Урок литературы в 11 классе по творчеству М. А. Шолохова
Урок литературы в 11 классе по творчеству М. А. Шолохова Учитель русского языка КГУ «Общеобразовательная школа № 25» г. Сатпаев Карагандинской области Ильченко В.В. Тема «В годину смуты и разврата Не осудите, братья, брата» (по ранним рассказам М. А Шолохова) Задачи. Способствовать уяснению фактов из биографии, первого этапа творчества писателя, темы идеи сборника « Донские рассказы» ,авторской позиции. Способствовать развитию речи ,выразительного чтения ,умения анализировать художественный текст, актерского мастерства учащихся. Способствовать формированию гуманизма, милосердия, активной жизненной позиции учащихся. Тип урока: формирование новых знаний Форма урока: устный журнал Эпиграф «А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других» М. Волошин Оборудование: интерактивная доска, репродукции В. А. Щербакова, работы учащихся , портрет писателя, песни в исполнении кубанского хора. План урока 1. «Я родился на Дону…» 2. «Шибко я комиссарил…» 3. « Как степной цветок…» 1.Организационный момент 2.Актуализация знаний Сегодня мы с вами продолжим знакомство с творчеством М. А. Шолохова. А что вы знаете об этом человеке и его творчестве? Знаю(самостоятельная запись в тетради) Кто является главным героем его произведений? (Казачество) Сообщение учащегося «Донское казачество» Запись в тетради Казаки – свободные люди Где разворачиваются события? На Дону Выразительное чтение наизусть. Родная степь! Горький ветер, оседающий на гривах косячных маток и жеребцов. На сухом конском храпе от ветра солоно, и конь, вдыхая горько-соленый запах, жует шелковистыми губами и ржет, чувствуя на них привкус ветра и солнца. Родная степь под низким донским небом! Вилюжины балок суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравившим гнездовым следом конского копыта,курганы в мудром молчании, берегущие зарытую казачью славу…Низко кланяюсь и по-сыновью целую твою пресную землю,донская, казачьей политая степь(М. Шолохов) Обращение к иллюстрациям художника В. Щербакова Донская степь, приволье не оставили равнодушным и советского художника В. Щербаков, который запечатлел эти просторы в своих картинах. По-сыновьи любил Шолохов свою землю, Тихий Дон,казачий быт и уклад , а еще любил он казачьи песни,от которых и больно, и ласково на душе. И они катятся от края , и никогда не забудешь их.Песня в исполнении кубанского хора. Нацеливание (Обращение к теме урок,определение задач)Об этой казачьей земле,о ее людях мы будем говорить сегодня. Мы познакомимся с фактами из биографии М. Шолохова, с начальным этапом его творчества, с «Донскими рассказами». Запись в тетради плана урока. 3.Формирование новых знаний А)» Я родился на Дону…»(презентация учащихся , учащиеся составляют хронологическую таблицу по биографии и творчеству писателя. (Видеозапись передачи «М. Шолохов») Дополнения учителя. «Я родился на Дону , рос здесь , учился, формировался как человек и писатель…И,будучи патриотом своей Родины , с гордостью говорю, что являюсь патриотом и своего родного края» (М. Шолохов). С самого рождения маленький Миша дышал чудесным степным воздухом над бескрайним степным простором, и жаркое солнце палило его. И Тихий Дон неизгладимо вошел в его сердце. И покосы в займище, и тяжелые степные работы- все это знал будущий лауреат Нобелевской премии. Начальное образование получил у сельского учителя Мрыхина на хуторе Каргинском. Дальнейшие факты из биографии вы узнаете из видеопередачи Б) «Шибко я комиссарил...»(презентация учащихся )В годы гражданской войны в период установления советской власти М . Шолохов гонялся по степи за бандой Фомина, выполнял функции продкомиссара. А в 1921 году произошла встреча с батькой Махно. Богатый жизненный материал и желание рассказать об этом вынес будущий писатель из тех пламенных лет. В 1922 году он едет в Москву .(видео запись) В) « Как степной цветок» (работа с учебником (страница 188), запись в тетради по схеме: название рассказа – год издания ,.) Дополнение учителя .Редактор газеты «Ленинец» рассказывает: « Я бывал у Шолоховых в Очаговом переулке… Небольшая мрачная комната, одна треть которой перегорожена тесовой стенкой. В этой части работают кустари – сапожники… Стучат молотки, кто-то поет, кто-то шутит, другой насвистывает. По вечерам у них пьянка, галдеж, порой и драки. А за перегородкой узкая комнатка. Здесь живут Шолоховы» А сотрудник журнала « Комсомолия» вспоминает: « В редакцию пришел паренек в залатанной и выцветшей шапке-кубанке, задвинутой на затылок, и каком-то полувоенном лапсердаке, тоже изрядно поношенном и заштопанном. Он принес рассказ и попросил тут же его прочитать. Рассказ назывался «На бахче» подпись под рассказом стояла М. Шолохов, имя это мне нИчего не говорило, но рассказ понравился» А .Серафимович, который поддержал Шолохова в эти годы, сказал слова одобрения к первому сборнику М. Шолохова: «Как степной цветок, живым пятном встают рассказы Шолохова.. Образный язык. Тот цветной язык, которым говорит казачество. » Анализ рассказа «Родинка» ТемОЙ рассказа является изображение гражданской войны Идея рассказа заключается в изображении трагедии миллионов людей, оказавшихся по разные стороны баррикад Герои рассказа История их жизни героя. Жизненная позиция героя Продолжим рассказ. Последняя мысль атамана… Авторская позиция (обращение к эпиграфу урока) Смысл названия рассказа (родинка, родина, родители, родня) Трагедия народа в «годину смуты и разврата» автором раскрывается в частной трагедии героев. В» Донских рассказах» М. Шолохов воссоздал казачество в годы гражданской войны, вскрыл острые социальные конфликты, возникшие между бедняками и середняцкими массами с одной стороны и кулаками-богатеями - с другой. Страшная трагедия, когда отец идет на сына, а сын – на отца, но автор не обвиняет ни того , ни другого, ему больно за каждого из них. Опережающее задание : а)Эссе-размышление « Стоит задуматься ..» б) Работа художников-оформителей. Создание обложка к сборнику «Донские рассказы» Вывод: Тяжелое время выпало на долю автора и его героев , каждый выбрал свой путь, свою стежку – дорожку. Казаки веселый, добродушный, смешливый народ. Как соберутся кучкой, так гогот, свист, друг друга могут высмеять, позубоскалить. М. Шолохов впитал с кровью матери этот живой язык, который так волшебно расцвел в рассказе «Про Колчака, крапивы и прочее..» (пересказ, близкий к тексту.) Мы с вами познакомились с некоторыми рассказами М. Шолохова. Что объединяет эти произведения? (тема , идея рассказов) Казалось бы, все они разные , но в них ярко проявляется авторская позиция, которая определена в нашей теме « В годину смуты и разврата не осудите, братья, брата». При получении Нобелевской премии М. А . Шолохов сказал : « Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества .» Выполнил ли эту задачу писатель? Чему научили вас эти рассказы? Узнал (запись учащимся в тетради) Хочу узнать (запись в тетради) Домашнее задание: Роман «Тихий Дон» 1 группа – Исторические события, изображенные в романе 2 группа – Традиции и обычаи казачество в романе 3 группа – Тема любви в романе