишутся приставки не- и кое-, а также суффиксы –то, -либо, -нибудь, как склоняются неопределенные местоимения. Вы должны приготовить высказывание по предложенному клише, работая в паре. [Интерактивный метод «ПРЕСС» Детям предлагается клише для высказывания. 1. Я считаю, что…(высказывание собственной точки зрения) 2. Так как…(обоснование своей мысли) 3. Например…(примеры и аргументы для своей точки зрения) 4. Итак…(обобщение, вывод)]
4. Этап подведения итогов. Рефлексия
Работа по составлению опорного конспекта (кластера) у доски Ребята, а теперь попробуйте графически, в виде схемы смоделировать ваши знания о значении неопределённых местоимений, т.е. на что они указывают. Слайд 20 Приведите примеры. кто-то, некто, что-то, нечто, кто-нибудь что-нибудь Лицо Предмет
- Назовите неопределённые местоимения - Почему они так называются? - Как изменяются неопределённые местоимения? - От каких местоимений и с помощью чего образуются неопределённые местоимения? - Расскажите о правописании неопределённых местоимений.
Итак, сегодня мы немного поработали с неопределенными местоимениями. На следующем уроке продолжим изучение этой темы. Домашнее задание Слайд № 22. Упражнение 8.стр.94. Оценки