Четверг
15.11.2018
20:51
Категории раздела
Разработки уроков [161]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 391
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    Урок литературного чтения В.Осеева "Васек Трубачев и его товарищи" 4 класс
    Стрельцова И.А., «КГУ Средняя школа № 1 имени М.В.Инюшина города Серебрянска». Урок литературного чтения 4 класс.
    Тема урока: В.Осеева «Васек Трубачев и его товарищи»
    (отрывок из повести – урок второй)
    Цели: освоение содержания отрывков из повести В. Осеевой «Васек Трубачев и его товарищи», формирование нравственных качеств личности и умений анализировать поступки героев.
    Задачи:
    - понимать и осмысливать содержание отрывка из повести;
    - определять тему и идею повести;
    - развивать представление о дружбе, взаимопомощи;
    - учить работать с текстом, выражать свои мысли, делать самостоятельные выводы;
    - производить языковой анализ текста.

    Ход урока

    1. Организационный момент.
    - Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
    ….с голубого ручейка, начинается река, ну а дружба - начинается с улыбки!
    - Дорогие мои ребята, встаньте красиво, улыбнитесь друг другу, нашим гостям и мы окунемся в мир литературы, где всегда нас ждет много интересного.
    - Какой раздел мы с вами сейчас изучаем? (Мои друзья)
    - На каком бы острове вы сегодня хотели побывать на нашем уроке? (Я буду называть остров, а вы поднимать руку)
    - Я смотрю, к уроку все готовы, тогда смело в путь!

    2. Сообщение темы урока.
    - Сегодня мы продолжим работу по отрывку из повести В.А.Осеевой «Васек Трубачев и его Товарищи».
    - Давайте вместе подумаем, какие цели мы можем поставить перед собой?
    /на доске опорные слова/ /примерные ответы детей/
    повторить биографию поэтессы
    проанализировать поступки героев
    воспитывать в себе чувство товарищества, взаимопомощи
    развивать речь
    учиться работать с текстом, отвечать на вопросы

    - Какое домашнее задание было задано? (прочитать отрывок повести В.А.Осеевой «Васек Трубачев и его Товарищи» и биографию автора на стр.168) ! Посмотрите внимательно, сегодня на уроке у нас портрет молодой В.А.Осеевой.

    3. Актуализация знаний.
    - Прежде чем мы начнем работать с текстом, давайте проверим, что вы помните из биографии поэтессы.
    - Я предлагаю вам решить кроссворд в группах.

    ( работа в группах 3-4 минуты, потом заполняем общий у доски)
    Вопросы: 1. В каком городе родилась Валентина Александровна Осеева? 2.Кем работала Валентина Александровна в детских учреждениях? 3. Кем мечтала стать В.А.Осеева? 4.С кем любила больше всего работать и играть Осеева? 5. Что она придумывала для детей кроме сказок, стихов и рассказов?

    ( кроссворд : Киеве, актрисой, детьми, воспитателем, игры)
    Дополнительные вопросы:
    - Как называется первый рассказ В.А.Осеевой? («Гришка» – 1937 год)
    - Как называется первая книга В.А.Осеевой? («Рыжий кот» - 1940 год)

    4. Работа по теме.
    - прежде чем работать по учебнику, я предлагаю вам познакомится с героями повести. Посмотрите внимательно на три снимка из фильма «Васек Трубачев и его товарищи 1955 года».

    - как едятдумаете, кто изображен на снимках?
    - помог вам отрывок повести определить героев, представить как они выглядят?

    -1- выборочное чтение
    - Давайте прочтем как начинался урок географии в повести …(стр.104)
    В этот день последним уроком была география. На большой перемене Трубачёв подошёл к Мазину и сказал:
    – Если вызовут тебя, не трусь. А чего не знаешь, говори прямо: не знаю.
    …Сергей Николаевич пришёл весёлый, потёр руки и сказал:
    – Весной пахнет! Сердится старушка-зима. Проходит её время. Конец марта!
    В классе было чисто, уютно и тепло. Дежурные Одинцов и Степанова старались вовсю. Они пришли в школу раньше всех, облазили все углы, вытерли пыль. Валя Степанова принесла из дому чистую, выглаженную тряпочку для доски. А когда Одинцов ловко и красиво развернул перед учителем карту, Сергей Николаевич пошутил:
    – Совсем как в сказке цветистый ковёр раскинул!
    Одинцов сел. Учитель посмотрел в записную книжку и вдруг сказал:
    – Мазин и Трубачёв!
    Трубачёв вспыхнул и встал. Мазин сидел впереди. Он неловко вылез из-за парты, одёрнул курточку и, обернувшись к Трубачёву, сказал:
    – Пошли!
    Ребята фыркнули. Сергей Николаевич улыбнулся.
    – Со своим профессором, – пошутил он.
    Оба мальчика стали у доски. Сергей Николаевич перелистал учебник географии.
    Класс затих. Только Русаков беспокойно вертелся на парте, быстро-быстро обкусывая на левой руке ногти и не сводя испуганных глаз с товарища.

    - Почему учитель вызвал к доске сразу двух ребят?
    - Как называли в классе Трубачева?
    - Почему друзья его называли «профессором»?
    - Какое доброе дело делал для друга Васек?
    - Найдите строчки, которые показывают, как Васек переживал за друга? Как учил смелости и честности? (Не трусь, что не знаешь, говори прямо)
    - Кто еще переживал за друга, кроме Васька? (найдите в тексте) Только Русаков беспокойно вертелся на парте, быстро – быстро обкусывая на левой руке ногти, не сводя испуганных глаз с товарища.
    - Как ведет себя Мазин у доски?
    - Почему смотрит на Трубачева?
    - Почему смеются ребята?
    - Как отвечал Мазин? (прочитаем: Мазин пристально посмотрел на карту: прибавилось…Хорошо Мазин, я вижу ты действительно окреп.)
    - Как после этих слов стал отвечать Мазин? (прочитаем: Мазин ровным и беспристрастным голосом начал рассказывать. ……канал соединяет Онежское озеро с Белым морем…)
    - Прочитайте, как он обращался с картой, когда отвечал? (вежливо и осторожно)
    - Почему его похвалил учитель?
    - Кому следовало сказать спасибо?
    - Чему так радовались ребята?
    - О чем говорит их радость друг за друга?
    - Какие у них в классе были взаимоотношения? (Дружба и взаимопонимание)
    - Можно ли назвать ребят истинными друзьями? (Прочитайте как они выражали свою радость, когда учитель вышел за дверь…Русаков бросился к Мазину и, забыв утреннюю размолвку обнял его: - Здорово, Колька! Ребята тоже радовались: - Вот так Мазин! – Повезло тебе! – Держись крепче Трубачева! Привяжи к себе веревочкой!)
    - Какие еще строки подтверждают их дружбу? (А Русаков – то вертелся как карась на сковородке! Верный товарищ! Преданный, как собака! Такой на всю жизнь!)
    - Почему ребята поздравили Трубачева, а не его друга Мазина?
    - В каком настроении вернулся домой Трубачев? (После уроков Васёк бежал домой, размахивая сумкой и толкая прохожих. «Молодец! Молодец! Молодец! – повторял он про себя…)

    Физминутка «Я иду и ты идешь» ( счет на английском языке)
    Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
    Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
    Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)
    Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

    - 2 - Творческая работа
    Напишите пожалуйста эссе «Мне понравился герой…»
    1. С кем из повести хотел бы подружиться?
    2. Почему?
    3. Какими качествами он обладает?
    4. Чему бы ты хотел у него научиться?

    5. Итог урока.
    - Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?
    - Получилось ли у нас их достичь?
    - Чему учит нас повесть?
    - Какова идея повести? (….
    - Какой теме посвящён отрывок повести? (….

    - У вас на партах лежат карточки, в парах составьте пословицы.
    Друзьями хвались,………друг вдвойне.
    За дружбу ……………….друга не узнаешь.
    Без беды ………………….дружбой платят.
    Друг в беде - …………......а в хвосте не плетись.
    (чья пара справилась, поднимает сигнальную карточку)
    Проверяем, объясняем смысл пословицы
    - Подходят ли эти пословицы к нашей повести?

    - Скажите, у всех ли получилось побывать на загаданном острове. На любом острове интересней с друзьями, возьмите свои ладошки (заранее вырезаны из белой бумаги), Напишите на пальчиках свои хорошие качества, и подарите тому, с кем хотели бы дружить из класса).

    Оценивание. Рефлексия. Д/З
    Выберите то задание, которое покажется вам наиболее интересным.
    • подготовь с товарищем / с товарищами выразительное чтение наиболее понравившегося отрывка (по ролям)
    • нарисовать иллюстрацию, подобрать к ней 2 – 3 предложения из произведения.

    - Я хочу, чтобы вы были такие же дружные как ребята из повести.
    Обещаете? (Да)

    Читаем вместе со мною…
    Посмотрите все на нас
    Обещаем мы сейчас:
    Это будет самый лучший,
    Самый дружный в школе класс.
    Категория: Разработки уроков | Добавил: Яроша (29.01.2018) | Автор: Стрельцова Ирина Александровна E
    Просмотров: 247 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]