Пятница
26.04.2024
07:08
Категории раздела
Разработки уроков [171]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    урок литературы 5 класс
    Карагандинская область, город Сатпаев.
    Япринцева Ирина Владимировна,
    учитель русского языка и литературы
    КГУ «Общеобразовательная школа «25»

    Тема:
    А.С.Пушкин.
    Пролог «У Лукоморья дуб зеленый».
    Сказочная основа вступления к поэме «Руслан и Людмила».
    «Там чудеса, там леший бродит…»
    Цели:
    • познакомить с фрагментами биографии А.С.Пушкина;
    • расширить представление об его сказочных произведениях;
    • показать связь литературы с другими произведениями искусства;
    • познакомить с прологом к поэме «Руслан и Людмила»;
    • развивать творческое воображение учащихся.
    Ход урока
    Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
    А.С.Пушкин
    1. Организационный момент (чтение учителем)
    Ветер по морю гуляет,
    Дует в паруса.
    Никогда не перестанем
    Верить в чудеса.
    Где царевна оживает
    Злу наперекор,
    Где красавиц похищает
    Мрачный Черномор,
    Где Балда с чертями спорит,
    Белочка поет,
    Где разбитые корыта
    Рыбка раздает,
    Где шумит волна морская,
    Нас туда зовет
    Лукоморье, цепь златая
    И ученый кот.
    Слово учителя:
    Слайд 1
    Тема сегодняшнего урока звучит так «Там чудеса, там леший бродит…»
    -Откуда эти строки?
    -Где мы можем встретиться с чудесами?

    Слайд 1
    Обратите внимание на эпиграф урока «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». А.С.Пушкин.
    - Как вы понимаете это выражение?
    - Чему учит нас сказка?

    Итак, сегодня мы продолжим разговор о сказках. Постараемся не только их услышать, но и увидеть их удивительный, волшебный мир. И имя человека, о ком сегодня пойдет речь каждому ребенку с ранних лет, благодаря сказкам.

    - А любите сказки?
    - А знаете ли их?
    Слайд 2
    Сейчас мы это проверим с помощью викторины «Узнайте сказку по строчкам»:
    Слайд 3
    Жил-был поп,
    Толоконный лоб.
    Пошёл поп по базару
    Посмотреть кой-какого товару.
    («Сказка о попе и о работнике его Балде».)
    Слайд 4
    Ветер по морю гуляет
    И кораблик подгоняет.
    Он бежит себе в волнах
    На раздутых парусах.
    («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
    Слайд 5
    Пошёл старик к синему морю.
    (Неспокойно синее море)
    Стал он кликать золотую рыбку.
    Приплыла к нему рыбка, спросила:
    «Чего тебе надобно, старче?»
    («Сказка о рыбаке и рыбке»)
    Слайд 6
    «Я ль скажи мне всех милее,
    Всех румяней и белее?»
    Что же зеркальце в ответ?
    «Ты прекрасна, спору нет.
    Но царевна всех милее, всех румяней и белее».
    («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
    Слайд 7
    Петушок с высокой спицы
    Стал стеречь его границы.
    Чуть опасность где видна,
    Верный сторож, как со сна,
    Шевельнётся, встрепенётся,
    К той сторонке обернётся.
    («Сказка о золотом петушке»)
    Итак, ребята, знаете ли вы, кто является автором этих сказок?
    Слайд (портрет) 8
    Конечно же, это великий русский писатель и поэт А.С.Пушкин
    Поэзия А.С.Пушкина обладает удивительной способностью – она не только не устаревает, но и расцветает всё новыми смысловыми красками. Сказки Пушкина вы впервые слышите от мамы, затем знакомитесь с ними в школе, наверное, каждый раз открывая для себя все новые грани его творчества.
    Слайд (мальчик) 9,10
    Но Александр Сергеевич не родился взрослым, гениальным, знаменитым. Он как и все был маленьким мальчиком Сашей, который Слайд (мальчик) 7
    Ученики
    Слайд (родители) 11
    родился в Москве в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина, принадлежавшего к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Мать поэта, Надежда Осиповна, была внучкой любимца Петра I арапа Ганнибала.

    Слайд 9
    Родители мало занимались детьми, но уже в детстве Пушкин имел возможность приобщиться к литературе: в московском доме Пушкиных бывали известные литераторы разных поколений (Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков и др.) Восторженным поэтом – любителем был пушкинский дядя – Василий Львович

    Обычаи и устав семьи Пушкиных ничем не отличались от других дворянских семей. Дети, в духе времени, получали первоначальное домашнее образование у гувернеров и учителей французов, языком общения был французский.

    Слайд 12
    Но настоящим кладезем русской народности была няня поэта – Арина Родионовна Яковлева. В год рождения Александра его отец дал Арине вольную, от которой она отказалась, до конца жизни оставаясь ангелом-хранителем своего любимца.

    Из стихотворения Н. Доризо: (ученик)

    Все было мудро предназначено
    Судьбой – и сказки и былины.
    Его сама Россия нянчила
    Руками крепостной Арины.
    В светелке – теплота перинная,
    Свеча устало догорала,
    И песня русская, старинная
    Его, младенца, пеленала…

    Трудилась,
    Господа не гневала,
    Жила, как все.
    Вставала рано.
    Но без нее, быть может, не было б
    У нас Людмилы и Руслана.
    Хотя о нас она не грезила,
    Когда с хитринкой, по-крестьянски,
    То вдруг задумчиво, то весело
    Ему рассказывала сказки.

    Водила в сутолоке рыночной
    На праздники народных зрелищ,
    В душе звала сынком, кровиночкой,
    А вслух – лишь Александр Сергеевич.
    С ним вы, Арина Родионовна,
    В веках остались неразлучно.
    Святое слово – слово «родина»
    Так с вашим именем созвучно.

    Слайд 13
    Событием, предопределившим весь жизненный путь будущего великого поэта, стало зачисление в только что открывшийся (19 октября 1811 г.) Царскосельский Императорский Лицей. Это было привилегированное учебное заведение для мальчиков из развитых дворянских семей. Здесь молодые люди осваивали разнообразные науки
    В лицее Пушкин встретил своих лучших друзей
    Лицей жил по своим строгим правилам. И о всяком нарушении руководство лицея докладывало родителям.

    Слайд 14
    Каков же был распорядок дня лицеиста?

    Слайд 15
    А вот как выглядит комната, где жил Александр Сергеевич во время обучения в лицее.

    Слайд 16
    Сегодня на уроке мы познакомимся с вами, ребята, с прологом «У Лукоморья дуб зеленый» к поэме Александра Сергеевича «Руслан и Людмила».
    Пушкину было двадцать лет, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». Он начал ее в Царскосельском лицее и продолжал, как он сам написал в предисловии ко второму изданию, «среди самой рассеянной жизни» в Петербурге.
    Поэма имела успех необыкновенный. Первый поэт того времени Жуковский, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила» 1820, марта 26, великая пятница».
    Перед изумленными читателями раскрылись накопленные веками неистощимые богатства народного творчества. Народные сказки и былины засверкали новым светом, украшенные гением молодого поэта. Сказки причудливо переплетались в пушкинской поэме с былинами,

    Слайд 17
    - Что же такое поэма и пролог?
    Откройте словари и прочитайте, что обозначают эти слова. (запись в тетрадь)
    Слайд 18
    Как же возник замысел написания пролога «У Лукоморья дуб зеленый»?
    …Кто-то из взрослых скажет, что Лукоморье – это выдумка. Нет! Лукоморье существует! На Крымском полуострове есть мыс Фиолент, там находится монастырь, основанный в честь явления Святого Георгия Победоносца морякам во время бури. Этот монастырь посетил А.С. Пушкин. Пораженный красотой морского залива в форме лука и увидев столетний дуб на берегу, поэт сочинил стихотворение, которое стало началом поэмы «Руслан и Людмила».
    Написан он был, как и многое другое, благодаря няне поэта Арине Родионовне. В одной из сказок, которые она рассказывала Пушкину, есть такие слова: «У моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет — сказки сказывает, вниз идет – песни поет». Из этих строчек Пушкин сначала написал эпиграф к тетради, в которой записывал сказки, а уже потом переделал их в пролог к поэме «Руслан и Людмила». Текст пролога про Лукоморье был впервые опубликован во втором издании поэмы в 1828 г. А поэма стала как бы одной из сказок волшебного кота.
    Каждая строчка пролога является кусочком волшебной мозаики. Ослепительно яркие кусочки которой, несмотря на малый размер, сами превращаются в маленькие сказки про русалку, бабу ягу, прекрасных витязей и многое-многое другое. И являются окошками в те большие сказки, из которых они пришли. А все стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый« указывает на некий волшебный, фантастический, чудесный сказочный мир, в котором немедленно хочется оказаться. Давайте и мы с вами вспомним прекрасный мир Лукоморья, описанный А.С. Пушкиным

    Слайд Мультик 19
    Словарная работа.
    Ребята, когда вы будете слушать пролог, постарайтесь записать в левый столбик таблицы слова, которые вам не знакомы, а в правый столбик – сказочных героев, которые встретятся вам в прологе.
    Итак, какие слова для вас были новыми и непонятными?
    Слайд 20
    Незнакомы слова Герои
    Лукоморье Кот ученый
    Бродит Леший
    Дол Русалка
    Чахнет Избушка на курьих ножках
    Тридцать витязей
    Королевич
    Грозный царь
    Колдун
    Царевна
    Бурый волк
    Баба Яга
    Кощей

    Слайд 20
    Словарная работа.
    -Что ж пришло время проверить ваши таблицы. Но мы будем не только читать слова, и называть героев, что живут на дубу. Мы постараемся понять, какой смысл они несут в прологе.

    Работа с символами и образами пролога.
    Слайд 21
    - А знаете ли вы что такое символ?
    Если мы обратимся к Толковому словарю С.И.Ожегова, то найдем такое толкование: СИМВОЛ – это то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия. Например, голубь – символ мира.
    - Читаем пролог по строчкам, даем толкование непонятным словам, находим символы.

    «У лукоморья дуб зелёный…»
    - Что такое Лукоморье мы с вами уже знаем. Это морской залив в форме лука.
    Дубы считались заповедными деревьями. Запрещалось наносить им какой-либо вред. Эти деревья считались покровителями окрестностей, охраняли от бедствий. «Дуб символизирует мужское начало, мощь, силу, твёрдость.

    «Златая цепь на дубе том…»
    С очень давних времён золото стало знаком реальной власти над миром. В мифологии ариев золото означало «подземный свет» и именно так переводится с латыни слово «аurum». А как же свет попал под землю? Арии считали, что это – осколки солнца, лучами зацепившегося за землю, сломавшего лучи.

    «И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом…»
    - А каким вы представляете себе Кота учёного?
    Эпитет ученый - выученный, наученный чему-нибудь. Это определение подтверждает, что кот волшебный
    Вероятно, неслучайно Пушкин применяет к коту характеристику «учёный». Кот (а чаще кошка) обладает в символике преимущественно дурной репутацией. Способность кошек охотиться почти в полной темноте принесла им славу существ, находящихся в союзе с силами тьмы. Кошка считалась животным ночи. Всё это обусловило негативное отношение человека к ней. Учёность служит как бы своеобразным оправданием кота.
    Кругом… Круг…Знак вечности. Вечность.
    Кот у Пушкина – сказитель, ведун. Он знает-ведает и рассказывает-бает, кстати, ни у кого, разумеется, не возникает ни малейшего сомнения, что говорит он человеческим голосом и речи его понятны тем, кому он «бает».

    В следующей строке говорится:
    «Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит…»
    -Каким вы представляете себе Лешего?
    Леший – хозяин леса и зверей. Лешим приписывают невероятные способности: менять свой рост – быть то ниже былинки, то выше дерева, управлять зверьми.
    Леший - это злой дух, воплощение леса, как враждебной человеку части пространства. Лес в мифологии – распространённый символ внешнего мира.
    В сказках лес населён существами, большей частью представляющими угрозу. Лес как беспорядочная, дикая природа ощущается жутким и угрожающим.
    Леший – хозяин леса и зверей, он связан с левым началом, возможно, оттого, что он – дух, противоположность жизни,
    «Русалка на ветвях сидит…»
    - Следующая героиня – русалка. А что вызнаете о ней?
    Название "русалка" (в слав. миф) происходит от слова "русый", что означает на древне славянском "светлый","чистый". Представляются в виде красивых девушек с длинными волосами. В некоторых местах она была водным духом, в других – полуженщиной-полурыбой. Когда-то давно она не была злобным или коварным существом, ведь русалка покровительствовала воде, отвечала за неё, жила в ней.
    По верованиям древних славян, русалки пребывали на земле только в течение одной недели – Русальей, летом. В русальную неделю выходят из воды, бегают по полям, качаются по деревьям, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. Появление этого образа в Лукоморье ещё раз подтверждает, что на Буяне-острове – вечное лето.
    Многие задаются вопросом, почему Пушкин поместил русалку на дерево. На этот вопрос мы тоже найдём ответ в поверьях древних славян, утверждавших, что если русалка сумеет увлечь земного парня за своё недельное пребывание на земле, то она сможет остаться в нашем мире, вернуться к людям. Поэтому она и старается подняться из воды по ветвям деревьев, чтобы не только незаметней быть, но и показаться в нужный момент, завлечь своим чудным смехом да дивными волосами цвета листьев. Сидит она на дереве и ждёт суженого.

    «Там, на неведомых дорожках, следы невиданных зверей…».
    - Неведомые дорожки - те, которые никто не знает, не ведает.
    Для простых смертных дороги эти неведомы, ведь, чтобы узнать дорогу, её надо пройти. Место это чудесное, а значит, все и вся, что там обитает, есть «диво-дивное, чудо-чудное» и всё, что там происходит, является «на грани чуда». Например, волшебные, никем в других местах не виданные звери. Это и звери-духи, и боги, и оборотни и прародители всех зверей.

    Следующие строчки рисуют нам один из удивительнейших образов народных сказок:
    «Избушка там, на курьих ножках стоит без окон, без дверей».
    Удивительное это сооружение в сказках описывается по-разному, но неизменно подчёркнуты следующие его особенности: ветхость, способность поворачиваться, отсутствие окон и дверей, наличие одной или двух «курьих ножек». «Стоит перед ней избушка на курьих ножках и беспрестанно поворачивается». Из других сказок узнаём, что, поворачивается не совсем «беспрестанно», а только тогда, когда герой заставляет её повернуться, произнося заветные слова.
    -Какие слова произносит герой?
    -Как звали героя, который говорил эти слова?
    Например: «Избушка, избушка, - молвил Иван, - встань к лесу задом, ко мне передом». И повернулась к Ивану избушка…

    Перейдём к рассмотрению следующей строки:
    «Там лес и дол видений полны…»
    Выстроим логическую цепочку: ВИДЕТЬ – ВИДЕНИЕ – УДИВИТЬ – ДИВО. Следовательно, видения – это то, что видимо и дивно, нечто удивительное. Возможно, видения у Пушкина – это миражи. Если у автора написано, что «лес и дол видений полны», то это значит, - их много. Их можно встретить и увидеть в любой географической точке Лукоморья, которое и само есть «чудо чудное, диво дивное».

    «Там о заре прихлынут волны на брег песчаный и пустой, и тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных, и с ними дядька их морской…»
    Такое уточнение времени, как «о заре», играет роль не просто временную. «Заря» и «витязь» связаны своей светоносной сущностью. Заря – зарождение света. Витязь же «прячет» в себе древний корень «вит», также означающий «свет».
    Сами витязи, возможно, титаны. Они связаны с морем, как с началом жизни.

    Что же ещё происходит в Лукоморье?

    «Там королевич мимоходом пленяет грозного царя…»
    В данном случае королевич является образом защитника, героя-воина. То, что он «мимоходом пленяет грозного царя», показывает нам его силу, ловкость и удаль.

    «Там в облаках перед народом через леса, через моря, колдун несет богатыря »
    - Символом чего является колдун? Волшебство, зло, злые чары.

    «В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит…»
    Образ царевны в темнице мы можем связать, с образом Кощея Бессмертного. Змея Горыныча и Кощея иногда представляют как бога дождевых туч, закрывающего (похищающего) солнце. Кощей налетает тучей – прячет царевну-солнце в «темнице».
    Но «бурый волк ей верно служит…», то есть тотемный зверь, каковым в нашем случае, судя по всему, и является волк, олицетворяет светлое спасительное начало. Некоторые исследователи полагают, что Пушкин использует диалект Псковской области при описании цвета волка. Там прилагательное «бурый» означает «тёмный, серый».

    «Там ступа с Бабою-Ягой идёт-бредёт сама собой…»
    В своей ступе Баба-Яга ездила на шабаши ведьм, «погоняя толкачом или клюкою и заметая следы помелом». Баба-Яга в славянской мифологии – ведунья, травница, хозяйка зверей и птиц. Она живёт в лесу в уже упомянутой нами избушке.
    Образы, схожие с Бабой-Ягой, встречаются в мифах практически всех народов мира. По мнению многих учёных, образ Бабы-Яги восходит к всесильному женскому божеству. На древность этого существа указывает также тот факт, что Бабе-Яге присущи противоречивые свойства и качества: она и помощница, и противница, и дарительница волшебных предметов (а то и оружия), и сподвижница Кощея.
    Идёт, бредёт сама собой,
    -Почему бредет?
    -Что означает слово бредет? (т.е. идти с трудом, волоча ноги)
    Бродить - ходить по разным направлениям, отыскивая что-либо или без цели; едва ходить, еле таскать ноги, плестись, тащиться; идти тихо, вяло, лениво или с трудом, через силу. ( «Толковый словарь» В.И.Даля)

    Несомненно, очень интересен образ Кощея Бессмертного как хозяина подземного, чужого мира. Кощей отождествляется со Змеем Горынычем, символом подземного царства, именуемого «навь». Все подземные богатства, всё золото принадлежит ему:

    «Там царь Кощей над златом чахнет…».
    Имя «Кощей» происходит от слова «кошь», толкование которого у исследователей различно. Одни к примеру, считают, что «кошь» попадается в старославянских источниках в значении «сухой, тощий и стоит в ближайшем родстве со словом «кость».
    Понятие «кошь» с загоном для скота (кошара), то есть с богатством, так как скот – это мясо, шкуры, молоко, деньги, наконец. (Сравните: «кошелёк», «кошёлка»).
    «Кощей над златом чахнет». Подземная жизнь – не жизнь. Вероятно, поэтому так часто художники-иллюстраторы изображают Кощея в виде скелета (под землёй царствует смерть).
    Имя Кощея стало аналогией образа, который означает «измождённого непомерною худобою человека, особенно старика, скрягу, скупца, ростовщика, корпящего над своей казною» (В.И.Даль).

    «Там русский дух…там Русью пахнет!..»
    ДУХ – ДУША – ДУХОВНОСТЬ… Духовность – насыщенность духом, идеей, верой – является определяющей чертой русского национального характера. А.С.Пушкин не случайно упоминает о «русском духе». Все образы, заимствованные Пушкиным из мифов, русских народных сказок и сказаний, постепенно подводят нас к духовности, завершая ряд олицетворяемых ими черт русского менталитета: преданности, героизма, веры, жертвенности, мечтательности и т.д.
    А.С.Пушкин как истинный художник познал красоту русского устного народного творчества и представил его особенности в своих замечательных произведениях, в том числе в прологе к сказке «Руслан и Людмила» - «У Лукоморья дуб зелёный…».

    - Давайте немного поиграем!
    Я называю героя, а вы называете глаголы, которые обозначают действия этих героев.
    Итак, начнем!

    Кот ученый -ходит
    Леший- бродит
    Русалка - сидит
    Избушка на курьих ножках - стоит
    Тридцать витязей - выходят
    Королевич - пленяет
    Колдун - несет
    Царевна - тужит
    Бурый волк - служит
    Баба Яга- идет, бредет
    Кощей - чахнет

    Беседа, устное словесное рисование, словарная работа.
    - Ребята, чем можно нарисовать картину? Правильно, красками, карандашами, фломастерами…

    Слайды 22-24
    Посмотрите, пожалуйста, как красочно художники иллюстрации к прологу.

    Слайд 25
    А мы попробуем сейчас нарисовать картину словами. В литературе это называется словесное рисование. Для того, что бы словесно нарисовать сказку, необходимо ответить на следующие вопросы:

    -Если бы нам пришлось изобразить чудесный мир, описанный в пушкинском прологе, на холсте, с чего бы вы начали, какой была бы композиция вашей картины?
    -Хорошо ли вы представляете себе героев и фрагменты сюжетов, которые надо запечатлеть?
    -Найдется ли место на вашей картине для автора пролога?

    Работа с текстом.
    Выразительное чтение пролога учащимися
    Почему пушкинский пролог называют краткой энциклопедией русского сказочного фольклора?

    Слайд 26
    Творческая работа
    «И строчка каждая рисунком хочет стать…» к прологу поэмы «Руслан и Людмила».
    Я предлагаю вам сейчас очутиться в сказочном мире и нарисовать одного из героев пролога.
    Для этого вам необходимо взять у меня из рук один из конвертов и посмотреть задание.
    КОНВЕРТЫ

    Рефлексия
    Слайд 27
    Ребята, а теперь давайте подведём итог нашей работе, и я предлагаю вам оценить каждому свою работу на уроке.
    Для того, чтобы вам легче было это сделать , предлагаю вам воспользоваться Памяткой, в которой говорится:
    Сегодня на уроке я выполнил (-а) следующие задания:
    -Устно отвечал на поставленные вопросы
    -Давал(-а) характеристику героям
    - Принял(-а) участие в словарной работе
    - Работал (-а) по учебнику с текстом
    - Работал(-а) в парах
    - Я рисовал(-а)
    - Лучше всего мне сегодня удалось…
    - Я оцениваю свою работу на …


    Музыка
    Ф.Е Шольцем балет «Руслан и Людмила»

    Домашнее задание: Выразительное чтение наизусть «Пролога»

    Приложение.
    А.С. Пушкин. Из поэмы "Руслан и Людмила".
    У лукоморья дуб зелёный; Там русский дух... там Русью пахнет!
    Златая цепь на дубе том: И там я был, и мёд я пил;
    И днём и ночью кот учёный У моря видел дуб зелёный;
    Всё ходит по цепи кругом; Под ним сидел, и кот учёный
    Идёт направо - песнь заводит, Свои мне сказки говорил.
    Налево - сказку говорит.
    Там чудеса: там леший бродит,
    Русалка на ветвях сидит;
    Там на неведомых дорожках
    Следы невиданных зверей;
    Избушка там на курьих ножках
    Стоит без окон, без дверей;
    Там лес и дол видений полны;
    Там о заре прихлынут волны
    На брег песчаный и пустой,
    И тридцать витязей прекрасных
    Чредой из вод выходят ясных,
    И с ними дядька их морской;
    Там королевич мимоходом
    Пленяет грозного царя;
    Там в облаках перед народом
    Через леса, через моря
    Колдун несёт богатыря;
    В темнице там царевна тужит,
    А бурый волк ей верно служит;
    Там ступа с Бабою Ягой
    Идёт, бредёт сама собой,
    Там царь Кащей над златом чахнет;
    Категория: Разработки уроков | Добавил: Ирина (06.02.2014) | Автор: Ирина E
    Просмотров: 2998 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 3
    3 Alma1960  
    0
    Замечательная разработка урока, возьму на заметку! Спасибо!

    2 Эльвирок  
    0
    Ирина Владимировна, Ваш урок содержит различные виды работ. Замечается межпредметная связь. Спасибо за материал!

    1 Ирина  
    0
    Здравствуйте, я отправила вам разработку урока литературы 5 класс. вышлите мне, пожалуйста, если это возможно, сертификат на электронный адрес: irina-colnse@mail.ru

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]