Пятница
26.04.2024
20:35
Категории раздела
Разработки уроков [171]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    Тема любви в произведениях русской литературы ХIХ-ХХ веков.
    Литературная игра «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА».
    Тема любви в произведениях русской литературы ХIХ-ХХ веков.

    Меркер Н.А.,учитель русского языка и литературы,
    ГУ «Свободненская СШ отдела образования Есильского района»,
    село Свободное.

    Ученик читает наизусть стихотворение А.А. Ахматовой «Двадцать первое».
    На фоне видео.
    Двадцать первое. Ночь. Понедельник .
    Очертанья столицы во мгле.
    Сочинил же какой-то бездельник,
    Что бывает, любовь на земле.
    И от лености или со скуки
    Все поверили, так и живут:
    Ждут свиданий, боятся разлуки
    И любовные песни поют.
    Звучит фрагмент «Баллады о любви» В. Высоцкого:
    Когда вода всемирного потопа
    Вернулась вновь в границы берегов,
    Из пены уходящего потока
    На сушу тихо выбралась Любовь.
    И растворилась в воздухе до срока,
    А срока было сорок сороков,
    И чудаки — еще такие есть
    Вдыхают полной грудью эту смесь...
    Вступительное слово учителя .
    То пятое время года,
    Только его славославь
    Дыши последней свободой,
    Оттого что это — любовь.
    «Пятому времени года» — так именуют любовь — и посвящена наша литературная игра.
    Сегодня, в международный день влюбленных, пойдет разго¬вор о великом и прекрасном чувстве как повод к размышлению, приглашение к диалогу.
    Мы вспомним и повторим авторов ,героев, обратимся к любовным страницам произведений, развивая ваши творческие способности, выразительность речи, артистизм.
    Раскроем понятие слова любовь в его основном значении и вашем понимании.
    Наше мероприятие — это Праздник поэзии и прозы.
    Праздник любви,потому что любовь — это источник поэзии и литературы в целом.
    Любовь... сильнее смерти и стража смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
    Эти слова станут эпиграфом нашего мероприятия.
    Вступление.
    Из столетия в столетие обращаются к вечной теме любви— музыканты и поэты, художники и писатели , потому что это чувство связывает всё живое на Земле, помогает в трудные минуты, согревает душу.
    Романтичная и нежная, робкая и страстная, преданная и безмолвная... — какой разной бывает любовь. Она может дарить радость и причинять боль.
    Что же это такое любовь?
    По мнению А. И. Куприна, любовь — это чувство, «которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя».
    Ответ на этот вопрос искали и продолжают искать философы, писатели, поэты, вот несколько мыслей о любви …
    Под звуки музыки учащиеся читают строки о любви .
    ( звучит вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь)
    Вот как размышляет о любви Всеволод Рождественский.
    Любовь, любовь — загадочное слово,
    Кто мог бы до конца его понять?
    Всегда во всем старо ты или ново,
    Томленье духа ты иль благодать?
    Невозвратимая себе утрата
    Или обогащенье без конца?
    У Тютчева есть прекрасные строки о любви:
    Любовь, любовь, — гласит преданье,—
    Союз души с душой родной.
    Их единенье, сочетанье
    И роковое их слиянье,
    И поединок роковой.

    Эти слова о значении любви принадлежат Ж.Б. Мольеру.
    В душе померк бы день, и тьма настала б вновь,
    Когда бы на земле изгнали мы любовь.
    Лишь тот блаженство знал,
    Кто страстно сердце нежил
    А кто не знал любви, тот все равно,
    Что не жил...
    А вот ,что делает иногда любовь, даже неразделенная».
    В притче Феликс Кривин рассказывает о том, как однажды
    Бы¬линка полюбила Солнце... Конечно, на взаимность ей трудно было рассчитывать: у Солнца столько всего на Земле, что где ему заметить маленькую, неказистую Былинку! Да и хороша была бы пара — Былинка и Солнце! Но Былинка думала, что пара была б хороша, и тянулась к Солнцу изо всех сил. Она так упорно к нему тянулась, что вытянулась в высокую стройную Акацию.
    «Красивая Акация, Чудесная Акация, кто узнает в ней прежнюю Былинку!»
    Виктор Гюго.
    «Любовь — как дерево; она вырастает сама собой, пускает глубокие корни во все наше существо и нередко продолжает зеленеть и даже цвести на развалинах нашего сердца».
    Омар Хаям .
    «Словно солнце горит, не сгорая, любовь.
    Словно птица небесного рая — любовь.
    Но еще не любовь — соловьиные стоны,
    Не стонать, от любви умирая ,любовь!»
    Восточная мудрость .
    «Любовь- огонь, не светит: все темно,
    А светит — так сгореть не мудрено».
    «Жизнь без любви не жизнь ,а существование».Горький.
    «Любовь – это желание жить,для того и дана душа человеку ,чтобы любить».
    «Любовь- претрудная школа жизни» .Обломов.
    «Жизнь-долг,обязанность,следовательно,любовь тоже долг»,-словами Ольги Ильинской. «Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды. Та, про которую сказано — "сильна, как смерть". Такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость».


    «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться»? (Генералу Аносову.)
    Любовь? Что такое любовь? Любовь есть жизнь... Все связано одною ею. Любовь есть бог, и умереть — значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному
    источнику»А.Болконский..
    «Первый признак любви — благоговение. Мы боготворим того, в кого мы влюблены, и это совершенно справедливо, ибо ничто на свете не сравнится для нас с предметом нашей страсти».(Б. Паскаль)
    «Раны от любви если не убивают, то никогда не заживают».
    .Байрон.
    «У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание».(К.Г. Паустовский)
    Психологический тренинг.
    А сейчас каждый попытается раскрыть свой смысл понятия любовь одним словом, обозначая символизирующий цвет.
    Получается такая палитра чувств: отчаяние, страдание, безысходность, опасение, волнение,, робость, сомнение, ликование, восторг, окрыленность, гордость.
    ЖЕЛТЫЙ-РАДОСТЬ,БЕЛЫЙ-ГРУСТЬ,КРАСНЫЙ-ВОСХИЩЕНИЕ,СИНИЙ-БЕЗРАЗЛИЧИЕ.
    Итак ,все эти переживания представляют собой оттенки одного чувства, именуемого любовью.Вот же поистине…Любовь - великая радость и тяжкий крест, откровение и тайна, огромное страдание и самое большое счастье, а главное - то, что лишь ею, любовью, живет и хранится человеческая душа и доныне таинственная и загадочная.
    ЛЮБОВЬ-ЭТО чувство самоотверженной ,сердечной привязанности;
    нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном
    и самозабвенном стремлении к другому человеку…
    Любовь — излюбленный темп писателей и поэтов всех времен и народов. В любом произведении можно найти страницы, посвященные этому чувству ,и в этом мы сегодня сами убедимся…
    Начинаем литературную игру. Мы должны пройти 6 этапов.
    1.Я вас любил….
    2. «Любовь,любовь…»
    Любовь красавиц нежных …
    Храни ,меня мой талисман…
    3. «Позвольте ,я в любви вам объяснюсь…»
    4. «Цветущая поэма любви…»
    5. «Мысль изречённая …»
    6. Финал.
    Принимают участие две группы.
    Iэтап. «Я ВАС ЛЮБИЛ...»
    Муза... Она олицетворяет собой и творчество поэта, и его любовь. Она «Прекрасная Дама», Жена, Возлюбленная. Сколько стихов в русской поэзии связано c ней! Быть музой поэта — особый талант.
    Вы видите портреты поэтов и их муз ХIХ-ХХ веков:
    Наталья Гончарова, Варвара Лопухина, Любовь Менделеева, Анна Ахматова, Татьяна Яковлева , Авдотья Панаева;
    Н. Некрасова, А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского,
    Н. Гумилева .
    Задание.Вы получаете карточки с записью отрывков из стихотворений этих поэтов, читаете их выразительно вслух . За время, пока будут звучать данные поэтические строки, остальным необходимо вспомнить их авторов, Муз, которым посвящены стихи .
    1.Исполнились мои желанья,
    Творец Тебя мне ниспослал
    тебя, моя Мадонна,
    Чистейшей прелести ,чистейший образец.
    (А.С. Пушкин посвятил эти стихи Наталье Гончаровой.
    ) 1.Вхожу я в темные храмы,
    Совершаю бедный обряд.
    Там жду я Прекрасной Дамы
    В мерцании красных лампад.
    А. Блок — Л. Менделеевой. 2.Нет, не тебя так пылко я люблю,
    Не для меня красы твоей блистанье:
    Люблю в тебе я прошлое страданье
    И молодость погибшую мою.
    (М. Лермонтов — Варваре Лопухиной.)
    2. Ты одна мне
    ростом вровень, стань же рядом
    с бровью брови, дай про этот
    важный вечер рассказать
    по-человечьи.
    (В. Маяковский — Татьяне Яковлевой.)
    3.Вспоминаю очи ясные
    Дальней странницы моей,
    Повторяю стансы страстные,
    Что сложил когда-то ей.
    Я зову ее, желанную:
    Улетим с тобою вновь
    В ту страну обетованную,
    Где венчала нас любовь!
    (Н. Некрасов — А. Панаевой.)
    3.Из логова Змиева,
    Из города Киева
    Я взял не жену,
    а колдунью,
    А думал — забавницу,
    Гадал — своенравницу,
    Веселую птицу-певунью.

    (Н. Гумилев — А. Ахматовой.)
    4. О, как на склоне наших лет
    Нежней мы любим и суеверней.
    Сияй, сияй, прощальный свет
    Любви последней, зари вечерней!
    Федор Тютчев- Елене Денисьевой.
    4.Любимая!
    Меня вы не любили.
    Не знали вы,
    Что я в сплошном дыму,
    В развороченном бурей быте
    С того и мучаюсь, что не пойму
    Куда несет нас рок событий...
    С. Есенин.
    ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ... интеллектуальный мара¬фон, который представляет собой викторину из нескольких разделов.
    1 раздел. Любовь красавиц нежных.
    Эпиграфом станут слова А.И. Куприна ,который устами одного из своих персонажей утверж¬дал: «Почти каждая женщина способна в любви на самый высокий героизм. Для нее, если она любит, любовь заключает весь смысл жизни - всю вселенную!»
    Это строки письменного признания в любви одной всем известной литературной героини. Назовите ее, автора и произведение.
    1. Вся жизнь моя была залогом
    Свиданья верного с тобой;
    Я знаю, ты мне послан Богом,
    До гроба ты хранитель мой.
    (Татьяна Ларина, героиня романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.)
    Героиня какого произведения совершила столь безрассудный поступок из-за любви?
    2. «А уж как она его любила, чуть не умерла с горя. Какая чувствительная! Бросилась за ним догонять, уж мать со второй станции воротила».
    Лариса Огудалова, героиня пьесы А.Н. Островского «Бесприданница».
    3. Героине какого произведения однажды показалось, что она любит сразу двоих?
    «Вернувшись домой, [она ] не спала всю ночь; ее мучил неразрешимый вопрос, кого она любила...»
    «Что же мне делать, когда я люблю его и люблю другого?» — говорила она себе... Отчего же бы это не могло быть вместе? — иногда в совершенном затмении думала она. — Тогда только я бы была совсем счастлива, а теперь я должна вы¬брать, и ни без одного из обоих я не могу быть счастлива...»
    (Наташа Ростова. Речь идет о ее чувствах к Анатолю Курагину и Андрею Болконскому.)
    4. Героиня какого произведения, впервые полюбив, осознает греховность своего чувства?
    «Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой ни делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех...»?
    (Катерина Кабанова, героиня пъесы А.Н. Островского «Гроза», будучи замужем полюбила другого человека — Бориса Григоръевича.)
    Узнали вы эту героиню?
    5. «В душе [ ее] было мучительное сомнение. Возможна ли для нее радость любви, земной любви к мужчине? В помышлениях о браке [ей ] мечталось и семейное счастье, и дети, но главною, сильнейшею и затаенною ее мечтой была любовь земная. Чувство было тем сильнее, чем более она старалась скрыть его от других и даже от самой себя».
    (Княжна Марья, героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир».)
    2 РАЗДЕЛ.Храни меня, мой талисман.
    Поговорим о спутниках любви — талисманах, которыми обожают обмениваться влюбленные.Как сказал А.С.Пушкин :
    «Сохрани мой талисман:
    В нем таинственная сила!
    Он тебе любовью дан...
    Перед вами лежат предметы ,символизирующие талисман наших героев.
    (книга,браслет,кольцо,ожерелье,альбом)
    Вам необходимо отгадать кому из героев они принадлежат?Слайд .
    Какой литературный герой сделал своей возлюбленной столь многозначительный подарок? И что это был за подарок?
    «Он однажды подарил ей его …(кольцо) с вырезанным на камне сфинксом.
    — Что это?— спросила она. — Сфинкс?
    — Да, — ответил он, — и этот сфинкс — вы».
    (Павел Петрович Кирсанов, герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», подарил это колъцо княгине Р.)
    В отрывке пропущены имена героев. Вставьте их в текст,выберите талисман и укажите какой предмет был посредником во взаимоотношениях героев.
    Поедет ли домой — и дома
    Он занят О... своей.
    Летучие листки (альбома)
    Прилежно украшает ей...
    Не мадригалы Л... пишет
    В (альбоме) О...молодой,
    Его перо любовью дышит...
    (Ольга и Ленский, герои пушкинского романа в стихах «Ев¬гений Онегин».)
    Да, действительно ,модным в XIX веке спутником влюбленных был альбом, где записывались любовные признания и стихи.
    Начинаем III этап.«ПОЗВОЛЬТЕ, Я В ЛЮБВИ ВАМ ОБЪЯСНЮСЬ...»
    Миниатюры из произведений. Группа учащихся представляет заранее подготовленную инсценировку отрывка из выбранных произведений.
    Отгадайте и назовите автора и произведение миниатюры?
    Базаров наклонил голову.
    — Вы счастливее меня. Анна Сергеевна вопросительно посмотрела на него.
    — Как хотите,— продолжала она,— а мне все-таки что-то говорит, что мы сошлись недаром, что мы будем хорошими друзьями. Я уверена, что ваша эта, как бы сказать, ваша напряженность, сдержанность исчезнет наконец?
    — А вы заметили во мне сдержанность, как вы еще выразились... напряженность?
    — Да. Базаров встал и подошел к окну.
    — И вы желали бы знать причину этой сдержанности, вы желали бы знать, что во мне происходит?
    — Да,— повторила Одинцова с каким-то, ей еще не понятньм, испугом.
    .— И вы не рассердитесь?
    — Нет.
    — Нет?— Базаров стоял к ней спиной
    - Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно... Вот чего вы добились.
    И.С. Тургенев «Отцы и дети».
    Послушай, моя пери, — говорил он, — ведь ты знаешь, что рано или поздно ты должна быть моею,— отчего же только мучишь меня?
    Разве ты любишь какого-нибудь чеченца? Если так, я тебя сейчас отпущу домой.
    —Она вздрогнула едва приметно и покачала головой.
    — Или, — продолжал он, — я тебе совершенно ненавистен?
    — Она вздохнула.
    — Или твоя вера запрещает полюбить меня?
    — Она побледнела и молчала.— Поверь мне, аллах для всех племен один и тот же, и если он" мне позволяет любить тебя, отчего же запретит тебе платить мне взаимностыо?
    — Она посмотрела ему пристально в лицо.
    — Послушай, милая, добрая Бэла! — продолжал Печорин, — ты видишь, как я тебя люблю;
    Любовное посвящение (вручение валентинок ).
    Международный день влюбленных. День святого Валентина -праздник влюбленных — отмечается 14 февраля в Европе с XVIII века, в США — с 1777 года, в странах СНГ — с начала 1990-х.Но почему все же это праздник влюбленных?
    Легенд и домыслов на этот счет немало. Все они красивы и романтичны. Англичане считают, что 14 февраля при¬рода делает поворот от зимы к весне, и у птиц начинается сезон брачных игр.
    Но есть и еще подтверждения тому, что 14 февраля — День влюбленных. Много веков назад древнеримским воинам закон не позволял вступать в брак до тех пор, пока они находятся на военной службе, и тем более освящать его в церкви. Жениться можно было после 25 лет службы. Священник Валентин тайком благословлял любящих, за что его казнили. С тех пор 14 февраля (день казни епископа) празднуется как День святого Валентина, или праздник влюбленных.
    Существует третья версия появления на свет этого праздника.
    В день казни святого Валентина проходил традиционный римский языческий праздник Луперкалии, во время которого юноши и девушки выбирали себе женихов и невест и объявляли о предполагаемой помолвке. Этого праздника молодые люди ждали с нетерпением от зимы до зимы. Они собирались вместе, писали на бумажках имена, рассаживались вокруг шляп (одна — для юношей, другая — для девушек).
    Затем ,каждый вытаскивал бумажку и узнавал имя своего суженого. Так по жребию решалось, кому с кем водить компанию в течение года. В некоторых странах до сих пор существует обычай выбирать 14 февраля Валентинов (обоих полов) на весь следующий год.Проведение этого обряда.
    Задание. Выразительное чтение и артистическое исполнение любовного посвящения.
    1. ВЫБИРАЮТ ВАЛЕНТИНКИ ДЕВУШКИ И ЮНОШИ .
    А.С.Пушкин .ПРИЗНАНИЕ.
    Я вас люблю — хоть я бешусь,
    Хоть это труд и стыд напрасный
    И в этой глупости несчастной
    У ваших ног я признаюсь!
    И, мочи нет, сказать желаю,
    Мой ангел, как я вас люблю!
    Сергей Есенин.
    Я красивых таких не видел,
    Только, знаешь, в душе затаю
    Не в плохой, а в хорошей обиде
    Повторяешь ты юность мою,
    Я навеки тебя люблю.
    А.В. Кольцов.
    РУССКАЯ ПЕСНЯ.
    Я любила его
    Жарче дня и огня,
    Как другие любить
    Не смогут никогда!
    Только с ним лишь одним
    Я на свете жила;
    Ему душу мою,
    Ему жизнь отдала!
    Я жила для него
    Я любила душой!
    А.Н.МАЙКОВ.
    Ах, люби меня без размышлений,
    Без тоски, без думы роковой,
    Без упреков, без пустых сомнений!
    Что тут думать? Я твоя, ты мой!
    Я любви не числю и не мерю,
    Нет, любовь есть вся моя душа.
    Я люблю — смеюсь, клянусь и верю...
    Ах, как жизнь, мой милый, хороша!..
    4 ЭТАП. «МЫСЛЬ ИЗРЕЧЕННАЯ» .
    Предскажи вторую часть высказывания М.М. Пришвина:
    «Тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой.
    Но ты люби, и я (..постараюсь быть лучше себя».)
    Предскажи вторую часть высказывания А.П. Чехова:
    «То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может, есть нормальное состояние. Влюбленность указывает человеку (...каким он должен быть».)
    5 этап игры . ЦВЕТУЩАЯ ПОЭМА ЛЮБВИ.
    Ведущий. Испокон веку поэты уподобляли женскую красоту хрупкой и нежной прелести цветка. А «язык цветов», способный выразить тончайшие оттенки чувств, при встрече заменял слова самых пылких признаний. Да и насколько романтичнее такое объяснение в
    любви! Перед вами букет цветов.
    Кто эта женщина, поразившая героя с первого взгляда?
    « Она несла(желтые) цветы! Нехороший цвет... Повинуясь этому( желтому) знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам».
    (Маргарита, главная героиня романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».)
    Героиня какого произведения так объяснялась с героем на «языке цветов»?
    …мимоходом сорвала ветку (сирени) и, не глядя на него, подала ему, но что она значит?
    — Цвет жизни и...
    — Мою досаду,— сказала она.
    — Стало быть, я могу надеяться...— вдруг, радостно вспыхнув, сказал он.
    Он вдруг воскрес…
    — Жизнь, жизнь опять отворяется мне... вот она, в ваших глазах, в улыбке, в этой(ветке.)
    Сорвала ветку (сирени).
    (Ольга Ильинская, героиня романа И.А. Гончарова «Обломов».)
    ПОДХОДИМ К ФИНАЛУ.
    6 ЭТАП . АУКЦИОН АФОРИЗМОВ.
    Ведущий. На торги выставляется афоризм:
    «Только влюбленный имеет право на звание человека». Кто же автор этих строк?
    А. Блок.
    «Всякая любовь истинна и прекрасна по-своему — лишь бы она была в сердце, а не в голове». (В.Г. Белинский.)
    «Разлука для любви то же, что ветер для огня: маленькую любовь она тушит, а большую раздувает еще сильней». (А.И. Куприн.)
    «Всякая любовь – великое счастье ,даже если она не разделена» И. А. Бунин.
    НАША ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА ПОДОШЛА К КОНЦУ .
    Строки любви вечны. Нет и не будет им конца, пока жив на Земле человек. Тысячу раз прав М. Горький, сказавший, что «любовь — это желание жить».
    В России веком любви стал XVIII век. Создатель русской любовной лирики А. П. Сумароков оставил своим подражателям такой завет: «Коль хочешь ты писать, то прежде ты влюбись».
    XIX век. Это был век Первой Любви .Женщина в XIX в. виделась поэтам источником обаятельной силы, преображающей мужчину.
    Анна Ахматова показала, что XX век стал веком «последней любви», веком последних встреч.А вот каким будет XXI век? Мы это узнаем в будущем.
    Любовь... Без нее не стало бы рода человеческого. Это то бесценное, что люди хранят и будут хранить всегда. Это золотой фонд человечества.
    В завершении прозвучит романс на стихи поэтессы Бэллы Ахмадулиной
    «А на последок я скажу».Надеемся, что наше мероприятие в какой-то мере приблизило вас к постижению вечного таинства Любви.
    Категория: Разработки уроков | Добавил: vlfdimir (11.11.2014) | Автор: Нина Анатольевна E
    Просмотров: 2008 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]