город Петропавловск КГУ «Средняя школа № 42» Елеусизова Майра Ашимовна учитель начальных классов
Урок русского языка в 3 классе
Тема: Роль глагола в речи. Цель: формирование знания о глаголе, как части речи. Задачи: - формировать знания о роли глаголов в речи, учиться определять глагол; - развивать мышление, внимание, речь учащихся; - воспитывать аккуратность, трудолюбие.
Ход урока:
1. Организационный момент. - Как вы понимаете смысл пословицы: «Когда он заговорит, то и собаке не даст слова сказать»? (Слайд) - Нужно уметь не только говорить, но еще и слушать других.
2. Актуализация знаний. На доске записан текст, выписать словосочетания: слова вместе с глаголом. (Слайд) (В) понедельник я ст.рала, Пол (во) вторник (под)м.ла, (В) среду я п.кла калач., Вес. ч.тверг играла (в) мяч Ч.шки (в) пятн.цу (по)мыла, А (в) суб.ту торт купила. Я п.дружек (в) воскр.сен.е (по)звала (на) ден. р.жден.я. - На какие вопросы отвечают глаголы? - Какую часть речи называем глаголом?
Индивидуальная работа. а) - Вставь пропущенные буквы, объясни орфограммы. З.мой рус.кий лес сказочный и ч.десный. Сне. укр.шает пуш.стые ветки д.рев.ев. См.листые ш.шки в.сят на елях. - Выдели главные члены предложения. б) На повторение (два ученика склоняют словосочетания). Сильный мороз, сладкая ягода
3. Постановка темы урока. - Мы продолжим наше знакомство с глаголами, будем упражняться в их распознавании среди других частей речи, образовывать глаголы от слов других частей речи и узнаем о роли глагола в речи.
4. Работа по теме урока. 1) - Глаголы обозначают действия, которые происходят с предметами. (Слайд) Что без глаголов предметы? Лишь названья. А он придет – всё в действие приходит: Летит ракета, мелькает комета, Зацвел подснежник, хрустит валежник, Медведь шатается, девчонка улыбается. - «Глагол – это самая живая часть речи». Так писал А. Югов. По частоте употребления глагол занимает второе место после имени существительного.
2) - Преобразуйте имена существительные в глаголы, называющие состояние предметов. (Слайд) Злость - . . . (злиться), восхищение - . . . (восхищаться), тревога - . . . (тревожиться), печаль - . . . (печалиться), восторг - . . . (восторгаться), шутка - . . .(шутить), стыд - . . . (стыдиться).
3) Физминутка.
4) Работа над деформированным текстом. - Составьте из слов каждой строчки предложения. Найдите главные члены предложения. (Слайд) Морозы, трескучие, на, стояли , улице. Утро, каждое, сад, Костя, выносил, в, корм, птицам. Прилетели, к, вороны, кормушке, и, воробьи. - Почему птицам зимой нужно помогать? (Слайд)
5) Работа по учебнику. (с. 69 упр. 159) Выборочное письмо. Выписать только глаголы.
6) Письмо по памяти. (Слайд) З.ма еще хл.почет И на в.сну в.рчит. Та ей в глаза х.хочет И пуще лишь шумит. - Подчеркните глаголы. 7) Отгадайте загадки, отгадки преобразуйте в глаголы с приставками, разберите по составу слова. 1) Я не будильник, но бужу, Я с бородой и в шпорах. С большою важностью хожу И вспыльчив словно порох. (Петух. Распетушиться.) 2) Не ворона, не синица, - Как зовется эта птица? Примостилась на суку – Раздалось в лесу «ку – ку». (Кукушка. Раскуковаться.) 3) Вот по небу мчится конь - Из - под ног летит огонь. Конь копытом бьет могучим И раскалывает тучи. Так он тяжело бежит, Что внизу земля дрожит. (Гроза. Погрозить.) 4) Он вошел – никто не видел, Он сказал – никто не слышал. Дунул в окна и исчез, А на окнах вырос лес. (Мороз. Заморозить.) 5) Что за стол среди берез Под открытым небом? Угощает он в мороз Птиц зерном и хлебом. (Кормушка. Покормить.) 6) Ежедневно по утрам Он в окошко входит к нам. Если он уже вошел, Значит, день пришел. (Свет. Засветить.) 7) Ты упала мне на ноги, Растянулась на дороге. И нельзя тебя поднять, И нельзя тебя прогнать. На меня ты так похожа, Будто я шагаю лежа. (Тень. Оттенить.) 8) Все обходят это место: Здесь земля как будто тесто; Здесь осока, кочка, мхи… Нет опоры для ноги. (Болото. Заболотиться.) - На какие вопросы отвечают образованные глаголы?
5. Домашнее задание. с. 70 упр. 162
6. Итог урока. - Что мы называем глаголом? - Какую роль играет глагол в речи? - Каким членом предложения является глагол?
|