Суббота
20.04.2024
13:54
Категории раздела
Разработки уроков [171]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    Спряжение глаголов
    Новицкий Николай Францевич
    учитель русского языка и литературы,
    Средняя школа № 19,
    Акмолинской области города Кокшетау

    Тема: Спряжение глаголов
    Цель: развитие умения определять спряжение глаголов.
    Образовательная: познакомить с окончаниями глаголов I и II спряжения; формировать умение различать окончания глаголов I и II спряжения.
    Развивающая: развивать орфографическую зоркость; продолжить работу по формированию речевой деятельности учащихся.
    Воспитательная: прививать аккуратность в ведении записей; воспитывать чувство сплочённости коллектива; интерес к предмету.
    Оборудование:учебная презентация по теме «Космос», видеосюжеты старта и приземления космического корабля «Союз»,конверты с заданиями.Задания будут в конвертах.
    Ход урока
    IОрганизационный момент. Настрой на урок. Объявление темы и цели урока. Записать дату, тему урока.
    IIСлово учителя:Ребята,знаете ли вы, что 12 апреля – это памятная дата, День космонавтики. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля. (слайд – портрет Гагарина, Аубакирова)Сегодняна уроке мы отправимся в космическое путешествие на корабле «Союз».
    1.Прежде чем попасть на борт корабля, вы должны пройти испытание: выбираете билеты с вопросами, отвечаете на вопросы(на первый уровень все, а на 2 и 3 по выбору): А- простой вопрос, Б - усложненный вопрос, В- сложный вопрос. (Уровни 1,2,3)
    КАРТОЧКА 1.
    Уровень А
    Глаголы бывают ____________________________________________. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы ________________________________________________
    Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы:_______________________________________________
    Определите вид глагола.
    Поливаю цветы, накошу травы,начерчу таблицу, вымою пол.
    Уровень В
    Прочитайте глаголы , определите вид глагола,образуйте видовую пару:
    Подписать –
    Загадывать –
    Вычеркнуть –
    Достигнуть -

    Уровень С
    Запишите шесть глаголов с приставкой раз-(рас-) и составьте с ними словосочетания. Укажите вид глаголов.
    2. Итак, задание выполнено.Теперь нужно выбрать капитана команды для совершения космического полёта.
    Выбор капитана. После ответа ребята получают удостоверение космонавта. (небольшой билет с изображением космического корабля).


    Учитель:Команда космонавтов сформирована, капитан ……
    3.Команда начинает обратный отсчет: 5,4,3,2,1 «поехали». На интерактивной доске показан взлет космического корабля «Союз». (Видео 1 «Запуск»)
    IIIИзучение нового материала.
    Учитель: я нахожусь в центре управления полётом. Ваша задача – посетить галактику «Спряжение» и выполнить ряд заданий.
    Беседа по вопросам:
    1.Что называется спряжением?
    2. Сколько спряжений имеет глагол?

    2.На интерактивной доске появляется изображение инопланетянина с надписью «SOS». У ребят есть выбор: помогать или не помогать? (Команда единогласно проголосовала за помощь инопланетянину.)Слайд с изображением инопланетянина + глаголы дуть, вить, журчать, светить + знак вопроса
    Пришелец из космоса тоже посетил галактику «Спряжение» и запутался в спряжениях глагола, хотя правило он изучил очень внимательно. Просит помочь определить спряжение глаголов: дуть, вить, журчать, светить.(слайд…)
    Учащимся предлагается помочь решить задачу, которая оказалась сложной для пришельца из космоса, и определить спряжение этих глаголов.
    - Итак, мы приступаем к заданию 2 под названием «Космический эксперимент», чтобы узнать, как правильно определить спряжение глагола.
    Учитель: Проспрягайте письменно глаголы в настоящем времени. В ходе спряжения будем указывать в глаголах ударение и выделять окончания.
    (Дети спрягают глаголы вить, светить в тетради. Два ученика работают у доски с глаголами вить, журчать).


    Учитель: Назовите окончания глаголов в первых двух столбиках.
    Дети: Глаголы в первых двух столбиках имеют окончания -ю, -ешь, ёшь, -ет, -ёт, - ем, -ём, -ете, -ёте, -ют.
    Учитель: Что вы можете отметить общего в личных окончаниях глаголов в первых столбиках?
    Дети: Личные окончания этих глаголов имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончание -ют.
    ВЫВОД 1 (слайд…)
    Учитель: Глаголы, которые в личных окончаниях имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания - ут, -ют, относятся к I спряжению.
    – Назовите личные окончания глаголов в последних двух столбиках.
    Дети: Личные окончания глаголов в последних двух столбиках имеют гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа – окончания -ат, -ят.
    ВЫВОД2(слайд….)
    Учитель: Глаголы, которые имеют в окончании гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа –окончания -ат, -ят, относятся к II спряжению.
    (Учитель помещает карточку на доску)
    – А сейчас внимательно посмотрите на окончания глаголов одного и того же спряжения. Чем они отличаются?
    Дети: Они ударные и безударные.
    Учитель: Итак, предлагаю вам ещё раз прослушать изученный на уроке материал и перейти к выполнению заданий.
    (видео 3 Спряжение глаголов)
    Учитель:Кто помнит стихотворение –подсказку?
    Стихотворение -подсказка
    • Ко второму же спряженью
    Отнесем мы без сомненья
    Все глаголы, что на –ить,
    Исключая брить, стелить,
    • И еще…
    • Смотреть, обидеть,
    Слышать, видеть, ненавидеть,
    Гнать, держать, дышать,вертеть
    И зависеть, и терпеть.

    IVРебята, сейчас мы совместим отдых с работой. Предлагаю вам послушать песню «Трава у дома» (видео 2) и выписать глаголы. Учащиеся в ходе слушания записывают в тетрадь глаголы: грустим, летим, грустит, ждёт, снится, всплывает. Дети могут ещё записать слова прошит и оправдан – это краткие причастия).
    VI Закрепление.
    1) Задание 1. Определите спряжение выписанных из песни глаголов. После того, как дети выполнили задание учитель открывает слайд – с правильными ответами – самопроверка по образцу. (Каждый сам проверяет )

    Самопроверка по образцу
    Грустим – 2 спр.ждёт – 1 спр.
    летим – 2 спр. снится – 2 спр.
    грустит – 2 спр. вплывает – 1 спр.

    2) Задание 2.Распределительный диктант. Запишите глаголы в два столбика, разделяя их по спряжениям. (К доске выходят все желающие из каждого ряда) + опора на алгоритм (слайд в презентации и раздаточный материал)

    Глаголы 1 спряжения Глаголы 2 спряжения


    Умеет, ценит, станет, успеет, терпит, дышит, летает, узнаешь,скажет, бросит.
    3) Задание 3.Индивидуальная работа.
    КАРТОЧКА 2.
    Уровень А
    Определите спряжение глаголов.
    Идешь по тропинке. Ждем рассвета.Следишь за белкой. Гудят провода. Он слышит. Они поют. Дети смотрят.
    Уровень В
    Вставить пропущенные буквы в окончаниях глаголов и определить их спряжение.
    скаж _ т
    брос _ т
    открыв..т
    голубе..т
    обход..т
    бор..тся

    Уровень С
    Найдите ошибки в рассуждении по определению спряжения глаголов.
    Глаголлетишь относится к 1 спряжению, так как в неопределенной форме оканчивается на –ЕТЬ: лететь.
    Броса..шь. Окончание безударное. Ставлю глагол в неопределенную форму : бросить. Глагол оканчивается на-ИТЬ, относится ко 2 спряжению, нужно писать букву И.
    Исправьте ошибки.
    4) Задание 4.Учитель: Ребята, задумывались ли вы о выразительных возможностях глаголов? Человек может говорить, ему легко сказать, прокричать, сообщить. А что же могут сделать животные? Следующее задание называется «Как «говорят» животные и птицы». При выполнении этого задания обратите внимание на употребление глаголов в речи.

    КАРТОЧКА 3
    Уровень А
    Подбери к данным названиям птиц и животных глаголы, которые обозначают звуки, ими издаваемые.
    Голуби кукарекают
    Кошки блеют
    Собаки хрюкают
    Лягушки лают
    Петухи гогочут
    Овцы стрекочут
    Журавли кукуют
    Свиньи воркуют
    Гуси курлычут
    Сороки мурлычут
    Кукушки квакают

    Уровень В
    Подбери к данным названиям птиц и животных глаголы, которые обозначают звуки, ими издаваемые.
    Голуби________________________________________ (ворковать)
    кошки_________________________________________ (мяукать)
    собаки _________________________________________ (лаять)
    лягушки________________________________________ (квакать)
    петухи__________________________________________ (кукарекать)
    овцы ___________________________________________ (блеять)
    журавли ________________________________________ (курлыкать)
    свиньи _________________________________________ (хрюкать)
    гуси ___________________________________________ (гоготать)
    сороки _________________________________________ (стрекотать)
    кукушки _______________________________________ (куковать)

    Уровень С
    Весело весной ______________________________________ петухи, _______________________ гуси, ______________________________ овцы, ____________________ кошки, _____________________________ свиньи, ___________________ собаки, _______________________________ сороки._______________________________________ журавли, _____________________________ лягушки, ________________________ кукушки, ____________________ голуби.

    VII Подведение итогов урока. Приземление ракеты «Союз». VIII.Рефлексия. Незаконченное предложение:
    • сегодня я узнал…
    • было интересно…
    • было трудно…
    • я выполнял задания…
    • я понял, что…
    • теперь я могу…
    • я почувствовал, что…
    • я приобрел…
    • я научился…
    • у меня получилось …
    • я смог…
    • я попробую…
    • меня удивило…
    • урок дал мне для жизни…
    • мне захотелось…

    Домашнее задание тоже по уровням.
    «Выбери сам(а)»
    1.§ 67 упр.847. Определи спряжение.
    2. Составь словарный диктант с глаголами I и II спряжения.
    3. Сочинение-миниатюра "Весна пришла", используй в нем глаголы I и II спряжения

    Резервное время - работа с сигнальными карточками.Е-И
    Откроет, присядет, обидит, купит, стелет, дышит, терпит, прочитает, решит, ненавидит, расскажет, отвечает, сочиняет, проверяет, беседует, смотрит, строится, старается, разрезает, бреет.
    Лист контроля
    к уроку русского языка в 6 классе по теме «Спряжение глаголов»

    Фамилия, имя__________________________________________________
    КАРТОЧКА 1

    Уровень А
    Глаголы бывают ____________________________________________. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы ________________________________________________
    Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы:_______________________________________________
    Определите вид глагола.
    Поливаю цветы, накошу травы,начерчу таблицу, вымою пол.

    Уровень В
    Прочитайте глаголы, образуйте видовую пару, определите вид глагола:
    Подписать –
    Загадывать –

    Уровень С
    Запишите шесть глаголов с приставкой раз-(рас) и составьте с ними словосочетания. Укажите вид глаголов.

    КАРТОЧКА 2
    Уровень А
    Определите спряжение глаголов.
    Идешь по тропинке. Ждем рассвета.Следишь за белкой. Гудят провода. Он слышит. Они поют. Дети смотрят.

    Уровень В
    Вставить пропущенные буквы в окончаниях глаголов и определить их спряжение.
    скаж _ т
    брос _ т
    открыв..т
    голубе..т
    обход..т
    бор..тся

    Уровень С
    Найдите ошибки в рассуждении по определению спряжения глаголов.
    Глагол Летишь относится к 1 спряжению , так как в неопределенной форме оканчивается на –ЕТЬ: лететь.
    Броса..шь. Окончание безударное. Ставлю глагол в неопределенную форму: бросить. Глагол оканчивается на-ИТЬ, относится ко 2 спряжению, нужно писать букву И.
    Исправьте ошибки.

    Тема Спряжение глаголов
    Задание 1 Задание 2 Задание 3
    Оценка
    Уровень Оценка Уровень Оценка Уровень Оценка


    Уровень А
    Подбери к данным названиям птиц и животных глаголы, которые обозначают звуки, ими издаваемые.
    Голуби кукарекают
    Кошки блеют
    Собаки хрюкают
    Лягушки лают
    Петухи гогочут
    Овцы стрекочут
    Журавли кукуют
    Свиньи воркуют
    Гуси курлычут
    Сороки мурлычут
    Кукушки квакают

    Уровень В
    Подбери к данным названиям птиц и животных глаголы, которые обозначают звуки, ими издаваемые.
    Голуби________________________________________ (ворковать)
    кошки_________________________________________ (мяукать)
    собаки _________________________________________ (лаять)
    лягушки________________________________________ (квакать)
    петухи__________________________________________ (кукарекать)
    овцы ___________________________________________ (блеять)
    журавли ________________________________________ (курлыкать)
    свиньи _________________________________________ (хрюкать)
    гуси ___________________________________________ (гоготать)
    сороки _________________________________________ (стрекотать)
    кукушки _______________________________________ (куковать)

    Уровень С
    Весело весной ______________________________________ петухи, _______________________ гуси, ______________________________ овцы, ____________________ кошки, _____________________________ свиньи, ___________________ собаки, _______________________________ сороки, _______________________________________ журавли, _____________________________ лягушки, ________________________ кукушки, ____________________ голуби.
    Категория: Разработки уроков | Добавил: анютка (24.04.2014) | Автор: Новицкий Николай Францевич E
    Просмотров: 1716 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 2
    2 Sawa  
    0
    Очень интересная разработка. Возьму на заметку. Спасибо. Творческих успехов!
      Махатова Турсын Ибрашевна, учительница школы № 64 города Аральск Кызылординской области

    1 перепелкина  
    0
    Очень насыщенный урок..Дифференцированные задания подобраны с учетом возрастных особенностей.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]