Пятница
26.04.2024
18:30
Категории раздела
Разработки уроков [171]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    Проект:Современный урок русской литературы в колледже.
    АННОТАЦИЯ К УРОКУ
    Автор урока- Герко Г.Г., преподаватель русского языка и литературы,Даниярова Л.О. преподаватель казахского языка и литературы.
    Тема: «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого«Война и мир» 
    Предмет - Русская литература Курс - первый
    Цель:получить представление о незаменимости воздействия семьи на развитие и воспитание детей, решить проблему что такое счастливая семья? Использовать межпредметные связи с казахским языком.
    Методическая информация:
    Тип урока по основной дидактической цели- комбинированный;
    тип урока по основному способу проведения – групповая работа;
    тип урока по форме проведения – кооперативная,стратегии проекта «РКМЧЧП».
    Ожидаемые результаты: проведут социально-психологический анализ семей, представленных в романе "Война и мир"; интерпретируют художественный текст и дадут собственную оценку; представят модель счастливой семьи, отношения в которой основаны на искренних и глубоких чувствах.
    КМО урока:используется раздаточный материал с цитатами из текста романа,листы для флипчартов,маркеры, рабочий лист, слайд-презентация «Мысль семейная в романе «Война и мир».
    Музыкальное сопровождение: песня «Родительский дом». 
    Опережающее задание к уроку:прочитать роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир»,обратив особое внимание на главы:
    РОСТОВЫ (т. 1, ч. 1, гл. 7-17; т. 2, гл. 1-3; ч. 1, гл. 13-15; т. 2, ч. 1, гл. 1-3; ч. 3, гл. 14-17; ч. 5, гл. 6-18; т. 3, ч. 3, гл. 12-17; гл. 30-32; т. 4, ч. 1, гл. 6-8; гл. 14-16; ч. 2,гл. 7-9; ч. 4,гл. 1-3)
    БОЛКОНСКИЕ (т. 1, ч. 1, гл. 22-25; ч. 3гл. 11-19; т. 2,гл. 7-9; т. 2, ч. 2, гл. 10-14; т. 3, ч. 3, гл. 1-3; ч. 3, гл. 20-24; т. 3, ч. 2, гл. 13-14; гл. 36-37)
    КУРАГИНЫ (т. 1, ч. 1, гл. 18-21; ч. 2, гл. 9-12; ч. 3, гл. 1-5; т. 2, ч. 1, 6-7; т. 3, ч. 2, гл. 36-37; ч. 3, гл. 5)
    СЕМЕЙНЫЕ «КРУЖКИ» (т. 1, ч. 2, гл. 13-21; ч. 3, гл. 14-19; т. 3, ч. 2, гл. 24-29; гл. 30-32; т. 3, ч. 3, гл. 3-4),эпилог.

    «Люди как реки: у каждого свой исток, своё русло…»
    Л.Н.Толстой.
    Ход урока :
    I. Орг. момент. Тренинг « Ладошки». Сегодня мы проведем урок вместе с преподавателем казахского языка.
    Слайд1
    -Тему урока вы узнаете, прослушав четверостишие:
    Зерно прозревает в семье, 
    В семье человек вырастает. 
    И всё, что потом обретает, 
    Приходит к нему не извне. 
    -Как вы думаете, о чем будет сегодняшний разговор на уроке?Важна ли эта тема и почему?
    Слайд 2
    Преподаватель казахского языка:
    -А что говорят казахи о семье? (Отбасы ар-намыс, қуаныш пен бақыт, тілек пен үміт ұясы.Туыстың ерекшелігі: ашық күнде де, айсыз түнде де қол ұшын береді, сондықтан да туыспен тату-тәтті өмір сүруге асық, туыс — ауа да, от та, дауыл да, бірақ қауіпсіз.)
    Преподаватель русского языка:
    -Сегодняшний урок , пожалуй, один из самых важных в процессе изучения романа. Наверное, потому что он посвящён основе основ человеческой жизни-семье и поиску ответа на вопрос: в чём же заключается семейное счастье? По ходу урока я попрошу Вас заполнять рабочие листы, чтобы у каждого из Вас сложилось отчетливое представление о своем идеале семьи.(Приложение 1) Постараемся понять мысли писателя о семье, соотнести их с собственными взглядами. Именно с собственных взглядов и начнём.
    Слайд 3
    Ассоциации. -Предлагаю написать три самых важных составляющих семьи. (Маркерами на подготовленных листах ребята записывают свои ассоциации.
    Записи крепятся на магнитной доске. Создаётся схема-кластер.)
    II.Работа в группах. Стадия осмысления. Слайд 2. Обращение к эпиграфу «Люди как реки: у каждого свой исток, своё русло…»
    -Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого?
    ((Тонкий исследователь человеческой души, Толстой утверждал, что «люди как реки: у каждого свое русло, свой исток. Исток этот — родной дом, семья, ее традиции, уклад.»)
    - Представителей каких семей вёл через роман Лев Николаевич?
    (Болконские. Ростовы. Курагины.)
    - А сейчас задание: 
    Каждой группе представить психологический портрет семьи, учитывая следующее: характерные особенности семьи, основа отношений супругов в семье, отношение к детям, особенности воспитания, отразилось ли воспитание на формировании личностей детей? Каким образом?Подумайте,каков Кодекс чести семьи.
    ( Используется раздаточный материал с цитатами,готовится презентация флипчарта.Приложение 2,Приложение 3 - Лист взаимооценки )
    1 группа – семья Ростовых 
    2 группа – семья Болконских 
    3 группа – семья Курагиных 
    4 группа- Какой тип семейных отношений предпочтителен для Л.Толстого? Докажите (эпилог романа) (Время работы в группах-20 минут)
    -Начинаем знакомиться с семьями. "По одежке встречают- по уму провожают»
    (Время для презентации-4 минуты)
    Выступление 1 группы. Семья Ростовых. Слайд 4-5
    вывод группы: Семью Ростовых объединяют важные качества: искренность, естественность, простота. Открытость миру – их главное богатство. Отсюда и способность притягивать к себе людей, сопереживать, чувствовать чужую душу. И всё это на грани самоотречения. Слайд 6-7 Кодекс чести Ростовых: взаимоуважение и любовь, открытость,бескорыстие,широта души, бескорыстие, жизнелюбие, стремление любить весь мир,доверчивость,безрассудная щедрость. Толстой отмечает в семье Ростовых равнодушие к длительным рассуждениям, раздумьям. Они живут чувством, а не умом. Жизнь сердца.
    -Я соглашусь с вами в том, что действительно в этом романе Толстому наиболее близка семья Ростовых. Но автор с теплотой и сочувствием относится еще к одной семье - семье Болконских. А теперь перенесемся в Лысые Горы. 
    Выступление 2 группы.Семья Болконских.  Слайд 8-9-10
    вывод группы: Болконский незаурядная личность. «Старик с зоркими глазами», «с блеском умных и молодых блестящих глаз», «был резок и неизменно требователен», друг Кутузова, не переставал интересоваться политикой. Источником людских пороков он считал праздность и суеверие, педантичная во всех отношениях личность.Слайд 11-12 Кодекс чести семьи Болконских: человеческое достоинство,деятельность и ум, любовь, уважение,аристократизм. Жизнь ума.
    -А что мы можем сказать о семье Курагиных? 
    Выступление 3 группы. Семья Курагиных. Слайд 13-14
    вывод группы: В семье царит атмосфера всеобщего расчёта и бездуховности. Они лишены родовой поэзии, их семейная близость непоэтична, хотя она, несомненно, есть – инстинктивная взаимоподдержка, солидарность, круговая порука эгоизма. Безнравственность становится нормой жизни.Слайд 15. Кодекс чести семьи Курагиных. Материальные блага,корысть, ограниченность, эгоизм,фальшь, положение в обществе, непорядочность,безнравственность. Жизнь плоти.
    Выступление 4 группы. -Какой тип семейных отношений предпочтителен для Л.Толстого? Докажите (эпилог романа) Какое главное условие существования семьи? Как часто Толстой употребляет слова «семья», «семейство».Какой же должна быть семья по Толстому? Что не приемлет? В чём вы с ним согласны? Может быть, что-то не подходит нам, живущим в 21 веке? Слайд16-17
    вывод группы: Семья, по Толстому, - это начало начал каждого героя и одновременно возможность реализовать своё Я, оставить себя, отражённым в другом. А счастье, по убеждению Л.Толстого, и есть тихая, семейная жизнь с возможностью делать добро людям.
    III.Рефлексия: Толстой утверждал, что «люди как реки», у каждого свое русло, свой исток. Исток – это родной дом, семья. Художественный мир, сотворенный гением Толстого, велик и огромен. И этот мир представлен перед нами в семье. 
    Толстой воспевает семейное счастье, а для счастья, по мнению писателя, нужна тихая семейная жизнь с возможностью делать добро людям. Это жизнь настоящая с интересами «любви, страстей, поэзии». Семья была и остается основой всей жизни человека. Все мы знаем, что человек формируется в семье. «Все начинается с семьи»гласит русская народная мудрость, а казахская народная вторит -Преподаватель казахского языка: переведите пословицу на казахский язык: «Бала тәрбиесі – бесіктен басталады»
    -О какой семье вы мечтаете? Какой бы вы хотели видеть свою будущую семью? (Несколько человек озвучивают записанное ими в ходе урока, высказывают свои мысли,показывают модель семьи) Слайд 18
     Преподаватель казахского языка: «Өз үйім - өлең төсегім»
    Переведите -«Мой дом - моя крепость». Берегите друг друга, цените семью, уважайте родителей, будьте рядом со своими близкими. Ибо все начинается с семьи.  Выставление оценок.(Приложение 3 Лист взаимооценки )
    -Представьте, что вы спортивные комментаторы; надо прокомментировать ( говорить по предложению на казахском и русском языках),урок и оценки. За каждое правильное предложение команда получает очко. Победителем считается команда, набравшая большее количество очков. Учителя учитывают детальность и правильность комментария и выявляют победителей.
    Домашнее задание.Подготовить схему-черновик сочинения на одну из тем.
    1.Герои романа «Война и мир» в поисках смысла жизни. (об одном из героев)
    2.Истинная красота в понимании П.Н.Толстого.
    3. «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
    Звучит песня «Родительский дом». 
    Выводы: данный урок поможет пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу и приведет к ожидаемым результатам, т.к. использовались кооперативная форма обучения,стратегии проекта «РКМЧЧП».
    Категория: Разработки уроков | Добавил: голос (23.10.2014) | Автор: Герко Галина Габбасовна E W
    Просмотров: 1030 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 Ельник  
    0
    На мой взгляд, тема урока актуальна как никогда. Современная молодежь , по крайней мере большая ее часть, создают семьи "с легкой руки", а как дальше будет развиваться семья, на каких устоях, как-то особо никто не задумывается. Да  и сама разработка урока на двуязычии очень современна. Замечательно, конечно, если бы наши студенты действительно читали классику (тем более объем романа-то какой). И рада, если Ваши читают. Но у нас большая проблема с этим, учитывая еще и количество часов...

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]