Среда
24.04.2024
12:57
Категории раздела
Разработки уроков [171]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    Правда Великой Отечественной войны в зеркале поэзии
    Тема урока: Правда Великой Отечественной войны в зеркале поэзии
    Тип урока: урок-композиция с элементами исследования.
    Цель урока: совершенствование навыков исследовательской работы;
    Задачи урока:
    * совершенствование навыков работы над художественным текстом;
    * развитие творческих способностей учащихся;
    * воспитание патриотизма.
    Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый.
    Приемы: предварительная исследовательская работа в группах, выразительное чтение, беседа, наблюдение, создание презентаций, просмотр видеоклипов, слово учителя.
    Оформление, оборудование: демонстрация портретов поэтов, иллюстраций к стихотворениям, строчки из произведений на интерактивной доске. Сообщения учащихся о родных, участниках Великой Отечественной войны.
    1.Вступительная часть
    1. Звучит песня в исполнении И. Кобзона «Поклонимся великим тем годам».
    2. Слово учителя
    Великая Отечественная война - это тяжёлое испытание, выпавшее на долю советского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события.
    С самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись. Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом и боль отступления, и радость побед. Георгий Суворов, писатель-фронтовик, погибший незадолго до победы, писал: «Свой добрый век мы прожили как люди, и для людей».
    Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и...писали.
    Русская литература периода Великой Отечественной войны стала литературой одной темы - темы войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя "окопными поэтами" (А. Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстого, была "голосом героической души народа"
    2.Целевая установка
    Сегодня на уроке мы обратимся именно к этой странице нашей истории и попытаемся увидеть войну глазами поэтов, испытавших на себе все тяготы военного времени.
    Задача:
    Накануне мы с вами образовали творческие группы, каждой из которых дано было исследовательское задание. В ходе выступления мы должны будем заполнить опросный лист, отмечая ключевые слова и выражения, характеризующие трагические стороны войны, которые изображены в произведениях (см. приложение №1).
    3. Работа по теме урока
    2. Представление исследовательских работ
    Выступление 1 группы
    1. Анализ стихотворения «Мужество».
    2. Чтение стихотворения «Мужество».
    3. Запись ответа в опросный лист.
    1-й слайд. Стихотворение «Мужество» написано после начала войны. Это призыв защитить свою Родину. Название стихотворения отражает призыв Автора к гражданам. "Мы знаем, что ныне лежит на весах".
    2-й слайд. Организация стихотворения
    Произведение организовано в одну строфу, в нём нет никаких микротем, во всём содержании прослеживается одна мысль – обещание сохранить русский язык.
    3-й слайд. Ритм
    Все стихотворение звучит, как клятва. В этом помогает торжественный ритм стиха - амфибрахий, четырехстопный.
    Мы знаем, что ныне лежит на весах
    __ / __ __ / __ __ / __ __ /
    И что совершается ныне.
    __ /__ __ / ___ __ /___
    Час мужества пробил на наших часах
    __ / __ __ / __ __ / __ __ /
    И мужество нас не покинет
    __ /__ __ / ___ __ /___
    4-й слайд. Пунктуация
    В тексте запятых – 8
    точки – 3
    тире – 1
    восклицательный знак -1
    Знаки препинания подчеркивают размеренную величественность стихотворения. Восклицательный знак стоит в конце, как наивысшая точка напряжения.
    5-й слайд. Изобразительно-выразительные средства(тропы):
    эпитеты («великое русское слово», «свободным и чистым…»).
    олицетворения («мужество не покинет»)
    метафоры («час мужества пробил на наших часах»).
    6-й слайд. Ключевой троп - это эпитет "свободное и чистое русское слово" ( страна должна остаться такой же чистой и свободной от фашизма). Именно речь является тем, что связывает вместе всех советских людей. Защищая русскую речь, Великое русское слово – граждане защищают Родину.
    Запись ответа в опросный лист на вопрос Объясните символическое значение выражения А. Ахматовой «русская речь, великое русское слово»
    7-й слайд.
    Стилистические фигуры:
    инверсия («что ныне лежит на весах», «мужество нас не покинет»).
    анафора («не страшно под пулями мёртвыми лечь, не горько остаться без крова»)
    риторическое восклицание («свободным и чистым тебя пронесём, и внукам дадим, и от плена спасём навеки!»)
    9-й слайд.
    Поэтическая фонетика:
    Аллитерация звуков [м], [н], [р] делает стихотворение громким, торжественным.
    Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет.
    10-й слайд. Рифмовка
    Первые восемь строк Анна Ахматова пишет перекрёстной рифмовкой, чередуя женские и мужские рифмы. Две последние строчки рифмуются между собой с помощью мужской рифмы и звучат как вывод, заключение. Завершается стихотворение одним ёмким словом - «навеки».
    4. Демонстрация хроники.
    1.Чтение учителем наизусть стихотворения «Перед атакой»
    5. Выступление 2 –й группы.
    1.Обзор жизни и творчества С.П. Гудзенко (после обзора отвечают в опросном листе на вопрос «Как вы понимаете строку «Когда на смерть идут –поют»)
    2. Чтение стихотворения «Нас не нужно жалеть»
    3. Сообщение о близком человеке, воевавшем в Афганистане.
    Обзор жизни и творчества
    1—й слайд
    Семен Петрович Гудзенко родился в 1922 году в Киеве
    Но и в сугробах Подмосковья
    и в топях белорусских рек
    был Киев первою любовью,
    незабываемой вовек"
    слайд 2
    В 1939-м Гудзенко поступил в Московский историко-философский и литературный институт. В июне 1941-го, сдав экзамены за второй курс, ушел добровольцем на войну. Он с трудом добился разрешения в Отдельную мотострелковую бригаду: из-за слабого зрения. Но для него жизненно важно было встать в общий строй: он жаждал с оружием в руках изгнать с родной земли фашистов.
    Обветренный, прокуренный филолог
    военную науку постигал…
    слайд 3
    Был подрывником, партизаном-десантником, участвовал в лыжном походе во вражеский тыл в Белоруссию.
    Слайд 4
    2 февраля 1942 года Семен Гудзенко был тяжело ранен осколком мины в живот, попал в госпиталь. В дневнике потом записал:
    "На минуту теряю сознание. Упал... Ходить не могу... Рана - аж видно нутро"
    Уже на бруствер брошены шинели.
    Сейчас в атаку бросятся друзья. И началось.
    Я выскочил по знаку.
    Огонь над полем боя нависал. Так было.
    А стихи "Перед атакой" я после, в лазарете, написал.
    Слайд 5
    Ходили тревожные слухи, что он погиб. Выжил, но его признали негодным к военной службе. Он вернулся на фронт газетчиком. Писать начал в 1942-м году.
    Слайд 6
    В стихах Гудзенко встречаются слова "окоп", "окопный": "окопная верность", "окопное терпение", "окопный ржавый след", "в грязи окопной", "в окопе заметенном". Это не случайно: они рождены суровым, выстраданным, большой кровью оплаченным опытом солдата-окопника.
    Слайд 7
    Через полгода, по излечении, Семен Гудзенко был признан негодным к строевой службе и прикомандирован к редакции газеты «Победа за нами», где служил до конца войны, время от времени выезжая в командировки: то в Сталинград (после его освобождения), то в части, освобождавшие Украину, Бессарабию...
    Слайд 8
    Жизнь его оборвалась 15 февраля 1953 года, через несколько дней ему исполнился бы тридцать один год.
    5. Выступление 3 группы. Стихотворение Ю.В. Друниной «Качается рожь несжатая».
    1. Представление презентации .
    2. Чтение стихотворения.
    Заполнение опросного листа.
    Москвичка Юлия Друнина (род.1924), которая в 1941 году добровольцем ушла на фронт.
    Слайд 1 Юлия Друнина 1924 - 1991
    Смотрю назад, в продымленные дали: Нет, не заслугой в тот зловещий год, А высшей честью школьницы считали Возможность умереть за свой народ.
    Слайд 2
    Для лирической героини Ю.Друниной жизнь раскололась на ДО и ПОСЛЕ начала войны: "детство", "школа", "Прекрасная Дама" - "грязная теплушка", "эшелон пехоты", "санитарный взвод", "блиндажи сырые", "мать" и "перемать".
    Я ушла из детства в грязную теплушку, В эшелон пехоты, в санитарный взвод. Дальние разрывы слушал и не слушал Ко всему привыкший сорок первый год. Я пришла из школы в блиндажи сырые, От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать», Потому что имя ближе, чем «Россия», Не могла сыскать. Слайд 3
    Качается рожь несжатая. Шагают бойцы по ней. Шагаем и мы - девчата, Похожие на парней. Нет, это горят не хаты - То юность моя в огне... Идут по войне девчата, Похожие на парней.
    Слайд 4
    Основные образы : «несжатая рожь», «бойцы шагают по ржи», «девчата, похожие на парней», «юность в огне» - и придут у выводу, что война – это нарушение естественного хода событий: рожь сеют, чтобы вовремя убрать, юность должна быть самым ярким периодам в жизни человека, а "девчата" не должны быть похожи "на парней".
    6.Выступление 4 группы. Стихотворение К.М. Симонова «Жди меня».
    В 1941 году со страниц газеты «Правда» всю Россию потрясло стихотворение «Жди меня». Стихотворение, звучавшее как заклинание, переписывалось, читалось со сцены, звучало по радио.
    1. Чтение стихотворения в видеозаписи.
    Представление презентации. Анализ стихотворения.
    Слайд 1 Дата написания февраль1941 года
    Слайд 2 Жанр
    Послание (относится к конкретному лицу). Посвящено любимой женщине – Валентине Серовой
    Слайд 3
    Композиция
    Стихотворение состоит из трёх строф, длина которых 12 стихов.
    Слайд 4
    Первая строфа говорит нам о времени и условиях ожидания:
    Жди меня, и я вернусь, Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет. Слайд 5
    Во второй строфе твёрдое «жди» звучит здесь почти как приказ на фронте, который не обсуждается
    Жди меня, и я вернусь. Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души... Жди. И с ними заодно Выпить не спеши. Слайд 6-й
    Третья строфа звучит как гимн любви. Волшебной, всепобеждающей.
    Жди меня, и я вернусь Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет - повезло! Не понять не ждавшим, им,
    Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой - Просто ты умела ждать, Как никто другой.
    Слайд 7
    Рифма
    Мужская, перекрёстная.
    Слайд 8
    Ключевое слово– «жди», повторяющееся много раз, наводит на мысль о том, что именно от этой способности женщины в конечном итоге и зависит жизнь и победа.
    Слайд 9
    Вера в то, что солдат когда-нибудь вернётся, дает ему силы выжить в кровавой мясорубке, именуемой войной.
    Слово учителя. О войне писали стихи не только во время войны, но и после нее. Несколько послевоенных поколений вновь и вновь обращались к этой теме.
    Один из примеров - произведения В. Высоцкого, которому было всего три года, когда началась Великая Отечественная война.
    Выступление 5-й группы
    1. Презентация о В. Высоцком
    2. Прослушивание песни и просмотр видеоролика «Песня о земле»
    Заполнение опросного листа: выписать слова, фразы, подчёркивающие, что речь в нём идёт о военном времени.( из стих-я Высоцкого)
    Слайд 1 «Песня о земле» B.C. Высоцкий
    Слайд 2 Написана для кинофильма «Сыновья уходят в бой».
    Слайд
    Тема
    Жизнеутверждающая сила родной земли.
    Слайд 4.
    Стилистические фигуры
    Риторические вопросы
    Кто сказал: "Все сгорело дотла, Больше в землю не бросите семя!"? «Кто сказал, что Земля умерла?» «Кто поверил, что Землю сожгли?» 5, Основные изобразительно-выразительные средства
    Олицетворение («Кто сказал, что земля умерла», «...Она почернела от горя», «Обнаженные нервы земли Неземное страдание знают» и т.д. ).
    сравнение «материнство не взять у земли. Не отнять, как не вычерпать моря».
    6, Образ песни воплощает идею духовного возрождения, веру в лучшее будущее и преодоление невзгод, связанных с войной.
    7, Боль, смерть и духовное опустошение, отчаяние, которое непременно нужно преодолеть, чтобы жизнь на земле вновь пошла обычным чередом.
    2. Заполнение опросного листа
    Повторы- __________________________________________________________________
    Анафора - __________________________________________________________________
    Аллитерация - _______________________________________________________________
    Эпитеты __________________________________________________________________
    Метафора _________________________________________________________________
    Слово учителя.
    4. Заключительная часть.
    Мы – второе поколение, живущее в мире. Но военная тема тревожит и будоражит наши умы, точно так же, как и 20, и 30 лет назад. Ведь война – это величайшее бедствие. У той войны нет давности закона. Не звёзды – слёзы на её погонах… Произведения тех лет ценны, пронзительны и интересны до сих пор. Война коснулась каждой семьи. И у каждой семьи свои герои, память о которых передается из поколения в поколение. Кто же они - герои войны?
    чтение миниатюр о родных, участниках войны;
    5. Домашнее задание
    Написать эссе «Моё отношение в войне»
    Опросный лист (из рабочей тетради к учебнику 7 класса «Русская словесность»)
    Объясните символическое значение выражения А. Ахматовой «русская речь, великое русское слово» __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Как вы понимаете строку «Когда на смерть идут –поют»
    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Художественная деталь комментарии
    Рожь несжатая
    Бойцы, шагающие по несжатой ржи
    Выпишите примеры из поэтических приёмов, использованных К. Симоновым в стихотворении К. Симонова «Жди меня»
    Повторы- _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Анафора - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Аллитерация - _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Эпитеты _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Метафора ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Категория: Разработки уроков | Добавил: anzhela_adrakova (24.05.2014) | Автор: Грабовская Галина Петровна E
    Просмотров: 2020 | Комментарии: 2 | Теги: вов, поэзия, Симонов, Высоцкий, Гудзенко, Ахматова | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 2
    2 OKSMAKSALEKS  
    0
    Мне понравился анализ стихотворений.Спасибо.

    1 tasha  
    0
    Уважаемая Галина Петровна! Огромное спасибо за прекрасный пример разнообразных подходов к анализу лирики!
    Ваш урок - пример того, как можно организовать работу по защите проектов по теме очень важной, но
    по сути своей обзорной (на нее отводится всего один час!). Думаю, что многие учителя воспользуются Вашим материалом.
    Я его беру к себе в копилку, но с Вашего разрешения немного изменю деятельность учащихся на уроке, поскольку
    в данной разработке их деятельность во время выступления той или иной группы ограничивается самым простым
    (и малоэффективным) слушанием. А в свете новых подходов к обучению от нас как организаторов учебного процесса
    ждут несколько другого. Но, уважаемая коллега, мое замечание нисколько не умаляет Ваш труд! Еще раз огромное спасибо!
    Дорогу осилит идущий!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]