Урок № 45
Тема урока: Притча о блудном сыне.
Цель: знать определение и значение притчи, осмысление нравоучения «Притчи о блудном сыне», уметь рассуждать, высказывать и обосновывать мысли, показать красоту слова через искусство живописи, уметь ценить заботу родителей.
Обучающая: расширить и углубить понятие о жанре притчи; познакомить учащихся с библейскими притчами; дать понятие о жизненных принципах (по Библии); отработать умение анализировать притчу, выделять основную мысль притчи. Развивающая: вести работу по развитию речи учащихся: умение показать своеобразие языка притчи при её пересказе, умение использовать полученные сведения в свободных рассуждениях (например, при переносе принципов жизни по Библии на современность); развивать мыслительные операции анализа и синтеза при формировании принципов жизни по библии; развивать навыки критического мышления, коммуникативные способности, учить сопоставлять, делать выводы и обобщения, формирование у каждого учащегося собственного отношения к изученному материалу. Воспитательная: помочь учащимся осознать необходимость жизни по «законам человеческим»; воспитывать у учащихся чувства уважения и любви к людям, сострадания к больным и бед-ным и т.д.; стимулировать интерес учащихся к всемирной литературе и истории; воспитывать бережное и уважительное отношение к духовному, нравственному и культурному наследию человечества, воспитание любви к родным, близким.
Тип урока: усвоение знаний и формирование умений. Методы: диалогический, работа в группе, частично – поисковый. Ожидаемый результат: понимание и осмысление нравоучения притчи: никогда не поздно признавать свои ошибки и вернуться на истинный путь; человек достоин прощения, если искренне раскаивается и сожалеет о содеянном. Ключевые слова: притча, нравоучение, раскаяние, сожаление, содеянное, прощение, признавать свои ошибки, человек достоин прощения. Оборудование: «Русская словесность» учебник для 6 класса общеобразовательной школы – 3-е издание, доработанное/Т.П.Чаплышкина, А.М.Садвокасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова – Алматы: Атамұра, 2010. – 384 с.
Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Цицерон ХОД УРОКА I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. III. Работа над темой урока.
1. Слово учителя. Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о необычной, уникальной книге, книге всех времён и народов – о Библии. …Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле… Библия 2. Просмотр кадров из художественного фильма. Предлагаю вам восстановить в памяти основные вехи жизненного пути главного героя этой книги – Иисуса Христа. Какие события из жизни Иисуса Христа отражены в этих небольших отрывках? (беседа по хо-ду просмотра, дополнения, разъяснения).
3. Чтение учителем стихотворения Г.А. Галина « Мать».
Мать С какою нежностью покоит на руках Она своё дитя в задумчивом молчанье!.. На сомкнутых губах лежит печать страданья, И ласка тихая в опущенных глазах... С тревогою прижав дитя к груди своей, В его грядущее она глядит с тоскою, И хочет мать закрыть беспомощной рукою Своё дитя от слёз, печали и скорбей... И в сердце у неё неясная болезнь Лишиться дорогой, единственной святыни... Ведь без него весь мир останется пустыней, А за него она пойдёт на казнь...
4. Беседа. Откуда люди узнали обо всех этих событиях? (Из Библии). Как переводится слово Библия? (Книга). Зачем люди обращаются к Библии? Ответы на какие вопросы они хотят найти в этой книге? (Ответы детей). Из каких частей состоит библия? (Ветхий завет, Новый завет). Что такое завет? («Договор», «союз»). Как по-другому называется Новый завет? (Евангелие). Как переводится слово Евангелие? (Радостная весть). О чём эта весть? Вспомните первые кадры фильма. (О том, что Бог людям обещает свою по-мощь – он посылает сына, чтобы спасти людей от зла, вывести их к свету «Столетья по-плывут из тьмы..., то есть пытается научить людей, как нужно жить правильно).
5. Жанр притчи.
В литературе есть произведения, с помощью которых лучше всего учить людей чему-либо по-учать, внушать им что-то. Они написаны в жанре притчи.
Запись в тетради:
Притча – это… (сл. 3) Сегодня на уроке мы обратимся к «Притче о блудном сыне». Эту притчу Иисус рассказал сво-им ученикам, она является самой известной историей в Новом Завете. Слово «блудный» образовано от слова «блудить», которое имеет 2 значения: 1. Распутничать. 2. Блуждать, бродить. (сл. 4)
6. Просмотр притчи.
7. Беседа.
Какой дурной поступок совершает сын? (Сын обижает отца; сын грабит его; покидает его на старости, оставляет одного; сын совершает грех; сын не почитает отца, наносит ему обиду). А как вы понимаете слово грех? (Плохой поступок; смертельная болезнь; ненавидеть друг друга; грех – зло в душе; злые дела, злость на товарища). Как же ведёт сын себя вдали от дома? (Он ведет распутную жизнь; расточает свое богат-ство; заводит сомнительных друзей). Какой на ваш взгляд он совершает грех? (Он грешен перед отцом, но и перед собой тоже. Он живёт не по совести, поэтому и грешен). А какой была жизнь сына вдали от дома и принесла ли она ему радость? (Ему было трудно; он много работал и не получал ничего; был голоден; пас свиней и его мучи-ла совесть; он вспомнил отчий дом и всей душой стремился туда, откуда ушел). Подтвердите это текстом притчи (…Он прожил все, настал великий голод. Сын пристал к од-ному из жителей, а тот послал его на поля свои пасти свиней.. Он был рад наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему). Как вы думаете, с какой мыслью возвращается сын домой? (Сын раскаивается в своем по-ступке; ему стыдно перед отцом; он осознал свою вину; он хочет просить прощения). Приведем примеры из текста (…Придя же сказал: «сколько наемников у отца моего избыто-чествуют хлебом, а я умираю от голода. Встану, пойду к отцу и скажу: Отче! Я согрешил против неба и перед тобою…»). Как вы думаете, сын по-настоящему глубоко осознал свою вину? (Сын раскаялся в своих по-ступках; он хочет искупить свою вину, намерен просить у отца прощения). Итак, сын искренне раскаялся, а прощает ли отец сына? (Он прощает его). Подтвердите словами текста. («… Увидел его отец и сжалился, и, побежав, пал ему на шею и поцеловал его…»; «…отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите его: станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся»). Какие нравственные проблемы рассматриваются в притче? Попробуем заглянуть за строки притчи и увидеть, как жил этот молодой человек. Многие живописцы обращались к теме блудного сына. Но сегодня мы рассмотрим только несколько картин. (сл. 6-9) Задания рядам: (сл. 10-11) Составьте таблицу из трех колонок и запишите качества каждого героя.
Отец Младший сын Старший сын Милосердный Ветреный Обиженный Мудрый Распутный Жестокосердный Любящий Раскаявшийся Завистливый Сострадающий Признавший вину Умеющий прощать
Задания по вариантам: (сл. 12) 1 вариант: выписать глаголы, относящиеся к младшему сыну. 2 вариант: выписать глаголы, относящиеся к отцу. Выпишите глаголы в столбик по порядку и сделайте вывод
Как вы думаете, чему учит притча? (Учит умению прощать обиды; учит осознавать свои ошибки и раскаиваться в них; учит любить друг друга; учит ценить и уважать родителей; учит искренности, не ложному покаянию, а истинному). Записать в тетрадях первое правило (Правила жизни, принципы жизни, истины...): «Христос говорит притчами из быта, поясняя истину светом повседневности».
Какие пословицы о родителях и детях вам знакомы?
Богатство родителей — порча детям. Глупому сыну и отец ум не пришьёт. Дурной рыбак — дурные сети, дурная мать — дурные дети. Жалей отца с матерью, других не найдёшь. Жена с советом, тёща с приветом, а родимая матушка с лаской. Земля без воды мертва, человек без семьи — пустоцвет. К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь. Корми сына до поры: придёт пора — сын тебя прокормит. Кто боится, что ребёнок будет плакать, сам заплачет. Кто доводит родителей до слёз, и сам счастья не увидит. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
8. Просмотр эпизода художественного фильма (притча « О добром самарянине») Почему рассказ о добром самарянине можно назвать притчей? (есть нравоучение, вывод) Какой? Запишите второе правило: «Любите ближнего своего как самого себя».
IV. Нравственные уроки по священному писанию (сл. 14).
Уважай и чти своих родителей за то, что они дали тебе жизнь и воспитали тебя. Словом и делом выражай свое почтение. Будь послушный. Не ропщи на наказание. Вовремя покайся в своих ошибках. В нужде и старости ухаживай и корми их.
V. Рефлексия.
1. Чтение учителем проповеди. Старец призвал учеников и показал им лист бумаги, в середине которого стояла точка: - Что вы видите? – спросил он. - Точку, - ответил один. - Чёрную точку, - подтвердил второй. - Жирную чёрную точку, - уточнил третий. Тогда старец заплакал. А ученики удивились и спросили: - Скажи, учитель, о чём ты так плачешь? - Я плачу о том, что все мои ученики увидели чёрную точку, и никто не заметил чистого белого листа.
2. Синквейн 1. Притча. 2. Поучительная, интересная. 3. Учит, заставляет задуматься. 4. Сегодня мы анализировали притчу. 5. Мораль.
VI. Домашнее задание.
Стр. 214 – 224 А.Пушкин «Станционный смотритель»
|