Четверг
25.04.2024
23:28
Категории раздела
Разработки уроков [171]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    Разработка урока русского языка в 6 классе «Сказуемое - глагол настоящего времени»
    Разработка урока русского языка, проведенного в 6 классе учительницей русского языка и литературы школы № 64 города Аральск Кызылординской области Махатовой Турсын Ибрашевной
    Грамматическая тема:
    «Сказуемое - глагол настоящего времени»
    Лексическая тема:
    «Почему говорят «круглый год»?»
    Цели урока:
    1. Закрепить и обобщить полученные знания о глаголе, формировать знания о правописании личных окончаний глаголов настоящего времени, уметь выделять глагол в потоке речи;
    2. Развитие познавательной активности учащихся, орфографической зоркости, речи, внимания; умения делать выводы и употреблять глаголы в речи;
    3. Воспитание любви к природе, уважения к окружающему.
    Тип урока: урок - повторение.
    Методы: словесный, наглядно - иллюстративный, поисковый, практический, работа с текстом,
    Оборудование: учебник, интерактивная доска, опорная схема.
    Ход урока:
    I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
    Вступительное слово учителя.
    Ребята, давайте мысленно пошлем друг к другу лучи Добра, улыбнемся и пожелаем удачи.
    В. Ребята, какую часть речи мы начали изучать? (глагол).
    В. Почему говорят: «Глагол - это самая живая часть речи?» (ответы учащихся). Потому что приводит в действие предметы.
    Обратим внимание на запись на доске, прочитайте и отгадайте загадку.
    - Что без меня предметы?
    Лишь названье.
    Но я приду - всё в действие придет:
    Летит ракета, люди строят здания.
    И рожь в полях растет?
    В. Какая часть речи помогает увидеть движение и о какой части речи сказано?
    (о глаголе).
    Следовательно, мы должны уметь грамотно с ним обращаться.
    Сегодня на уроке мы повторим изученное о глаголе, о правописании безударных окончаний глаголов настоящего времени и о способах определения спряжения и других грамматических признаках.
    Итак, наша лексическая тема «Почему говорят «круглый год»?», а грамматическая тема «Сказуемое - глагол настоящего времени».
    Запись даты, темы в тетрадях.
    На дом было задание повторить все, что мы знаем о глаголе. Начнем с блиц-опроса.
    II. Блиц-опрос:
    • Что такое глагол?
    • Какие виды глагола вы знаете?
    • Как изменяются глаголы настоящего времени?
    • Что такое спряжение? Сколько спряжений принято различать?
    • Назовите окончания глаголов 1 и 2 спряжения.
    Хоровое проговаривание небольшого стихотворения о глаголах - исключениях:
    Ко 2-му спряжению
    Отнесём мы, без сомненья,
    Все глаголы, что на -ить,
    Исключая брить, стелить.
    И ещё: смотреть, обидеть,
    Слышать, видеть, ненавидеть,
    Гнать, держать, дышать, вертеть
    И зависеть, и терпеть.
    III. Проверка домашнего задания 2 на стр.131.
    IV. Работа по учебнику.
    1. Рассмотрите таблицу спряжения глаголов настоящего времени.
    Спряжение глаголов в настоящем времени
    I спряжение II спряжение
    Лицо Еди Единственное числ число Множественное
    число Единственное
    число Множественное
    число

    1-ое
    2-ое
    3 - е -У (- Ю)
    - ЕШЬ
    - ЕТ -ЕМ
    - ЕТЕ
    -УТ (- ЮТ)
    -У (- Ю)
    - ИШЬ
    - ИТ -ИМ
    - ИТЕ
    -АТ (- ЯТ)

    2. Выполнение задания 4.
    Игра «Эстафета». Какая команда быстрее проспрягает в составе словосочетаний глаголы, определит время и спряжение.
    1 группа 2 группа
    Я играю в хоккей. Я лечу с горы.
    3. Выполнение задания 5.
    Определите по неопределенной форме глагола спряжение глаголов и запишите их в 2 -м лице единственного числа.
    1 группа 2 группа
    Строить, смотреть, играть, Видеть, дышать, рисовать, работать. наблюдать, сеять, читать.

     Запомните! Глаголы во втором лице единственного числа имеют окончание -ЕШЬ или -ИШЬ.

    V. Работа с текстом «Почему говорят «круглый год»?».

     Выразительное чтение учащимися по цепочке.
     Словарная работа: незаметно, слабеют, пух, желтеют, оголяет, медленно.
     Анализ текста
    1.Какие признаки характерны для каждого времени года?
    2. Почему говорят «круглый год»?
     Грамматическое задание: перечислите глаголы настоящего времени. Какими членами предложения они являются?
    VI. Поэтическая минута. В произведениях русских поэтов и писателей природа занимает важное место. Она неотделима от человека, от его настроения, от его мыслей и чувств. Почти во всех произведениях, природа изображается как живое существо.
    Ученики декламируют стихи о временах года.
    VII. Игра - состязание «Байга».

    На доске записаны глаголы с пропущенными окончаниями в два столбика. Учащиеся с каждой группы по одному бегут к доске и правильно вписывают личные окончания глаголов, указывая их спряжение. Победит тот ряд, который справится первым и допустит меньше ошибок.
    1 группа 2 группа
    ты гоня…шь
    он стон…т
    мы беж…м
    я чита…
    они дыш…т
    вы дума…те
    они говор…т он рев…т
    ты молч…шь
    я уч…
    они рису…т
    мы терп…м
    вы запомн…те
    они вид…т

    VIII. Коллективная работа. Цифровой диктант
    Напишите на одной строке цифры от 1 до 10. Я буду называть глагол, а вы под цифрой пишите его спряжение.
    Дружить, любить, читать, лепить, жалеть, строить, верить, думать, писать, вертеть.
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    IX . А сейчас мы поработаем над тестом. Выполняя тестовые задания, мы сможем проверить прочность полученных знаний, умений и навыков.
    Тест «Глагол»
    1. Глагол - это часть речи, которая обозначает:
    а) действие;
    б) предмет;
    в) признак предмета.
    2. Глаголы отвечают на вопросы?
    а) кто? что?
    б) какой? какая? какое?
    в) что делать? что сделать?
    3. Неопределённая форма глагола - это:
    а) начальная форма глагола;
    б) глагол в настоящем времени;
    в) глагол совершенного вида.
    4. Изменение глаголов по лицам и числам называется:
    а) склонением;
    б) спряжением;
    в) определением.
    5. Глагол имеет следующие категории:
    а) род, число, падеж;
    б) склонение, время, лицо;
    в) вид, время, спряжение.
    6. Укажите глаголы настоящего времени:
    а) читать, видеть, смеяться;
    б) читал, видел, смеялся;
    в) читает, видишь, смеёмся.
    7. Укажите личные окончания глаголов I спряжения:
    а) -ишь, ит, -им, -ите, -ат, -ят;
    б) -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют;
    в) -ать, -ить..
    8. Укажите глагол II спряжения:
    а) учить;
    б) брить;
    в) сеять.
    9 Глагол в предложении чаще всего выполняет функцию:
    а) подлежащего;
    б) сказуемого;
    в) дополнения.
    X. Обобщение
    — Послушайте стихотворение. Сравните, все ли мы рассказали о глаголе.
    Глагол
    Интересная часть речи
    В русском языке живет.
    Кто, что делает расскажет:
    Чертит, пишет иль поет,
    Вышивает или пашет,
    Или забивает гол,
    Варит, жарит, моет, чистит —
    Все расскажет нам глагол!
    Он лицо имеет, время,
    Вид и спряжение.
    И не слишком он «высовывается»
    С другими частями речи согласовывается!
    У существительного, числительного и местоимения
    Берет взаймы род и число для лучшего общения
    Занимает второе место после существительного,
    Как наиболее употребительный.
    XI. Итог урока. Рефлексия
    — Чем занимались сегодня на уроке?
    — Какое задание вам легче всего было выполнять?
    — С каким заданием вам было труднее всего справиться?
    — Какая игра вам больше всего понравилась?
    XII. Заключительное слово учителя. Подошел к концу наш урок. Мне хочется, чтобы вы, мои ученики, в этом непростом мире людей, были такими же, как глаголы в мире частей речи живыми, активными, здоровыми, в постоянном действии, движении.
    XIII. Оценивание учащихся с комментариями
    XIV. Домашнее задание
    Написать мини-сочинение на тему:
    «Моё любимое время года»
    Категория: Разработки уроков | Добавил: Sawa (21.05.2014) | Автор: Махатова Турсын Ибрашевна E
    Просмотров: 3404 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 2
    2 Надежда  
    0
    Урок содержательный. Понравилась "эстафета", тесты и рефлексия что очень важно при подведении итогов урока. Спасибо за урок!

    1 Лен  
    0
    Спасибо, очень насыщенный урок.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]