Вторник
26.09.2017
14:04
Категории раздела
Разработки уроков [154]
Творчество учителей [34]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 367
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    поурочный план по русской словесности
    Урок № 45

    Тема урока: Притча о блудном сыне.

    Цель: знать определение и значение притчи, осмысление нравоучения «Притчи о блудном сыне»,
    уметь рассуждать, высказывать и обосновывать мысли, показать красоту слова через искусство живописи, уметь ценить заботу родителей.

    Обучающая:
    расширить и углубить понятие о жанре притчи;
    познакомить учащихся с библейскими притчами;
    дать понятие о жизненных принципах (по Библии);
    отработать умение анализировать притчу, выделять основную мысль притчи.
    Развивающая:
    вести работу по развитию речи учащихся: умение показать своеобразие языка притчи при её пересказе, умение использовать полученные сведения в свободных рассуждениях (например, при переносе принципов жизни по Библии на современность);
    развивать мыслительные операции анализа и синтеза при формировании принципов жизни по библии;
    развивать навыки критического мышления, коммуникативные способности, учить сопоставлять, делать выводы и обобщения, формирование у каждого учащегося собственного отношения к изученному материалу.
    Воспитательная:
    помочь учащимся осознать необходимость жизни по «законам человеческим»;
    воспитывать у учащихся чувства уважения и любви к людям, сострадания к больным и бед-ным и т.д.;
    стимулировать интерес учащихся к всемирной литературе и истории;
    воспитывать бережное и уважительное отношение к духовному, нравственному и культурному наследию человечества, воспитание любви к родным, близким.

    Тип урока: усвоение знаний и формирование умений.
    Методы: диалогический, работа в группе, частично – поисковый.
    Ожидаемый результат:
    понимание и осмысление нравоучения притчи: никогда не поздно признавать свои ошибки и вернуться на истинный путь; человек достоин прощения, если искренне раскаивается и сожалеет о содеянном.
    Ключевые слова: притча, нравоучение, раскаяние, сожаление, содеянное, прощение, признавать свои ошибки, человек достоин прощения.
    Оборудование:
     «Русская словесность» учебник для 6 класса общеобразовательной школы – 3-е издание, доработанное/Т.П.Чаплышкина, А.М.Садвокасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова – Алматы: Атамұра, 2010. – 384 с.

    Любовь к родителям – основа всех добродетелей.
    Цицерон
    ХОД УРОКА
    I. Организационный момент.
    II. Проверка домашнего задания.

    III. Работа над темой урока.

    1. Слово учителя.
     Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о необычной, уникальной книге, книге всех времён и народов – о Библии.
    …Почитай отца твоего и мать твою,
    чтобы продлились дни твои на земле…
    Библия
    2. Просмотр кадров из художественного фильма.
     Предлагаю вам восстановить в памяти основные вехи жизненного пути главного героя этой книги – Иисуса Христа.
     Какие события из жизни Иисуса Христа отражены в этих небольших отрывках? (беседа по хо-ду просмотра, дополнения, разъяснения).

    3. Чтение учителем стихотворения Г.А. Галина « Мать».

    Мать

    С какою нежностью покоит на руках
    Она своё дитя в задумчивом молчанье!..
    На сомкнутых губах лежит печать страданья,
    И ласка тихая в опущенных глазах...
    С тревогою прижав дитя к груди своей,
    В его грядущее она глядит с тоскою,
    И хочет мать закрыть беспомощной рукою
    Своё дитя от слёз, печали и скорбей...
    И в сердце у неё неясная болезнь
    Лишиться дорогой, единственной святыни...
    Ведь без него весь мир останется пустыней,
    А за него она пойдёт на казнь...


    4. Беседа.
     Откуда люди узнали обо всех этих событиях? (Из Библии).
     Как переводится слово Библия? (Книга).
     Зачем люди обращаются к Библии? Ответы на какие вопросы они хотят найти в этой книге? (Ответы детей).
     Из каких частей состоит библия? (Ветхий завет, Новый завет).
     Что такое завет? («Договор», «союз»).
     Как по-другому называется Новый завет? (Евангелие).
     Как переводится слово Евангелие? (Радостная весть).
     О чём эта весть? Вспомните первые кадры фильма. (О том, что Бог людям обещает свою по-мощь – он посылает сына, чтобы спасти людей от зла, вывести их к свету «Столетья по-плывут из тьмы..., то есть пытается научить людей, как нужно жить правильно).

    5. Жанр притчи.

     В литературе есть произведения, с помощью которых лучше всего учить людей чему-либо по-учать, внушать им что-то. Они написаны в жанре притчи.

    Запись в тетради:

    Притча – это… (сл. 3)
     Сегодня на уроке мы обратимся к «Притче о блудном сыне». Эту притчу Иисус рассказал сво-им ученикам, она является самой известной историей в Новом Завете.
     Слово «блудный» образовано от слова «блудить», которое имеет 2 значения:
    1. Распутничать.
    2. Блуждать, бродить. (сл. 4)

    6. Просмотр притчи.

    7. Беседа.

     Какой дурной поступок совершает сын? (Сын обижает отца; сын грабит его; покидает его на старости, оставляет одного; сын совершает грех; сын не почитает отца, наносит ему обиду).
     А как вы понимаете слово грех? (Плохой поступок; смертельная болезнь; ненавидеть друг друга; грех – зло в душе; злые дела, злость на товарища).
     Как же ведёт сын себя вдали от дома? (Он ведет распутную жизнь; расточает свое богат-ство; заводит сомнительных друзей).
     Какой на ваш взгляд он совершает грех? (Он грешен перед отцом, но и перед собой тоже. Он живёт не по совести, поэтому и грешен).
     А какой была жизнь сына вдали от дома и принесла ли она ему радость?
    (Ему было трудно; он много работал и не получал ничего; был голоден; пас свиней и его мучи-ла совесть; он вспомнил отчий дом и всей душой стремился туда, откуда ушел).
     Подтвердите это текстом притчи (…Он прожил все, настал великий голод. Сын пристал к од-ному из жителей, а тот послал его на поля свои пасти свиней.. Он был рад наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему).
     Как вы думаете, с какой мыслью возвращается сын домой? (Сын раскаивается в своем по-ступке; ему стыдно перед отцом; он осознал свою вину; он хочет просить прощения).
     Приведем примеры из текста (…Придя же сказал: «сколько наемников у отца моего избыто-чествуют хлебом, а я умираю от голода. Встану, пойду к отцу и скажу: Отче! Я согрешил против неба и перед тобою…»).
     Как вы думаете, сын по-настоящему глубоко осознал свою вину? (Сын раскаялся в своих по-ступках; он хочет искупить свою вину, намерен просить у отца прощения).
     Итак, сын искренне раскаялся, а прощает ли отец сына? (Он прощает его).
     Подтвердите словами текста. («… Увидел его отец и сжалился, и, побежав, пал ему на шею и поцеловал его…»; «…отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите его: станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся»).
     Какие нравственные проблемы рассматриваются в притче?
     Попробуем заглянуть за строки притчи и увидеть, как жил этот молодой человек.
    Многие живописцы обращались к теме блудного сына.
     Но сегодня мы рассмотрим только несколько картин. (сл. 6-9)
     Задания рядам: (сл. 10-11)
     Составьте таблицу из трех колонок и запишите качества каждого героя.

    Отец Младший сын Старший сын
    Милосердный Ветреный Обиженный
    Мудрый Распутный Жестокосердный
    Любящий Раскаявшийся Завистливый
    Сострадающий Признавший вину
    Умеющий прощать

    Задания по вариантам: (сл. 12)
    1 вариант: выписать глаголы, относящиеся к младшему сыну.
    2 вариант: выписать глаголы, относящиеся к отцу.
    Выпишите глаголы в столбик по порядку и сделайте вывод

     Как вы думаете, чему учит притча? (Учит умению прощать обиды; учит осознавать свои ошибки и раскаиваться в них; учит любить друг друга; учит ценить и уважать родителей; учит искренности, не ложному покаянию, а истинному).
     Записать в тетрадях первое правило (Правила жизни, принципы жизни, истины...):
    «Христос говорит притчами из быта, поясняя истину светом повседневности».

     Какие пословицы о родителях и детях вам знакомы?

     Богатство родителей — порча детям.
     Глупому сыну и отец ум не пришьёт.
     Дурной рыбак — дурные сети, дурная мать — дурные дети.
     Жалей отца с матерью, других не найдёшь.
     Жена с советом, тёща с приветом, а родимая матушка с лаской.
     Земля без воды мертва, человек без семьи — пустоцвет.
     К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.
     Корми сына до поры: придёт пора — сын тебя прокормит.
     Кто боится, что ребёнок будет плакать, сам заплачет.
     Кто доводит родителей до слёз, и сам счастья не увидит.
     Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

    8. Просмотр эпизода художественного фильма (притча « О добром самарянине»)
     Почему рассказ о добром самарянине можно назвать притчей? (есть нравоучение, вывод)
     Какой?
     Запишите второе правило: «Любите ближнего своего как самого себя».

    IV. Нравственные уроки по священному писанию (сл. 14).

     Уважай и чти своих родителей за то, что они дали тебе жизнь и воспитали тебя.
     Словом и делом выражай свое почтение.
     Будь послушный.
     Не ропщи на наказание.
     Вовремя покайся в своих ошибках.
     В нужде и старости ухаживай и корми их.

    V. Рефлексия.

    1. Чтение учителем проповеди.
    Старец призвал учеников и показал им лист бумаги, в середине которого стояла точка:
    - Что вы видите? – спросил он.
    - Точку, - ответил один.
    - Чёрную точку, - подтвердил второй.
    - Жирную чёрную точку, - уточнил третий.
    Тогда старец заплакал. А ученики удивились и спросили:
    - Скажи, учитель, о чём ты так плачешь?
    - Я плачу о том, что все мои ученики увидели чёрную точку, и никто не заметил чистого белого листа.

    2. Синквейн
    1. Притча.
    2. Поучительная, интересная.
    3. Учит, заставляет задуматься.
    4. Сегодня мы анализировали притчу.
    5. Мораль.

    VI. Домашнее задание.

    Стр. 214 – 224 А.Пушкин «Станционный смотритель»
    Категория: Разработки уроков | Добавил: superneposedy (24.07.2016) | Автор: Дмитриченко Наталья Александровна E
    Просмотров: 207 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]