Разработка урока русского языка в 6 классе «Сказуемое - глагол настоящего времени»
Разработка урока русского языка, проведенного в 6 классе учительницей русского языка и литературы школы № 64 города Аральск Кызылординской области Махатовой Турсын Ибрашевной Грамматическая тема: «Сказуемое - глагол настоящего времени» Лексическая тема: «Почему говорят «круглый год»?» Цели урока: 1. Закрепить и обобщить полученные знания о глаголе, формировать знания о правописании личных окончаний глаголов настоящего времени, уметь выделять глагол в потоке речи; 2. Развитие познавательной активности учащихся, орфографической зоркости, речи, внимания; умения делать выводы и употреблять глаголы в речи; 3. Воспитание любви к природе, уважения к окружающему. Тип урока: урок - повторение. Методы: словесный, наглядно - иллюстративный, поисковый, практический, работа с текстом, Оборудование: учебник, интерактивная доска, опорная схема. Ход урока: I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся. Вступительное слово учителя. Ребята, давайте мысленно пошлем друг к другу лучи Добра, улыбнемся и пожелаем удачи. В. Ребята, какую часть речи мы начали изучать? (глагол). В. Почему говорят: «Глагол - это самая живая часть речи?» (ответы учащихся). Потому что приводит в действие предметы. Обратим внимание на запись на доске, прочитайте и отгадайте загадку. - Что без меня предметы? Лишь названье. Но я приду - всё в действие придет: Летит ракета, люди строят здания. И рожь в полях растет? В. Какая часть речи помогает увидеть движение и о какой части речи сказано? (о глаголе). Следовательно, мы должны уметь грамотно с ним обращаться. Сегодня на уроке мы повторим изученное о глаголе, о правописании безударных окончаний глаголов настоящего времени и о способах определения спряжения и других грамматических признаках. Итак, наша лексическая тема «Почему говорят «круглый год»?», а грамматическая тема «Сказуемое - глагол настоящего времени». Запись даты, темы в тетрадях. На дом было задание повторить все, что мы знаем о глаголе. Начнем с блиц-опроса. II. Блиц-опрос: • Что такое глагол? • Какие виды глагола вы знаете? • Как изменяются глаголы настоящего времени? • Что такое спряжение? Сколько спряжений принято различать? • Назовите окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Хоровое проговаривание небольшого стихотворения о глаголах - исключениях: Ко 2-му спряжению Отнесём мы, без сомненья, Все глаголы, что на -ить, Исключая брить, стелить. И ещё: смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, держать, дышать, вертеть И зависеть, и терпеть. III. Проверка домашнего задания 2 на стр.131. IV. Работа по учебнику. 1. Рассмотрите таблицу спряжения глаголов настоящего времени. Спряжение глаголов в настоящем времени I спряжение II спряжение Лицо Еди Единственное числ число Множественное число Единственное число Множественное число
2. Выполнение задания 4. Игра «Эстафета». Какая команда быстрее проспрягает в составе словосочетаний глаголы, определит время и спряжение. 1 группа 2 группа Я играю в хоккей. Я лечу с горы. 3. Выполнение задания 5. Определите по неопределенной форме глагола спряжение глаголов и запишите их в 2 -м лице единственного числа. 1 группа 2 группа Строить, смотреть, играть, Видеть, дышать, рисовать, работать. наблюдать, сеять, читать.
Запомните! Глаголы во втором лице единственного числа имеют окончание -ЕШЬ или -ИШЬ.
V. Работа с текстом «Почему говорят «круглый год»?».
Выразительное чтение учащимися по цепочке. Словарная работа: незаметно, слабеют, пух, желтеют, оголяет, медленно. Анализ текста 1.Какие признаки характерны для каждого времени года? 2. Почему говорят «круглый год»? Грамматическое задание: перечислите глаголы настоящего времени. Какими членами предложения они являются? VI. Поэтическая минута. В произведениях русских поэтов и писателей природа занимает важное место. Она неотделима от человека, от его настроения, от его мыслей и чувств. Почти во всех произведениях, природа изображается как живое существо. Ученики декламируют стихи о временах года. VII. Игра - состязание «Байга».
На доске записаны глаголы с пропущенными окончаниями в два столбика. Учащиеся с каждой группы по одному бегут к доске и правильно вписывают личные окончания глаголов, указывая их спряжение. Победит тот ряд, который справится первым и допустит меньше ошибок. 1 группа 2 группа ты гоня…шь он стон…т мы беж…м я чита… они дыш…т вы дума…те они говор…т он рев…т ты молч…шь я уч… они рису…т мы терп…м вы запомн…те они вид…т
VIII. Коллективная работа. Цифровой диктант Напишите на одной строке цифры от 1 до 10. Я буду называть глагол, а вы под цифрой пишите его спряжение. Дружить, любить, читать, лепить, жалеть, строить, верить, думать, писать, вертеть. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
IX . А сейчас мы поработаем над тестом. Выполняя тестовые задания, мы сможем проверить прочность полученных знаний, умений и навыков. Тест «Глагол» 1. Глагол - это часть речи, которая обозначает: а) действие; б) предмет; в) признак предмета. 2. Глаголы отвечают на вопросы? а) кто? что? б) какой? какая? какое? в) что делать? что сделать? 3. Неопределённая форма глагола - это: а) начальная форма глагола; б) глагол в настоящем времени; в) глагол совершенного вида. 4. Изменение глаголов по лицам и числам называется: а) склонением; б) спряжением; в) определением. 5. Глагол имеет следующие категории: а) род, число, падеж; б) склонение, время, лицо; в) вид, время, спряжение. 6. Укажите глаголы настоящего времени: а) читать, видеть, смеяться; б) читал, видел, смеялся; в) читает, видишь, смеёмся. 7. Укажите личные окончания глаголов I спряжения: а) -ишь, ит, -им, -ите, -ат, -ят; б) -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют; в) -ать, -ить.. 8. Укажите глагол II спряжения: а) учить; б) брить; в) сеять. 9 Глагол в предложении чаще всего выполняет функцию: а) подлежащего; б) сказуемого; в) дополнения. X. Обобщение — Послушайте стихотворение. Сравните, все ли мы рассказали о глаголе. Глагол Интересная часть речи В русском языке живет. Кто, что делает расскажет: Чертит, пишет иль поет, Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит — Все расскажет нам глагол! Он лицо имеет, время, Вид и спряжение. И не слишком он «высовывается» С другими частями речи согласовывается! У существительного, числительного и местоимения Берет взаймы род и число для лучшего общения Занимает второе место после существительного, Как наиболее употребительный. XI. Итог урока. Рефлексия — Чем занимались сегодня на уроке? — Какое задание вам легче всего было выполнять? — С каким заданием вам было труднее всего справиться? — Какая игра вам больше всего понравилась? XII. Заключительное слово учителя. Подошел к концу наш урок. Мне хочется, чтобы вы, мои ученики, в этом непростом мире людей, были такими же, как глаголы в мире частей речи живыми, активными, здоровыми, в постоянном действии, движении. XIII. Оценивание учащихся с комментариями XIV. Домашнее задание Написать мини-сочинение на тему: «Моё любимое время года»